Пробуем Nucleum

Nucleum – одна из немногих игр 2023 года, которую очень хотелось попробовать. И вот, благодаря читателю блога Дмитрию, мне это, наконец-то, удалось. Далее первые впечатления от партии на двоих.
Сразу хочу сказать про опасения, по причине которых игру долго не решался покупать. Во-первых, сложность (на BGG она 4.15/5) – на подобное довольно трудно собрать компанию, да и часто такое не пораскладываешь. Ну, и нередко такие игры на двоих играются не очень. Во-вторых, не нравилась эта коричнево-зелёная палитра и, в целом, стимпанковский сеттинг. Мне больше по душе евро, приближенные к реальности что ли. Но… любопытство всё же взяло верх.

Если честно, то в начале правил меня не покидало ощущение, что Nucleum – это некий плагиат на Брасс. Похожие личные планшеты со зданиями, которые нужно переворачивать за, в том числе, и уголь; ограничения при строительстве и принципы использования своей/чужой инфраструктуры; шахты и железные дороги… Но, чем дальше я погружался в творение небезызвестных Luciani и Turczi, тем больше различий всплывало. И уже после партии чётко понял, что Nucleum хоть и заимствовал некоторые элементы из классики, но он всё же не такой строгий и непрощающий ошибок, а более дружелюбный и с рядом своих самобытных нюансов.

Первая отличительная черта – занятная ключевая механика, когда в свой ход пристраиваешь к верхней части планшета один из прямоугольных жетонов и выполняешь указанные на нём два действия. Основных действий 5 штук. Развитие позволяет купить на рынке новые жетоны с более вкусными эффектами, скидками и т.д. Контракт, само собой, даёт возможность взять один из открытых контрактов-заданий, выполняя которые можно не только пополнить очковый багаж, но и изучить полезные технологии. С помощью урбанизации строятся здания с планшета. Индустриализация позволяет выкладывать шахты и тем самым добывать уран, а также возводить турбины вблизи электростанций. И, наконец, с помощью снабжения энергией здания переворачиваются на сторону с победными очками и прочими плюшками, чаще всего на увеличение дохода.

В принципе, правила хоть и объёмные, но трудности у меня возникли лишь с подпиткой зданий. Дело в том, что сперва нужно выбрать подходящую электростанцию, куда можно легально доставить уголь с внешнего рынка или же уран из собственных шахт. Ну, и потом переработанный уголь или уран в качестве заветной энергии необходимо пригнать к зданию. А ведь ещё нужно учитывать лимит по переработке урана (для этого и нужны турбины), стоимость угля (со временем он только дорожает) и, разумеется, наличие железнодорожных путей.

И вот тут появляется вторая возможность в свой ход – построить дорогу. Для этого понадобится тот же жетон действия, но теперь он кладётся на выбранный участок пути и помечается рабочим. Причём, если его края совпадают с цветом города (или другим ранее выложенным жетоном), то игрок тоже получает указанный бонус. Таким образом расширяется своя сеть, но в тоже время навсегда теряются жетоны с действиями.

Для меня снабжение энергией и строительство дорог оказались наиболее волнительными и напряжёнными моментами, требующими тщательного планирования. Хочется выстроить наиболее эффективную инфраструктуру и одновременно поддерживать запас жетонов, чтобы на них был перечень всех основных действий.

С действиями и прокладкой путей разобрались, осталась ещё одна опция – так называемая перезагрузка. Она нужна для того, чтобы получать доход и возвращать жетоны действий, сыгранные над планшетом. Тут тоже, к слову, имеется интересный нюанс – доход ты получаешь по прокачанным маркерам, но до последнего выложенного жетона, что заставляет выкладывать более длинную цепочку.

Ещё перезагрузка позволяет скопленные жетончики звёзд-достижений (даются, в основном, за подпитку зданий) сконвертировать в множители для общих целей на специальном поле. Тоже интересная идея, так как в каждой цветной зоне у игрока может быть только один маркер (если уже есть, и ниже поставить нельзя, то получаешь компенсацию в монетах и рабочих, но в конце штрафные очки), а для каждой цели можно получить аж по два множителя.

Заканчивается партия снова не по привычным раундам, а после того, как выполнится определённое количество (в дуэли – 3) условий из 5 возможных: истощится рынок жетонов действий, закончатся серебряные и золотые контракты, каждый игрок минимум трижды “перезагрузится”, кто-либо наберёт 70 ПО, или кто-то изучит все 8 технологий.

Кстати, о технологиях. В начале партии вместе с планшетом каждому достаётся пристройка (поле экспериментов) с набором уникальных технологий, жетонов действий и свойством для одной из турбин. По сути, это некое подобие ассиметричных сторон. Повторюсь, технологии можно открывать преимущественно за выполнение контрактов.

Разумеется, я опустил кучу нюансов, но зачем лишний раз ими грузить, сложность говорит сама за себя. Но хочу отметить, что даже в первой партии мы не наделали существенных ошибок. Ну, имеется в виду по части правил. А так, конечно, первый раз тупили знатно, пока въехали во все эти взаимосвязи.

Игра приятно удивила тем, что в ней действительно много интересных находок. Кроме того, с правилами первая партия у нас заняла 2.5 часа, что более чем терпимо. К слову, мы так увлеклись, что вторую половину провели на ногах. Получается, что на двоих реально уложиться в пару часов или даже меньше. Кстати, впечатления от дуэли отличные, тут под это дело имеется своё компактное поле.

Ещё одна сильная сторона процесса, на мой взгляд, это планирование. Интересно думать над очерёдностью розыгрыша жетонов действий и расширением своей сети, подстраиваться под соперников, подгадывать с перезагрузками. А главное, нет ощущения закипания мозга. Ну, и взаимодействием не обделили, можно и к путям соперников подмазаться и их турбины покрутить (за деньги, правда).
Что ещё понравилось – игра тебя не пинает за ошибки, а наоборот, почти всегда поощряет. Да, есть небольшой штраф, когда не смог собрать достаточное количество звёзд, но в остальном – каждое действие приносит некую выгоду и часто не одну, будь то какой-то ресурс или прочий бонус.

В общем, сия увесистая коробка превзошла мои скептические ожидания, осталось теперь пройти проверку временем. А то часто бывает так, что подобное комплексное евро изначально заходит, но потом на столе появляется, в лучшем случае, раз в год. Осторожно поставлю 8/10, а там посмотрим. Но поле вживую всё равно не очень, какие-то цветные кляксы на фоне зелёного болота. Ещё хочется пожурить издателя за картонки “собери сам” вместо внятного органайзера (а он тут пригодился бы, подготовка не быстрая). Но спасибо хоть за двуслойные планшеты. Правда, с полем экспериментов беда, там такие тонкие перегородки, боюсь, долго они не протянут.

У меня с Нуклеумом была любовь с первого взгляда. Сыграли уже партий 20, полет норм. Доп пока не трогали, все времени не хватает… С ним, говорят, вообще огонь. Понравилось именно то, что тут меньше экономики, больше евро, и можно ошибаться) Единственно, кажется, что планшет а сильно проще… играем без него.
Тэкс… точно, там же уже 2 допа вышло😁
Нуклеум тоже относительно недавно опробовали, сыграли несколько партий. Огонь же игра) Не такая сложная, как кажется поначалу, но зато суперкомбинаторная. Да, наборы технологий пока что кажутся не особо сбалансированными, но, возможно, просто одни проще применить, а под другие нужно подстраиваться.
Я посмотрел, что в дополнениях, так в одном ввели аукцион за эксперименты в начале партии, чтобы это поправить. По первой партии тоже +/- огонь, очень понравилось)
Сыграл в Нуклеум 5 партий в разных по количеству игроков составах. Основные претензиий две. Во-первых, салатность набора очков — сейчас уже и не вспомню, за что они даются, но по ощущениям, что за всё подряд без особой обоснованности получения оных в конкретный момент. Во-вторых, мне очень не понравились контракты в игре — для их выполнения в целом не надо ничего особенного делать, просто “развивать” планшет, иногда с упором в ту или иную сторону. Сравню с Плотиной, где выполнение контрактов привязано к механике поставки энергии. Можно сказать, что в Нуклеум такими контрактами Плотины являются сами здания (так как переворачиваются за выработку энергии), но тогда они довольно однообразные.
Игра не то чтобы плохая, играется гладко. Но интерес к ней быстро угас
Про салат всё верно, я даже в первой партии особо не заморачивался, за что там очки дают, просто хотел понять, как всё работает. Отметил просто для себя, что есть здания, трек звёзд, треки дохода и по чуть-чуть ПО в остальном. Посмотрим, как с опытом будет складываться логика и понимание стратегий, очков много можно набрать по ощущениям в основных направлениях. Цели, да, несложные, но мне понравилось, что это как инструмент получения недостающих ресурсов и технологий. Интересно, проживёт ли у нас 5 партий? :Р
Интересно, попробовал бы при возможности. Но тема и оформление мимо. Только из-за механик бы присмотрелся.
Мы пока в крыс Вистара играем. После 4 партий на выходных ( 1 в субботу и 3 в воскресенье подряд) было желание на следующих тоже сыграть в крыс, но жена сказала, что нужно притормозить. Боялись что игра приестся, но этого не случилось. Недавняя партия показала, что играется всё также свежо, не смотря на то что видели всю колоду изобретений(специально не добавляли отыгранные в прошлых партиях карты). Ну и моё уважение художнику – каждая карта индивидуальна(на некоторых даже есть отсылки на поп-культуру).
Ну что же вы делаете, придётся и её пробовать, получается ))
Всё понимаю, сама не сяду 😅😅
Я забыл, ты пробовала? Я уже двух человек подсадил (ну как, сказали, что очень хорошо) :Р
Неее, не хочу ввязываться 😅😅
А надо🤣