Home > Nations > Nations – от колесницы до подводной лодки за восемь раундов

Nations – от колесницы до подводной лодки за восемь раундов

Для начала хочу ещё раз поблагодарить всех, кто принял участие в недавнем опросе и тем самым облегчил мне выбор игры для обзора. Напоминаю, что победила Nations, и именно о ней будет мой сегодняшний рассказ.

О Nations я впервые услышал примерно год назад, когда на BGG появилась карточка игры и одна единственная фотография прототипа. Тогда все обсуждали, чем же ещё удивит Lautapelit.fi после невероятно успешного Эклипса. Подогревало интерес и то, что новинку причислили к категории civilization games.

Потом было долгое затишье, а где-то пару месяцев назад издатель выложил правила, из которых стало понятно, что нас ждёт карточная цивилизация наподобие Through the Ages: A Story of Civilization. Ознакомившись с правилами, я тут же занёс игру в вишлист, так как в ней было всё то, что мне нравится в карточных игрушках, а тут ещё и эпичностью попахивало (в хорошем смысле этого слова).

Играем в Through the Ages

Решающим фактором, развеявшим мои сомнения о покупке, стала партия в ту самую Through the Ages, игру, ставшую для создателей Nations основным вдохновителем, чего они, собственно, и не скрывают. Вердикт был таков: Through the Ages – отличная глубокая стратегия, но уж больно изматывающая, как общим временем партии, так и даунтаймом в частности, ведь ход игрока порой может затянуться на 20-30 минут. Но самое интересное было то, что сопоставив правила Nations с ТТА, на ум приходило только одно: “Да это же клон чистой воды!”. Клон – не клон, давайте разбираться.

Коротко об игре

В Nations игроки вершат судьбы великих цивилизаций, ведя их к процветанию через четыре эпохи, начиная с доисторических времён и вплоть до Первой мировой войны. Как и положено игре подобного жанра, тут есть все основные составляющие, отвечающие за глобальность происходящего: строительство, производство, технологии, культура, война. Следовательно, на протяжении всей партии игрокам предстоит не только развивать свою цивилизацию, но и обеспечивать ей защиту и удивлять остальной мир своими достижениями в возведении величайшего наследия человечества – Чудес Света.

Конечно, надо понимать, что, несмотря на всю “громкость” представленного выше описания, развитие собственного кусочка мира тут довольно поверхностное, так как сжато оно до уровня колоды, состоящей из карт зданий, колоний, военных отрядов, советников, тех самых Чудес Света и т.д.

Что касается основных механик игры, то нас ждёт открытый драфт карт, а точнее – покупка с рынка, и их активация с помощью фишек рабочих.

Ход игры

Каждая цивилизация берёт начало на отдельном планшете, на котором изображены четыре стартовых мирных строения – храм, каменный карьер, ферма и караван, а также одно военное – школа по подготовке свирепых мужланов с топорами.

Эти пять построек уже изначально исчерпывают лимит синих (здания) и красных (военные отряды) карт, впоследствии их можно будет только улучшить, накрыв новыми. Как видно, помимо упомянутых построек, на планшете имеются разноцветные рамки под карты других типов, и на них также установлен строгий лимит. В нижнем правом углу планшета указан начальный капитал игрока, состоящий из некоторого количества рабочих, победных очков и трёх основных ресурсов – еды, золота и камня. Левее же расположился запас рабочих, доступных для найма по ходу партии. Не бесплатно, конечно.

С планшетами разобрались, осталось только представить центральное поле и рынок. Поле рынка служит исключительно для наглядности и удобства, оно просто напоминает, сколько карт нужно докладывать в начале раунда, плюс указывает на “стоимость” каждого ряда. Основная же функция центрального поля – учёт таких нематериальных ресурсов или лучше сказать, показателей, как военная мощь, стабильность и знания. Кроме того, тут имеется трек порядка хода, счётчик раундов, напоминалка о выбранном уровне сложности и специальное место для текущей карты событий и кубиков архитекторов.

Напомню, что игра длится 4 эпохи, на каждую из которых отведено по два раунда. Получается, что вся партия займёт 8 раундов. Каждый раунд начинается и заканчивается определёнными техническими манипуляциями, основные же события происходят в фазу действий. Но обо всё по порядку.

Обновление рынка. Рынок доступных для покупки карт обновляется частично: сперва из игры уходят невостребованные карты с первых двух уровней, далее карты с самого дорогого третьего уровня перемещаются на первый, а затем все свободные места заполняются новыми картами из стопки текущей эпохи. Получается, что правильно воспользовавшись преимуществом первого хода, игрок может купить нужную карту позже, но втрое дешевле.

Процветание. В этот момент цивилизации игроков переживают славные времена. Люди ликуют, вино льётся рекой, никаких войн, природных катастроф, всё тихо-мирно. Это означает, что все получают или бонус в виде одного из трёх основных ресурсов (1, 2, 3 или 4 единицы, в зависимости от выбранного уровня сложности), или возможность нанять дополнительного рабочего за еду или стабильность. К слову, разжиться на трудягу можно только в эту фазу, ну и ещё с помощью специальных карт, которых ничтожно мало.

Новые события. После процветания вскрывается новая карта событий (фиолетовая), на ней указаны две исторические даты с бонусами и пенальти, которые затронут цивилизации ближе к концу раунда. Кроме того, вверху карты иногда имеется один или несколько дополнительных архитекторов, доступных на раунд (дополнительных потому, что некоторое их количество доступно всегда, и обуславливается оно числом игроков), а также число еды, которое потеряют игроки в фазе голода. Стоит отметить, что события тут иной раз бывают похлеще, чем войны.

Действия. Вот мы и дошли до самой сути, развития своей цивилизации. В этой фазе игроки по очереди выполняют по одному действию, пока не спасуют. Возможных действий три: купить карту с рынка, послать рабочего на здание/военную карту, или же нанять архитектора и построить этап Чуда Света.

Теперь подробней о том, куда можно инвестировать золото, и для чего нужны рабочие и архитекторы. Итак, в игре 8 типов карт:

Строения (синие). О них я уже немного успел рассказать. Строения представляют собой различные учебные заведения, религиозные и культурные здания, шахты, заводы… в общем, всё, куда цивилизация может вложить свои средства для скорейшего развития и процветания. Планшет игрока имеет всего 5 мест под карты данного типа, это означает, что одновременно цивилизация может иметь лишь 5 строений. Вверху карты всегда указано два ресурса, которые она производит. Причём сочетания бывают самые разные, из-за чего перед игроком иногда встаёт непростой выбор, что накрыть, а что оставить. Что касается добычи ресурсов, то золото, камень, еду и знания синие карты приносят строго в фазу производства, а вот показатели стабильности и военной мощи меняются сразу же. Ах да, забыл сказать самое главное, строения абсолютно бесполезны, если на них нет рабочих, то есть “голые” карты, какими бы крутыми они не были, не принесут вам ничего. Следовательно, их нужно активировать миплами, что делается за камень – тематически это объясняется тем, что рабочий как бы строит это здание. Рабочих на одной карте может находиться сколь угодно, при этом бонус суммируется, но заменяя карту, они уходят в запас. И последнее, в конце партии миплы на строениях принесут победные очки, но не все, а ровно столько, сколько их указано на карте.

Военные отряды (красные). Военные карты работают точно так же, как и строения, более того, они входят в тот же самый лимит. Другими словами, у игрока может быть любая пропорция синих и красных карт, но общее их число не может быть больше пяти. Как показывает практика, обычно игроки раскошеливаются на 1-2 красные карты, так как отряды не только не приносят ресурсов, но ещё и сами кушать просят. Но это не умиляет их полезность, ведь сильная армия поможет пережить различные неблагоприятные события, подчинять колонии, совершать набеги на нейтральные войска, а также нагибать другие цивилизации, объявляя им войну. Напомню, что при манипуляциях, связанных с картами отрядов, пересчёт военной мощи происходит сразу же, вне зависимости от того, помещается ли фишка на карту или убирается с неё. В качестве напоминания, количество ресурсов, которые игрок получает/теряет незамедлительно (военная мощь и стабильность), указано в квадратике.

Колонии (зелёные). Чтобы приобрести карту колонии, мало просто потратить золото, требуется ещё наличие определённого уровня военной мощи. Правда, и награда будет немаленькой – колонии не только сами по себе приносят победные очки, но и производят ресурсы без необходимости посылать на них рабочих. К сожалению, одновременно у игрока может быть не более двух карт данного типа.

Сражения (серые). Приобретение карты сражения означает нападение на какое-то нейтральное войско. При этом карта сбрасывается, а игрок тут же получает на выбор один из указанных ресурсов в количестве, равном силе набега. Для определения сего показателя, достаточно взять самую сильную военную карту, на которой находится хотя бы один рабочий – сила набега указано в красном горящем кружочке. В принципе, таким образом отряды могут не только себя окупать, но и приносить дополнительные ресурсы.

Чудеса Света (коричневые). Как видно из планшета игрока, в разработке у цивилизации может быть только одно Чудо, а готовых – целых пять. По свойствам Чудеса близки к колониям: они приносят победные очки, ресурсы и не требуют рабочих. Более того, некоторые из Чудес обладают постоянными полезными эффектами. Возвести же Чудо не так просто: делается это в несколько действий-этапов, и каждый этап требует определённое количество камня и кубик архитектора, который берётся из запаса на текущий раунд.

Советники (оранжевые). Советники играют роль неких лидеров, духовных наставников цивилизации. Опять же они могут приносить различные ресурсы, обладать постоянным свойством, а иногда даже в чём-то ущемлять игрока, давая хороший бонус взамен на соблюдение определённых условий. Советник может быть только один, и, покупая нового, старого придётся свергнуть.

Карты золотой эпохи (жёлтые). Эти карты работают так же, как и сражения, но не требуют силы набега. Вдобавок, у игрока есть выбор, или взять указанный ресурс, или обменять лишние ресурсы на одно очко. Отмечу, что с каждой эпохой победное очко становится дороже.

Война (чёрные). Война затрагивает все цивилизации, а игрок, купивший её, просто устанавливает планку, достигнув которую, можно избежать негативных последствий. Карта идёт на специальное место на центральном поле, напоминая о том, что за раунд может быть только одна война. После этого чёрный диск помещается на шкалу военной мощи на деление, где находится фишка игрока, инициировавшего войну. В конце раунда, а именно, после фазы производства, цивилизации, не сумевшие или не захотевшие повышать силу своей армии до уровня агрессора, получают пенальти в виде потери указанных на карте ресурсов и одного победного очка. Если по ходу раунда, инициатор войны увеличил свою военную мощь, то на диск это никак не повлияет, а вот, если он “сполз” ниже собственноручно установленной планки, то и он сам, как говорится, попадёт под раздачу.

С действиями и картами закончили, вроде ничего не забыл. Идём “по раунду” дальше.

Производство. Сразу же после выполнения действий игроки подсчитывают золото, камень, еду и знания, которые они получают/теряют на всех картах, а также проверяют уровень своей стабильности. Цивилизация, находящаяся в упадке, то есть, с негативной стабильностью, теряет знания и одно победное очко. Кроме того, если игрок не способен прокормить своих рабочих или ему просто не хватает, к примеру, камня, то снова придётся расплачиваться знаниями и терять по одному очку за каждый тип “проблемного” ресурса. В общем, покупая здания и распределяя рабочих, нужно всё время держать в голове количество произведённых и затраченных ресурсов, иначе можно попасть впросак. Да, минус одно-два очка за раунд на первый взгляд кажется не столь серьёзной потерей, но учитывая средний результат за партию в районе 30-50 очков, становится понятно, что увлекаться этим не стоит.

Порядок хода. Определяется порядок хода на следующий раунд по уровню военной мощи. В случае ничьи сравнивается стабильность.

Война. Если в течение раунда кем-то из игроков была объявлена война, то в этот момент разыгрывается её негативный эффект. Пострадавшие расстаются с указанным ресурсом и одним победным очком. Нет ресурса – плати знаниями и теряй ещё одно очко. Важный момент: потерю ресурсов частично или полностью можно нейтрализовать стабильностью, то есть каждое очко стабильности спасает один любой ресурс, при этом стабильность снижать не надо. Выходит, что для игрока с высоким уровнем стабильности последствия проигранной войны упираются лишь в потерю одного очка.

События и голод. После войны на цивилизации обрушиваются объявленные в начале раунда события и пенальти в виде потери еды. Плохие события обычно затрагивают игроков с самым низким уровнем военной мощи или стабильности, и, наоборот, поощряют тех, кто в этих показателях преуспел. От голода же никому не отвертеться, еду отдают все без исключения.

Очки. Помимо финального подсчёта очков, после каждого второго раунда происходит небольшой промежуточный, во время которого игроки получают по одному очку за каждую цивилизацию, находящуюся ниже их на треке знаний. Что касается подсчёта очков в конце партии, то багаж игрока складывается из: очков, полученных по ходу партии; очков за колонии и Чудеса Света; очков за рабочих на зданиях и военных картах; и очков за все-все-все ресурсы, которые складываются вместе и делятся на 10. Всё это фиксируется в блокнотике, после чего происходит поклонение цивилизации, набравшей очков больше всех.

Впечатления

Начну с того, что мне понравилось в Nations. Как я уже говорил, в ней присутствует открытый драфт и активация карт с помощью рабочих, что невольно напоминает мне об одной из любимых карточных игр, Новой Эре. Конечно, таких убойных комбинаций как в НЭ тут не прощупывается, но кое-что “завзаимодействовать” можно.

Приятно, что, несмотря на отсутствие поля, миниатюр и т.д., ощущение того, что ты проходишь некий отрезок времени вместе со своей компактной и порой даже нелепой цивилизацией, всё же присутствует – помогают в этом иллюстрации и свойства карт, которые усиливаются с каждой эпохой.

Ещё мне по душе кризисность, которая держит в напряжении всю партию, я имею в виду карты событий и войн. Думаю, что первую игру новички будут просто бороться за выживание. Многие, кстати, жалуются на то, что, мол, рабочие, слишком дорогие, но это лишь от нехватки опыта, 4-5 дополнительных миплов можно прокормить без труда. Вообще, кому в первый раз придётся тяжело, советую почитать в правилах советы от авторов и выбрать на партию самый низкий уровень сложности.

Это, кстати, четвёртый момент, который порадовал – возможность менять сложность в зависимости от уровня подготовки игроков. Тут вам и дополнительные стопки продвинутых/экспертных карт развития и событий, и обратные стороны планшетов с различным стартовым набором зданий/ресурсов и даже спец-способностями, и упомянутый ранее регулируемый бонус в фазе процветания.

Нации со свойствами

Нации со свойствами

Этот пункт плавно переходит в высокую реиграбельность, которая подпитывается не только разными стартовыми раскладками, но и тем, что в игре порядка 250 уникальных карт, а на партию выходит лишь часть из них.

Что немаловажно, с виду комплексная игра осваивается без проблем. Текста на картах мало, значки информативны, действия понятны. Разумеется, что потребуется как минимум партия, чтобы сообразить, на что уходят ресурсы, и привыкнуть к структуре раунда.

Но самый большой плюс, это, конечно, время партии, длится она ровно восемь раундов, в пересчёте на время – это где-то 30-40 минут на человека. Цивилизация за пару часов, это действительно неплохо.

Есть тут даже соло вариант. В этом случае каждый раунд вместо карты события тянется специальный тайл, он показывает характеристики виртуального оппонента, которые могут меняться по велению кубика.

Планшеты: TTA vs Nations

Планшеты: TTA vs Nations

Что до сходства с Through the Ages, то оно видно невооружённым глазом, как видно и то, что Nations – это облегчённый и слегка видоизменённый вариант ТТА. Недостатки вытекают из того, чем пришлось пожертвовать ради динамичности игры. Карты выходят не все – сложней планировать, следовательно, игра становится менее стратегичной. События случайные – приходится под них подстраиваться, опять минус к возможности что-то просчитать. Количество зданий лимитировано – со взаимодействием карт особо не разгуляешься. А как же достоинства? Самый жирный плюс в пользу Nations, и о нём я уже говорил, это время партии и отсутствие даунтайма, так как игроки выполняют микро-ходы по очереди, как в Эклипсе. Второй момент – это менее агрессивный геймплей и отсутствие доминантных стратегий (насколько я понял, в ТТА рулит только война и “лампочки”). Ну и ещё одна приятная мелочь – иллюстрации тут на всех картах и они довольно милые, акварельные.

Эволюция Лучника

Объективно Through the Ages глубже и где-то даже продуманней, но в увлекательности Nations, на мой взгляд, не уступает своему старшему брату. Другой вопрос, стоит ли покупать Nations, если уже есть ТТА. Мой ответ: если в ТТА вас всё устраивает, то даже не думайте смотреть в сторону Nations. Скорее всего, ничего, кроме разочарования, вы не получите, а потом ещё и наставите колов на BGG. В любом другом случае, обратить внимание на игру стоит, так как она может стать отличной, а главное, доступной и востребованной карточной цивилизацией. Да ещё, играя в Nations, можно потренироваться в запоминании дат различных исторических событий 🙂

Для меня Nations однозначно, одно из лучших приобретений прошедшего Эссена. Ставлю ей столько же, сколько и Through the Ages – 8,5/10. Почему не высший бал? Причина проста – игра хороша, но, как говорится, слишком много совпадений.

  1. November 20, 2013 at 01:17

    Не хилый отчет. Спасибо )

    • November 20, 2013 at 11:04

      Всегда пожалуйста!

  2. Baramon
    November 20, 2013 at 12:29

    Как то очень аскетично по оформлению

  3. November 20, 2013 at 12:33

    Игра классная. Про разницу между Nations и TtA согласен – TtA конечно круче, но Nations играется очень приятно, без напряга. В следующий раз надо ещё зарубить!

    • November 20, 2013 at 18:22

      Бронируй субботу!

  4. November 20, 2013 at 17:27

    Очень ждал этого отчёта, очень. Видимо придется брать Nations, потому что мы без ума от карточных цивилизаций.

    • November 20, 2013 at 18:22

      Если без ума, то однозначно надо брать.

  5. November 20, 2013 at 18:27

    А я нейтрально отношусь. Почитать интересно но пока не до нее ))

  6. November 21, 2013 at 13:58

    Спасибо за обзор. Я люблю спокойный, не кричащий дизайн, в стиле Alea, но в данном случае как-то совсем грустно становится. По оформлению точно не моё. Странно, на самом деле, Eclipse то вон какой привлекательный внешне.

    • November 22, 2013 at 11:50

      Ну, вот так принято карточные цивилизации оформлять 🙂 Я когда со стороны на ТТА смотрел, тоже поражался убогостью, но когда сам сыграл, понял, что не так всё плохо, процесс вытягивает. А Nations внешне даже получше. Только мне лично миплы не нравятся, слишком крупные.

  7. November 21, 2013 at 21:52

    Примерно то, что и ожидал, спасибо за оперативность.
    А мне, кстати оформление нравится, как раз подходящее для цивилизации, но это уже вкусовщина – каждому свое.

    • November 22, 2013 at 11:51

      Пожалуйста. Если что, следующий обзор на Legacy буду писать.

  8. November 22, 2013 at 22:17

    Спасибо огромное за обзор! Я игру вчера по почте получила. Теперь с правилами разбираюсь и карты в протекторы вставляю :))) А обзор на Legacy тоже жду с нетерпением, очень интересны твои впечатления, т.к. мне самой игра очень понравилась.

    • November 23, 2013 at 15:07

      Пожалуйста. Там, кстати, карты интересно так запакованы, все перемешаны, да ещё с какими-то пустышками 🙂
      Потом тоже поделись своими мыслями по Nations, на Тесере или ещё где. Интересно ведь!

  9. November 24, 2013 at 18:57

    Вова не томи. Давай уже про Legacy:)

    • November 25, 2013 at 14:54

      Не дави на меня, только всё усложняешь!
      Нужен настрой, ванна, чашечка кофа 🙂
      Шучу, в течении двух-трёх дней выложу.

  10. RAVE
    November 25, 2013 at 23:14

    Спасибо за обзор. Арт уже напрягает меньше) Надо пробовать, как и старшего брата – ТТА.

  11. misha2001m
    November 26, 2013 at 18:24

    Крутой обзор отличной игры! Спасибо!

  12. MoRPHiNe
    December 3, 2013 at 16:34

    Спасибо за обзор! Я так понял, если оценивать безотносительно Through The Ages, с глубиной и стратегичностью здесь в принципе тоже все более-менее неплохо, я прав?.. В последнюю не играли, и слишком уж мозгодробительные игры для нашей игровой компании скорее не в почете, чем наоборот. В этом плане Nations практически напрашивается в качестве предпочтительного выбора, но конечно и явной “казуальщины” от такой коробки с такой ценой бы не хотелось:)

    • December 3, 2013 at 16:51

      Казуальщины не будет, подумать есть где, гарантирую 🙂

  13. Ильшат
    December 4, 2013 at 05:35

    спасибо! интересно!

  14. January 2, 2014 at 01:14

    Таки все-таки, прочитав внимательно обзор, не появилось желания занести игру в вишлист. Конечно, оформление совсем куцее, а я любитель ярких картинок. Когда начал читать обзор, то подумал, что если вдруг начнешь сравнивать с 7 Чудес. то может и подумаю, но тут не 7Ч, а ТТА… Я бы сыграл в эту игру, если бы кто-то принес, но что-то мне кажется, что эффект от нее, как от Агриколы, которая мне совсем не нравится. Не поиграв, не поймешь, конечно.
    В любом случае, спасибо за обзор, он хороший, про игру все ясно

  15. Slim Slam Snaga
    January 2, 2014 at 17:40

    Мне в таких играх не хватает историчности. Казалось бы все просто – берем первые варварские государства и тянем свой народ из Темных веков в современность. Ан нет, надо обязательно скрещивать слона с китом…

    • January 2, 2014 at 18:18

      Не нравится, что лучники воюют бок о бок с танками? Да, это забавно. Кстати, можно прикрутить такую механику: если здание или юнит не успел проапгрейдить до текущей или хотя бы прошлой эпохи, то получаешь какую-нибудь базовую карту “по времени” и штраф. Осталось только нормально реализовать 🙂

      • Slim Slam Snaga
        January 2, 2014 at 19:15

        Не только, еще эпичные войны каких-нить вавилонян против ацтеков! Как?!!!

  1. November 20, 2013 at 10:59
  2. August 8, 2014 at 14:53

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.