Home > Madeira > Madeira – пять способов уважить Короля

Madeira – пять способов уважить Короля

Продолжаю выкладывать обзоры игр, приобретённых на выставке в Эссене. Сегодня предлагаю вам ознакомиться с Madeira, рассчитанной на любителей хардкорного евро.

Коротко об игре

Остров Мадейра, расположенный в северной части Атлантического океана, был открыт в 15 веке и являлся стратегически важной колонией Португалии. Мадейра использовалась не только в качестве, скажем так, перевалочного пункта с целью обогнуть Африку, но и стала одной из первых “удалённых” колоний.

Игра нацелена передать ту двойственную природу поселения. Участники будут способствовать развитию внутренней инфраструктуры острова: основывать города, гильдии, возводить промышленные и административные постройки, и в то же время стараться контролировать как можно больше внешних торговых путей, строя корабли и отправляя на экспорт различные ресурсы.

В игре использовано множество механик, но ключевыми являются: выбор действий с помощью кубиков, размещение рабочих и менеджмент ресурсов. К слову, менеджмент этот включает в себя элемент кризисности, так как рабочих и корабли придётся содержать, а рядом с островом постоянно промышляют пираты.

Победные очки добываются путём выполнения заданий Короны Португалии, выдвигающей требования относительно исследовательских экспедиций, открытия новых торговых путей, развития острова, а также пополнения казны. Три раза за партию игрокам предстоит выбрать, какие из взятых ранее поручений Короны, они хотят конвертировать в победные очки. Эффективное и своевременное выполнение этих заданий и определит победителя.

Ход игры

Территория архипелага на игровом поле поделена на четыре региона – три из них содержат здания и плодородные поля, а четвёртый, расположенный в сердце острова, представляет собой основную ценность Мадейры – её леса. Кстати, в переводе с португальского Мадейра и означает “древесина”.

Во все здания, кроме помеченного цифрой “1”, в начале партии случайным образом выкладывается по тайлу персонажа с разными действиями.

В нижней части поля обозначено три города, их игроки, район за районом, будут отстраивать в течение партии. На старте в каждом из городов два района считаются законченными, а в остальные опять же в случайном порядке помещаются представители четырёх гильдий, также обладающие различными полезными свойствами. Заполучить помощников можно, возводя новые районы.

Правая часть поля занята колониями и рынками, освоить которые предстоит с помощью кораблей. Помимо того, что колонии приносят дополнительные ресурсы, они ещё и способствуют благосклонности Короля – посылая корабль, игрок может воспользоваться одним из бонусных тайлов.

Что касается рынков, то они, как и полагается, предназначены для конвертации товаров в деньги.

Ещё на поле нашлось место для мельницы, отвечающей за производство хлеба, и городского дозора, который призван бороться с пиратами, совершающими набеги на остров и его торговые суда.

Осталось разобраться с дополнительным полем. На нём расположены колонки порядка хода, паса, а также места для кубиков и тайлов заданий. Задания кладутся случайно, по пять в каждый ряд, плюс по одному стартовому заданию выдаётся каждому игроку.

Подготовка к партии в итоге выглядит примерно так:

Последние штрихи: игроки отправляют по два рабочих на службу в дозор (к кубикам пиратов), по одному в один из городов (там им компанию составит три нейтральных фишки) и по два в регионы Мадейры.

Игра длится пять раундов. Каждый раунд начинается с того, что тайлы персонажей перемешиваются и заново распределяются по зданиям, всё так же оставив не у дел один город с номером текущего раунда. После этого бросаются и помещаются в дозорную башню три чёрных кубика пиратов, а для каждого ряда с требованиями Короны кидаются три зелёных кубика действий.

Затем игроки по очереди разбирают по одному набору кубиков и кладут их перед собой, разумеется, не меняя значений (грани нестандартные и имеют всего три результата – 1, 2 и 3). В дополнение к кубикам из того же ряда игрок берёт себе один из жетонов заданий, помечая колонку своим маркером. Щиты напротив ряда указывают, представителей какой или каких гильдий игрок может незамедлительно “обновить”, перевернув тайлы помощников на активную сторону.

После того, как все разобрали кубы, жетоны заданий и совершили сопутствующие действия, порядок маркеров укажет на очерёдность хода в последующих фазах.

А начинается всё с фазы выбора действий. Игроки в порядке очереди выставляют кубики (по одному за раз) на тайлы персонажей и тут же пользуются их эффектами. Номер региона устанавливает планку для значения кубика, который можно поместить на персонажа в данном регионе. То есть, в регион с цифрой 2 можно положить кубик только со значением 2 или 3. В противном случае, придётся доплачивать разницу хлебом или использовать пиратский кубик, что повлечёт за собой потерю влияния в дозоре (самый влиятельный в конце раунда получает 4 очка).

Поместив кубик на персонажа, игрок также кладёт ниже на здание свой маркер, тем самым помечая, что он претендует на участие в строительстве (если был использован пиратский кубик, то маркер не кладётся). На каждого персонажа можно поместить столько кубиков, сколько игроков принимает участие в партии, и только один из кубиков может быть пиратским.

Кратко об эффектах персонажей:

  • Управляющий позволяет отправить двух рабочих на разные плантации. Фишки рабочих можно взять как из запаса, так и переместить их с любого другого места, кроме городского дозора.
  • Командир разрешает поставить два корабля на колонии или торговые пути. В случае с колонией, игроку придётся заплатить вином, взамен же он сможет воспользоваться одним из жетонов награды Короля. Если игрок решает отправить корабль на рынок, то он получает возможность обменять указанные товары на монеты. Когда фишка корабля берётся из запаса, то за неё следует уплатить одно дерево. Переместить ранее выставленный корабль можно бесплатно.
  • С помощью Мастера игрок может поучаствовать в развитии одного из трёх городов. Выбрав район, игрок платит от 2 до 5 дерева и берёт себе из соответствующей колонки представителя гильдии – теперь в свой ход он может использовать его способность (в основном – это получение дополнительных ресурсов или передислокация своих фишек с одного места поля на другое).
  • Мэр позволяет переставить до двух любых фишек (в том числе и нейтральных) с одного района города в другой, и тут же собрать ресурсы (дерево, монеты, хлеб) со всех городов, где присутствуют его рабочие (по 2 ресурса за каждого своего рабочего и по 1 за нейтрального).

Вместо спец-способности персонажа игрок всегда может просто собрать урожай с соответствующего региона. В таком случае он получает по одному указанному ресурсу за каждую фишку на плантации. Помните, что на каждый раунд одно из зданий остаётся пустым? Так вот, с помощью него тоже можно собрать урожай, да ещё и получить бонус в качестве дополнительного ресурса. Касаемо плодородности участков: иногда, чтобы добраться до пшеницы и сахара, сперва придётся вырубить весь лес, а некоторые участки во втором и четвёртом раундах начнут “вырабатывать” уже другие культуры.

Если кубики закончились, или игрок больше не желает их выставлять, то он может спасовать. Тогда он передвигает свой маркер в колонку паса на любое понравившееся ему деление и тут же получает указанный в нём бонус или монеты. Чем выше маркер, тем раньше игрок будет выбирать кубики в следующем раунде. Но в тоже время – чем ниже бонус, тем он вкуснее.

После того, как все спасовали, начинается фаза строительства. В этой фазе поочерёдно активируются здания, на которых присутствуют маркеры игроков. Но перед этим следует определить, сколько монет нужно будет доплатить игрокам, чтобы воспользоваться специальным действием.

Для этого бросаются все кубики, находящиеся на тайле персонажа (пиратские в том числе) – сумма всех значений и определит скидку. К примеру: стоимость действия здания при игре втроём равняется 9 монетам, три кубика в сумме дают 4, следовательно, каждому игроку для того, чтобы воспользоваться свойством здания, придётся доплатить 5 монет. Кстати, действием можно воспользоваться только, если в соответствующем регионе у игрока имеются рабочие (чем больше рабочих, тем больше польза от действия). Если игрок не может или не хочет платить, то он не только упускает возможность использовать бонус здания, но и получает жетон пирата (или жетоны, если среди кубиков был пиратский). В конце партии эти жетоны принесут штрафные очки.

Кратко об эффектах зданий:

  • Мельница приносит две булки хлеба, если в регионе у вас один рабочий, и пять булок – если три или более рабочих.
  • Мэрия позволяет поместить одного или двух рабочих в построенные районы города.
  • Таможня даёт возможность поставить одного или двух рабочих в любую колонию. Рабочие тут же приносят победные очки за корабли игрока, ранее размещённые в колонии. Кроме того, в конце раунда колонисты добывают дополнительные ресурсы.
  • Замок гильдий разрешает перевернуть один или два тайла представителей гильдии на активную сторону.
  • Ну, и наконец, дозорная башня позволяет поместить в городской дозор одного или двух рабочих.

Последняя фаза раунда отвечает за производство и содержание своих подопечных. Сперва игрок с наибольшим числом фишек в городском дозоре получает четыре победных очка. Затем рабочие в колониях приносят хозяину соответствующие ресурсы. Далее за каждый корабль на поле игроку придётся расстаться с одним деревом, а за каждого рабочего – с одним хлебом (учитывая скидку, которую даёт мельница). Если не можешь прокормить свой люд, или не хватает дерева на корабли – получи ещё пиратских жетонов!

В конце первого, третьего и последнего пятого раунда игроки получают очки за жетоны требований Короля. В первом раунде следует выполнить одно задание из двух имеющихся на руках, в третьем – два из трёх, а в пятом – все три. Задания в лучшем случае приносят от 15 до 20 очков. Всего их пять типов:

  • Торговый путь – игрок получает очки за три наиболее “дорогих” корабля на рынках. Дороговизна обуславливается количеством ранее проданных товаров.
  • Экспедиция – игрок получает очки за три самых “дорогих” корабля в колониях. Дороговизна зависит от текущего раунда.
  • Богатство нации – игрок может заплатить до 15 золотых в банк и получить столько же очков.
  • Урбанизация – игрок выбирает один город и получает очки в зависимости от количества собственных рабочих в данном городе.
  • Влияние гильдии – игрок получает по 5 очков за представителей разных гильдий. Тайлы представителей должны быть активны.

В конце партии все товары конвертируются в деньги, после чего игроки получают по одному очку за каждые пять монет. В завершении сравнивается количество жетонов пиратов. Лидер по меткам “награждается” 16 штрафными очками, второе место – 8, третье – 4 и четвёртое – 2. Игрок, набравший наибольше количество очков, побеждает.

Впечатления

Пфф, даже не знаю с чего начать. Пожалуй, начну с того, почему я приобрёл эту игру. Если честно, то никаких обзоров я не изучал. Разумеется, я следил краем глаза за отзывами тестеров, – все они как один расхваливали игрушку, а самым часто упоминающийся эпитетом был “сложность”. Понравилось, что в описании мелькали кубики в качестве инструмента для выбора действий. Это частично повлияло на решение, так как я обожаю механики, где используются кубы. Основной же причиной, по которой коробка оказалась в моей коллекции – это оформление игры. Вернее даже не оформление в целом, а красивая иллюстрация на коробке со стильным шрифтом названия. Да, Слово “Madeira” написано просто прелестно! Прям запало в душу.

Игра действительно оказалась мега-комплексной, отзывы не врали. Она вводит в ступор замудренностью правил, перегруженностью нюансами и всей этой вознёй с жетонами, кубиками и фишками, которые то и делают, что кочуют из одного “источника” победных очков в другой. Тяжело представить, что будет с неопытным игроком, если ему объяснить, как протекает раунд и что нужно учитывать, планируя действия. Взрыв мозга обеспечен, и это, как минимум.

Несмотря на сложность и запутанность, нужно отдать должное людям, отвечающим за книжку правил. Можно сказать, что они достойно справились с заданием и упустили только самую малость. Да и структурированы правила тоже неплохо. Другое дело, что после их прочтения, вы однозначно что-нибудь, да забудете. Просто с первого раза нереально уместить в голове всё это обилие мелких деталей.

Как вы уже заметили, ключевой момент игры – это выполнение заданий. Все действия планируются исходя именно из жетонов требований и корректируются “по вине” соперников, занимающих нужные вам места, будь то колонии, рынки или города. Кроме того, тут немаловажно не только сконцентрироваться на текущих заданиях, но и стараться подготовить почву для заданий будущих, ибо, если хоть одно из желаний Короля было исполнено плохо (читай – игрок получил ну очень мало очков), игра этого не простит, и победить уже будет сложно. Конечно, если за столом собрались вдумчивые игроки, такой плачевный расклад маловероятен.

Логично, что успех во многом зависит от того, как быстро и насколько удачно удаётся переключиться с одного задания на другое. И тут случайное распределение жетонов требований может повлиять на ситуацию, что меня немного разочаровало. Дело в том, что можно облегчить свою участь путём выбора одних и тех же заданий, так как никто не запрещает дважды заскорить, к примеру, одних и тех же представителей гильдий в разных раундах (можно выполнить два одинаковых задания и в один раунд, но тогда придётся использовать разные достижения).

Говоря о масштабируемости игры, то никаких специальных правил для игры меньшим составом не предусмотрено, только мелкие косметические поправки, касающиеся лимита кубиков, дополнительного поля для заданий и т.д. Конечно же, наилучшим образом игра проявляет себя на троих-четверых, тогда в колониях, на рынке и в городах становится тесновато.

Партия длится где-то 2-2,5 часа, но её время может и увеличиться, если в компании есть люди, страдающие AP, то есть любящие посидеть и подумать, наплевав на остальных. А подумать тут есть над чем, так как игра напичкана множеством моментов, заковыристо связанных между собой. К примеру: зданиями можно пользоваться, если у тебя есть рабочие в соответствующем регионе. Или, если хочешь докупить дерево, то должен иметь к нему доступ – фишку в центральном регионе, обозначающем лесной массив.

А про выбор кубиков и планирование цепочки действий я вообще молчу – мозг закипает. Во-первых, при выборе кубов, нужно учитывать их значения, ведь они открывают доступ к тому или иному региону. Во-вторых, ряд, с которого берутся кубики, определяет доступные задания, одно из которых следует взять. В-третьих, этот же ряд позволяет “обновить” ранее использованных представителей гильдий, так что желательно, чтобы и этот бонус не пропадал. И это только касаемо выбора кубов, а ведь потом их нужно ещё и разместить, учитывая связки персонажи-здания, и наличие рабочих в том или ином регионе.

Есть в игре и своеобразный командный аспект. Так как доплачивать кучу монет за возможность использовать здание не хочет никто, то игроки стараются или “пристроиться” к соперникам или помочь себя сами, выкладывая на персонажей дополнительные кубики или кубики пиратов.

Лично мне игра показалась местами перегруженной, нелогичной и от этого немного суховатой. Но если это можно списать на особенность жанра, в котором выступает Madeira, то следующая моя претензия более обоснована. Как бы лучше выразиться… короче, “выхлоп” не соответствует процессу. На протяжении партии ты вроде бы делаешь много всего, но в конечном итоге это сводится к круговороту фишек между несвязными участками поля. Другими словами, ты колонизируешь, строишь, торгуешь, пыхтишь на плантациях, а в результате эти действия приводят не какому-то ощутимому результату в виде, например, собственного города или района, а к виртуальному одобрению Короля, который благодарит тебя победными очками. Как мне кажется, в такого рода играх результат жизнедеятельности игрока должен быть под стать навороченности процесса.

Из незначительных недочётов: жетонов хлеба маловато, на троих их уже не хватало. В комплекте всего две памятки по структуре раунда. Игровые деньги какие-то невыразительные с еле видным номиналом.

В целом Madeira мне понравилась. Вероятно, потому, что я не искушён по части хардкорных евро, и мне интересно изредка разложить что-нибудь этакое, способное напрочь сломать голову. Да, возможно, я ожидал, что кубики тут будут играть более значительную роль, а всё происходящее окажется не столь абстрактным.

По ощущениям Madeira близка к CO2 (из того, что я пробовал), также многие её сравнивают с Vihnos, и недавно посмотрев обзор последней, склонен с этим согласиться. “Механически” похожую настолку назвать тяжело, так как тут надёргано всего понемногу, да ещё и приправлено кучей своих “находок”.

Оформление, в отличие от многих евро, сочное, взаимодействие между соперниками типичное косвенное, а разнообразие партий зависит от случайной раскладки почти всех компонентов. Не скажу, что игра протекает динамично и на одном дыхании, но обилие доступных действий и кардинально разные фазы не позволяет назвать её монотонной. Сперва поставил 8/10, потом снизил оценку до 7,5. Сложно, интересно, но суховато и с невнятными целями.

  1. alt
    March 25, 2014 at 10:06

    Сравнивать с Vinhos – это банально, все-таки игры одного автора. Хотя, судя по обзору, от Vinhos в свое время была такая же отдача. Сравнимая с самыми тяжелыми играми Фельда (например, Trajan).
    Интересно, в Португалии кроме гика-Ласерды есть еще авторы?

    • March 25, 2014 at 10:39

      Хм, у Мадейры ведь другие авторы? На BGG значится Nuno Bizarro Sentieiro и Paulo Soledade. Или ты имеешь в виду CO2 и Vinhos (обе они от Lacerda).

  2. March 25, 2014 at 10:14

    Спасибо за отличный обзор) Правда, очень по существу. Нужно будет ещё разок сыграть. Первая партия произвела на меня впечатление не самые радостные. Это как будто голову в улей засовываешь. Дальше лучше) После первой партии стало понятно что делать с таким обилием путей развития, влияния то на сё и прочего. В принципе игра хорошая, страшная для неподготовленного игрока. Хороший образчик жанра чехогеймов.

    • March 25, 2014 at 10:42

      Пожалуйста! Обзор дался вдвойне тяжело, т.к. текст набирал с вывихнутым пальцем (проклятый теннис и это желание всегда поймать мяч :)) А ты в Vihnos играл? Я вот недавно посмотрел обзор, впечатлило.

      • March 25, 2014 at 12:16

        Обзор меня тоже впечатлил. Для себя про этого автора понял, что он склонен делать комплексные игры. Эдакий евро-концентрат. Наверно Vinhos, как и Madeira не хватает изящества. Очень сложно оперировать таким объёмом открытой информации.

        С вином проще. Хоть и играл один раз, но понравилось. Повторил бы. Но особо чудесной евро эту игру не назовёшь.

        • March 25, 2014 at 14:01

          CO2 мне его понравилась, но она попроще будет. Короче буду искать, где попробовать. Если что, на нем. амазоне есть, насколько понял, игра языконезависимая, впрочем, как и все вышеупомянутые.

          Вообще, игры подобного рода можно назвать экстремальными, на отдых это мало похоже 🙂

  3. sylvion
    March 26, 2014 at 21:05

    Naskolko znaju, eti parni iz Portugalii ochenj ljubjat Troyes – dumaju, chto mnogo vlijanija ot tuda. Mne bolshe zainteresovala drugaja ih igra – Panamax.

    • March 27, 2014 at 10:30

      Тоже жду, но они что-то откладывают выпуск. Нравится тема. Правда, теперь думаю, что получится нечто похожее на Мадейру.

  4. Трофим
    March 29, 2014 at 19:51

    А меня игра привлекла тем, что она про остров вечной весны, на котором я был не раз) Жаль для меня игра немного перегружена( Спасибо за обзор!=)

    • March 30, 2014 at 11:33

      О, здорово! Тогда по-любому нужно было игру покупать, вряд ли ещё что про Мадейру выпустят 🙂

  1. March 25, 2014 at 02:59

Leave a reply to Vladimir Cancel reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.