Всячина. Выпуск 113: Shackleton Base и Arnak: Adventure Chest

Снова небольшой отчётец – сегодня поговорим о Shackleton Base и Arnak: Adventure Chest.
Shackleton Base: A Journey to the Moon. Летом мало новых анонсов, поэтому в эту пору начинаю изучать то, что не успел попробовать из старого и относительно свежего. Как мне кажется, подход наиболее правильный, так как к этому моменту отзывов выше крыши, а рейтинг уже устаканивается. Так мой выбор пал на Базу Шеклтон. Евро про освоение Луны от небезызвестных итальянских дизайнеров Fabio Lopiano и Nestore Mangone.
Если совсем грубо, то перед нами размещение рабочих с развитием личного планшета, конвертацией ресурсов в очки и выполнением целей.

Партия длится 3 раунда, где вначале происходит драфт стартовых астронавтов и ресурсов, а также определяется порядок хода. Затем идёт основанная фаза, в которой игроки по очереди посылают своих подопечных поработать непосредственно на поверхность Луны, построить здания или реализовать проекты – купить полезные карточки корпораций. Завершает раунд фаза менеджмента, в ней игроки получают астронавтов с Луны, которые распределяются уже по личному планшету, принося различные плюшки. Также в этот момент необходимо заплатить денежку за содержание размещённых на поле построек.

В каждом раунде все выставят по 6 астронавтов, то есть, за всю партию каждый игрок выполнит 18 действий. Но, как это часто бывает, на деле их будет больше, ведь для эффективной игры придётся плести комбушечки.
Если же углубляться, то в игре имеются две довольно оригинальные фишки. Первая – это как выполняются действия на Луне. Рабочий ставится на одно из свободных мест вокруг Луны и тут же активирует весь ряд, вернее, гексы-секторы, где есть постройки, причём, неважно, свои или чужие.

Выгода же зависит от цвета астронавта: жёлтые добывают ресурсы, красные приносят по 3 монеты за гекс, а синие собирают бонусы с жетонов корпораций. Циферка на ячейке, куда ставится рабочий, обозначает, сколько необходимо заплатить другим игрокам, если в секторе нет ваших зданий. Но и это ещё не всё – в фазе менеджмента выставленные астронавты распределяются между игроками посредством маджорити в этих самых рядах, которое считается по общему размеру выставленных зданий. Насколько понял, подобная механика была в Merv от того же Lopiano, но мне не довелось в неё поиграть.

Второй момент, выгодно отличающий игру от прочих евро и существенно повышающий реиграбельность – это корпорации, жетоны и карты которых я уже упоминал. Дело в том, что на партию из 7 уникальных корпораций выбирается лишь 3, то есть, чтобы попробовать все сочетания, придётся сыграть 35 раз.
Компоненты для каждой корпорации находятся в отдельной коробочке, обычно это 9 карт проектов, горстка жетонов и иногда тайлы. Как взаимодействовать с корпорацией, указано на специальном планшете: каким образом вы можете преобразовать ресурсы в очки и прочие полезности, и к каким целям необходимо стремиться.

Некоторые корпорации совсем простенькие и подойдут для первых партий. Например, для одной нужно добывать редкий ресурс гелий-3 и поставлять его на Землю – просто обменивать на ПО и прочие плюшки. Другие же заметно сложней и идут с собственными постройками (фермами) или, наоборот, требуют переноса зданий игроков на другую планету, в частности, на Марс. Карты же проектов помогают как для настройки движка под конкретную корпорацию, так и в целом, дают некие бонусы при выполнении стандартных действий.
К слову, стандартные действия строительства, покупки карт проектов и активации корпоративных бонусов выбираются в специальной зоне, где эти действия постепенно дорожают. Плюс, как и с Луной, цвет рабочего тут тоже имеет значение, так как при совпадении полагается некая награда.

Игрушка понравилась, но не только из-за большой вариативности за счёт корпораций. Да и некоторые из них так или иначе имеют похожие моменты: там ты добываешь и обмениваешь гелий-3, а тут разноцветные жетоны образцов. Больше порадовало то, что на деле правила оказались совсем не сложными (их там не больше 10 страниц), и что все элементы в игре тесно и очень интересно переплетаются между собой.
Размещая здания, думаешь о том, как выстроить вкусный ряд и в конце раунда заполучить побольше рабочих на свой планшет. А ведь ещё при строительстве можно выложить жетон корпорации и получить с него бонус. С другой стороны, каждый выложенный жетон делает проекты данной корпорации дороже. А здание, которое выкладываешь в новый сектор, ещё нужно запитать солнечными панелями, производящими энергию для всех на общем треке. Энергия же нужна не только для заданий, но и для покупки проектов. В общем, вы поняли, всё тут работает, как один большой механизм, шестерёнки которого двигаются сообща.
Из-за механики маджорити оптимальный состав, как мне кажется, 3 человека, при нём и время партии адекватное – около 2 часов, и взаимодействия больше. Но на двоих тоже хорошо играется (за часа полтора), так как масштабируемость присутствует.
Кризисности тоже завезли, особенно она чувствуется в первых двух раундах. Ресурсов и денег вечно не хватает, а ведь ещё в голове нужно держать плату за обслуживание построек. Да и всегда ощущается некая гонка за места на Луне, дешёвые ячейки действий, цели и карты корпораций. Последние так вообще часто кажутся читерскими, но они тут все такие и существенно влияют на выбранные стратегии. К слову, пока кажется, что нужно уходить в две корпорации, но неплохо бы выполнить цели всех. Короче, на данный момент всё нравится, надеюсь, не пропадёт желание играть, 8/10.
Lost Ruins of Arnak: Adventure Chest. Придушил жабу и выложил за коробку с новым дополнением 74 евро. Дорого, конечно, но Арнак у нас играется регулярно и, надо сказать, что с каждой новой партией как будто бы нравится всё больше.

Что же из себя представляет Adventure Chest? Просто большая коробка для хранения всего с удобными органайзерами. Причём, чехи постарались их сделать так, чтобы упростить сетап и сборку.

Например, для ресурсов и тайлов, которые часто используются во время партии (помощники, локации) идут лотки, которые сразу же можно выставить на стол. У меня только одна претензия к органайзеру, где лежат локации – почему в третьем отсеке находятся карты, а не тайлы монстров? Но переложить не проблема. В общем, за дизайн оргов зачёт.

Что касается дополнения, то основная его фишка – новое двухсторонне поле с более навороченными треками храмов. Ну, и в нём идёт немножко уже знакомых компонентов: монстры, идолы, локации. Новых карточек нету.

Пока попробовал только храм Совы, и он очень понравился. Во-первых, тут немного поменяли действия на базовых локациях. Во-вторых, добавили ещё один “этаж” открытий между двумя стандартными. Теперь, доплатив 2 монеты можно открыть мелкую локацию, но зато получить 2 идола. В-третьих, в самом храме происходит много чего занятного. Обычные жетоны храма с очками заменяются на новые, которые разбросаны по всему треку. А также появляются секретные места, куда можно завести лупу, оставить её там, но взамен начать двигать новый маркер лампы, который работает как лупа, но имеет свои более интересные бонусы на каждой ступени храма. В конце же партии очки принесут все 3 маркера.
Ну, и последнее новшество – пазл из новых жетонов храма. Такая форма у них не случайна – две части можно сложить в одну и тем самым сделать местечко под идола. Работает оно, как и место на планшете (не голубое), но не закрывает очки.

Во второй храм Паука ещё не удалось поиграть, но там тоже хватает своих фишек, основная из которых – чёрные таблички, за которые активируются артефакты, но в то же время можно нарваться на штрафные очки.

После лицезрения всех этих удобных органайзеров и пробы дополнения немного успокоился. Как мне кажется, Adventure Chest отличный подарок фанатам игры, 8/10. Напомню, что для Серпа за 30 евро продавали просто коробку, в которой лежали 3 несуразных лотка из туалетной бумаги.

На сундук тоже раскошелиться придётся (как чешскую версию напечатают).
Про Луну интересно – при случае бы попробовал. Там тема хоть немного чувствуется? Карты там всякие типа Марса, например?
Да, именно за счёт карт проектов немного чувствуется. Где-то туристов развлекаешь поездками на Луну, где-то копаешь гелий. Ну, и сам круговорот миплов логичный: днём работают на поверхности, что-то строят, а вечером на базе-планшете )).
Да, Shackleton Base очень хороша. Так получилось, что принимал участие в тестировании дополнений к игре. И любой нюанс правил можно было обсудить с Фабио Лопиано. Очень продуманная логика и процессы в игре. Между игроками есть сильное взаимодействие, которое я в целом не люблю в играх. Но это взаимодействие не злое, не с целью навредить ради навредить и всегда можно найти какой-то альтернативный путь развития своей стратегии (поэтому игрока-вредителя не так сильно хочется стукнуть 🙂 ). За несколько партий эта игра для меня теперь рядом с Great Western Trails.
Аха, значит, их сразу несколько запланировано? Как раз недавно читал про первое дополнение с 3 корпорациями кажется. В принципе, очень удобная система для допов!
Только уже в коробочках не влезет в коробку (.
Да, это которое с тремя корпорациями. Дополнение делает игру разнообразной, как и остальные корпорации – открывает дополнительные идеи для стратегий игрокам. Дополнение не перекашивает баланс, как, например, в Раджах Ганга, где игроки обязаны пользоваться возможностями дополнения, иначе игра только с базовыми опциями будет сильно слабее и ведет к проигрышу.
Ура! Новая “всячина! 🙂 Про Арнак очень интересно. Одна из наших любимых игр. Жаль, что второй у краудов доп нет возможности локализовать. И сундук тоже, судя по всему. Будем ждать.
Спасибо, что читаете! У меня, кстати, база на русском, а все остальное на английском )). Но биг бокс хорош, и дополнение тоже, уже оба поля успел опробовать. Фишка, что меняется не только храм, но и действия на самом поле, очень понравилась.
Ну придётся что-ли брать этот гроб для Арнака? :)) Польская версия будет не такая дорогая, раз нет карт, то можно подождать
Ну, если дешевле, то вообще хорошо, карт нету, и текста нигде тоже. Уже видел отдельно дополнение за 32 евро, то есть коробка с органайзерами обошлась примерно в 40. Но уже не жалею, да и 3 раза уже успели сыграть. Сторона с собой очень прикольная.
Арнак всё обрастает и обрастает допами, а я так на него не решился. База уж больно шильно-мыльная оказалась. Допы, как я понимаю, добавляют жирка в плане других механик? Эх, попробовать бы где-то с допами.
В плане механик ничего особенного не добавляется, в допах новые треки храмов (накладки) и персонажи с уникальными особенностями (иногда своими мини-механиками). В последнем допе добавили два новых поля, где и храмы и небольшие изменения на локациях. Так что это всё тот же Арнак просто с персонажами и большей вариативностью в плане карточек и храмов. Мне поначалу тоже слишком шиломыльной показалась, но с персонажами раскрылась как-то.