51st State: бандитские разборки на развалинах США
Будущее. Соединённые Штаты Америки полностью погребены под руинами. После столкновения человечества и взбунтовавшихся машин, остатки и тех и других восстанавливают свои силы и объединяются в группировки, чтобы спустя 30 лет после катастрофы снова начать войну за ресурсы и власть. Взяв вверх над врагом, они постараются установить новый порядок, основать новый, 51-й Штат.
Такое вот не радужное вступление к настольной игре, действие которой происходит в постапокалиптическом мире Neuroshima, известным многим по тактической игре с гексами Neuroshima Hex!
Пробравшись сквозь тернии правил и перелопатив кучу форумов, я, как мне кажется, наконец-то разобрался, что к чему и после нескольких партий на двоих готов поделиться первыми впечатлениями о данной настолке.
Сначала коротко пробежимся по самой сути.
Итак, игрок берёт на себя роль одной из группировок, борющихся между собой за господство над различными территориями. Цель игры – набрать 30 победных очков. По ходу партии с увеличением количества добываемых ресурсов и развитием личных владений, игроки будут контролировать всё больше локаций, на которых будут накапливаться победные очки. Отмечу, что очки здесь начисляются несколько необычно. Они не суммируются из хода в ход, их подсчет происходит каждый раз заново.
В стартовый набор каждого участника входит карта базы одной из четырёх группировок и 3 карты действий, или как они тут называются – карты постоянных контактов. Остальная колода перемешивается и кладётся на стол – отсюда каждый ход вскрывается определённое число карт, среди которых имеются локации, лидеры и разовые контакты. Игроки поочерёдно добирают карты и далее решают, как ими распорядиться. А сделать это можно по-разному, по началу от обилия возможных действий глаза просто разбегаются.
Каждый ход в 51st State делится на 5 фаз:
1. Разведка позволяет обнаружить территории, которые в дальнейшем можно будет освоить. Из колоды вскрываются 5 карт и игроки по очереди выбирают по две, плюс все берут по одной карте из колоды. Выходит, что каждый ход добирается не менее 3 карт.
2. Производство. Игроки получают рабочих и ресурсы, указанные на их базе, картах локаций с иконкой заводов и за сброшенные захваченные территории.
3. Действия разыгрываются игроками по очереди. За фазу игрок может совершить неограниченное количество действий, пока не спасует. Обычно это происходит, когда заканчиваются ресурсы или карты.
4. Подсчёт очков. Игроки подсчитывают очки за построенные локации, лидеров, а также все фишки ПО, находящиеся на картах. Если в этой фазе у кого-либо из игроков набирается 30 или более очков, игра завершается, и игрок с наибольшим число ПО побеждает.
5. Очистка. Последний этап, в котором сбрасываются все неиспользованные ресурсы.
Теперь перейдём к основной части игрового процесса – фазе действий. Выбор здесь довольно широк:
Захват локации силой. Осуществляется с помощью красной карты контакта. Игрок скидывает указанное количество фишек оружия и подкладывает карту под базу красной шапкой вверх. В дальнейшем, скинув эту карту в фазе производства, игрок сможет получить указанные на шапке бонусы.
Сотрудничество. Здесь в ход идёт синяя карта контакта, требующая фишки горючего. Уплатив указанное число канистр, игрок подкладывает карту под базу синей шапкой вверх. Указанные бонусы идут в копилку игрока каждый ход в фазу производства.
Присоединение. Для этого используется серая карта контакта с шестерёнкой. Действие позволяет присоединить данную локацию к своей территории. Локации производят ресурсы, дают некоторые преимущества, а также позволяют заработать ПО.
Реорганизация. За фишку строительного материала игрок может заменить любую ранее присоединённую локацию на локацию с руки. При этом локации должны иметь общий символ.
Наем лидера/замена лидера. Игрок может сыграть карту лидера с руки или заменить старого лидера на нового за фишку оружия – с лидерами тут не церемонятся.
Сброс карт. Игрок может земенить две ненужные ему карты на одну карту из колоды.
Послать рабочего на свою локацию. Игрок сбрасывает указанное на присоединённой локации число фишек с человечками и получает соответствующий бонус.
Послать рабочего на чужую локацию. Если соперник занимается открытым производством, почему бы не сходить на завод к нему.
Послать рабочих на поиски. За две фишки рабочих игрок может получить один любой ресурс.
Сходу, конечно, не разобраться, но видно, что у игрока чуть ли не полная свобода действий и широкое поле для размышлений. Чтобы стало хоть чуточку понятней, далее приведу пример одного хода.
Итак, фаза разведки закончилась и начинается производство. База приносит нам три рабочих и шестерёнку. Две верхние карты являются заводами, левый даёт одно оружие, а правый одно горючее. Синяя карта под базой не производит ресурс, а позволяет хранить под базой три дополнительные карты (обычный лимит базы – 3 карты).
Далее решаем обменять захваченные локации на бонусы. Красная шапка показывает, что мы получаем, когда скидываем из-под базы данную карту. В этом случаем мы зарабатываем 2 ПО и кладём их на нашу базу.
Вторая захваченная локация, которую мы также решили скинуть, даёт нам 4 фишки горючего.
Далее мы решили расширить нашу территорию и построить локацию Oil Trader. Для этого нам понадобится серая карта контакта, которая указывает, что для постройки локации на дистанции 1 нам необходимо скинуть одну шестерёнку. На карте локации в чёрной стрелке у картинки также указана дистанция 1, значит, мы спокойно её строим.
Далее мы используем наше приобретение. Для начала посылаем туда 1 рабочего и конвертируем 1 фишку горючего в 1 ПО.
Рабочих у нас много, поэтому мы решаем заработать на той же локации ещё одно ПО. Правда, теперь нам придётся пожертвовать двумя рабочими.
Не понравившиеся две карты мы решили обменять на одну карту из колоды.
Мы устанавливаем сотрудничество с полученной локацией. Играем синюю карту контакта, которая позволяет нам за две канистры наладить производство синей фишки контакта каждый ход. Карту подкладываем под базу синей рубашкой вверх.
На этом мы прекращаем свои действия и пасуем. Далее идёт подсчёт очков. Мы получаем по 1 очку за лидера и за каждую карту построенной локации, плюс подсчитываем все ПО на картах. Итого, имеем 10 очков. До победы ещё далеко. Далее скидываем неиспользованные ресурсы, и начинается новый ход.
Первые впечатления.
Всё, кроме карт сделано, как будто не для людей. Трек подсчёта очков засунут на оборот коробки – неудобно и не эстетично. Правила написаны плохо, памятка всего одна, да и та неудачная.
Коробка для колоды карт и кучки фишек огромна. Вкладыш есть, но свою функцию организации компонентов он не выполняет.
Фишек ресурсов мало даже на троих игроков. Постоянные манипуляции с мелкими фишками утомляют, думаю, что трек для подсчёта ресурсов был бы гораздо удобней.
Логичность и лёгкость освоения заковыристых пиктограмм, нюансов и ограничений вызывает некоторые сомнения.
Планировать развитие можно только на текущий ход. Долгосрочную стратегию выстраивать бесполезно – возможности карт ограничены, да и ресурсами распоряжаться нужно здесь и сейчас. Поэтому приходиться ломать голову, куда пристроить имеющиеся карты, а ведь разведка не всегда бывает удачной.
Взаимодействие присутствует – в виде похода на чужие заводы и воровства ресурсов, но его маловато.
Выстраивание цепочки действий на текущий ход – очень интересное занятие, дающее прочувствовать атмосферу игры. Смотрите сами: захватили школу с тремя заложниками, силой свергли лидера, послали рабочих трудиться на фабрику, наладили сотрудничество с торговцами оружия, переделали завод по переработки горючего в пункт приёма металлолома… Реально получаются настоящие трудовые будни какой-нибудь бандитской группировки.
Неплоха идея с реорганизацией локаций, она немного корректирует приход никудышных карт и отсутствие нужного ресурса для присоединения новых территорий.
Если разобраться в правилах и символах, то игра проходит бодро. А за счёт того, что игроки по очереди разыгрывают только по одному действию, даунтайм совсем небольшой. Кстати во вторую редакцию игры входит дополнительный лист ресурсов и отдельный трек подсчёта очков с памяткой порядка хода. Трек я нашёл на BGG, там же и нашёл две неплохие карточки-памятки.
Трек ПО и памятки
Игра мне напоминает одновременно Race for the Galaxy и 7 Wonders, и если изредка проскакивающую несбалансированность можно отнести к недостаткам, то разнообразие и нелинейность действий – к приятному отличию.
На двоих идёт без проблем.
На первых порах поставлю оценку 7,5. Посмотрим, как 51st State выдержит проверку временем, но на данный момент мне хочется играть в эту игру.
Я так понял, что если имеешь Race for the Galaxy и 7 Wonders, то 51st State – это уже излишество?
Думаю стоит брать, если нравиться тематика или чтобы разнообразить любимые карточные игры 😉
У каждой своя изюминка )) после нескольких партий мне 51 штат больше RftG нравится… как-то попроще и понятнее кажется, хотя это может от опыта ))
Прочитал уже несколько обзоров по этой игре.
Мое мнение неоднозначное. Вернее не могу сказать, что игра плохая или полохо оформленная. Наоборот оформление нравится, разнообразие действий нравится, и даже вроде не отпугивает то, что говорят, что нельзя особо планировать действия наперед.
Игру хочется, но что-то останавливает. Подожду, еще подумаю.
У нас (на двоих) она даже потеснила Борьбу за Галактику – она как-то легче идёт, нет таких глобальных стратегий, которых нужно придерживаться. Однозначно буду брать дополнение, там будет как раз то, чего не хватает базе – больше взаимодействия.
На днях я как-то резко загорелся игрой, потом почитал-почитал и немного охладел. Потом была возможность купить с рук, но меня опередили. Сейчас я снова отношусь к игре с подозрением. Так что буду еще смотреть.
Я еще-то и для Галактики дополнения не пробовал.
Я тоже в Галактику с допами не играл. По обзорам мне понравился только самый первый доп. Но извините, за пару тайлов и кучку карт хотят очень много, поэтому не решаюсь покупать.
Есть вопросы:
1. Народ пишет что много овзиться с компонентами игры, их много и их нужно постоянно перекладывать. Какое твое мнение на этот счет?
2. Понял, что любые комбинации карт “распадаются” через 3 хода или что-то в этом роде. А как это реализовано? Как я пойму/запомню, что эта комбинация уже 2-рой ход, а эта уже должна перестать работать, т.е. там акие-то счетчики есть или что-то подобное?
1) К этому быстро привыкаешь и понимаешь, что это удобней и наглядней. Основная “возня” – во время фазы производства, когда ты берёшь из запаса необходимые фишки, а потом их отдаёшь по мере использования. Катя говорит, что возится со своим богатством иногда даже приятно.
2) Они не распадаются – есть лимит: 3 фишки ПО любого достоинства может находится на карте локации и 5 – на лидере. После достижения лимита карта себя “исчерпывает”. Тогда можно сделать переформирование этой локации. В общем, счётчиком служат сами фишки ПО.
А в компьютерную версию от Келдона нет желания поиграть?)
А что за версия такая, не слыхал.
http://keldon.net/rftg
А, я думал Новая Эра уже на компе есть. В комп. версии не играю, это не то, тем более, когда есть настолка 😉
Владимир, я обнаружил что существует старый 51 state revised edition. Вы с таким сталкивались? В чем его отличия от обычного старого 51 state?
Тот, что Master Set?
Нет, старый, с противогазом на коробке. С лицевой стороны, внизу написано second revised edition.
Может, правила нормально написали. Revised – это Эра, остальное намного хуже).