Irondie: кубики в действии
Сегодня мы снова поговорим о кубиках Irondie. Нет, я не буду опять восхвалять их внешний вид, об этом и так уже много написано. На этот раз я попытаюсь доходчиво рассказать о том, как проходит сама игра.
Разобраться что к чему было, мягко говоря, не легко. Во-первых, хлипкий листочек из стартера нельзя назвать правилами, там только общее представление об игре, да и вообще, эта инструкция устарела, после неё правила пересматривались и корректировались уже несколько раз. А во-вторых, даже последняя редакция правил с сайта производителя содержит несколько серьёзных и кучу мелких упущений. Вроде обещали F.A.Q., но воз и ныне там, поэтому пришлось собирать информацию с форумов по кусочкам. Кстати, я до сих пор не уверен, правильно ли всё понял, так что комментарии с исправлениями приветствуются. В примерах я буду использовать кубики из двух стартовых наборов синего и зелёного цвета.
Итак, начнём с набора кубиков для игры. В каждом стартере 9 кубиков и именно такое количество требуется на партию. Основное правило составления набора: в нём должно быть как минимум по одному кубику каждого вида: атаки, защиты и жизни. Например, ваш набор может быть полностью атакующим: 7 кубиков атаки, 1 защиты и 1 жизни. Различать кубики по виду легко: на кубиках жизни значения отображаются цифрами, на атакующих вместо цифр треугольнички, на защитных – точки.
1. 2.
3.
Пример: 1 – кубик жизни, 2 – кубик атаки, 3 – кубик защиты
В остальном же ваш набор может быть каким угодно и по цвету и по типу. Остановимся сначала на цвете.
Цвет нужен для того, чтобы различать, какие кубики союзные, какие вражеские, а какие нейтральные. Это важно, потому что в вашем наборе бонусы от цвета могут получать только союзные кубики. Бонус активируется в случае выпадения на кубике единицы и применяется незамедлительно. Например: бонус синих кубиков можно применять на синий, зелёный и фиолетовый цвета. В данном случае бонус позволяет прибавить к одному кубику защиты 2. Всё это легко определить по так называемой хроматической таблице.
Тип кубика обусловлен формой и названием. Кубики могут быть девяти разных типов, по три типа на атаку, защиту и жизнь. В зависимости от типа кубики имеют различные свойства в фазе схватки (skirmish). Например, атакующий кубик гладкой формы носит название Smasher, он позволяет атаковать любой кубик противника. В случае удачного броска (при большем значении) кубик противника выбывает из игры, а в случае неудачи – из игры выбывает Smasher. Все свойства кубиков в зависимости от формы также приведены в таблице в правилах.
Ещё необходимо сказать о специализированных кубиках. Они представляют собой сочетание цвета и формы, например, красный Assault. Все специализированные кубики также указаны в табличке. Бонус специализации заключается в том, что такой кубик, если он нацелен на невражеский, побеждает при равных значениях (обычно при ничье выигрывает тот кто защищается).
Вот так коротенько мы разобрались с кубиками, теперь можно приступать и к самой игре. В примерах я буду использовать кубики из двух стартовых наборов синего и зелёного цвета. Цвета в наборах союзные, поэтому можно будет применять бонусы.
Пример: набор игрока состоит из девяти кубиков. В нём использованы 4 атакующих кубика (сверху), 2 кубика защиты (посередине) и 3 кубика жизни (внизу).
Перед началом партии игроки должны показать друг другу свои наборы на 30 секунд, потом же выбор кубиков для бросков происходит в закрытую.
Партия состоит из раундов, каждый раунд делится на 4 фазы:
- бой
- схватка
- урон
- завершение раунда
Бой
Игроки втайне выбирают, какие кубики будут использовать в бою, а какие оставят в резерве. В дальнейшем кубики из резерва можно будет применить в фазе схватки. Для боя можно выбрать хоть все кубики, но тогда вам нечем будет сражаться в схватке, а ведь именно там происходит самое интересное, потому что только в схватке действуют свойства кубиков. В самом первом бою в партии необходимо бросить хотя бы один кубик жизни. Очки жизни – это самое главное в игре, и если в конце раунда у игрока не остаётся очков жизни, он проигрывает.
Игроки одновременно кидают кубы и раскладывают их в игровой зоне согласно их виду: атакующие к атакующим, защитные к защитным, жизнь к жизни.
Пример: игрок бросил 5 кубиков и распределил их на своём поле, остальные 4 кубика он оставил в резерве для фазы схватки. На данный момент игрок имеет: 5 очков жизни, 6 атаки и 5 защиты.
Теперь, если на кубике/-ках выпали единицы, игрок может применить бонус цвета.
Т.к. на двух кубиках выпали единицы, игрок может применить бонус цвета к союзным кубикам. Синий кубик атаки даёт +2 к защите, а зелёный +1 к защите и +1 к жизни. Игрок смог применить только бонус зелёного кубика и повысил значения защиты и жизни до 6. Бонус синего кубика “пропадает”, потому что значение кубика не может быть выше шестёрки. Теперь игрок имеет: 6 очков жизни, 6 атаки и 6 защиты.
В этот момент игроки обычно оценивают свои шансы и начинают планировать действия на следующую фазу – фазу схватки. Предварительная оценка сил происходит очень просто: берётся сумма кубиков атаки и отнимается от суммы кубиков защиты противника и наоборот. Число, на которое атака превосходит защиту отнимается от очков жизни. Если бы у игроков в резерве не было кубиков, раунд на этом бы и закончился.
Схватка
Для схватки требуются кубики резерва. Если у обоих игроков их не осталось, то игра переходит в фазу подсчёта урона (атака минус защита). Теоретически – если оба игрока в фазе боя выбросили по 9 кубиков, то они сразу подсчитывают урон и, если после этого очки жизни ни у одного из игроков не закончились, то начинается следующий раунд.
В фазе схватки игроки бросают кубики из своего резерва на кубики в игровой зоне с целью ослабить защиту, увеличить мощь своей атаки и т.д. Схватка может состоять из одной или нескольких дуэлей, пока не опустошатся резервы или игроки не спасуют. В одной дуэли каждый игрок может использовать до двух кубиков из резерва. Игроки вызывают друг друга на дуэль по очереди. Право первой дуэли принадлежит игроку, у которого в резерве больше кубиков.
Дуэль происходит следующим образом: игрок, который назначает дуэль, первым бросает кубик на любой кубик в игровой зоне – это может быть как кубик противника, так и собственный. Кубик кладётся в зону схватки. Игрок, который защищается, может ответить на вызов – в этом случае он может бросить кубик только на кубик в зоне схватки или на кубик, который был целевым для противника.
Пример: первый игрок начинает дуэль. Он нацеливается своим кубиком Swarm на кубики защиты противника. Он бросает 5, но т.к. значения кубиков защиты противника 5 и 2, то бросок оказывается неудачным (чтобы ослабить защиту на 2, нужно было кинуть меньше, чем на кубиках защиты).
Второй игрок пользуется моментом и решает увеличить свою защиту на кубике со значением 2 с помощью кубика Powerup (кубик повышает значение целевого кубика на 3). Он бросает 4 – это больше чем 2, бросок успешный.
Первый игрок решает продолжить дуэль и нацеливается на тот же самый кубик защиты своим кубиком Smasher. Выбрасывает 5, это больше чем 2, бросок удачный, а это значит, что кубик защиты будет уничтожен. Второй игрок решает не использовать второй кубик в этой дуэли, и она завершается.
Как только игроки завершили дуэль, разыгрываются свойства кубиков, участвующих в этой дуэли, начиная с последнего кубика. После этого все кубики из зоны схватки переходят в зону заточения (Limbo) до следующего раунда.
Пример: применяется эффект вышеупомянутой дуэли, начиная с последнего кубика. Получается, что Smasher разрушает кубик защиты противника, тот выбывает из игры (уходит в бездну – Abbyss). Кубик Powerup оказывается бесполезным, т.к. его цель только что была уничтожена. Первый же кубик Swarm не приносит пользы из-за неудачного броска.
Далее все кубики с зоны схватки переходят в зону Limbo до следующего раунда.
Затем право дуэли переходит к оппоненту. Так происходит до тех пор, пока у игроков не закончатся кубики резерва, или они не спасуют. После этого фаза схватки завершается и начинается фаза нанесения урона.
Урон и завершение раунда
Как я упомянул раньше, игроки сравнивают атаку с защитой и разницу отнимают от кубиков жизни. Если кубиков жизни несколько, то игрок вправе распределить урон как ему вздумается. Если значение кубика жизни уменьшается до нуля, он помещается в так называемую бездну (Abbyss) и выходит из игры. Помните, что только значение кубика жизни можно снизить до нуля, значения других кубиков не могут быть ниже 1 или выше 6. После нанесения урона игроки кладут все кубики атаки и защиты также в зону заточения (Limbo) и начинается фаза завершения раунда.
В этой фазе игрок забирает обратно в руку все кубики из зоны Limbo и по желанию может вернуть себе 1 любой кубик жизни, если в игровой зоне у него их несколько. И всё – дальше, если победитель еще не выявлен, начинается следующий раунд.
Пример: резервы пусты, фаза схватки завершена. Начинается фаза нанесения урона. У игрока А на кубиках атаки значения 3,1,1, а защита игрока Б имеет кубик со значением 5. Выходит, что 3+1+1-5=0 и игрок Б избегает урона. Все кубики из Limbo возвращаются в руку, вдобавок игрок A решает забрать один из двух кубиков жизни. Напомню, что кубик защиты остаётся в Abbyss-е, он был уничтожен и выбыл из игры. (На иллюстрации конец хода игрока А).
Впечатления
К обилию кубиков и рандому я отношусь нормально. Тем более, что в Irondie рандом корректируется множеством факторов: бонусами цвета, свойствами, специализацией, и теоретически любая выпавшая единица может в прямом смысле обернуться шестёркой.
Общие впечатления пока сумбурные. С одной стороны радует огромная вариативность действий в фазе схватки, которая оборачивается кипением мозга при выборе оптимального варианта, а с другой – настораживает полное отсутствие атмосферы, трудности планирования и неясность с наличием каких-либо внятных стратегий. Эти недочёты я пока спишу на неопытность и посмотрю, как игра проявит себя в дальнейшем при большем количестве партий и с разными наборами.
После трёх партий могу сказать, что швырять кубики весело, особенно мозголомными и азартными получаются дуэли, где нужно просчитывать свои действия и возможные ответы соперника на пару ходов вперёд.
Irondie по своей сути – это обычные кубики, и не смотря на их немаленькую цену, ждать выпадения только шестёрок не стоит. Поэтому ненавистникам рандома и кубов я бы не советовал эту игру, не дай бог запустить в соперника железным кубиком после неудачного результата 🙂
Надеюсь, что всё вышеописанное поможет кому-то понять, что же за зверь этот Irondie, и склонит чашу весов сомнения в одну или другую сторону, если до этого единственной причиной покупки было только красивое исполнение кубиков.
Наконец то первое внятное объяснение механизма игры во всём мировом интернете!
Спасибо! Для себя отметил несколько вещей: если/когда прикуплю себе комплекты для игры, обязательно поработаю над “локализацией” полей, листов свойств и тд. Это будет нужно, чтобы быстро ориентироваться в куче информации неинакоязычным партнерам.
Возможно стоит даже снять видео нескольких игровых ходов с англ. субтитрами…За это скажет весь мировой пролетариат =)
Ну и….чтобы интерес к игре не угасал, у одного игрока должно быть минимум кубиков 20. Да, да! Это грёбаная коллекционка с вытекающим выманиванием денег….Стартовым комплектом тут не обойдёшься. Именно после этого я ушёл в глубочайшую задумчивость….:)
Не за что,
насчёт видео была идея, т.к. даже на БГГ многие высказывались о том, что видео-инструкция просто необходима. Но пока нет техники, чтобы получилось качественно.
Я думаю, что если интерес не угаснет, то может прикуплю парочку наборов, где 3 кубика 🙂
Спасибо за обзор и правила! Перечитаю пару раз, чтобы полностью полностью понять, что тут к чему, но цена “убивает”…
Цена – очень весомый минус…. 120 евро…..сколько можно всего купить вместо десятка кубиков =)
Так не “десятка”, а двадцати – играть то надо с оппонентом, поэтому два комплекта, да и захочется ещё других кубиков. Поэтому данная игра слишком разорительна для бюджета. Надо подумать, как это всё заменить на обычные, доступные, кубики. Будем искать решение…
Я думаю, что с твоими возможностями соорудить кубики 9 разных цветов и видов будет вполне реально 😉
Я уже работаю над этим вопросом – жаль нет станка с ЧПУ, но всё решаемо…
Я одного не очень понимаю – имеем сет из 9 кубиков одного цвета. Например – у меня синий. У оппонента красный. Мы можем играть? Или необходимо иметь смесь из сетов?
Каков размер оригинальных кубиков? Они одинаковые или размер (максимальный по выпуклостям) разный?
Сколько кубиков максимально можно бросить за раз? 9 – это же очень много для ладони…
И ещё вопрос – я так понимаю, что помимо основного сета есть ещё “промо” кубики? А какие у них свойства и где это всё посмотреть?
Играть можно не то, чтобы двумя разными сетами, не возбраняется вообще любыми кубиками играть. Только единственное ограничение – минимум 1 жизнь, 1 атака, 1 защита. Можно даже собрать сет из всех доступных цветов, только друг на друга работать будут реже. Но не возбраняется. Прямой ответ на твой вопрос- красный на синий играть можно.
Размер как мне показалось около 12 мм. Выпуклости конечно есть, не примерно размер одинаковый.
За раз максимум можно пробросить все 9 кубиков, если на схватку не оставлять.
Промо кубики или Рарные или редкие. Это простой кубик плюс белая огранка. Суть их состоит в том, что спец свойство теперь запускается не только при выпадании единицы, но и при двойке.
http://irondie.com/DadiRari.aspx – как я понял, там как раз все рарные кубики представлены.
отличным решением проблемы были бы кубики пустышки с BnB, при условии их наличия, что не всегда имеет место быть. Цифру нарисовать на самоклейке не проблема. Также не проблема на рисунке “изобразить” специализацию кубика =)
Главное – закупка достаточного количества кубиков.
Максим – огромное спасибо! Всё понял, буду напрягать отца. Сейчас рисую модели кубиков, что бы можно было изготовить подручными средствами, потом сопоставлю их с оригинальными, перефотографирую и вставлю в правила, напишу “легенду”.
Мне важно было знать, сколько всего существует форм у кубиков и каково их количество. Получается 9 сетов по 9 кубиков. Плюс 9 “редких”. Всего 90.
С редкими понял – форма та же, отличаются только “вкраплением” белого цвета на “сильных” кубиках из сета. Тоже не проблема…
Небольшая поправочка: 9 кубиков разной формы 8-ми разных цветов, + 9 редких, итого 81 кубик.
Ну коли тут тема единственная пока, то мой маленький вклад в эти безумства:
Click to access iron_dice.pdf
Поле и таблица на русском. Пожелания приветствуются. Но вроде бы всё понятно 🙂
просто супер…Уже маниакально начал мечтать о игре. =)
Отличная работа, как раз думал распечатать и заламинировать, т.к. в комплекте идёт обычный тонкий листок.
Спасибо!
Всем пожалуйста 🙂
Если будет критика – пишите.
Limbo – лучше вписывается в дизайн, и звучит, и вообще отвечает игровым канонам в переводе “Клетка”, а не “Заточение”
впрочем, я наверно что-то напутал
Ну это не критично, но по мне так Limbo прикольней звучит.
В партии так и хочется напеть: “Лимбо, твоя песня пригожая….” 🙂
Если “атмосфернее”, то можно перевести, как “преддверие Ада”. Но надпись слишком длинная будет.
А клетка, скорее, Cell будет 🙂
И так, процесс по изготовлению Crystal Die запущен 🙂 Так как хочу сделать их “совместимыми” с оригинальной игрой (не по форме, конечно, а по функциям), то буду приставать с вопросами.
– что значит в Цветовой таблице “связка” белое – чёрное? Это связано с “промо” кубиками?
– я постараюсь сделать полный набор всех цветов. Сразу же возникает вопрос – а как оно выглядит в жизни? Встречаются два человека и хотят сыграть. У каждого свой сет. Они договариваются – какие кубики будут в игре (цвета и типы), или каждый приходит с тем, что принесёт?
– оригинальные кубики “отцентрованы”? Создаётся впечатление, что они литые и явно не идеальны по форме. Спрашиваю к тому – центровать мне их в “0” на станке или нет? Учитывая формы – это муторно…
– на всякий случай – всего имеем 9 сетов 9 цветов + 9 сетов по 9 цветов с белой окантовкой. Верно?
– черно белый кубики относятся нейтрально к цветным, но враги друг другу. Это не промо.
– Так и выглядит. каждый со своим набором, выбор свободен.
– Должны быть сбалансированы. Зачем мучаешся с формами? цифру сделал, да закорючку обозначил =)
– 9 кубиков разной формы 8-ми разных цветов, + 9 редких, итого 81 кубик. (С)
Совсем я запутался. Цветов 8:
ORANGE, WHITE, YELLOW, BLUE, BLACK, RED, GREEN, PURPLE.
Тут всё понял.
С редкими не понял. На фотографиях снизу куча кубиков разной формы , но одного цвета и все с белой окантовкой. Или всё таки это 9 кубиков – по 1 из каждого цвета (который самый сильный) и с белой окантовкой?
Есть у меня возможность сделать разной формы – почему бы не воспользоваться. Красиво будет 🙂
Покопался на сайте издателя, ничего не нашёл про то, что редких кубиков всего 9. Зато нашёл правило, что в сете игрока из 9 кубов только 3 могут быть редкими.
Поэтому если есть энтузиазм, то все кубики можно сделать ещё и редкими 😉
И ещё: поздравляю с началом проекта 🙂
Спасибо 🙂
Собственно буду делать так (ну не всё же копировать 1:1) 🙂
– всего будет 80 кубиков. 9х8=72 8 сетов по 9 кубиков + 8 кубиков (имеющий бонус в сете) с отличительными признаками.
– кубики будут доступны 2 игрокам, и они будут составлять свои сеты, набирая кубики по определённым правилам и ограничениям.
Всё остальное будет, как в правилах Iron Die.
Думаю, этого достаточно для полноценной игры двум игрокам…
На данный момент прототипы готовы, “легенда” к игре и кубикам написана. На сайте скоро появится вкладка (слева), где буду вести “дневник” проекта и выслушивать критику.
Всё, “проект” запустил 🙂 Даже больше для себя – работы много и могу бросить на пол пути. А сейчас вроде бы стыдно перед людьми будет 🙂
Подогнал правила под свои возможности. Взял практически 90% твоего текста, только переоформил и переписал. Ссылку на твой сайт и на эту тему опубликовал.
На всякий случай – ты не против? 🙂
Отлично, буду следить, главное побольше фоток! 🙂
Про ссылки – я не против, конечно.
Будут фотки, будут 🙂 И много – штатив и освещение уже приготовлено. Если меня “пропрёт”, то здорово должно выйти 🙂
Решил я пока приостановить свою деятельность – кубики сделал, но хочу подождать Quarriors (надеюсь в течении месяца приедет с нынешней почтой). Судя по всему его можно будет приспособить под эти цели без кропотливой работы.
Точно, там же кубов за сотню 🙂 Правда, судя по фото, разноцветных там много, но вот наберётся ли по 9 штук?
Вот и посмотрим – сегодня заказ “стартанул” с B&B 🙂 В середине Сентября будет и обзор и сразу же отчёт о возможностях стыковки с IronDie….
Небось уже забросили железные кубы? =) Затерялись в потоке новинок.
Есть такое, но периодически засматриваюсь на новые модели, прикольные всё-таки.
А играть банально не с кем, да и как-то не тянет уже, предпочту Кворриорс, там повеселей и поразнообразней.
Ха, мне интересны Желкубы только с точки зрения коллекционирования) Но даже начинать не буду :))
По этой причине и брал, падок я на такие штуки 🙂