Mice and Mystics – настольная сказка про бравых мышат
Этот обзор немного запоздал по причине покраски грызунов и насекомых, поселившихся внутри коробки Mice and Mystics. Но небольшой перерыв с момента пробных партий пошёл мне даже на пользу, – первые впечатления улеглись, и было достаточно времени подумать, хочу ли снова я садиться за эту игру.
Mice and Mystics – кооперативная игра, которая соответствует всем канонам классического dungeon crawler-а: герои и монстры со способностями, прокачка, всевозможное оружие/броня/артефакты, поле из тайлов, и, конечно же, бои на кубиках. Но есть две особенности, которые отличают Мышей от других подобных игр – это оригинальная тема и до мелочей продуманные сценарии, связанные между собой в единую историю.
В этой игре вам не придётся брать шефство над бравыми войнами, могущественными магами и прочими супер героями, набившими оскомину в приключенческих настолках. В Mice and Mystics игрокам предстоит побывать в шкуре маленьких отважных мышат, которые когда-то были людьми и жили в одном сказочном королевстве. И вот теперь эти, когда-то королевские особы и их служащие под навесом угрозы со стороны злой колдуньи обратились в мелких грызунов, чтобы сбежать от стражников-оборотней и позже раскрыть её тайные замыслы… Подробно описывать завязку не буду, дабы не лишать вас удовольствия от её прочтения в оригинале.
Каждый сценарий или, как он тут называется – глава, в Mice and Mystics – это небольшое приключение, в котором герои будут исследовать тёмные коридоры замка и сражаться с приспешниками злой колдуньи с целью выполнения конкретного задания, например, что-то отыскать или кого-то спасти. Кроме того, в сценариях присутствуют и некоторые ответвления, так называемые необязательные квесты, которые можно пройти по желанию и получить за это награду, которая окажется полезной в последующих миссиях.
Количество мышат, которыми будут управлять игроки, задаётся историей и обычно не бывает меньше 4, поэтому играя меньшим составом, вам придётся руководить несколькими героями.
Число и тип врагов, которые появляются на поле, определяется по картам контактов, а действуют приспешники колдуньи согласно простейшему алгоритму, который базируется на желании во что бы то ни стало поймать и разделаться с беззащитными, на первый взгляд, мышками.
Каждая миссия длится определённое количество “страниц” – отрезков времени, по истечению которого команда героев проигрывает, если не достигает поставленной цели. Партия как обычно состоит из раундов, во время которых все персонажи, находящиеся на игровом поле, совершают некоторые действия.
Ход игры
Обычно приключение начинается с того, что мышата появляются в одном из помещений замка и сразу же сталкиваются с врагами. Чтобы определить порядок хода, необходимо отобрать карточки инициативы всех присутствующих на тайле персонажей, перемешать их и выложить на соответствующий трек.
Именно в таком порядке персонажи будут активироваться до тех пор, пока герои не уничтожат всех врагов и не перейдут на новый тайл. При каждом переходе тянется новая карта контакта, которая укажет, какие враги обосновались в только что изведанной территории.
Герои
Во время своего хода герой-мышь может походить и совершить одно из пяти основных действий и три бесплатных.
Количество очков движения определяется броском кубика, результат которого прибавляется к базовой характеристике героя. Эта сумма и будет равняться числу смежных участков, которые может пройти герой. Кстати, в игре здорово реализована сетка местности, вернее, её попросту нет. На тайлах вы не увидите расчерченных гексов или квадратов, так как все “клетки” оформлены художественно, например, в виде камешков или плиток пола. Оригинальным способом определяется и смежность участков: соседними являются те, расстояние между которыми меньше подставки фигурки героя.
Перейдём к действиям. В свой ход мышонок способен на следующее:
Прошмыгнуть (Scurry). Просто походить ещё раз, правда, кубик придётся кидать заново.
Сразиться (Battle). Можно напасть на врага на своей или на соседней клетке. Во время боя герой бросает столько кубиков, сколько указано на его карточке рядом с символом меча плюс дополнительные кубики за оружие или другие предметы, дающие бонусы к атаке. В зависимости от типа атаки, ближней или дальней, для успеха нужны мечи или луки, соответственно. Но успешный бросок – это ещё не гарант победы. Враг в ответ также бросает кубики и может благополучно отбиться щитами, что нередко происходит.
Что касается сыра на кубиках, то это своеобразная мана, как для героев, так и для врагов. В качестве компенсации за неудачный бросок, герой получает жетоны сыра, за которые в дальнейшем может купить полезные навыки. Если же враг выбрасывает сыр во время атаки или защиты, то он идёт на специальное сырное колесо.
Как только все шесть делений колеса будут заполнены, случится наплыв монстров (прямо как в Аркхэме): на поле появятся вражины, указанные на активной карте контакта рядом с текущей страницей, а счётчик времени поднимется вверх на следующее деление, приближая мышат к поражению.
Поискать (Search). Герой может испытать удачу и бросить кубик, – если выпала звёздочка, то он получает награду из колоды поиска. Совершать поиск можно один раз на каждом тайле (каждой мышкой). Наградой может быть не только оружие и броня, но и полезные карты трюков, а также вредные для самих мышат проклятья.
Но не все находки подойдут героям, нашедшим их. Дело в том, что каждый мышонок принадлежит к определенному классу, а у всех карт, будь они из колоды поиска или навыков, есть специальные требования. Если вам не повезло и карта не подошла, то награду можно сразу же сбросить за сыр, или позже передать товарищу соответствующего класса.
Восстановиться (Recover). Иногда героям придётся передохнуть, чтобы снять с себя различные побочные эффекты-жетоны вроде головокружения или паутины.
Исследовать (Explore). Это действие можно совершить при условии, если на тайле не осталось ни одного врага. Тогда герой, подойдя к выходу или на специальное место переворачивания тайла, может осуществить переход на новую локацию. В таком случае тянется новая карта контакта, появляются монстры, и снова определяется инициатива.
Кроме вышеупомянутых действий герой за свой ход может дополнительно совершить три бесплатных действия, но каждое только один раз:
Поделиться (Share). Означает просто передать сыр или обменяться предметами с другой мышью на той же клетке.
Экипироваться (Equip). Или другими словами – переодеться или поменять оружие. На каждой карте брони/оружия указано, куда её можно пристроить: на голову, тело, или в лапы мышонка. Логично, что носить два шлема не получится, поэтому с приходом нового лута героям придётся решать, что взять в лапы, а что убрать обратно в рюкзачок.
Прокачаться (Level up). За 6 жетонов сыра мышонок может получить новую карту навыка, которая соответствует его классу. За ход герой может использовать только один навык, уплатив указанную цену в кусочках сыра. С помощью навыков игроки могут по-разному улучшать своих мышек, менять им специализацию или улучшать уже имеющиеся преимущества.
Кроме карт навыков, в игре также есть жетоны личных достижений, их можно использовать в партиях по желанию. Личные достижения вручаются мышатам по ходу сценария за некоторые подвиги или, наоборот, неудачи. Например, убив четырёх тараканов во время одной карты контакта, герой становится Roachmaster-ом. Кроме самого жетона, мышонок получает и дополнительную способность, но самое главное, что некоторые достижения продлевают время для выполнения миссии, двигая маркер конца партии дальше по треку.
Враги
Когда на треке инициативы очередь доходит до карточки кровожадного приспешника, активируются все враги данного типа, начиная с ближнего по отношению к какому-либо из героев. Противник следует простейшему алгоритму: если он находится на клетке с героем, то сразу же его атакует, в противном случае он двигается к ближайшему герою, и если ему всё-таки удаётся до него добраться, то следом происходит атака.
Двигается враг по броску кубика, а сражение происходит точно так же, как и в случае нападения со стороны героя, только в отличие от героев, выпавший на кубиках сыр помещается на колесо. Если герой получает от врага количество ранений равное его жизни, то он оказывается пойманным: песочные часы двигаются на следующую страницу на треке времени, а его фигурка убирается с доски. Но не стоит огорчаться, товарищи всегда могут спасти заложника, полностью отчистив тайл от врагов.
Карты инициативы без сердечек обозначают группы врагов одного типа, каждый из которых имеет по одной жизни. У продвинутых приспешников по несколько сердечек. Самые крутые враги – боссы имеют несколько карт инициативы, – это означает, что за раунд они будут чаще активироваться, а чтобы их убить, нужно “расправиться” со всеми карточками.
Понятно, что миссии в Mice and Mystics нужно играть по порядку, зачитывая все художественные вставки, которые превратили обычную брошюрку со сценариями в увесистую 50-страничную книгу историй. Но ещё интересней проходить игру в режиме кампании, когда герои могут переносить в следующую миссию все достижения и навыки, а также сохранять по 1 карте предмета.
Впечатления
Начну с недостатков. Первый и самый главный – книга правил. Написана и структурирована она, мягко говоря, неважно. Помню, как после прочтения всё показалась таким простым, чуть ли не примитивным, но когда мы сели за пробную партию, то постоянно запинались, из-за чего первое впечатление было смазано. Поэтому, как это ни печально, придётся снова уделить время разбору некоторых нюансов, которые правила, увы, не раскрывают. Например, долго не мог понять, что за Greedy Roaches такие, – думал обычные тараканы, а оказалось, что где-то в правилах на не пойми какой странице указано, что если таракашка Greedy, то при атаке она не только отбирает сыр, но и добавляет его на колесо. Могу посоветовать почитать вот этот сборный FAQ по вопросам с форума BGG и официального сайта издателя. Сразу предупреждаю, там 13 страниц мелким шрифтом.
Продолжая тему правил, добавлю, что меня также разочаровало отсутствие каких-либо памяток, в первых партиях они были бы просто незаменимы.
Ну и подытожу список своих негодований претензией к миниатюрам. Нет, исполнены они великолепно, но почему-то среди них представлены не все плохие персонажи. За такие деньги могли бы сделать и фигурки главных врагов – Ванестры и Капитана Вурста. Ну и элитных крыс до кучи.
А теперь о достоинствах и о насущном вопросе – для кого?
Для меня Mice and Mystics – простая красивая и увлекательная кооперативная семейная игра. Акцент в ней делается в первую очередь на историю и продуманность сюжета – и только за это она заслуживает похвалы.
Каждый сценарий разработан до мелочей, а специальные условия и неожиданное развитие событий разбавляют однообразные стычки с врагом различными интересными ответвлениями. Двигая фигурки по полю и играя карточки, ты действительно ощущаешь себя в шкуре маленького мыша, которого на каждом углу подстерегают опасные приключения. А все эти детали: шлем из напёрстка, жилетка из старого ботинка, пуговица в роли щита… И такое погружение в атмосферу игры неудивительно, ведь изначально эти мышиные истории были предназначены для детишек автора, поэтому когда читаешь художественный текст и призадумываешься над мелочами, то реально ощущаешь, что при создании игры не обошлось без частички души.
Порадовало, что сосредоточившись на историях, автор не махнул рукой на саму механику, и в ней тоже встречаются некоторые оригинальности, например, эта движуха с сыром и инициативой.
Что немаловажно для семейной игры, и вообще, для всех кооперативок, в игре нет player elimination, т.е. выбывания игроков. Мышки никогда не умирают, а просто попадают в плен, и их всегда можно спасти.
Конечно, нужно понимать, что Mice and Mystics, в первую очередь идеально подойдёт для семейного вечера с детьми. Миленькие мышата, которые являются героями сказки с добрым концом (я надеюсь 🙂 ) вряд ли покорят холодные сердца закоренелых гиков, и последние скорее всего выберут что-то другое, посерьёзнее. Вот не представляю я, как компания хардкорщиков двигает эти няшные фигурки и переживает за судьбу главных героев 🙂 Кроме того, тут нужно учесть и высокую долю случая, всё-таки кубики придётся кидать часто, а средств для того, чтобы минимизировать рандом, не так уж и много.
Нам же с Катей игра очень понравилась, хотя она и не претендует на какие-то тактические изыски. Если вы способны погрузиться в вымышленный мир, то настоятельно рекомендую к ней присмотреться, и не только в качестве настольной сказки для детей. Во-первых, вам будет интересно и любопытно пройти все главы и узнать, чем же закончились приключения отважных мышат. А во-вторых, при всей своей детскости и простоте, Mice and Mystics всё же предлагает игрокам выбор, как в развитии своих персонажей, так и в принятии тактических решений. Какие способности применить, где спрятаться, чтобы вражина тебя не достала или, наоборот, куда подбежать, чтобы прикрыть товарища. Кстати, процесс по ощущениям напомнил мне Клаустрофобию, только силы зла тут более предсказуемы. Так что, если вы ищете красивую и лёгкую storytelling игру , то Mice and Mystics станет настоящей находкой.
мега-супер молодец!!!
Мне в феврале должна приехать эта игра, жду не дождусь, когда же я её увижу.Уже и краски прикупил.
Спасибо! Кстати для тех, кто собрался красить, есть специальный гайд, его можно скачать в файлах и ссылках на Тесере. http://www.tesera.ru/game/mice_and_mystics/
Отличный обзор.
Мне вот очень нравится и продуманность сюжета, и тема неизбита в настольных играх, но игра против доски… В общем, буду искать, у кого есть эта игра, чтобы попробовать.
Да, это не в Магорыцаря гонять :), но с семьёй или девушкой идёт на ура.
Спасибо за интересный обзор.
Кстати, от игры остались похожие впечатления. На мой взгляд, Mice and Mystics – безпроигришный вариант для всей семьи, особенно если дети ходят вокруг коробок с непростыми играми, с надеждой в них разобраться. Тем более, здесь и миниатюры, и продуманная история, и несложные правила (после того, как с ними разберешься).
няшки няшные )) а с покрашенными играть – совсем другое удовольствие ))
Хоть какой-то способ нашёл, чтобы тебя завлечь играми 😉
дали б жару в Runebound, Descent или Talisman чесслово 🙂
у нас тут в Талисман эпик был в пятницу с 22 до 6 утра, играли впятером, только за корону 2 часа бились, народ седел на глазах 🙂
8 часов Талисмана, за что же ты так своих друзей не любишь? 🙂
Там старые прожженные ДнД-шники – только дай дайсы покидать, статы покачать и лут пособирать :))
Изучаю правила ко второму Десценту, будем штурмовать.
В перспективе – Savage Worlds (Дневник Авантюриста) – надо изучить механику и адаптировать под нее модули из dungeon&dragons или других систем.
мышата обалденные!
для меня в играх атмосфера и сюжет – одни из главных показателей, так что обязательно себе куплю эту игру!
Отличный обзор
Я помню как сразу заинтересовался игрой, когда появились первые фотографии. Компоненты хорошие. Но потом узнал, что игра семейная и кооперативная. Это жаль, конечно
Что хардкорней мыши или крейсер галактика?
Да обе не хардкор. Мыши что ни на есть семейная игра. BSG в этом плане более взрослая и гиковская, особенно, если все допы замешать.
В мышах большая магическая состовляющая?
Да там одна только магия, уже только по названию. BSG вообще игрушка другого жанра/тематики/ и т.д.
Странно,а по обзорам не скажешь,что такая сильная состовляющая.Понятно что в мышей их колдунья превратила…В остальном они магические предметы используют и персонажи имеют магические свойства?
Так точно, там даже есть отдельный персонаж-маг. Но вся эта магия лишь карточки с определёнными свойствами. Ну и всё, что в этой игре происходит – это магия 🙂
Почему все упорно называют мышей семейной игрой? По моим ощущениям ее как будто сам сатана придумал. Для того, чтобы посеять, боль, ненависть и разлад в дружных семьях. Такого лютого рандома я не видел… ДА НИГДЕ! С таким же успехом можно с детьми в “Ужас Аркхэма” играть. После мышей это будет легкая прогулка.
Спасибо за помощь.С выбором определился)
Да не за что, обращайтесь 🙂
Вова и Катя, привет! Вчера начали прохождение 1-й главы и вроде всё более-менее понятно, хотя с рулбуком пришлось изрядно посидеть.
Есть всё-же вопрос по пункту “Особая находка” в 1-й главе: В самой первой комнате по условиям главы спрятано Tinkerer’s Treasure (на рисунке находка расположена под шлемом). Собственно, для того, чтобы его найти нужно именно на этом месте искать или в любой клетке комнаты? Как Вы играли этот момент?
Привет!
Как указано в сценарии, в случае Special Search (конкретно в первой комнате) для поиска указанной вещи мышь должна быть именно на том самом месте.
Значит всё правильно играли. Я вот так же и подумал по этой ситуации (так более логично).
Вы всю первую кампанию прошли?
P.S. За ответ, как всегда, спасибо!
Эх, не дави на больное 🙂 Мы только в две первые главы поиграли. Ох уж эти новинки…
Что-то я в правилах не нашел, нужно ли кидать кубики на защиту от дальней атаки?
Да, в правилах чётко не прописан этот момент. Но кидается столько же защитных кубиков, как и при melee атаке.
Купил себе )))
Круто, поздравляю! Мы всё с Катей думаем поиграть, но эти новинки уже достали 🙂
Спасибо.
Новинки вообще зло. Так было бы 10 игр и играл бы, радовался. А так новинки постоянно отвлекают )
Вот-вот. А так хорошие игры греют душу только, пылясь на полке ;(
Доброго времени суток! Скажите, пожалуйста, английский там какого уровня? Просто самая любима игра – Андор, три раза пройдена уже, поэтому глянул в сторону мышей. Я безусловно верю, что она не менее атмосферное Андора, но отвлекаться на словарь все время не хочется)
Привет!
В сценариях английский сложный, считай, как сказка со всякими оборотами и эпитетами. На карточках полегче. Но на Тесере выложено уже много переводов, только не знаю, всё ли.
Добрый день!
Я сам из Риги. Тоже дикий любитель насолок, особенно кооперативок.
Наигрался в Десцент, захотелось поиграть в мышей( особенно после TableTop’a).
С кооперативками беда в следующей… После прохождения игра валяется на полке.
Мыши игра уже не свежая и в лудо стоит 80 евро… Нет человека, который за символическую плату и залог в размере стоимости игры мог бы дать на пару месяцев поиграть? У самого 30 игр на полке… и кооперативки типо десцента, аркхама, пандемика, теней над кемелотом практически никогда от туда не достаются. Одно приятное исключения это гост сторийз – затягивает и дико сложная…
Привет!
Если есть постоянная компания, то можно скинуться. Если пройденные игры пылятся, то можно их продать/обменять на новые.
Настольщики ведь они такие, очень бережно и трепетно относятся к своему картону, поэтому если дают поиграть, то только хорошо знакомым людям. Можно поспрашивать на форуме ludo, но насколько я помню, там пару раз подымался такой вопрос, но откликов было мало.
Добрый день
В магазине Ludo, недели 2 назад, мне сказали что после реорганизации они планируют предложить прокат игр для членов их клуба. Других подробностей я не знаю, но возможно что это решение для такого случая.
Да, это отличный вариант. У них раньше тоже можно было игры брать на время. На знаю, есть ли у них коробка с Мышами, но коллекция “игра напрокат” там большая.
Приветствую.Не знаете, локализация если что стыкуется с оригинальными допами (на англе)?
Без понятия. Лучше в группе у Краудов спросить или на Тесере.
Ох, вчера проходили 3 главу. Такой хардкорной, беспощадной и злой игры я не видел, пожалуй, никогда. Перессорились все. Игра настолько сырая и несбалансированная, что в ней сломано буквально ВСЕ. Маги и лучники абсолютно бесполезны, Магикус попал 2 раза за всю главу. Счетчик сыра растет очень быстро, врагов очень много, попаданий очень мало, вещи теряются, убивают часто и внезапно. Кот появлялся 2 раза подряд. Я не знаю, что будет с ребенком после таких игр. Психологическая травма гарантирована. Рандом никак и ничем не регулируется ВООБЩЕ! Такое ощущение, что авторы в свои игру ни разу не играли.
Да, и времени дается 5 страниц на 6 (!) локаций с боссфайтом и котом.