Home > The Castles of Burgundy > The Castles of Burgundy – снова зАмки, но какие!

The Castles of Burgundy – снова зАмки, но какие!

В воскресенье удалось опробовать The Castles of Burgundy, стратегическую евроигру, которая относительно недавно обосновалась в двадцатке лучших настолок на BGG.

Очередной продукт от Alea (Ravensburger) как обычно не балует изысками дизайна: компоненты выглядят бледно и скучно и поставляются в стандартно оформленной коробке, такой же, как и все предыдущие 13 больших игр этого издателя. Мне категорически не нравится такой подход к оформлению “обложек”, но на это можно посмотреть и с другой стороны, например, на полке игры от Alea будут смотреться достаточно прикольно, как книжки в одинаковых переплётах.

Но, как говорится, не будем встречать по одёжке, а посмотрим, какова же начинка. Игра в первую очередь интересна тем, что в ней представлена очередная достаточно необычная идея применения простых шестигранных кубиков. С помощью них тут не просто выбираешь ресурс (как в Кингсбурге), но ещё строишь и торгуешь.

Да, никак не могу пройти мимо предыстории. Честно говоря, от слова medieval в описании меня уже слегка потрясывает, ну что поделать, видимо тема средневековья в комплекте с невнятным оформлением идеально подходят для игр такого типа – они ненавязчивы и не отвлекают от умственного процесса.

Итак, перед нами средневековая Франция. Игроки выступают в роли неких аристократических личностей, владеющих небольшими княжествами или королевствами. Цель как всегда банальна – добиться процветания своих земель. Делать это будем за счёт застройки гексов и торговли.

События в Замках Бургундии развиваются в двух местах: в центре, где расположен рынок, и на личных планшетах игроков, на которых находятся земли под застройку, хранилище ресурсов и удобная памятка по свойствам тайлов.

Правила очень просты. Каждый игрок кидает два кубика и с их помощью выбирает два любых действия из 4-ёх доступных: 1) взять тайл с части рынка согласно результату на кубике; 2) пристроить тайл в своё королевство на гекс с соответствующим значением; 3) продать товар/ – ы с соответствующим значением из хранилища; 4) сбросить кубик за два жетона рабочих, они же являются модификаторами (+1/-1) к последующим броскам.

Глубина же проявляется в свойствах тайлов, их комбинациях и их своевременной постройке. Стратегий и вариантов, как и куда развиваться, много.

  • Во-первых, это продажа товаров, за которую дают не только победные очки, но и слитки серебра, позволяющие покупать дополнительные тайлы с центрального “чёрного” рынка.
  • Во-вторых, неплохо поощряются очками и пастбища с одинаковыми животными, расположенные рядом друг с другом.
  • В-третьих, можно налегать на городские тайлы, которые обладают кучей полезных мгновенных эффектов, и тем самым позволяют сэкономить драгоценные действия.
  • В-четвёртых, можно пуститься в добычу серебра, т.е. строить шахты, которые в дальнейшем обеспечат средствами на покупку дополнительных тайлов.
  • Ну и, наконец, если к сильной стороне вашего королевства удастся подобрать правильные бонусные тайлы, то за счёт них в конце игры можно серьёзно пополнить багаж победных очков.

Стоит отметить, что все эти методы заработка ПО являются дополнительными, а основной целью всё же является завершение участков с одинаковым типом местности. Важно помнить, что за партию вряд ли получится застроить все участки, поэтому игрокам необходимо заблаговременно подумать над планом развития своей территории, и план этот должен быть наиболее эффективным.

На завершении участков одного типа зарабатывается львиная доля очков, но хитрость в том, что награда с течением времени существенно меняется. Если в первом раунде можно застроить участок, состоящий всего из одного гекса, и получить за это 1 (за количество тайлов на участке) + 10 (бонус раунда) = 11 очков, то в пятом раунде за такой участков дадут всего 3 жалких очка (1+2). Для сравнения – за участок из пяти тайлов в последнем раунде игрок получит 17 очков. Так что обычно в начале партии все суетятся, чтобы поскорей завершить мелкие участки, а позже приступают к более крупным, беря во внимание то, что тот, кто первым застроит все гексы одного цвета, получит дополнительные бонусные очки.

Из-за ограниченного предложения на рынке борьба за тайлы разгорается нешуточная, а преимущество первого хода с каждым раундом сказывается всё сильней. За очерёдность хода отвечают морские тайлы, при покупке такого тайла фишка продвигается по треку порядка хода. Кроме того, за счёт морских тайлов игроки пополняют хранилища доступными на рынке товарами.

Что касается главного вопроса “а как же рандом, кубики же?” Кубики тут не только генератор случайных чисел, скорей они являются оригинальным способом выбора действий, заменяя собой привычных рабочих. Возможно, в первых раундах случай способен повлиять на вектор застройки, но с расширением королевства и всё более доступными модификаторами, влияние рандома проявляется минимально, тем более, что выбор есть всегда, другой вопрос, насколько он привлекателен. На мой взгляд, основные неприятности всё же исходят от соперников, которые так и норовят увести из под носа нужный вам тайл.

Игра оставила очень приятные впечатления, и даже оформление не смогло их подпортить. Результат партии, при котором разница по очкам была небольшой (5-10, притом, что у всех было в районе 200) говорит о том, что игра неплохо сбалансирована, особенно, если учесть, что в игре мы использовали разные стратегии.

Как мне кажется, игра отлично масштабируется. При игре меньшим составом отличие раскладки только в том, что доступных тайлов на рынке будет меньше.

Думаю, что The Castles of Burgundy должна прийтись по вкусу любителям вдумчивых игр на планирование со строительством, выкладыванием тайлов и комбинациями свойств/бонусов.

Кстати, так совпало, что буквально накануне в сети появился отличный видеообзор правил и игрового процесса Замков Бургундии от проекта Оранжевый гном. Так как в рунете не так много информации по этой игре, думаю, что он придётся как нельзя кстати тем, кто хочет поближе познакомиться с игрой.

  1. _ГрАнд_
    February 5, 2013 at 08:57

    А мне подбор цветов у Ravensburger всегда нравился. Не контрастный, но цвета все разные. У некоторых производителей вроде бы стандартные яркие красный-жёлтый-зелёный-синий, а при свете некоторых лампочек – синий и зелёный сливаются. У Ravensburger цвета какие-то приглушённые, но перепутать из невозможно. Правда, здесь голубой кажется каким-то слишком уж ярким.
    А игра, судя по всему, строгое экономическое евро с элементами градостроения. Или упрощённое градостроительство с кучей математики. Средневековая вроде бы-Субурбия?

    • February 5, 2013 at 10:32

      Ну в данном случае цвета на персональных полях ещё ничего, можно различить, бывало и похуже. Мне Замки напоминаеют нечто среднее между Субурбией и Troyes. Экономики тут не так много, так как торговля – это только одна опция заработка ПО из многих.

  2. Максим
    February 5, 2013 at 09:13

    Одна из самых любимых игр.
    Забавно, что через нее приобщил пару друзей к миру настольных игр)
    До этого они играли в пару простеньких, но попробовав эту испытали настоящий шок, от того какими классными они могут быть.
    Видимо были в душе любителями евро)
    Игра действительно отлично масштабируется. Правда играть за стандартными (№1) столами наскучивает довольно быстро, но для этого и есть дополнительные)
    п.с. для начинающих есть небольшой совет – распечатать правила в 4-х экземплярах. Из-за того, что над ходом думают все одновременно – иногда, в первых партиях, бывает борьба за правила.

    небольшая поправка – бонусный жетон получается за то что застроил все тайлы этого цвета первым, а не кто первый застроил территорию. ориг правила: The first player who manages to cover all spaces of one colour in his INTIRE ESTATE with tiles.(by placing his third mine,for example,or sixth animal tile)…

    • February 5, 2013 at 10:39

      Спасибо за попроваку, писал по памяти со слов друзей, выходит, что играли не совсем правильно – спишем на первую партию 🙂
      Согласен, что освоить Замки могут и новички, ведь это одна из тех настолок, в которую легко научиться играть, но трудно победить. Ну и многих сразу привлекает строительство и идея с кубиками.

  3. February 6, 2013 at 07:59

    Возьму на заметку, вроде как неплохое евро, правда, кроме Бургундии еще столько хороших новинок, в которые хочется поиграть, что и не знаю, как на все это найти достаточно времени и финансов :).

    • February 6, 2013 at 10:39

      Ещё забыл про место 🙂

      • February 6, 2013 at 20:43

        О да, свободное место – это больная мозоль большинства настольщиков.

  4. RAVE
    February 6, 2013 at 09:23

    Спасибо за обзор. еще больше захотел ознакомиться с игрой)

    2 Настолкер
    Извечная проблема настольщиков)

  5. February 21, 2013 at 23:05

    Уже давно гоняюсь за этой игрой, но её вечно нету, когда собираю заказ. Последний раз просил из Москвы привезти, и там закончилась=) Видно не судьба=)

    • February 22, 2013 at 10:45

      Думаешь тебе понравится? Ты же евро не очень.
      У нас тут была недавно в магазе 😉

      • February 22, 2013 at 22:15

        Кубиков много. Я когда узнал об игре, то мне сразу было очень интересно. Потом интерес стал падать – из-за блеклого арта, из-за абстрактности, а потом уже и стал думать – а нужно ли мне это евро? Но сыграть хочу

      • July 28, 2014 at 14:10

        Сыграл и остался очень доволен тем, что купил. Отличная игра!

  6. Алексей
    October 21, 2017 at 19:35

    Согласен на все 100%. Обзор отличный. Ничего, что я старое ворошу?))
    что из подобного посоветуете, Владимир? Нравмится все: планируемость, скорость, масштабируемость. Но хочется еще ))

    • October 21, 2017 at 21:24

      Хмм… даже не знаю. Замки именно и тем нравятся, что похожих игр нет. Под указанные критерии подходит, возможно, La Granja… Очень трудно советовать, слишком общие критерии. Много хороших евро со схожим времени партии, планированием и т.п. Мне кажется, что у меня все такие :Р

      • Александр
        October 23, 2017 at 11:10

        Западный путь такой же вариативный и реиграбельный как замки?

        • October 23, 2017 at 13:12

          Вариативность – понятие относительное, очень много факторов на неё влияет, плюс собственное восприятие. Например, в Конкордии очень ограниченное развитие, но игра каждый раз проходит увлекательно за счёт оптимизации собственного движка, погони за территориями и картами, действий соперников. А кто-то Конкордию посчитает вообще однообразной.

          В Бургундии множество, так сказать, глобальных стратегий + случайный выход тайлов (в том числе и с целями) + конкуренция за эти самые тайлы. Для меня ЗП нечто среднее между Бургундией и Конкордией – тоже оптимизируем колоду + случайные цели + развитие планшета за счёт рабочих. По сути, игра состоит из циклов-доставок, и самое интересное, как мне кажется – это с наибольшей выгодой пройти каждый цикл.

  7. Александр
    October 27, 2017 at 20:58

    Я честно говоря так и не понял будет ли каждая партия не похожа на прошлую как в Бургундии,или игра пару раз в год из шкафа вынять?Я люблю евро,но не могу позволить себе обмазаться настолки,стоит ли игра 50$ баксов в кармане, когда вокруг ещё цолькин,Орлеан, Конкордия,и ещё множество других игр?

    • October 28, 2017 at 04:02

      Повторю, что есть для вас вариативность? Для меня Путь вариативен, и как это вам поможет? Если вы ждёте иное развитие планшета через разные наборы тайлов (читай, стратегии), как в Замках, то в Пути такого не будет.

  1. February 5, 2013 at 10:34
  2. February 5, 2013 at 12:28

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.