Главная > Merchant of Venus (second ed.) > Пробуем Merchant of Venus (second edition)

Пробуем Merchant of Venus (second edition)

На выходных благодаря друзьям удалось опробовать второе издание Merchant of Venus, выпущенное FFG. После партии в обновлённый вариант, именуемый стандартным, впечатления неоднозначные: вроде интересно, но слишком долго, и чересчур много рандома.

Для тех, кто не знаком с правилами, не вдаваясь в нюансы, скажу, что игра хоть и не новая (оригинал был выпущен в 1988 году), тема мне показалась достаточно оригинальной. В Merchant of Venus мы бороздим космические просторы и занимаемся межгалактической спекуляцией – у одних покупаем товары по дешёвке, а другим толкаем подороже. Торговля здесь является основным источником заработка победных очков, так как всё, что удастся наторговать за партию, в конце игры превращается в ПО.

Как вы уже поняли, основной задачей игроков будет доставить груз из точки А в точку Б. Тратить ходы впустую тут не приветствуется, а залог успеха – эффективная логистика. Правда, проложить кратчайший и при этом безопасный путь – это только полдела, важно ещё быстро долететь, а это получается далеко не всегда. Механика движения корабля схожа со старинными бродилками – бросаешь кубики и передвигаешь фигурку на выпавшее число точек, не больше не меньше. Примитив, согласен, но так как зачастую цель – это посадка на планету, сесть на которую можно даже с избытком очков движения, то напрягает это не так сильно, тем более что, после всех апгрейдов корабль будет совершать гиперпрыжки между системами в два счёта. По мне так при движении основное неудобство доставляют развилки, которые требуют определённого значения на кубике, вот там-то можно застрять надолго.

Что касается «прокачки» корабля, то детали покупаются на тех же планетах. Апгрейды помогут при стычках с пиратами и во время тестов лазеров, брони и навыков пилотирования. Все проверки разыгрываются опять же с помощью кубика: проверяемая характеристика корабля сравнивается с результатом броска, а в случае с пиратами ещё и добавляется сила жетона. Стоит отметить, что некоторые улучшения, такие как дополнительные отсеки для грузов и максимально прокаченные лазеры или броня, имеют не только полезные свойства, в конце партии они также приносят победные очки.

Кроме основного занятия – торговли – игроки могут заниматься и другими прибыльными делами: подрабатывать таксистами, то есть перевозить пассажиров за деньги; выполнять миссии, цель которых, по сути, не отличается от той же торговли и перевозки пассажиров, а только конкретизирует товар/место; или же, купив лицензию на бурение, добывать на астероидах полезные ископаемые (пролетая астероид, игрок кладёт жетон бурения, а потом, во время фазы бурения, которая происходит каждый второй ход, снимает их и получает за каждый по 10 денег).

Как я уже сказал, побеждает самый предприимчивый, то есть тот, кто больше всех заработает. Очки за миссии, апгрейды и т.д. также переводятся в деньги по курсу 1 очко = 10 денег.

Начну с компонентов. Коробка выше стандартной, размер, как у Mansions of Madness, внутри 4 фигурки кораблей, игровое поле, персональные планшеты игроков, кубики и куча картонных жетонов и фишек. Честно говоря, не припомню, видел ли я где-то ещё столько картона, гора внушительная.

Мы играли не в классический вариант, а в режим от FFG, где жетоны грузов и улучшений сортируются по расам и кладутся рядом с полем, которое уже само по себе занимает немало места (размер, как в Ужасе Аркхэма). Кроме того, по ходу партии вокруг персональных планшетов кораблей придётся хранить грузы, апгрейды, карты миссий и другие фишки. Так вот, если играя в Ужас Аркхэма, мы спокойно умещались вчетвером, то для Merchant of Venus наш стол оказался маловат, корабли пришлось перенести на стулья.

Игра оформлена богато (за такую-то цену): красивое поле, фигурки кораблей на подставках, планшеты игроков с фирменными счётчиками. Но вот удобство подкачало. Поле слишком перегружено цветными значками, за которыми довольно трудно разглядеть маршруты, стрелки и цифры на развилках. Ещё мне лично из-за его ляпистости было проблематично ориентироваться по значкам и цифрам рас на жетонах, приходилось по 100 раз перепроверять, кто какой товар принимает. Второй момент – ненаглядные жетоны улучшений. Тип жетона обозначается на одной стороне, а эффект описан на другой и при этом мелким шрифтом. Так как по ходу партии обвешиваешь свой корабль по полной, то становится трудно ориентироваться в улучшениях и держать в памяти все их свойства.

Знаете такой термин «fiddly game»? Это когда по ходу игры приходится часто перекладывать с места на место жетончики, фишки и т.д. Яркий пример такой игры – Агрикола, где каждый раунд нужно пополнять рынок. Так вот обновлённый Merchant of Venus – это megafiddly game, и нововведения в нём не только не решают эту проблему, а, наоборот, только подливают масла в огонь. Судите сами. В старой версии проданные товары бросались в мешок, в котором помимо самих товаров находились бонусные жетончики спроса на определённые виды грузов и фишки пассажиров. Получалось, что каждый раз, когда игрок продавал товар, он тянул новый жетон – простой и элегантный механизм пополнения рынка, который постепенно делал привлекательными группы товаров с низкой ценой. Теперь же вместо одной простейшей операции нужно совершить пять. Сперва положить проданные грузы рядом с полем напротив своей расы. Затем поменять цену, переложив жетон курса. Если жетон курса или карта события показывает значок пополнения рынка, то в первом случае нужно доложить один товар, а во втором – все. Ну, и наконец, каждый второй раунд необходимо ввести в игру одного пассажира. Перемудрили…

Сам же игровой процесс вызывает, как я уже сказал, смешанные чувства. Вроде красиво, и тема интересная, есть варианты развития корабля, миссии, перевозки, но этот рандом… ну слишком его много, и, что главное, он очень серьёзно влияет на баланс. Во-первых, в самом начале он определяет маршруты. На старте все обычно выбирают безопасные пути, т.к. низкий уровень лазеров/брони/пилота не позволяет противостоять проверкам, ведь понадеявшись только на кубик, можно потерять драгоценные ходы. Во-вторых, если кому-то в начале повезёт с картой события или апгрейдом, посчастливится открыть родную планету, которая даёт скидки, или обнаружить короткий маршрут реализации товаров, то этот игрок получает огромное преимущество, нивелировать которое практически невозможно, – богатый тут становится только богаче. И третье, если уж делать игру лёгкой, рандомной, то почему бы не внести интересные события с возможностью как-то повлиять на лидера или каким-то образом поправить своё бедственно положение, ведь игра держит в напряжении, пока у тебя есть шанс на победу.

И ещё один немаловажный момент – это время партии. Представьте, на такую, далеко не стратегичную игру, с не очень вариативными действиями, на четверых мы потратили 5 часов. Если учесть, что партия длится 30 раундов, скучать мы начали где-то после 20-ого, а после 25-ого на поле вообще нечего было делать, так как все планеты были опустошены, а заполнение рынка происходит слишком медленно и непостоянно.

Такое вот переиздание, несбалансированное, слишком рандомное и долгое. Оказалось, что это не только моё мнение, на BGG тоже многие жалуются, говорят, что вместо того, чтобы разнообразить скучноватый классический вариант, FFG перегрузили его ненужными элементами и добавили ещё больше рандома. Да, ещё и цена за груду картона неоправданно высокая.

Интересно, что, несмотря на все недостатки, такие моменты, как исследование галактики, прокачка корабля и азарт гонки делают игру увлекательной, и я бы, возможно, сел за Merchant of Venus ещё раз, но только при условии, что партия будет длиться не более 20-ти раундов.

Реклама
  1. _ГрАнд_
    Март 5, 2013 в 09:37

    Посматривал я на эту игру — эдакие «Космические рейнджеры» на столе. Цена не такая уж неадекватная, учитывая комплектность.
    Сейчас вот прочитал, подумал — надобрать! Аналогов что-то не видать, рандом вылечить несложно, да и место для раскладки найдём.
    В вишлист внёс, теперь главное — держаться и не нажимать кнопки заказов. Последняя посылка ещё толком не играна. 🙂

    • Март 5, 2013 в 10:35

      Взаимодействия бы ей побольше, а так рейнджеры получились уж больно миролюбивые.

  2. VDmitry
    Март 5, 2013 в 11:34

    А вы не играли в Merchants and Marauders чтобы сравнить?

  3. Terjul
    Март 5, 2013 в 14:14

    А я играла. По мне это довольно разные игры.

  4. Terjul
    Март 5, 2013 в 14:17

    Но обе хороши… хотя Merchants and Marauders нравиться пока больше ))

  5. Варлорд1
    Март 5, 2013 в 21:21

    А не пробовали сыграть в классический вариант для сравнения?
    Если процесс однообразен то однозначно надо 20 ходов играть.
    И ещё, мне кто-то говорил(сам не читал), что есть фанатские изменения в правилах на бгг, которые делают игру более динамичной. появляются активные пираты и самим вроде как можно пиратствовать…

    • Март 5, 2013 в 22:58

      Классический вариант друзья сразу же забраковали, сказали, что он совсем скучный. По поводу мародёрства и укорачивании партии, то такие мысли возникают сразу же после первой игры, сам на BGG тоже ещё не смотрел, но уверен, что хоумрулов там море.

  6. Март 12, 2013 в 23:18

    Согласен со всем сказанным. Очень надеялся, что ФФГ в своих правилах сделает что-нибудь интересное, потому что классика — это, по сути, кинь-двинь, но все оказалось немного хуже, чем я ожидал. Вычеркнул из списка

  7. Март 20, 2013 в 15:21

    выглядит симпатично, но сама игра как-то не особо привлекает.

  1. Март 5, 2013 в 11:58

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.