Пробуем Merchant of Venus (second edition)
На выходных благодаря друзьям удалось опробовать второе издание Merchant of Venus, выпущенное FFG. После партии в обновлённый вариант, именуемый стандартным, впечатления неоднозначные: вроде интересно, но слишком долго, и чересчур много рандома.
Для тех, кто не знаком с правилами, не вдаваясь в нюансы, скажу, что игра хоть и не новая (оригинал был выпущен в 1988 году), тема мне показалась достаточно оригинальной. В Merchant of Venus мы бороздим космические просторы и занимаемся межгалактической спекуляцией – у одних покупаем товары по дешёвке, а другим толкаем подороже. Торговля здесь является основным источником заработка победных очков, так как всё, что удастся наторговать за партию, в конце игры превращается в ПО.
Как вы уже поняли, основной задачей игроков будет доставить груз из точки А в точку Б. Тратить ходы впустую тут не приветствуется, а залог успеха – эффективная логистика. Правда, проложить кратчайший и при этом безопасный путь – это только полдела, важно ещё быстро долететь, а это получается далеко не всегда. Механика движения корабля схожа со старинными бродилками – бросаешь кубики и передвигаешь фигурку на выпавшее число точек, не больше не меньше. Примитив, согласен, но так как зачастую цель – это посадка на планету, сесть на которую можно даже с избытком очков движения, то напрягает это не так сильно, тем более что, после всех апгрейдов корабль будет совершать гиперпрыжки между системами в два счёта. По мне так при движении основное неудобство доставляют развилки, которые требуют определённого значения на кубике, вот там-то можно застрять надолго.
Что касается “прокачки” корабля, то детали покупаются на тех же планетах. Апгрейды помогут при стычках с пиратами и во время тестов лазеров, брони и навыков пилотирования. Все проверки разыгрываются опять же с помощью кубика: проверяемая характеристика корабля сравнивается с результатом броска, а в случае с пиратами ещё и добавляется сила жетона. Стоит отметить, что некоторые улучшения, такие как дополнительные отсеки для грузов и максимально прокаченные лазеры или броня, имеют не только полезные свойства, в конце партии они также приносят победные очки.
Кроме основного занятия – торговли – игроки могут заниматься и другими прибыльными делами: подрабатывать таксистами, то есть перевозить пассажиров за деньги; выполнять миссии, цель которых, по сути, не отличается от той же торговли и перевозки пассажиров, а только конкретизирует товар/место; или же, купив лицензию на бурение, добывать на астероидах полезные ископаемые (пролетая астероид, игрок кладёт жетон бурения, а потом, во время фазы бурения, которая происходит каждый второй ход, снимает их и получает за каждый по 10 денег).
Как я уже сказал, побеждает самый предприимчивый, то есть тот, кто больше всех заработает. Очки за миссии, апгрейды и т.д. также переводятся в деньги по курсу 1 очко = 10 денег.
Начну с компонентов. Коробка выше стандартной, размер, как у Mansions of Madness, внутри 4 фигурки кораблей, игровое поле, персональные планшеты игроков, кубики и куча картонных жетонов и фишек. Честно говоря, не припомню, видел ли я где-то ещё столько картона, гора внушительная.
Мы играли не в классический вариант, а в режим от FFG, где жетоны грузов и улучшений сортируются по расам и кладутся рядом с полем, которое уже само по себе занимает немало места (размер, как в Ужасе Аркхэма). Кроме того, по ходу партии вокруг персональных планшетов кораблей придётся хранить грузы, апгрейды, карты миссий и другие фишки. Так вот, если играя в Ужас Аркхэма, мы спокойно умещались вчетвером, то для Merchant of Venus наш стол оказался маловат, корабли пришлось перенести на стулья.
Игра оформлена богато (за такую-то цену): красивое поле, фигурки кораблей на подставках, планшеты игроков с фирменными счётчиками. Но вот удобство подкачало. Поле слишком перегружено цветными значками, за которыми довольно трудно разглядеть маршруты, стрелки и цифры на развилках. Ещё мне лично из-за его ляпистости было проблематично ориентироваться по значкам и цифрам рас на жетонах, приходилось по 100 раз перепроверять, кто какой товар принимает. Второй момент – ненаглядные жетоны улучшений. Тип жетона обозначается на одной стороне, а эффект описан на другой и при этом мелким шрифтом. Так как по ходу партии обвешиваешь свой корабль по полной, то становится трудно ориентироваться в улучшениях и держать в памяти все их свойства.
Знаете такой термин “fiddly game”? Это когда по ходу игры приходится часто перекладывать с места на место жетончики, фишки и т.д. Яркий пример такой игры – Агрикола, где каждый раунд нужно пополнять рынок. Так вот обновлённый Merchant of Venus – это megafiddly game, и нововведения в нём не только не решают эту проблему, а, наоборот, только подливают масла в огонь. Судите сами. В старой версии проданные товары бросались в мешок, в котором помимо самих товаров находились бонусные жетончики спроса на определённые виды грузов и фишки пассажиров. Получалось, что каждый раз, когда игрок продавал товар, он тянул новый жетон – простой и элегантный механизм пополнения рынка, который постепенно делал привлекательными группы товаров с низкой ценой. Теперь же вместо одной простейшей операции нужно совершить пять. Сперва положить проданные грузы рядом с полем напротив своей расы. Затем поменять цену, переложив жетон курса. Если жетон курса или карта события показывает значок пополнения рынка, то в первом случае нужно доложить один товар, а во втором – все. Ну, и наконец, каждый второй раунд необходимо ввести в игру одного пассажира. Перемудрили…
Сам же игровой процесс вызывает, как я уже сказал, смешанные чувства. Вроде красиво, и тема интересная, есть варианты развития корабля, миссии, перевозки, но этот рандом… ну слишком его много, и, что главное, он очень серьёзно влияет на баланс. Во-первых, в самом начале он определяет маршруты. На старте все обычно выбирают безопасные пути, т.к. низкий уровень лазеров/брони/пилота не позволяет противостоять проверкам, ведь понадеявшись только на кубик, можно потерять драгоценные ходы. Во-вторых, если кому-то в начале повезёт с картой события или апгрейдом, посчастливится открыть родную планету, которая даёт скидки, или обнаружить короткий маршрут реализации товаров, то этот игрок получает огромное преимущество, нивелировать которое практически невозможно, – богатый тут становится только богаче. И третье, если уж делать игру лёгкой, рандомной, то почему бы не внести интересные события с возможностью как-то повлиять на лидера или каким-то образом поправить своё бедственно положение, ведь игра держит в напряжении, пока у тебя есть шанс на победу.
И ещё один немаловажный момент – это время партии. Представьте, на такую, далеко не стратегичную игру, с не очень вариативными действиями, на четверых мы потратили 5 часов. Если учесть, что партия длится 30 раундов, скучать мы начали где-то после 20-ого, а после 25-ого на поле вообще нечего было делать, так как все планеты были опустошены, а заполнение рынка происходит слишком медленно и непостоянно.
Такое вот переиздание, несбалансированное, слишком рандомное и долгое. Оказалось, что это не только моё мнение, на BGG тоже многие жалуются, говорят, что вместо того, чтобы разнообразить скучноватый классический вариант, FFG перегрузили его ненужными элементами и добавили ещё больше рандома. Да, ещё и цена за груду картона неоправданно высокая.
Интересно, что, несмотря на все недостатки, такие моменты, как исследование галактики, прокачка корабля и азарт гонки делают игру увлекательной, и я бы, возможно, сел за Merchant of Venus ещё раз, но только при условии, что партия будет длиться не более 20-ти раундов.
Посматривал я на эту игру – эдакие “Космические рейнджеры” на столе. Цена не такая уж неадекватная, учитывая комплектность.
Сейчас вот прочитал, подумал – надобрать! Аналогов что-то не видать, рандом вылечить несложно, да и место для раскладки найдём.
В вишлист внёс, теперь главное – держаться и не нажимать кнопки заказов. Последняя посылка ещё толком не играна. 🙂
Взаимодействия бы ей побольше, а так рейнджеры получились уж больно миролюбивые.
А вы не играли в Merchants and Marauders чтобы сравнить?
К сожалению, нет.
А я играла. По мне это довольно разные игры.
Но обе хороши… хотя Merchants and Marauders нравиться пока больше ))
А не пробовали сыграть в классический вариант для сравнения?
Если процесс однообразен то однозначно надо 20 ходов играть.
И ещё, мне кто-то говорил(сам не читал), что есть фанатские изменения в правилах на бгг, которые делают игру более динамичной. появляются активные пираты и самим вроде как можно пиратствовать…
Классический вариант друзья сразу же забраковали, сказали, что он совсем скучный. По поводу мародёрства и укорачивании партии, то такие мысли возникают сразу же после первой игры, сам на BGG тоже ещё не смотрел, но уверен, что хоумрулов там море.
Согласен со всем сказанным. Очень надеялся, что ФФГ в своих правилах сделает что-нибудь интересное, потому что классика – это, по сути, кинь-двинь, но все оказалось немного хуже, чем я ожидал. Вычеркнул из списка
выглядит симпатично, но сама игра как-то не особо привлекает.