Home > Выставки, Околоигровое, Отчеты > Игросфера 2013 от начала и до конца

Игросфера 2013 от начала и до конца

Выкладываю обещанный отчёт о недавно прошедшей во Львове выставке-ярмарке настольных игр Игросфера. Предупреждаю, очень много фото и текста.

Начну, пожалуй, с дороги. Во Львов отправились на машине, путь по нашим меркам не близкий – 970 км. Хотя в сравнении с 11 000, которые пришлось преодолеть группе разработчиков из Магадана, это ничтожно мало.

Выехали пораньше, чтобы до Украины добраться ещё при свете, а там от границы до пункта назначения рукой подать, всего каких-то 70 км.

На польско-украинской границе простояли около полутора часов, немного времени нам помог сэкономить некий датчанин с настольным именем Джэк, вызволивший нас из одной очереди машин в другую, поменьше. К Львову подъезжали уже по темноте, в самом городе дороги, мягко говоря, не очень, кругом одна брусчатка, прям как у нас в центре, так что запросто можно остаться без колёс. До отеля добрались без приключений, если не считать один лишний кружок – спасибо навигатору.

По утру обменяли деньги и бегом на выставку. От нашего места проживания до Львовского Дворца Искусств было 10 минут ходьбы.

Интересно, что на сайте Игросферы нигде не было указано время работы выставки, поэтому, придя к 10, обнаружили, что идут последние приготовления, а мероприятие заработает часом позже.

Отмечу, что выставка проходила в рамках Детского фестиваля. Первый этаж Дворца Искусств занимали детские печатные издания, второй – различные кружки и развивающие мастер-классы, а третий был отведён под то, ради чего мы, собственно, и приехали во Львов. Игросфера проходила в зале, который занимает примерно одну десятую одного эссеновского холла, но этого было достаточно, чтобы разместить не только издателей и магазины, но и авторов и членов жюри.

В момент, когда Дворец искусств распахнул свои двери для посетителей, случилось то, что должно было случиться: толпа детворы стремительно наполнила залы нескончаемым шумом. Игросфера пока ещё не доросла до отдельной выставки, поэтому с этим приходилось мириться. Хотя нельзя отрицать и несомненного плюса, за эти три дня малышня, которая в наше время большую часть свободного времени проводит асоциально, уставившись в мониторы своих мобильников и компьютеров, узнала, что не менее увлекательно свободное время можно проводить за настольными играми, в кругу семьи и сверстников. Так что ради благого дела повышенные децибелы можно было и потерпеть, тем более, что ближе к вечеру вся эта неконтролируемая свора рассасывалась, и становилось посвободней.

Примерно через час после открытия всех “избранных” позвали в специальный зал, где ребята из IGames, являющиеся организаторами выставки, дали Игросфере официальный старт. Потом, дабы познакомиться друг с другом, все представились. Как правильно подметил Павел Медведев, один из участников конкурса разработок и по совместительству активный тесеровец под ником Slim Slam Snaga, со стороны это выглядело, как собрание клуба анонимных алкоголиков. Ну а что делать, настольщики “у нас” пока ещё сродни подпольной организации – собираются по ночам в каких-то клубах, что-то закупают из-за границы коробками, говорят на непонятном языке. Утрирую, конечно, сейчас уже не так всё плохо, и тенденция радует. Но вернёмся к выставке и пройдёмся по залу.

На стенде украинской компании BombatGame можно было поиграть в “кораблики”. Более сложный вариант предлагала игра Адмирал, а упрощённый – детская ZOOрегата.

Вообще, Адмирал – это целая игровая система, основанная на популярных советских играх про парусные сражения. Кстати, в данный момент на зарубежное издание игры собираются средства на Кикстартере. К сожалению, опробовать Адмирала я не успел, но компоненты выглядят симпатично: прикольные фигурки, намагниченные карточки кораблей, чтобы жетоны не слетали. Разве что море какое-то не естественное.

А вот так выглядел стенд наших ребят из Brain Games.

Был удивлён, что они не только перевели правила своих игр, но и успели напечатать все коробки на украинском языке.

Насколько я знаю, то, что не продали, оставили там же, договорившись о распространении с местными магазинами.

Тут мы играем в Вия с автором, Денисом Лоншаковым. На конкурс свою разработку Денис не выставлял, признавшись, что она ещё совсем сырая. В этом мы убедились сами, – правила менялись по ходу партии. Но общая концепция мне нравится.

Игра карточная и, как вы уже поняли, основана она на одноименной повести Н.В. Гоголя. Игроки, выступая в роли монахов, борются с нечистой силой, рвущейся в храм. Под нечистью подразумевается не только ведьма, которая горит желанием вернуться в мир живых, но и различные черти, духи, бесы. Игра кооперативная, и группе бесстрашных монахов нужно работать сообща, чтобы продержаться три ночи. Ночи отмеряются специальными картами, которые делят игровую колоду на три части.

У каждого монаха, как полагается, есть способности. Тут их две: одна ночная, другая дневная. В принципе, все события в игре происходят под покровом ночи, а фаза дня случается в тот редкий момент, когда тянется карта, оповещающая о наступлении утра. По сути, вся механика завязана на розыгрыше карт. В свой ход игрок может совершить одно из трёх действий: 1) выложить карту с руки и воспользоваться её свойством, написанным в нижнем правом углу; 2) помолиться и получить драгоценные кубики маны; 3) изгнать прислужника ведьмы. В конце своего хода монах тянет карту из колоды, и если это нечисть, то разыгрывает свойство карты, описанное в левом нижнем углу, и кладёт её перед собой. Задача игроков – выкладывать эффективные комбинации карт, чтобы поскорей прокачать своих персонажей. Монах становится сильнее за счёт карт артефактов, они не только обладают полезными абилками, но и приносят дополнительную ману в момент молитвы. Мана, в свою очередь, необходима для того, чтобы противостоять духам и бесам, в противном случае из-за скопления нечисти монах может перейти на тёмную сторону.

Что будет с обращённым монахом дальше, трудно сказать, так как у Дениса есть несколько вариантов развития событий: или монах продолжает игру, но теперь уже на стороне ведьмы, или ждёт, пока товарищи вызволят его из лап злых духов.

Лично мне нравится и тема, и арт, и задумка с маной, и вообще, то, что игра будет карточная, на комбинации. Над балансом ещё много работы, поэтому трудно сказать, когда появится окончательный вариант Вия, тем более, что автор постоянно находится в поиске и что-то меняет. К слову, Денис очень приятный, открытый и позитивный человек, мне он напоминает этакого сумасшедшего профессора, в хорошем смысле этого слова, конечно.

А это уже Пираты от IGames – победитель конкурса в номинации Лучшая игра. Я бы сказал, что благодаря механике сражения кораблей-кубиков, она ещё и самая инновационная.

В Пиратах каждый игрок руководит шайкой мародёров, наводящих страх и ужас на торговые суда. Личный флот игрока состоит из 10 пиратский кораблей одного цвета, которые в игре обозначаются простыми шестигранными кубиками. Помимо кораблей, в начале партии всем выдаётся по 4 карты из колоды приключений и по 1 карте зверька-помощника, попугая там или обезьянки. Такой помощник даёт некий бонус, которым можно воспользоваться раз за игру.

Все события в игре происходят посредством выбора карт ролей а-ля Цитадели. При этом зачастую та или иная роль требует у игрока наличие соответствующей карты приключения (они бывают трёх видов: порт, атака и проклятие). Кроме того, у каждой роли есть два эффекта: один общий, он затрагивает всех игроков, а другой персональный, он касается только того, кто её разыграл.

Роли или уместнее будет сказать, действия, тут следующие:

1. Атака торговых судов. Бои – изюминка игры, и сейчас вы узнаете почему. Выбирая это действие, игрок обязан разыграть с руки карту флота. На ней изображены два, три или четыре красных кубика, это и есть корабли, которые встретились на пути пиратам. После того, как противник известен, игроки по очереди выбирают, сколько своих кубиков послать на сражение. Максимум можно поставить на 1 кубик больше, чем красных. Например, я выбрал данную роль и играю карту флота с сопротивлением 3, после чего отправляю на бой 4 своих корабля-кубика. После этого решение о своём участии и размере посылаемой армии принимают остальные игроки. Как только все определились, начинается долгожданное сражение.

Вся эта куча кубов берётся, хорошенько встряхивается и бросается в специальную “тарелку”, которой тут является крышка от коробки. Далее взор игроков незамедлительно обращается на красные кубики и на ближайшие к ним. Если на красном результат больше, то пиратский кубик погибает и уходит в общий резерв, если меньше, то в резерв уходит красный кубик, ну а если ничья, то с поля боя выбывают оба. Убив ближайший пиратский корабль, красный кубик переходит к следующему, и так пока не упрётся в равный/превосходящий его по силе, или же не перебьёт кубики всех игроков (такое частенько случается).

Как видно, бой – дело рисковое, но награда за успешное сражение тоже велика, именно за счёт неё игроки и пополняют багаж победных очков. Цель участия в морских баталиях – конечно же, добыча, которой можно набить трюмы. За каждый выживший в бою корабль игрок тянет 1 карту награды, она может быть следующей: товары трёх видов (апельсины, ром, дерево), пиастры, карта сокровищ и корабль. Товары “погружаются” на корабли, участвующие в сражении, по одному на каждый. Позже их можно будет продать в порту за победные очки. Пиастры просто добавляют два очка. Карта даёт возможность испытать удачу в поиске клада, а именно выбрать одну карту из колоды сокровищ и, если повезёт, тут же заработать три очка. Корабль, в свою очередь, позволяет вернуть в строй один погибший кубик.


2. Заменить порт. Тут всё просто, при выборе данного действия, игрок кладёт карту нового порта поверх старого. Плюс он получает одну бесплатную попытку поиска клада в колоде сокровищ. На карте порта указаны цены, за которые пираты могут избавиться от награбленного.

3. Инициировать торговлю. Если цены в активном порту вас устраивают, то можно смело выбирать это действие. В таком случае все игроки имеют право продать свои товары, а инициировавший торговлю при продаже получит одну дополнительную монету. Правда, мелкие партии тут не ценятся, и за указанную на карте порта цену можно сбагрить только комплекты, состоящие минимум из трёх одинаковых товаров (здравствуй, сбор сетов). В противном случае за каждую карточку получится выручить только по одному пиастру.

4. Получить подкрепление. С помощью этого действия игроки могут пополнить свои поредевшие армии. Они вправе выкупить свои корабли по цене 2 монеты за штуку. Бонус разыгравшему более чем скромный – возможность купить 1 корабль за 1 монету.

5. Взять две карты с колоды приключений. Это действие не только увеличивает выбор, но и является своеобразным таймером, – когда опустеет колода приключений, и кто-то разыграет с руки последнюю карту, партия заканчивается.

6. Разыграть карту проклятья. Самое пакостное действие. В колоде приключений около десяти разных проклятий, все они нацелены в основном на уничтожение флота соперников. Бонус от выбора данного действия позволяет спасти три своих корабля. Например, при “Водовороте” кубики всех игроков (даже те, что загружены товаром) бросаются вместе с одним красным, после чего количество кубиков, равное числу точек, выпавших на красном кубике и расположившихся ближе всего к эпицентру водоворота (к этому же красному кубику), уходит в общий резерв. Есть и другие проклятья, не связанные с кораблями. Одно под названием “Мятеж” просто снижает всем игрокам количество победных очков вполовину.

Игра получилась достаточно простой. Цепочка действий, необходимых для заработка победных очков незамысловата: получаем в боях карты товаров, собираем из них сеты, после чего всё это добро стараемся обменять на очки по наиболее выгодному курсу. Но что реально цепляет, так это бои. Каждый раунд так и ждёшь, когда кто-то выберет карту сражения. Да, бои жутко рандомны, но в то же время и ужасно азартны – можно в самом начале партии за пару неудачных набегов растерять весь флот. Хотя и в этом случае есть выход – стать капером, наёмным корсаром одного из государств, представленных на картах атаки. Объявив себя капером, игрок тут же получает все свои корабли обратно, но с этого момента он не может участвовать в боях против своих, иначе получит чёрную метку, которая в конце партии превратится в штрафные очки. К слову меток можно нахватать и за другие проделки, например, если кто-то инициирует сражение, а вам некого послать в бой. Так что желательно всегда в запасе иметь хоть один свободный кубик.

Конечно, тут нельзя говорить о каких-то стратегиях и серьёзных решениях, Пираты – просто прикольная игра, которая, как мне кажется, должна прийтись по вкусу любителям кубикометательного жанра. Непредсказуемая боёвка делает партии весёлыми и очень разными, и зачастую ты не строишь планы, каких грузов побольше натырить и как бы их потом подороже продать, а буквально борешься за каждое очко, за каждый корабль.

Когда в нашей партии на первом ходу красные кубики вырезали по половине наших армий, мы даже шутили, что пираты сами попали в засаду с вооружёнными до зубов линкорами.

Были и те, кто высказывался о Пиратах негативно, и некоторые даже в резкой форме, но со стороны было довольно забавно слушать эти нелепые доводы о значимости решений, бессмысленности действий и т.д. На мой взгляд, это не та игра, где всё это настолько важно.

Ещё нам удалось опробовать новинку от Правильных игр Семейное древо. Механика традиционная: взял карту, выложил карту. Как я не пытался увидеть что-то новое, Древо всё равно напомнило мне Зельеваренье, только тут мы шаманим не над заклинаниями, а над составлением родственных цепочек.

Каждый работает над своим собственным семейным древом, и чтобы его начать, необходимо выложить пару, подходящую друг другу по возрасту – для взаимной симпатии этого достаточно. Совместимость определяется по годам рождения, указанным на картах. Кроме того, чтобы брак состоялся, одновременно с парой нужно сыграть карту встречи. А дальше пошло поехало: подкладываем новобрачным детей, родителей, события, в общем, стараемся, чтобы наше дерево разрослось до небывалых размеров и принесло много победных очков.

Помимо обычных жён и мужей, в игре присутствуют и различные специальные карты, например: отец-одиночка или многодетная мать.

Честно говоря, игру я не понял, да и не только я один, но и все девушки, участвовавшие в партии, которым, в принципе, подобная тематика должна быть близка. Во-первых, дело опять же в случайном приходе карт. Например, в той партии я ходов пять отсидел, банально скидывая карты, а когда наконец-то составил начальную пару, все остальные уже нарожали кучу детей. Во-вторых, как мы ни старались, но так и не смогли определить, какова же целевая аудитория у этой игры. Допустим, иллюстрации, пропитанные “совесткостью” могут привлечь внимание старшего поколения, но эти замудренные расчёты (муж может быть старше жены максимум на 9 лет, жена мужа – на 3, события подходят, если к тому моменту персонажу уже стукнуло 18 и т.д.) их просто отпугнут.

Вероятно, тут нужно делать упор на story telling, то есть при выкладывании карт, описывать, как кто познакомился, при каких обстоятельствах родился сын или дочь… и мы честно пытались это делать, но как-то не прониклись и свернули партию.

Это были все новинки пятницы, вообще, время пролетало незаметно и его хватало лишь на 2-3 партии в день. А вечером мы собрались и очень приятно посидели “за встречу и знакомство”.

Следующий день мы начали с раздачи сувенирных кружечек коллегам блогерам. Первыми презенты получили Остап (meeple.com.ua) и Саша Scafandr (boardgameby.wordpress.com). Остап и его жена Лена – замечательная пара, больше всего времени мы провели именно с ними. Ребята отнеслись к нам очень тепло, а после выставки устроили замечательную экскурсию по Львову, которой руководила сестра Остапа, Оля, за что ей огромное спасибо.

С Сашей Скафандром мы как-то мало пообщались. Честно говоря, он держался как-то отстранённо, а по его виду казалось, что пребывание на выставке для него скорее в тягость, чем в удовольствие. Странно, ведь по блогу и личной переписке он казался мне более позитивным, что ли. Но всё равно было очень приятно его видеть.

Павел Медведев демонстрирует польскому дизайнеру и по совместительству директору Portal Publishing, Игнацию Тшевичеку, свою евро-разработку под названием Munivers de Paris (об игре дальше).

Такие глиняные тарелочки с логотипом выставки вручались победителям конкурса.

Очень понравились оловянные миниатюры для стратегической игры Властелин Мира от украинской компании YAL ltd (yalworld.com.ua).

Некоторые фигурки просто шикарные. И знаете, что поражает больше всего? Всем этим занимается один человек, зовут его Ярослав Лобань. Он придумал целый фэнтези мир, о котором и поведал нам свой увлекательный рассказ. Мир этот не стоит на месте, а постоянно развивается, и только ограниченность в средствах не позволяет Ярославу воплотить все свои идеи сразу. Но это нисколько его не огорчает, потихоньку, по одной фигурке Ярослав методично населяет придуманный им мир новыми существами.

В правила Властелина я не вникал, могу только сказать, что в основе её – сражения между различными фракциями. Каждый юнит обладают своими уникальными свойствами, некоторые из которых обыграны очень занятно.

Например, Баба Яга – существо продажное, она будет воевать на стороне того, кто больше заплатит. А верзила Тролль обладает настолько буйным нравом, что для его усмирения на соседних клетках требуется наличие двух воином с плетьми, иначе он может разбушеваться и атаковать своих.

Приятно, что есть такие люди, которые, несмотря ни на что, остаются верными своему увлечению. Ярослав проделал огромную работу, пожелаю ему удачи в развитии своего детища.

Александр Тараненко (boardgamer.com.ua) обосновался на стенде компании Мосигра, оказывается, теперь он руководит её украинским филиалом. Как всегда излучает позитив, хотя признаюсь, зная стиль его общения в сети, при первом контакте на Эссене подходил к нему с опаской. Но не верьте всему, что пишут в Интернете, вживую Александр добрейшей души человек 🙂

Тема семейного древа была на выставке в топе. Сначала Правильные игры, а теперь вот и Portal со своим прототипом под рабочим названием Nobles of Paris от некоего голландского автора. В основе этого евро размещение рабочих и розыгрыш карт различных аристократических персон с целью развить свой род.

У каждого игрока есть личный планшет с действиями, а более широких их спектр представлен на общем поле. Кроме того, размещая фишку на общем поле, игрок не только получает более весомый бонус, но и блокирует выбранное действие для соперников.

По ходу партии игроки вершат судьбы знатных особ: заключают браки, заводят детей, покупают особняки, открывают бизнес, налаживают новые знакомства. Всё это делается для того, чтобы сделать свой род самым статусным, процветающим и приносящим заветные монетки и очки престижа.

Игрушка получилась добротной, и, несмотря на внешнюю внушительность и требовательность к размеру стола, Дворяне играются живенько, – партия на четверых с объяснением правил заняла у нас часа полтора. Игра на удачные связки карт, в которой важно как можно скорее наладить производство монеток и очков, так как скоринг тут происходит несколько раз за партию. Из оригинальных моментов понравилась идея с договорными браками, когда родители заранее решают, за кого выдать своего отпрыска. Игрок платит и кладёт карту в древо сразу, а плюшка с неё приходит только в следующем раунде-поколении, при этом карточка ребёнка переворачивается “взрослой” стороной вверх.

Фото на память с одним из любимых дизайнеров, Игнацием Тшевичеком.

Притащил ему на подпись поле Замёрзшего города из Новой Эры и жетон первого игрока из Робинзона.

Помимо автографа разжился на такие вот художества. Вообще, Игнаций очень открытый и юморной мужик, было здорово с ним пообщаться. На Игросферу он приехал с семьёй, женой и дочкой. Игр привёз немного, в основном Neuroshima Hex с дополнениями. Раскупили всё очень быстро, тем более, что цены были более чем привлекательные.

К сожалению, допы к Neuroshima я проворонил, но без сувенира от Portal всё равно не уехал. После пробной партии приобрёл обновлённое издание лёгкой карточной дуэльной игры про нашествие зомби, которая называется Zombiaki II: Attack on Moscow.

Как видно из названия, мертвецы во второй части Zombiaki попёрли на Москву. Один игрок руководит людьми, устроившими баррикады, а другой – армией живых трупов, которые стараются эти баррикады преодолеть. В арсенале каждого игрока по 40 карт, у зомби – это сами зомби и несколько специальных действий, а у людей – оружие и всякие ловушки. Игровое пространство обозначается пятью картами улиц и представляет собой условную сетку 3 на 5 клеток. С одной стороны этого небольшого района располагается кладбище, откуда появляются зомби, а с другой – заграждения людей.

Игровой процесс предельно прост. В свой ход игрок добирает карты до четырёх, после чего одну обязательно скидывает, а остальные играет по своему усмотрению. Всё что нужно делать людям – это мочить и отбрасывать назад ненасытных мертвецов, чтобы не дать им добраться до баррикад, так как в этом случае зомби выигрывают. Задача у игрока-зомби посложней, чтобы достичь цели, ему нужно каким-то образом рассеять внимание жалких людишек, маневрировать между ловушками, избегать столкновений с транспортом и умело прикрывать своих подопечных. После двух партий сложилось впечатление, что перевес на стороне людей.

Zombiaki оформлена в шуточном стиле, и в таком же стиле исполнены и свойства карт. Например, люди могут пустить вниз по улице трамвай, который будет сбивать всех монстров на своём пути. Зомби же в свою очередь могут использовать людей, как живой щит, или призвать на помощь так называемую Матушку, которая будет рожать мертвецов на одну улицу ближе к баррикадам. Ещё тут на всех картах есть немного смешного флейвор текста, а у всех зомби – имена: Степан, Пётр, Иван и почему-то отдельно Ваня 🙂

Из минусов – очень маленькая коробочка, карты в неё еле влезают. Вдобавок, чтобы отмечать ранения зомби, понадобятся какие-то маркеры. Так что свою копию я переложил в тару побольше и закинул туда пакетик с красными китайскими кристаллами.

В тот же день опробовали творение Павла Медведева Munivers de Paris – евро про застройку Парижа, в которой игроки предстают в роли руководителей округов города, соперничающих между собой за голоса избирателей.

Партия длится 12 раундов, каждый из которых делится на несколько фаз. Сначала все получают доход исходя из обустройства своего округа, затем по очереди покупают тайлы зданий на рынке, выкладывают их на персональные поля опять же за деньги, после чего по возможности разыгрывают с руки карты действий и достижений. Не обошлось тут и без карт случайных событий, влияющих на стоимость тайлов, размер дохода и т.д. Также на старте развития своего округа игроки могут брать ссуды. Разумеется, в погоне за голосами избирателей не обошлось и без скандалов. Жетоны скандалов игроки получают за использование свойств некоторых карт. В конце партии непогашенные ссуды и скандалы принесут игроку штрафные очки.

Количество зданий каждого типа влияет на уровень дохода округа, а расположение тайлов относительно друг друга на их эффективность. Подсчёт эффективности зданий ведётся на специальных треках, по ним происходит раздача голосов избирателей или попросту, победных очков.

Впечатления от игры пока сдержанные. Видно, что Павел знает толк в играх и механиках, умеет правильно их скомпоновать и преподнести. Но замахнувшись сразу на столь комплексную настолку, он обрёк себя на кучу проблем, касающихся баланса, оптимального времени партии, удобства, наглядности. По словам Павла, с момента появления Munivers претерпела кардинальные изменения, и её правка будет продолжаться и после выставки.

После партии у меня сложились следующие мысли. Из-за всех этих треков, кубиков, и махинаций с жетонами очков, основная идея о взаимодействии тайлов ушла на второй план. Покупка того или иного здания и его пристройка не даёт игроку интересного выбора и возможности уйти в какую-либо стратегию. Да, округи развиваются, игроки исправно повышают эффективность своих рынков и булочных, но всё это выглядит достаточно однообразно, и как бы ты ни старался, комбинация выложенных тобой тайлов не принесёт ощутимого преимущества. В конце концов, всё сводится к тому, кто кого переиграет на картах действий и достижений. К слову, правила розыгрыша карт и их эффекты нужно менять, т.к. если повезёт, то за ход можно использовать аж с десяток карт.

Судя по отзывам, Munivers de Paris многим понравилась. Мне она тоже кажется симпатичной, и я надеюсь, что Павел прислушается к критике игравших и сделает, в принципе, из уже рабочего евро конфетку: поправит карты, сократит время партии и больше внимания уделит именно взаимодействию и свойствам тайлов.

Так прошёл для нас второй день выставки. Вечером мы пошли на пивную вечеринку, на которую нас с Катей любезно пригласил Денис Настолкин из Мира Хобби. Далеко идти не пришлось, так как тусовка проходила там же во Дворце искусств, только внизу в заведении под названием Luft. Народу было много, пикантных и откровенных разговоров тоже. Было интересно узнать о перипетиях ведения настольного бизнеса в Украине и послушать рассказ представителя Звезды о том, что у их компании на данный момент самое современное оборудование по производству миниатюр, не уступающее тому же Games Workshop. Говорилось даже о том, что они могут сделать надпись на зубе миниатюры солдата. Насчёт зуба я, конечно, сомневаюсь, хотя смотря какого размера этот зуб, но то, что у последних миниатюр Звезды высокая детализация, проверил лично на примере Битвы Самураев.

Если вы думаете, что на вечеринке не было игр, то вы ошибаетесь. Гвоздём вечера стал Александр Ушан из Одессы (Лаборатория игр), который демонстрировал свои проекты всем желающим. Напомню, что одна из его разработок под названием Болтун – находка для шпиона получила Приз симпатий жюри. В Шпиона мы сыграли несколько раз, и на деле игра оказалась очень приятным пати-геймом. Она не требует места, а партия длится всего 8 минут.

В комплект игры входит карта шпиона, на которой перечислены 30 возможных мест (например: шоколадная фабрика, пионерский отряд и т.д.) и 30 комплектов карт, обозначающих эти самые места. На партию случайным образом следует взять один такой комплект, добавить в него карту шпиона, тщательно перемешать, раздать по одной карте каждому игроку и засечь 8 минут. Выходит, что один будет шпионом, а остальные честными людьми, находящимися в каком-то конкретном месте. Затем начинается перекрёстный допрос. Цель “честных гномов” своими каверзными вопросами и хитрыми ответами намекнуть товарищам, что они свои и знают, где находятся, и в то же время – не раскрыть это место шпиону. Следовательно, задача шпиона – поскорей догадаться, в каком из 30-ти возможных мест находятся игроки, чтобы при ответе или вопросе не спалиться и не выдать себя. Продержаться нужно всего 8 минут, по истечении которых происходит финальное голосование с целью выявления шпиона.

Простая и весёлая игра на блеф, что-то среднее между Мафией и Дикситом. С одной стороны нужно найти плохиша, а с другой – вопросы и ответы должны быть не слишком явными. Насколько я понял, договор об издании Шпиона был подписан с Миром Хобби на выставке. Что ж, пожелаем удачи Александру, надеюсь, что всё срастётся, и Шпион увидит свет.

Из игр Александра успел ещё опробовать Репку, простую игру на сбор сетов, вернее одного сета, который состоит из героев одноимённого произведения. Победит тот, кто первым выложит комплект из мышки, кошки, Жучки, внучки, бабки и дедки. Помимо известных персонажей, в колоде присутствуют и карты специальных действий, с помощью которых игроки могут всячески мешать друг другу. Обычный такой филлер, в механику которого отлично вписалась цепочка из известной сказки.

Вспомнил, что долго смеялись над придуманной по ходу вечеринки альтернативой выражению алкоголиков “я тебя уважаю, но пить не буду” для настольщиков, которая звучит, как “я вот такие игры совсем не перевариваю, но твоя зацепила”. Высшая степень респекта 🙂

Там же пообщались с ещё одним блогером, Константином из Минска (boardgaming.ru).

Последний день выставки начался с партии во второй прототип от Portal Publishing – на этот раз от автора Neuroshima Hex, Michał Oracz. Игра тактическая, рабочее название “Pandora“. На тот момент отточен был только вариант для двоих игроков, в него мы с Катей и сыграли.

В начале партии каждому выдаётся по 3 бойца, планшету фракции и уникальной колоде карт инсталляций. Поле складывается из пяти локаций, две из которых являются базами армий игроков. Остальные локации нейтральные и обладают некими свойствами. Цель игры – нанести вражеской армии больше ранений, чем она нанесёт тебе. Партия продолжается до тех пор, пока у кого-нибудь не закончится колода инсталляций. После этого играются последние три раунда, и выявляется победитель.

Механика движения бойцов такая же, как и фишек рабочих в Финке. В свой ход игрок может подвинуть любую свою фигурку на количество локаций, равно числу бойцов в текущей локации. Остановка на той или иной клетке позволяет применить её свойство. Например, одна локация активирует стрельбу, при которой каждый солдат, стоящий рядом с врагом, наносит ему одно ранение, если, конечно, оппонент находится в пределах видимости – в каждой локации по 4 места, и во время приземления игрок сам выбирает, куда поставить фигурку.

Второй не менее действенный способ сразить соперника, это установить на локации различные ловушки или оборудование, дающее бонусы своей фракции. Для этого игроку сперва нужно прийти на локацию, положить на неё карту, после чего отправиться на базу и тем самым завершить установку одной своей инсталляции на любой локации. Помимо этого, каждая успешная установка открывает для фракции новые способности, они помечаются жетонами на планшете игрока.

Поведение бойцов предсказуемо, армии небольшие, поэтому просчитать возможные действия соперника на следующий ход не составит труда. И это не случайно, так как механика движения направлена не только на то, чтобы скакать по локациям и выкладывать свои карточки, но и делать друг другу подставы, направляя врагов в заготовленные для них ловушки. Ключевым моментом разнообразия партий является случайный выход карт инсталляций и особенности фракций. Сама идея с обвесом локаций различным оборудованием и попутной прокачкой своей фракции показалась интересной, буду следить за проектом.

Несмотря на то, что в прототипе были фигурки, Игнаций сказал, что в тираж, который готовится к Эссену, миниатюры не войдут. Во-первых, они бы не успели их сделать, а во-вторых, фишки, которые пойдут на замену фигуркам, не только удешевят игру, но и позволят вставлять в них жетоны со свойствами.

Ещё немного эксклюзива от Portal Publishing. Игнаций показал карты грядущего дополнения к Новой Эре, которое также планируется издать к Эссену. Доп выйдет в небольшой коробочке по типу армии к Neuroshima Hex. В него войдут только карты, их мы сейчас и рассмотрим.

Новые заводы, которые приносят очки, если в фазу Production игрок производит определённое количество ресурсов или победных очков.

Локация и карта контакта с новым свойством, которое позволяет взять в руку верхнюю карту из сброса. Неплохой вариант, когда только перестроил полностью исчерпавшую себя локацию, дающую много очков.

Заводы, которые решают проблему хранения лишних ресурсов и приносят плюшки за определённый набор, выложенный на них.

Заводы многократного посещения. Привлекают соперников, и, следовательно, новых рабов.

Несколько карт для тех, кто придерживается агрессивной или защитной стратегии.

И последнее. Карта с одноразовым бонусом в виде трёх универсальных ресурсов и завод, приносящий очки за три договора о сотрудничестве.

Новые заводы круты, для меня дополнение однозначно must have.

Виталий Никитчин (smilek.in.ua), с ним удалось поиграть в другую новинку от IGames, игру Таинственные Знаки. Партия выдалась замечательная, во многом благодаря Виталию. О самой игре дальше.

Жюри за работой. Я тоже должен был быть в его составе, но в последний момент отказался. Дело в том, что когда мне предлагали, уверяли, что на рассмотрение разработок будет отведено часа три, но потом оказалось, что сидеть нужно будет от звонка до звонка.

Вообще, с коммуникацией было туго, и расписание конкурса я узнал буквально за пару дней до выставки, увидел его на Тесере. Но некоторые организационные промахи понять можно, ведь у ребят из IGames и других забот хватало. Влад Snowbody был очень недоволен моим отказом и, по-видимому, затаил на меня злобу. Даже наш сувенир не смог его задобрить. Прости Влад, не виноватый я!

Саша Scafandr и Михаил Monkey.

Голливуд от Николая Пегасова победил в номинации Лучшая семейная игра. В этом вопросе склонен согласиться с жюри, игра получилась достойной: и тема подобрана хорошо, и мой любимый драфт присутствует. Если с чем-то сравнивать, то Голливуд больше всего напомнил мне Fairy Tale, только наборы карт, за которые дают очки, гораздо проще. Вернее, набор тут всего один, просто он может состоять из разного количества карт.

В Голливуде игроки занимаются тем, что на протяжении трёх раундов стараются снять как можно больше кассовых фильмов (драфтят определённые наборы карт), борются за мировых звёзд (делают ставки на аукционе с помощью денег, которые тут одновременно являются очками) и соревнуются между собой за оскары (они вручаются тому игроку, в фильме которого больше всего символов статуэток).

В каждом раунде игроки с помощью драфта выбирают по 7 карт, плюс по одной специальной (со знаменитостями) распределяется игроком, который в предыдущем раунде получил золотую статуэтку. Последняя девятая карта, тоже специальная, достаётся всем с аукциона. Из этих девяти карт игроки стараются собрать более-менее кассовый фильм, или даже два. Минимальный набор, за который присуждаются победные очки, должен состоять из трёх карт: сценария, режиссёра и актёра или актрисы. Вообще, сценарий и режиссёр в фильме может быть только один, а актёров и/или актрис – двое. Также в фильме может быть неограниченное число обслуживающего персонала, некоторый персонал обладает спец-свойствами.

Символы на картах обозначают жанры, чем больше в наборе одинаковых символов, тем больше бонусных очков получит игрок. Очки-миллионы, вырученные за картину, тут же отмечаются на соответствующем треке.

Приведу пример. На фото сверху у игрока два фильма: сверху – комедия, снизу – триллер. За первый фильм игрок получает 24 очка: у всех карт символ маски, и количество карт с одинаковыми символами возводится в квадрат (4 х 4 = 16); кроме того дуэт актёр-актриса приносит дополнительные 4 очка, а специальная карта Сигурни – ещё 4 (они указаны в верхнем правом углу карты). Следовательно, за вторую картину со старичком Шварцем игрок получает всего 13 очков: 9 за символы и 4 за самого Арнольда. Итого за раунд игрок заработал 37 очков.

Как я уже говорил, после подсчёта очков за все получившиеся наборы игроку, в фильме которого на картах было больше всего оскаров, вручается фишка золотой статуэтки. В конце партии на оскарах можно неплохо навариться, так как за них дают дополнительные очки, которые считаются методом умножения числа заработанных статуэток на количество их символов на картах всех созданных игроком фильмов (у каждого свой сброс). Как видно, оскаров нельзя уступать одному игроку (максимум их можно получить 3, так как всего в игре 3 раунда), иначе обыграть его будет сложно. Да, забыл сказать, что карт сценариев в колоде меньше всего, поэтому при создании фильма игрок может сбросить с руки любую карту и взять карту бездарного сценария. Она без какого-либо символа, но зато позволит собрать набор – такое вот утешение при неудачном драфте.

Думаю, что неискушённым игрокам Голливуд однозначно понравится, в нём просто прикольно собирать фильмы и разглядывать картинки знаменитостей. Может и взял бы для семейных посиделок.

Ну и вторая новинка от IGames, бесповоротно покорившая Катю (и не только), называется Mysterious Signs. Таинственные знаки – это детективная игра на ассоциации для 2-7 игроков. Один берёт на себя роль призрака человека, которого ошибочно обвинили в убийстве. Дух невиновного не может найти покоя на том свете, поэтому возвращается в мир живых, чтобы указать на настоящего преступника. Знаки, которыми оперирует призрак, незаметны обычному человеку, их могут расшифровать только экстрасенсы, ими и будут остальные участники игры.

В начале партии на стол выкладывается 9 карт предметов, 9 карт комнат и 9 карт потенциальных убийц. Точно такие же комплекты карт есть у игрока-призрака. Он их тасует и для каждого из медиумов составляет случайный набор из предмета, места и персонажа. Кому какие карты достались, знает только призрак, и его задача с помощью карт из так называемой колоды снов указать каждому игроку сначала на предмет, затем на место и, наконец, на персонажа.

На каждую карту призрак может показать экстрасенсу от одного до шести снов. Тематически призрак как бы воссоздаёт картину того, что происходило в особняке до убийства.

На всё про всё команде даётся неделя или 7 раундов. Задача игроков хотя бы за 6 раундов разгадать свои наборы, после чего, опять же с помощью подсказок призрака, выявить конкретного убийцу, который выбирается случайным образом из получившихся подозреваемых. В финале игрок-призрак может использовать метод исключения, то есть часть карт выложить для того, чтобы указать на невиновных.

Вот такая получилась смесь Диксита и Клюдо, и надо сказать удачная. Отличная компанейская игра с замечательными иллюстрациями для любителей настолок на ассоциации. Всё-таки Александр и Олег настоящие молодцы, уж очень хорошо у них выходит скрещивать механики и разбавлять их чем-то своим, оригинальным.

Плавно подходим к завершению выставки, тут уже награждение. Напомню победителей: Лучшее оформление – Знаки (IGames); Самая инновационная механика – Порталы (Трёхгранник); Лучшая семейная игра – Голливуд (Мир Хобби); Лучшая игра выставки – Пираты (IGames). Тарелки розданы – все свободны.

Но у нас всё только началось. Продолжили в местном настольном клубе “Цитадель”, у ребят там приличная коллекция топовых игр, есть много новинок. Сыграли в привезённый мной Кeyflower…

…потом обучил Остапа Netrunner-у…

…ещё был Coup обычной колодой…

…лауреаты выставки – Знаки и Пираты…

и партия в Плоский Мир.

Напоследок немного общих впечатлений от мероприятия. Игросфера нам однозначно понравилась, и как мне кажется, она на правильном пути. Её следует развивать, как большую игротеку и место встречи для опытных игроков, издателей, начинающих и опытных дизайнеров. Чтобы привлечь побольше гиков, можно провести пару турниров по популярным играм. Магазинам, в свою очередь, нужно привозить побольше серьёзных, свежих игр. Ещё хорошо бы, чтобы места было побольше, и все желающие могли поиграть, показать свои прототипы и т.д. Поэтому желаю, чтобы Игросфера в ближайшие годы доросла до отдельного мероприятия, пусть даже вход станет платным.

Ну и в качестве бонуса фотографии с нашей экскурсии по центру Львова. Место просто замечательное, с кучей прикольных кафешек. Наши ребята из Brain Games, сказали, что столько оригинальных заведений, где можно посидеть с друзьями, они не видели ни в одном городе.

  1. May 29, 2013 at 08:07

    Эх, завидую вам черной белой завистью… 🙂

    • May 29, 2013 at 09:24

      А у вас нет желания поехать как-нибудь?

      • May 29, 2013 at 10:16

        Потенциальное желание, конечно, есть. Надо только сделать его актуальной возможностью. 🙂

  2. May 29, 2013 at 09:05

    блин, Вова! такой клевый отчет! с огромным удовольствием почитала/посмотрела! )) Юшин весь загорелся поехать в следующем году во Львов через Ригу )))

    • May 29, 2013 at 09:27

      Милости просим – мы только за! Устроим вам экскурсию, у нас тут всё компактно, даже не устанете 😉

  3. May 29, 2013 at 09:08

    ты ничего не написал про обратный путь и 7 часов на таможне. значит это был не столь значительно и положительные впечатления от Игросферы перевесили даже это ))

    • May 29, 2013 at 09:31

      Да, сейчас после всех этих отчётов уже как-то отпустило. А когда стояли, жалание ехать ещё раз пропало конкретно 🙂 Но как я понял, это было какое-то недоразумение, а нам, как всегда, “повезло” на него попасть.

    • May 29, 2013 at 13:18

      я думаю ему больше запомнилась Дискотека Авария и Шевели поршнями, которые я распевала в час ночи, чтобы не заснуть за рулем ))

  4. May 29, 2013 at 09:50

    Хорошо вам – гуляли, в игры разные играли, общались. 🙂

    • May 29, 2013 at 10:06

      Мысленно мы были с вами 🙂

    • May 29, 2013 at 10:37

      ты тоже играл в разные игры ))

      • May 29, 2013 at 12:34

        Он во сне тоже играет. поэтому и устает )

  5. May 29, 2013 at 10:48

    Что-то как-то… Прости, если что не так.
    Тоже рад был видеть

    • May 29, 2013 at 11:19

      Да всё ок, никто не обязан был прыгать от радости 🙂

  6. May 29, 2013 at 11:53

    круто-круто-круто!!! 🙂
    Отличный отчет, прочитал взахлеб.
    Немного разобрался с играми, в который не поиграл сам.
    Жаль что все закончилось. На следующий год нужно будет ехать на неделю, как минимум 🙂

    • May 29, 2013 at 12:24

      Да, следующий раз после выставки на денька 2-3 нужно обязательно задержаться. И ждём вас в гости!

  7. May 29, 2013 at 12:13

    Ура! дождалась! думала уже Кате писать спрашивать, когда… ) Прочитала, получила удовольствия размером с статью! )

    • May 29, 2013 at 12:25

      Отчёт написал давно, но увидев получившийся объём, ужаснулся – так лень было всё это корректировать 🙂

      • May 29, 2013 at 12:35

        та какие корректировки, как написал так и выкладывай – это же ведь эмоции. они таки и есть

  8. May 29, 2013 at 12:32

    Вова, а че “покер файс” практически на всех фотках? Непорядок! Списываю на усталось

    • May 29, 2013 at 13:25

      Я ж в майке сайлона. Отрабатывал.

  9. May 29, 2013 at 13:09

    По Новой Эре молодцы что зафоткали и главное выложили, я как-то даже увлекся рассказом, растерялся и половину забыл потом.
    Отличный отчёт:) По длине+увлекательность вы с Остапом неплохо так посоревновались.

    • May 29, 2013 at 13:24

      С картами вышло удачно, Игнаций ещё их так все разложил по кучкам, было грех не сфоткать. Вообще, не ожидал, что у него уже готов доп, спросил так, на всякий случай.

      П.С. Было приятно с вами познакомиться, я, кстати, только в самом конце понял, что ты Дима с ipadstory 🙂 Бейфжиков не хватало.

      • May 29, 2013 at 14:06

        Нам тоже приятно было познакомится)
        Я иногда (часто) забываю даже имя сказать, общаешься и всё с человеком, как будто знаком с ним всю жизнь. А потом вопрос неожиданно возникает: “Опа, а как вас зовут!” 🙂 Может быть привычка пошла от общения с тайцами – там не особо принято знакомится сразу. Или потому что в современном мире часто знакомство происходит онлайн, а потом узнаешь оффлайн, и вроде как общался, уже знаком.
        У меня с Михаилом Акуловым так вышло. Я с ним поспорил на какую-то тему, а потом мне сказали, кто это был. И Голубкина не признал сразу, только через 5 минут разговора ни о чём за бокалом пива…

  10. May 29, 2013 at 14:29

    Спасибо за обзор – очень интересно 🙂
    ЗЫ очепятка : “Nема семейного древа была на выставке в топе.”

    • May 29, 2013 at 14:41

      И вам спасибо, поправил.

  11. May 29, 2013 at 17:39

    Вот это по-настоящему много букв, слов и фотографий) Читал долго и местами вспоминал как это было. А те, кто не ездил – пусть на ус наматывают!

    Приятно было с вами познакомиться в живую) Читаю каждый ваш пост, особенно про Аркхэм, и могу блог посоветовать каждому адекватному настольщику. Словом, было отлично на «Игросфере» и здорово, что в следующем году это снова повторится. С нами или без нас. Хотя конечно лучше первый вариант.

    • May 29, 2013 at 17:53

      Взаимно, Денис! Жаль, что ты постоянно был занят на стенде, толком не сфоткались, не поиграли. Виделись только по вечерам за пивом 🙂

  12. May 31, 2013 at 23:02

    Огромный труд и читается влёт, уже не говоря о потрясающих многочисленных фото.
    Еще раз повторюсь – очное знакомство с вами двумя оказалось теплым и приятным.

  13. ?
    June 7, 2013 at 07:02

    Пегасовский “Голливуд” – это просто Dream Factory?

    • June 7, 2013 at 09:26

      Прочитал бегло описание, похоже аукционом, сбором сетов и темой, но у Голливуда основа – драфт.

  14. July 9, 2013 at 23:34

    Вот теперь прочитал все внимательно и без пропусков;)
    Помню, как в прошлом году я был просто потрясен Львовом, что долго отойти не мог. На этот раз Львов забылся быстрее=) Но хуже он не стал.
    Вообще на самой выставке мне было довольно сложновато, потому что:
    – было очень жарко, а жару я переношу тяжело, поднимешься наверх и тут же хочется спуститься вниз, чтобы освежить лицо;
    – постоянно было ощущение, что я что-то забываю сделать – взять интервью, поиграть во что-то с кем-то, договориться и прочее, поэтому как только приходил, так сразу задумывался, с чего начать, к кому подойти;
    – было довольно много людей, с которыми хотелось поговорить в спокойной обстановке, потому что в зале это было довольно трудно сделать, да и вообще я склонен более к интимным и тихим обстановкам, посидеть в кафе или в парке на лавочке=)
    – было все-таки мало места, поиграть негде было и было очень шумно. Я скрещиваю пальцы, чтобы через год получилось выбить весь третий этаж, но что-то мне это кажется маловероятным;
    В следующем году вообще планирую снять квартиру на двоих с братом, потому что при большой толпе все равно без обид и упреков не обошлось. И наверное опять приеду на неделю раньше, чтобы спокойно погулять по городу=)
    В следующий раз, думаю, будет еще лучше. Уже сам попытаюсь приложить руку к организации. Будут и бэйджи и конференции…

    • July 10, 2013 at 01:26

      Может лучше остаться после выставки на пару дней, как все, тогда и со всеми пообщаться получится 😉

  1. May 29, 2013 at 10:47

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.