Впечатления от Trajan
Как я уже жаловался ранее, из-за настольной засухи писать особо не о чем, и так как на этой неделе никакой активности видимо тоже не предвидится, решил более подробно рассказать о правилах свежеопробованного Траяна, а заодно и поделиться первыми впечатлениями.
Trajan был издан два года назад под авторством признанного мастера игр европейской школы Штефана Фелда, известного многим по In the Year of the Dragon, Notre Dame, The Castles of Burgundy.
Стоит отметить, что в первые месяцы этого года Штефан оказался особенно плодовит и уже успел отметиться тремя новинками: Bruges, Bora Bora и Rialto.
Trajan повествует о тех временах, когда Римской Империей руководил Marcus Ulpius Nerva Traianus или попросту Траян, великий император, приведший Империю к небывалому процветанию. Кем выступают игроки, не уточняется, скорее всего, какими-нибудь советниками, которые помогают Траяну в правлении и одновременно соревнуются между собой.
Обычно я начинаю обзоры с небольшого лирического отступления о сути игрового процесса, ведь даже самые закоренелые евро пронизаны какой-никакой, но тематикой. Например, тут мы будем отстраивать средневековый город (бууу! банальщина), развивать деревню, наращивать престиж аристократической семьи и т.д. Но сказать такое по отношению к Trajan у меня язык не поворачивается. В этой игре атмосфера нулевая (автор даже не заморачивался, кем будут игроки) и всё, что мы будем делать – это зарабатывать победные очки различными способами.
Бледное оформление тоже как бы намекает на то, что ничего не должно отвлекать игроков от их умственных процессов. Честно говоря, с подобными невзрачными художествами я уже как-то свыкся, главное, чтобы было понятно и более-менее наглядно. Правда, если бы те же Замки Бургундии разрисовал Michael Menzel, цены бы им не было.
Продолжая тему атмосферы, вернее её отсутствия, хочется сказать, что жертва в данном случае оправдана. Автору не пришлось связывать действия игроков какой-то логикой, что позволило сосредоточиться на разнообразии способов заработка очков. Как и в других играх Фелда, в Траяне не обошлось без изюминки. Тут ею является механизм выбора действий, который выведен на отдельный планшет для каждого игрока.
Данная система работает следующим образом. В свой ход игрок берёт из какой-либо чаши все фишки и распределяет их по одной на число делений, равное количеству фишек. То есть, если в исходной чаше находится 4 цилиндра, это значит, что по часовой стрелке следует разложить в четыре чаши по одному цилиндру. При этом последняя чаша, куда опустилась фишка, и определит действие игрока.
Так-с, с количеством цилиндров разобрались, оно влияет на дальность перемещения, а причём тут цвет? Дело в том, что напротив каждой чаши есть специальное место под так называемые тайлы Траяна. Сверху на тайлах указано, какие цилиндры необходимо иметь в чаше, чтобы помимо обычного действия получить бонус, также обозначенный на тайле.
Получается этакая мини-головоломка, основанная на различных комбинациях по цвету и количеству фишек, позволяющая планировать свои действия на несколько ходов вперёд и одновременно скрывать их от соперников. Более того, успешное “пилотирование” данной системы поощряет игрока бонусами тайлов Траяна.
Если оценивать оригинальность механики, то нечто похожее можно увидеть в Финке – а именно рондель с таким же принципом определения дальности перемещения фишки и целевого действия.
А вот основная идея с распределением цилиндров по одному в каждую чашу взята из древнейшей игры Манкала.
Теперь собственно о том, какие действия представлены на манкала-ронделях.
Итак, каждой из шести чаш соответствует определённое действие:
1. Порт. Это место на игровом поле олицетворяет морскую торговлю. С помощью данного действия игроки совершают различные манипуляции с картами товаров. Рынок представляет собой колоду, которая лежит рубашкой вверх, и две стопки сброса, куда карты уходят в открытую. На рынке можно: взять две случайные карты из колоды, после чего одну сбросить; взять одну верхнюю карту из любой стопки сброса; выложить перед собой до двух карт с руки и затем добрать из колоды столько же; или выложить перед собой набор, указанный на одном из кораблей в порту (до четырёх одинаковых карт, до четырёх разных или до трёх наборов по две одинаковые карты в каждом) и тут же получить победные очки. Выложенные такие образом карты в конце партии также принесут очки, если у игрока будут соответствующие тайлы бонусов.
2. Военное дело. Тут мы якобы пополняем лагерь новобранцами и совершаем набеги на чужие земли. Есть три возможности: поместить одного мипла из запаса в лагерь, где он тут же становится легионером; подвинуть большую фишку лидера в соседнюю провинцию и получить жетон форума, если он там есть; или переместить одного легионера из лагеря в локацию с лидером и получить очки, указанные в провинции.
3. Сенат. Выбрав это действие, игрок передвигает свой диск на одно деление вперёд по треку сената и получает очки, указанные на новом месте. В конце раунда тот, кто заработает в сенате больше всего голосов, то есть дальше всех продвинется по треку, получит право выбора одного из двух тайлов бонусов (основную массу которых составляют те, что дают очки за выложенные карты). Другой тайл достанется тому, кто займёт в сенате второе место.
4. Строительство. Здесь у игроков есть возможность внести свою лепту в строительство храма. Действие позволяет добавить одного мипла из запаса в лагерь рабочих или переместить одного рабочего из лагеря на стройку (первый ставится на любое место, а все последующие рядом с ранее выставленными) и взять бонусный тайл, который приносит указанные на нём очки и размещается на планшете. Если выложенный тайл был первым в своей категории, то игрок может дополнительно совершить одно из основных действий. Кроме того, в конце партии игрок получит очки за наборы из трёх или четырёх одинаковых тайлов стройки.
5. Форум. Форум – это место для различных жетонов, которые пригодятся практически во всех сферах развития. Тут вам и жетоны голосов для сената, и дополнительные действия, и так называемые джокеры, которые в наборе заменят любую карту или жетон. С помощью этого действия игрок просто берёт себе один жетон и кладёт его на специальное место на планшете.
6. Траян. О тайлах Траяна я уже упоминал, они кладутся напротив чаш, и для получения указанных на них бонусов требуют наличие цилиндров определённого цвета. Само же действие позволяет взять один такой тайл из любой из шести стопок и положить его на место арки, предварительно передвинув её на одно деление вперёд по часовой стрелке. Выполняя задания тайлов Траяна, игрок кроме победных очков, получает право совершить дополнительное действие: взять две карты из колоды товаров, поместить своего мипла в лагерь рабочих или военный лагерь и т.д.
Как видно, стратегий в игре множество, но это не был бы Штефан Фелд, если помимо огромного выбора созидательных действий игрокам не пришлось бы периодически за что-то платить. Так и в Trajan, когда заканчивается раунд, то есть маркер времени (который, кстати, продвигается после хода каждого игрока на количество перемещений по чашам) делает полный круг, вскрывается один жетон народной воли (их три вида: хлеб, зрелища или жертвоприношение). Как только копится три таких жетона, требования придётся удовлетворить – сбросить соответствующие жетоны, в противном случае игроки потеряют очки. Например, если совсем не прислушиваться к гласу народа, можно лишиться 15-ти очков. Завершается партия, когда игроки трижды удовлетворят народ, или спустя 12 оборотов маркера на счётчике времени.
Trajan понравился в первую очередь тем, что в нём буквально мульён способов заработка победных очков. Все действия кажутся привлекательными, и поначалу глаза просто разбегаются. Плюс они связаны между собой, что даёт возможность плести нехитрые комбинации: сделал одно действие, оно дало тебе другое действие, а заодно выполнил задание Траяна и получил бонус. Заслуга в этом и элегантной системы “манкала-рондель”, которая выполняет сразу несколько функций: с помощью неё игроки планируют ходы, выполняют условия бонусных тайлов и влияют на скоротечность раундов.
Что касается баланса, то опасения вызывает лишь стратегия, построенная на картах товаров. Утверждать не буду, но в нашей партии победил тот, кто налегал на действие “порт”, и, судя по отзывам друзей, в других партиях было то же самое.
Trajan – игра на сухое абстрактное собирательство победных очков, и, несмотря на разнообразие путей достижения победы, моей душе америтрешера неспокойно, она требует хоть какой-то логики и атмосферы. Но вероятно, сесть сразу на оба стула, то есть преуспеть и в тематике и в вариативности не так-то просто. Оригинальная система чаш великолепна, и конечно, тон тут задаёт именно она, правда, если разобрать по косточкам остальные процессы, то мы получим всё ту же солянку избитых евро механик.
Уверен, что поклонникам жанра игра придётся по вкусу, а может даже вызовет восторг, но для меня Trajan – просто очередная добротная игра от Фелда.
Про порт и товары могу подтвердить. Нам тоже показалось, что там проблемы с балансом. Мы очень долго перепроверяли это в правилах аж на 3-х языках, чтобы убедиться в том, что всё делаем правильно. Но нас всё равно это очень смутило и показалось нелогичным…
Значит, не показалось. Нужно тогда особенно активно не давать набирать тайлы, которые дают бонусы за карты.
Очень любят эту игру БГГшники. Прям одни 9 и 10 ставят, и до сих пор играют.
Мне очень понравилось, как ты написал о палитре красок игры. Я такой человек, что мне нужно, чтобы сначала порадовался глаз, прежде чем я захочу купить игру. Если все бледное и глаз ни за что не цепляется, я вряд ли захочу дальше знакомиться с игрой. Хотя может быть она и будет вполне себе интересной.
Благодаря твоему обзору я точно понял, что игра мне не интересна
Если игроки опытные, они и без порта спокойно наберут очки: Сенат, строительство. В чистом виде заниматься торговлей не очень выгодно.