Ещё пациента! Или впечатления от Quarantine
Наконец-то удалось поиграть в Quarantine по всем правилам, а значит, пришло время поделиться кое-какими мыслями.
Кому интересно, обзор правил можно почитать вот в этой превью-статье, я её кое-где немного подправил. Повторюсь, что первые три партии мы играли не совсем верно, и дабы избежать повторения наших ошибок, перечислю моменты, которые мы упустили.
Во-первых, при покупке комнаты с чужого контракта, мы забывали давать игроку, открывшему контракт, жетон дополнительного действия. Во-вторых, получение тайла с собственного контракта и его дальнейшая пристройка не считается действием, и это логично, ведь ты уже заплатил за него, открыв контракт на предыдущем ходу. Ну и, в-третьих, нельзя пристраивать тайл к комнате, находящейся под карантином, если путь в приёмную проходит только через неё. Как видно, упущения значительные, поэтому я и заподозрил неладное.
Теперь, что касается впечатлений. Распробовал я Quarantine где-то с третьей партии, и не потому, что со временем игра как-то раскрылась или что-то в этом роде, просто сперва она меня немного разочаровала, не оправдала ожидания, но потом пришло осознание того, что игрушка не такая уж плохая, она просто другая.
Тут нет комплексных стратегий или убойных комбинаций, Quarantine гораздо проще, и к этому нас изначально готовит шуточное оформление коробки и скромный набор компонентов. Вариантов заработка победных очков всего три – это лечение пациентов, посты медсестричек и специальные тайлы, так что все “телодвижения” сводятся к оценке привлекательности выпавших на партию специальных комнат и расширению больнички таким образом, чтобы можно было собирать урожай кубиков с наименьшими затратами действий. Посему игровой процесс можно описать одним предложением: за пациентов мы расширяем больничку, чтобы потом этих же пациентов лучше лечить.
Начало игры – один из ключевых и в тоже же время самых неконтролируемых моментов партии. Все так и норовят инвестировать первых вылеченных пациентов в специальные комнаты, так как вероятность заполучить тайл с открытого контракта при минимальных затратах очень велика. Ведь чтобы игрок, инициировавший аукцион, остался без вожделенной комнаты, по меньшей мере двум соперникам должно повезти с цветами вытащенных из мешка кубиков.
Судьбоносность этого момента в том, что специальные комнаты не равносильны: есть очень хорошие, которые реально помогают сэкономить действия или вылечить дополнительных пациентов чуть ли не каждый ход, а есть откровенно слабые, ими получится воспользоваться редко, по ситуации. Понятно, что преимущество комнат должно компенсироваться их ценой, и в обычных условиях никто не даст купить сильный тайл за минимальную ставку, но, повторюсь, на первых порах условия определяет случай, и, по сути, любую комнату можно спокойно приобрести за два кубика.
Вообще, со ставками такая штука, редко имеет смысл выкладывать за тайл гору кубиков, так как каждые два пациента – это одно очко, и зачастую выгодней просто прикупить обычных комнат и лечить, лечить… Поэтому, прежде чем размениваться на якобы сильные и хитрые комбинации комнат/действий, следует сперва прикинуть выгоду с вложения и хорошенько подумать, а не заработаю ли я столько же или даже больше ПО, если буду скромненько принимать пациентов.
Хех, но и тут не всё так просто. В контексте “продумывания” всплывает другой нюанс, на который я уже жаловался в одном из предыдущих отчётов. Если отбросить стартовое везение или невезение, в остальном игра кажется чересчур ограниченной. Я имею в виду то, что как бы ты не старался, какие тайлы не пристраивал, прыгнуть выше головы тут вряд ли удастся. Другими словами, ты всё равно будешь зарабатывать нечто “среднее по больнице”. Да и соперники особо разгуляться не дадут, закидают серыми кубами.
Приведу пример. Обычно у игрока получается построить не больше двух комнат одного цвета, то есть максимум, что он заработает, потратив одно действие “лечение” – это два кубика. Допустим, игроку несказанно повезло, и ему удалось приобрести два специальных тайла, Supply Room и On Call Room. Первый во время действия “принять пациентов” разрешает поместить один дополнительный кубик в комнаты того цвета, к которому он пристроен, а второй работает по такому же принципу, только касается лечения. Так вот, в такой ситуации при удачном раскладе за одно действие игрок сможет вылечить не 2, а 4 или даже 6 кубиков. Казалось бы, тройная выгода, но если задуматься какой ценой она достаётся, то понимаешь, где зарыта собака. Во-первых, предварительно игроку следует потратить два действия на покупку этих тайлов, во-вторых, нужно чтобы постоянно приходили “правильные” кубики, а, в-третьих, эти комнаты станут объектом номер один для карантина со стороны соперников.
С одной стороны всё это создаёт впечатление отточенности баланса и, что интересно, напряжённости партии. Но тут к напряжённости следует добавить приставку “псевдо”, так как всё разрешается не путём каких-то серьёзных решений, а везением “из мешка”. А обманка возникает из-за малого количества победных очков в принципе (в районе 10-20 при игре втроём-вчетвером). Вот и кажется, что все были так близки к победе.
Хочется ещё пару слов замолвить о постах медсестёр, вернее об их бесполезности. Как известно, сформированные из четырёх тайлов посты принесут в конце партии по одному дополнительному очку, и в то же время они способствуют распространению заразы. Претензия в том, что пенальти несравнимо с наградой. Можно всю игру спокойно строить из тайлов загогулину, а на последнем ходу всё реорганизовать и получить максимум постов. Хотелось бы, чтобы сестрички давали некий игровой бонус. Первое, что пришло в голову и показалось тематически логичным, это свойство наподобие тайла On Call Room, то есть в комнатах, окружающих пост, медсёстры могли бы шустрей излечивать пациентов. В таком случае у игрока появилась бы мотивация сооружать посты не только в конце партии.
Теперь о хорошем. В Quarantine приятно играть, и он способен доставить удовольствие. Мне нравится общая концепция, нравится тематика, атмосфера, нравятся такие мелкие оригинальности, как очередь, самобытный аукцион и диски действий, которые передаются следующему игроку. Благодаря разной раскладке тайлов (хотя их хотелось бы больше), партии будут немного отличаться друг от друга, и местами даже предлагать интересные варианты развития своей больнички. Можно, например, тайлом Containment отделить одну комнату, заразить её и тем самым предотвратить распространение заразы. Или делать заторы в очередях противников кубиками одного цвета. Да, кое-где игрушке не хватает глубины, но в качестве “немножко подумать” она подойдёт. Кстати, Кате очень нравится просто запускать пациентов и кричать “Ещё больных!”. И вообще, вдвоём Quarantine играется даже веселей, чем вчетвером, нет того даунтайма, который в такой простой игре ни к чему.
И напоследок, об оформлении. Игра, что называется, сделана с душой, всё красиво, удобно, наглядно. Мешочек приятный бархатный, интерьер комнат детально прорисован. Даже, казалось бы, обычные деревянные кубики выглядят как-то по-другому, все ровненькие как на подбор и отлично прокрашены. Единственное, чего мне бы хотелось, так это немного оживить больничку, то есть добавить в палаты врачей и пациентов, таких же шуточных, как на обложке и в правилах. Ещё, мне, как любителю тайных заданий, не хватает секретных миссий, за выполнение которых присуждались бы дополнительные очки: что-то типа “вылечи 10 красных пациентов” или “построй 8 постов медсестёр”. Задания не только разнообразили бы игру, но и привнесли альтернативный способ заработка ПО, коих тут не много.
Итак, что мы имеем в остатке. Хорошую, и я бы сказал, внешне очень милую игру средней с натяжкой сложности, которая представляет собой простенький больничный симулятор и тем самым (и к моей великой радости) заметно выделяется среди всех этих worker placement-ов и set collection-ов. 7 баллов.
Думаю, если бы у каждого была бы своя задача, то все копались бы в собственных огородах, соседу не мешали и это было бы совсем печально. А вот пара-тройка общих допзадач не повредила бы.
Тут взаимодействие происходит во время аукциона и при вытаскивании серых кубиков, так что задания на эту часть особо не повлияют, только если не будет целей типа “собери больше всех заразы” 🙂
Вова, подскажи, плиз, в фазе “admit patients” ты сразу добавляешь в больницу всех кого можешь в порядке очереди или 1 действие для добавления 1 пациента?
Кирилл прав, за действие “admit patients” запускаешь всех по одному, пока очередь не застопориться.
Заходят все для кого есть место в порядке очереди.