На Эссене 2013 – Spyrium
Французский разработчик William Attia, возможно, в скором времени перестанет слыть автором одной игры. Спустя 8 лет после выхода популярного в еврогеймерских кругах Кайлюса, получившего множество настольных наград и занимающего на данный момент высокую двенадцатую строчку в рейтинге BGG, Вильям представит на суд своих изголодавшихся по качественному миплплейсменту поклонников новую игру с таинственным названием Spyrium.
Spyrium
Количество игроков: 2-5
Время партии: 60-90 минут
Автор: William Attia
Издательство: Ystari Games
Предыстория
Spyrium погружает нас в альтернативный мир, основанный на ныне востребованном направлении стимпанк. Цель игры – наладить производство и обработку некоего нового материала спайриум (или спириум, кому как больше нравится). Для этого потребуется освоить новые технологии, построить заводы, а также наладить контакты с нужными людьми. В принципе, спайриум можно и просто купить, но товар настолько редкий и дорогой, что вряд ли игроки смогут себе это позволить.
Помимо производственной цепочки, необходимо также уделять внимание увеличению постоянного дохода и расширению штата сотрудников, так как только не стеснённый в средствах и в рабочей силе предприниматель сможет заполучить и использовать здания, позволяющие преобразовывать заветный материал в победные очки.
Особенность игры заключается в том, что игрок сам решает, когда ему следует переходить от фазы размещения рабочих к фазе выполнения действий. Этот момент является ключевым во взаимодействии сторон, соревнующихся между собой за звание лучшего поставщика спайриума.
Правила
В начале партии в распоряжении каждого игрока имеется по 8 фунтов (у нас стимпанковская Англия), 2 спайриума, 3 рабочих и персональная карточка-памятка, организующая производственную зону – слева от неё будут выкладываться карточки технологий, а справа – зданий. В центре стола располагается небольшое поле со шкалой дохода, треком победных очков и местом под карты текущих и будущих событий. Рядом с полем размещаются колоды трёх эпох, из которых каждый раунд будет формироваться рынок зданий, технологий и персонажей.
Всего в игре шесть раундов, 3 из которых относятся к первой эпохе, 2 – ко второй, и 1 – к третьей. Раунд начинается с получения дохода, который определяется по треку на центральном поле. Стартовый доход равен 2 фунтам, но по ходу партии он может быть увеличен до 7. После того как все разобрали причитающиеся им денежки, первый игрок тянет из колоды текущей эпохи 9 карт и выкладывает из них сетку 3 на 3, оставляя между картами немного места.
Далее игроки начинают расставлять своих рабочих (по одному за ход), помещая их между картами. Когда до игрока снова доходит очередь, он может решить больше не ставить рабочих, а начать их использовать. Тот, кто перешёл к фазе действий, больше не сможет размещать рабочих, остальные же могут продолжать распределять свои фишки.
Теперь перейдём к фазе действий, в ней игроки будут пожинать плоды с выставленных на рынок и оставшихся в запасе рабочих. Доступны три действия: получить деньги, активировать карту с рынка или использовать собственное здание.
Получить деньги. Берём с рынка одного из своих рабочих, выбираем одну из карт, рядом с которой он стоял, и получаем по одному фунту за каждого другого рабочего, находящегося рядом с этой картой. Это основной способ заработка денег в игре, и тут важно не упустить момент, пока соперники не начали снимать свои фишки и забирать карты.
Активировать карту с рынка. Как я уже говорил, на рынок выходит три вида кар: технологии, здания и персонажи.
Если игрок активирует карту технологий, то он платит цену, указанную в верхнем правом углу (всегда 6 фунтов) плюс один фунт за каждого другого рабочего, стоящего рядом с картой. Купленная технология идёт в копилку игрока и размещается с левой стороны от стартовой карты-памятки. С этого момента технология даёт игроку некий бонус и позволяет заработать дополнительные очки при достижении определённых условий, касающихся уровня дохода, количества рабочих, зданий и т.д.
Если это здание, то игрок также платит указанную в верхнем правом углу цену и фунт за каждого “смежного” рабочего, но карту кладёт уже с правой стороны. Бесплатно разрешается пристроить только первое здание, за каждое последующее придётся уплатить по одному фунту сверху (за второе – 1 фунт, за третье – 2 и т.д.). Чтобы избавить себя от дополнительной пошлины, игрок может поместить новое здание на старое, правда, в конце партии закрытые здания не принесут победных очков. Этим же способом происходит апгрейд построек одного типа, причём улучшение позволяет сэкономить. Например, если я беру с рынка новую лабораторию и кладу её поверх старой, то это избавляет меня не только от “налога на количество”, но и даёт скидку в три фунта на покупку этой лаборатории (и это логично, т.к. мы её как бы перестраиваем).
Ну и наконец, если активируется персонаж, платится лишь стандартный фунт за каждого рядом стоящего рабочего. Карта никуда не уходит, а игрок лишь пользуется её свойством. На некоторых картах есть специальный символ, это означает, что при “входе” на рынок, на неё следует поместить жетоны с циферками в количестве на один меньше, чем игроков. Жетоны берутся случайные, возможный номинал 1, 2 или 3. Номинал влияет на свойство карты, и, активируя персонажа, игрок обязан использовать (скинуть) один такой жетон. Например, геолог приносит игроку столько спайриума, сколько указано на жетоне. Понятно, что геологом выгодней пользоваться, если на нём лежит тройка. А вот с банкиром лучше связываться, пока на карте есть единичка, потому что он повышает постоянный доход игрока за взятку, равную цифре на жетоне.
Активировать собственное здание. Каждым зданием можно воспользоваться раз за раунд, уплатив указанное на нём число рабочих и повернув карту набок. Игрок должен заранее подумать, какими своими зданиями он будет пользоваться в текущем раунде, чтобы всё правильно спланировать, ведь рабочих должно хватить и на фазу размещения, и на фазу действий. Здания бывают нескольких типов: шахты, на которых добывается спайриум; заводы и лаборатории, позволяющие преобразовывать спайриум в победные очки; университеты, где очки зарабатываются методом банального выставления рабочих; жилые постройки, в которых плодятся рабочие; и банки, повышающие доход игрока. В последней третьей эпохе есть ещё несколько престижных зданий, они не дают никаких бонусов, а просто приносят кучу победных очков.
Ещё во время первых двух фаз игрок может единожды воспользоваться эффектом карты событий с центрального поля (события меняются каждый раунд). События позволяют: обменять деньги на очки, купить дополнительного рабочего, воспользоваться зданием ещё раз и т.д.
Раунд продолжается, пока все не спасуют. Игрок может пасовать только в том случае, если на рынке не осталось его рабочих. По окончании шестого раунда к заработанным по ходу игры очкам плюсуются очки за здания и технологии, после чего выявляется победитель.
Что примечательного
Мне интересны два момента. Первый – это принцип выставления и блокировки соперников, а также то, что игрок сам решает, когда переходить от фазы размещения рабочих к фазе выполнения действий. Второй – эффективность персонажей, которая завязана на “цифровых” жетонах.
Заочное мнение
Тщательным планированием, наличием общего поля и собственной производственной зоной Spyrium напомнил мне Keyflower. Только тут важно внимательно следить не только за тем, куда соперники ставят своих миплов, но и откуда и в какой момент они их забирают. Не знаю, насколько вариативной получится игра, но пока она подкупает своей простотой, борьбой за карты на центральном поле, приятным оформлением и “карточной” реализацией. Хотя, в принципе, с реиграбельностью не должно возникнуть проблем, за неё отвечает порядок событий плюс количество и случайная раскладка карт эпох. Интересно, что пока разбирался с правилами, ни разу не вспомнил о стимпанке, так что тематика тут относительна. С таким же успехом игроки могли бы выращивать новый сорт бобов и варить из него кофе. Видно, что некоторые моменты автор позаимствовал из Кайлюса (те же престижные здания), но в то же время старался не повторяться – убрал возможность ходить на чужие здания, а их хозяевам получать с этого плюшки, и отошёл от набившей оскомину темы средневековья (ура!). В общем, будем надеяться, что 8 лет не прошли даром, и Spyrium окажется добротной игрой. Во всяком случае, пока выглядит вкусно. Заинтересованность 8/10.
По материалам www.boardgamegeek.com. На фотографиях прототип, но арт на картах близок к финальному.
Спасибо за обзорные статьи по будущим играм.
Но у меня вопрос не по теме. Будет обзор на Saustall (Свинарник)?
Да не за что. Спасибо, что читаете.
Катя сказала, что напишет обзор, но, забегая вперёд, скажу, что игрушка довольно странная, совсем не то, чего от неё ждёшь 🙂
Нафиг Свинарник 🙂
Нафиг-ненафиг, а для обзора придётся ещё разок-то сыграть 🙂
Возлагаю большие надежды на Spyrium.
Caylus является одной из моих любимых игр.
Мне, в принципе, Caylus понравился, только сидеть за ним по 2+ часа желания не было, становилось жутко скучно. А эта игрушка на часик с небольшим, что лично меня привлекает.
Он уже в продаже за $22. Весьма недорого!
Наткнулся сегодня, вспомнил про твоё превью.
Да, я вот думаю заказ сделать, уж больно отзывы хорошие.
Я думаю, заказывать или нет.
С одной стороны, в последнее время у меня всё больше кубики. А с другой стороны – ворксменплейсмент Сноудонии мне очень понравился. Как давно я не играл в хорошее евро! Так что и Спайриум за такие деньги можно и купить.
Осталось ещё баксов на 50 найти что-нибудь и дождаться выхода из пре-одера хотелок.
Заказывай 🙂 А ещё, коли есть “лишних” 50 у.е., то посмотри в сторону City of Iron и Castaways, я над ними сейчас тож думаю.