Home > Tash-Kalar: Arena of Legends > Впечатления от Tash-Kalar: Arena of Legends

Впечатления от Tash-Kalar: Arena of Legends

Tash-Kalar: Arena of Legends привлекла моё внимание по причине того, что её автором выступал Vlaada Chvátil, славящийся своими оригинальными задумками и неординарными решениями. Разумеется, не последнюю роль сыграли и великолепные иллюстрации от David Cochard, приложившего руку к таким хитам, как Dungeon Lords и Dungeon Petz. Меня даже не смутило то, что игра по своей сути является абстрактом, которые я совсем не люблю. А ведь лучше бы смутило.

Компонентов в игре не густо: колода карт, горстка жетонов, небольшое игровое поле и поля для подсчёта очков. Карты нестандартного размера, протекторов под них я не нашёл, поэтому пришлось подрезать то, что более менее подошло (остановился на Swan Panasia 61mm x 110mm).

В Tash-Kalar игроки являются могущественными магами, которые сошлись в кровавой бойне на величайшей Арене Легенд. Сражаться маги будут не один на один, а целыми армиями отважных героев и фантастических существ, которых они будут призывать силой своих заклинаний. Реализован призыв следующим образом: выкладывая жетоны слабеньких воинов на поделённое на клетки поле, игроки стараются создать определённые комбинации, позволяющие выводить на арену более крутых вояк и монстров, обладающих различными единовременными свойствами; те же, в свою очередь, помогут засуммонить ещё более могущественных легендарных существ. Несмотря на всю кровожадность затеи, игра ведётся не на полное уничтожение соперника, а на очки, и имеет два основных режима. В одном очки начисляются за убийство существ соперника и призыв легендарных монстров, а в другом – за выполнение определённых условий, указанных на специальных карточках заданий.

В коробке идут три уникальные фракции существ, каждой из которых соответствует своя колода воинов (18 карт) и набор жетонов (20 штук). Одна из фракций представлена в двойном экземпляре, но в разных цветах – это для того, чтобы у игроков была возможность сразиться одними и теми же наборами карт, не сетуя на какие-либо преимущества или недостатки отдельно взятой армии.

Помимо карт воинов, тут ещё есть общая колода легендарных существ и так называемые карты “вспышек”, призванные помогать новичкам.

Партия начинается с того, что игроки тщательно тасуют свои армии и берут из колод по три карты. Также каждому достаётся по две случайные карты легендарных существ и одна “вспышка”. Если выбран вариант с заданиями, то карточки заданий перемешиваются, кладутся лицом вверх, после чего три верхние карты помещаются на декоративное поле, становясь текущими заданиями, доступными для выполнения.

В случае обычного дуэльного режима в центр стола выкладывается общее поле для подсчёта очков, ну а если идёт резня на троих-четверых, то поле для подсчёта очков берёт себе каждый и помещает на него по одному жетону от каждого соперника – дело в том, что в этом варианте в зачёт идут очки только за игрока, на монстрах которого получилось заработать меньше всего. Другими словами, зацикливаться на одном сопернике тут не рекомендуется, убивать нужно равномерно, с умом.

Ход игрока предельно прост: есть два действия, каждое из которых можно потратить либо на выставление фишки обычного воина, либо на суммон – розыгрыш карты с руки. Обычные воины являются своеобразным строительным материалом для различных хитрых и не очень комбинаций, необходимых для призыва более сильных существ, на карточках которых эти комбинации и показаны. Так вот, подготовив почву, то есть выложив нужную комбинацию, игрок может потратить действие и разыграть соответствующую карту воина с руки, выложив жетон на указанное место и разыграв его свойство. Обычно свойства позволяют уничтожить вражеские фишки, переместить свои или просто дают дополнительные действия. Также сила/возможность активации свойств некоторых существ может зависеть от месторасположения специальных цветных клеток, которыми усеяна арена.

После розыгрыша карта уходит в сброс, а жетон остаётся лежать на поле, в дальнейшем он также может быть использован для других более сложных комбинаций. К примеру, для суммона легендарных существ, где помимо обычных воинов всегда требуется наличие героических.

С механикой призыва вроде понятно, а как же уничтожать воинов соперника? Во-первых, убивать вражеские жетоны можно с помощью перемещений и того же призыва. Находится на пути чужая фишка? Cмело убираем её с поля.

Правда, тут есть некоторые нюансы. Допустим, обычное движение позволяет уничтожить существо только рангом ниже себя, а боевое – ещё и равное по силе. С призывом то же самое, только тут всегда можно уничтожить вражеский жетон такого же ранга или ниже, разумеется, если он находится в клетке, куда осуществляется призыв. Напомню, что воины бывают трёх рангов: самые слабые – обычные, потом идут героические, и самые сильные – легендарные.

Кроме хитрых манипуляций с перемещениями и суммона существ на голову соперника, уничтожить вражеские фишки можно и более привычным способом, умело разыграв карту со свойством “destroy”.

Осталось ещё рассказать про карты “flare” или вспышек. Это что-то вроде механики помощи отстающему игроку. Данные карты позволяют при определённых условиях вывести на поле “бесплатное” подкрепление. Чтобы это провернуть, нужно отставать от соперника на указанное на карте (как минимум) количество жетонов определённого ранга.

Другими словами, если вас конкретно вынесли призывом какого-нибудь злостного существа, оставив на поле два жалких жетона, то в свой ход вы можете сыграть карту вспышки (если отстаёте от выбранного вами игрока на указанное количество жетонов), выложить с помощью неё несколько фишек и, возможно, даже отомстить обидчику.

В конце своего хода игрок добирает недостающие карты: из своей колоды – до трёх, из колоды легендарных существ – до двух, и одну вспышку, если такова была разыграна. Партия заканчивается, как только кто-либо из игроков наберёт определённое кол-во очков (по-моему, 9 при игре с заданиями и 18 в дуэльном режиме) или, когда игрок берёт последнюю карту из своей колоды. После этого у всех есть ещё один ход, и потом происходит подсчёт очков. Как я уже говорил, в зависимости от выбранного режима очки присуждаются за выполненные задания или убийства монстров соперника (пол-очка за простое существо, 1 очко за героическое, 2 – за легендарное).

Я описал только основные правила, не вдаваясь в такие подробности, как возможность прокачки существ (повышение ранга), наличие режима командной игры и т.д. Но для общего представления, думаю, этого будет достаточно, тем более, что подробно всё расписывать нет особого желания, ибо игрушка…

Впечатления

… наискучнейшая! 🙂 Её не спасают даже великолепные иллюстрации и попытки автора передать особенности каждой фракции с помощью свойств. На легендарной арене царит хаос, уныние и жуткий даунтайм. Думаю, что зрители, изображённые на полях для подсчёта очков, за такое бы освистали и закидали тухлыми помидорами.

Всё, что ты делаешь – это просто выкладываешь на поле безликие скучные жетоны обычных воинов, или разыгрываешь с руки карты, чтобы выложить такие же скучные жетоны более крутых существ. И думать о комбинациях ты можешь только в момент, когда до тебя дошла очередь, так как планировать и предугадать что-то наперёд невозможно, ведь ситуация на поле может измениться в одну секунду и кардинально.

Да, вероятно, можно зазубрить все возможные варианты, но я что-то слабо в это верю. Комбинации очень похожи, плюс разрешена зеркальность отображения, поэтому пока ты думаешь, что игрок планирует выложить одно существо, он добавляет жетон и выкладывает совсем другое.

Игра очень зависима от прихода карт в руку, можно добирать карты с похожими комбинациями одну за другой, а можно просидеть всю партию, так и не зассуммонив ни одно легендарное существо.

Вспышки – это вообще отдельный разговор, они создают ощущение костыля, который призван хоть как-то балансировать несправедливость его величества случая. Поза скрученного воина на рубашке как бы намекает: ну, не повезло тебе, дружище, не расстраивайся, на, возьми пару жетонов, положи, куда хочешь. Кстати, со вспышками есть ещё один интересный момент, играя в deathmatch втроём-вчетвером, ты даришь победное очко тому, с кем сравниваешь количество жетонов. Помощь лидеру через помощь отстающему… эмм… интересно.

Честно, я давал игре и второй, и третий шанс, и пробовал разные режимы – но уровень её увлекательности так и остался на нуле. Более того, в нашей компании игра не понравилась никому. Я, конечно, понимаю, что в качестве абстрактной игры она может быть и ничего, но и тут меня терзают смутные сомнения, так как в моём понимании абстракты подразумевают некое планирование, расчёт.

В общем, за оригинальную механику призыва, за красивые картинки и просто из уважения к автору, который при наличии большого числа отличных игрушек имеет полное право на ошибку, поставлю Tash-Kalar: Arena of Legends 6/10 баллов. Наверное, не стоило ждать от подобной игры чего-то сверхъестественного, но это же Хватил, от него всегда ждёшь чего-то большего.

  1. Merlin
    December 18, 2013 at 12:12

    Хм, очень странно, являюсь поклонником творчества Хватила, поиграл во много его игр, ни разу еще не подводил

    • December 18, 2013 at 12:24

      Я тоже, мне многие его игры очень нравятся – Дальнобойщики, Петы, Лорды, МК, ТТА. У Хватила получаются оригинальные и тематичные евро, но вот Tash-Kalar вышла совсем “на любителя”.

  2. aganov
    December 18, 2013 at 14:07

    Кстати, совершенно обратные впечатления. Быстрая интересная игра, казуальный абстракт без перегруза анализом. Играли High Form. Идея с постоянно меняющимися целями мне всегда нравилась, а тут она еще и классно реализована.

    • December 18, 2013 at 14:12

      Как и говорил, дела вкуса. Только у нас “быстро” ну никак не получалось, на троих под конец в ожидании хода лезли на стенку 🙂

      • aganov
        December 18, 2013 at 14:25

        А над чем там голову ломать? Два действия, вполне конкретные карты на руке, рассчитывать на несколько ходов вперед невозможно. Решаешь задачку “здесь и сейчас”.
        Дефматч пока не пробовал, да и играли пока только вдвоем (отсюда может в вашей компании и AP проистекать и вообще), но High Form очень занятна. Партии со второй втыкаешь, что суммон это не самоцель, и зачастую интереснее выложить две простых фишки чем сыграть неплохую карту “шоб було”.

        • December 18, 2013 at 14:35

          Вот этим и не понравилось – от того, что я выкладываю фишки, чтобы составить из них “рядок” или “линию”, ни холодно, ни жарко. А при таком громком названии “Арена Легенд” остаётся только с грустью вздохнуть.

  3. aganov
    December 18, 2013 at 14:43

    Дай угадаю, Kingdom Builder тебя не зацепил?

    От “рядка” или “линии” как раз и холодно и жарко. Просто дефматч на троих это немного другой Tash-Kalar, как мне кажется.

    • December 18, 2013 at 14:59

      KB ещё не пробовал (скоро будет возможность), заочно она меня не зацепила, абсолютно не мой тип игр, в этом ты прав.

      Вдвоём я тоже пару раз сыграл в High Form, ситуация была такова: у меня карты “шли” идеально (особенно легендарные существа), соперник же не мог выложить ничего толкового и кое-как набирал очки на дешёвых заданиях. Жалкое зрелище.

  4. December 18, 2013 at 17:51

    Мда, чет совсем печалити. Немного другое впечатление сложилось по рассказам Андрея. Жаль.

    • December 18, 2013 at 23:33

      Кому верить? Лучше, конечно, себе 🙂

  5. December 18, 2013 at 23:19

    Согласен с товарищем aganov. Игра отличная, просто не для всех. Играл уже во все режимы игры. Лучше всего идёт вдвоём в режиме High Form. Нравится любителям Инновации, Kingdom Builder, Mage Knight.

    • December 18, 2013 at 23:32

      Бррр, Инновацию терпеть не могу 🙂 Тогда всё понятно.

  6. December 19, 2013 at 00:19

    Прикольно, но у меня такая же история с Kingdom Builder мне очень нравится, а ни моя семья, ни мои друзья её не любят, в результате играть не с кем, а жаль 😦

    • December 19, 2013 at 20:03

      играй с айпадом – то же самое вид с боку

  7. February 2, 2014 at 19:04

    Мне сразу не понравилась игра, как только увидел ее снятую на камеру БГГ. Совсем не мое.
    Все-таки, авторов посещают самые разные идеи. Одни выстреливают сразу, другие вроде и интересные по задумке, но не работают. Или не на всех работают.
    Вот я вроде начал читать – дадада, все скучно, согласен. А потом вижу, что все-таки интересные элементы есть. Хватил старался сделать непохожую на другие игры настолку. Идея интересная! Другое дело, что развита она не очень.
    Я сейчас сам себе часто задаю такой вопрос, когда приходит мысль о своей настолке – а интересно ли это? Кого данный эелемент может зацепить? Может ли игра быть скучной?
    Мне кажется, что Хватил все равно потом еще реабилитируется и сделает что-нибудь уровня Петзов или Лордов

  8. Александр
    February 20, 2017 at 17:23

    И идея интересная, и реализация супер!
    Для всех любителей шахмат и (без или) компьютерных Heroes3!
    Когда-то ещё в далёком школьном возрасте пытался придумать нечто похожее из шахмат, давая разные суперспособности шахматным фигурам.
    Но эта игра ещё круче.
    Приведу свои аргументы, попутно комментируя некоторые мнения выше.
    1. Основной режим для брутальных мужиков – дуэль, с заданиями. Всё остальное – фановый филер а-ля нарды.
    2. Фракции сбалансированы очень круто. Работа проделана огромнейшая. Имхо, проводить турниры вплоть до мира – не вопрос.
    3. На комментарии, типа “планировать нельзя, играешь тем, что есть” – это от недостатка опыта. После 50ти партий, после того, как уже достаточно хорошо знаешь колоды – всё там есть. И глубина, и блеф, и просчёт. Сыграл соперник две простых фишки по диагонали, сразу думаешь, так у соперника волк вышел, шаман вышел, наверно орла или орка прячет. Думаешь, снести сопернику 3 или 4 фишки – прикидываешь, а может у него вспышка на 4, лучше снесу 3, тогда гарантированно в следующий ход выполняю 5 в ряд. Ну типа того размышления…
    Плюс когда на поле 20+ фишек, то вариантов и в рамках хода множество. И порой найти мат в два хода совсем непросто.

    В общем, любимый абстракт ещё и с какой-никакой атмосферой.
    Респект, талантливому автору!

  1. December 18, 2013 at 12:01

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.