Впечатления от Russian Railroads
Ещё до личного знакомства с Russian Railroads я был несколько удивлён высокой оценкой игры на BBG, к слову, она там до сих пор держится выше восьми. А ведь после заочного прочтения правил игрушка показалась ничем не примечательной, так, обычное евро на размещение рабочих. Попробуем разобраться, заслужен ли столь высокий балл.
Компонентов в игре довольно много, сделаны они на отлично, придраться не к чему. Правда, в моей копии (вернее, в копии друзей) попались две дефективные фишки: у одной рельсы был обломан уголок, а один мипл оказался выпилен из бракованного куска дерева. Не критично, но можно спокойно и замены попросить.
Подготовка к игре займёт какое-то время, так как нужно рассортировать гору жетонов и тайлов: все локомотивы следует разложить по номерам, каждому раздать по комплекту бонусных жетонов и т.д.
Вот так примерно выглядит стол на четверых. Как видно, места игра занимает не мало.
Итак, задача игроков – как можно эффективней развить свою железнодорожную сеть. Всё строительство происходит на персональном планшете, а действия, как полагается, выбираются на центральном поле (в основном).
Планшеты у всех одинаковые, на них изображены три ветки: Москва – Владивосток или Транссибирская магистраль, Москва – Санкт-Петербург и Москва – Киев. Маршруты представлены линиями, поделёнными на прямоугольные участки под фишки рельс. Прокладывается дорога очень просто – продвижением фишки. Попутно фишка активирует различные бонусы. Некоторые бонусы требуют наличия не только рельсов, но и локомотива с соответствующей дистанцией “покрытия”. Другими словами, локомотив с цифрой пять сможет “запитать” только первые пять клеток.
Игроки начинают с самых простейших рельсов чёрного цвета. По ходу партии их можно улучшить, сперва на серые, затем на коричневые, потом на бежевые и, наконец, на большие белые. Апгрейд происходит в строгом порядке и только с помощью бонусов на Транссибе. Сделав улучшение, игрок тут же берёт соответствующие фишки и ставит их на начало своих путей – теперь их тоже можно продвигать, но не дальше, чем старые рельсы. То есть, чтобы проложить самые продвинутые белые, необходимо сначала подвинуть все остальные. Зачем так заморачиваться? Дело в том, что, чем круче ваша дорога, тем больше очков она “вырабатывает”. Например, одно деление дороги, где проложена белая рельса, каждый ход принесёт игроку семь очков. К слову, чёрные рельсы не приносят очков вообще.
Строительство железных дорог – это один из основных способов заработка победных очков в игре. Другой – это развитие промышленности. Технологический прогресс представлен отдельным треком, который расположен в нижней части планшета игрока. Для его развития требуется двигать уже не рельсы, а фиолетовую фишку, обозначающую уровень этого самого прогресса. Как видно, под треком имеются треугольные выемки, и это не случайно. Чтобы перейти каждую такую выемку, сперва придётся построить завод – только потом фишка продвинется дальше и заодно активирует одноразовый эффект завода.
В принципе, это всё, что происходит на планшете игрока, осталось только рассказать, с помощью чего двигаются все эти фишки, и активируются бонусы.
Все действия совершаются на центральном поле, куда игроки расставляют своих подопечных. В начале партии у всех по пять человечков в ушанках. Расставляются миплы в порядке очереди и по одному.
Некоторые действия требуют сразу двух или даже трёх рабочих, другие можно активировать только при наличии монет. Монеты, кстати, тут приравниваются к миплам, их тоже можно “посылать” на действия. При игре вдвоём используется обратная сторона поля, часть действий на которой “заколочена”.
Левая часть центрального поля отвечает за “прокачку” путей, а именно, за продвижение фишек рельсов соответствующего типа. Тут в самом низу находится единственное действие, которое можно использовать многократно, остальные, как положено в играх подобного типа, блокируются после того, как кто-то на них пошёл. Дальше расположен трек очерёдности хода, борьба здесь происходит только за первые два места. Выставленные на эти места миплы в конце раунда можно переместить на любые свободные действия (как в Lords of Waterdeep). Правее идут действия на постройку локомотивов и заводов, затем на продвижение по индустриальному треку и три специальных действия на получение монет, дополнительных рабочих на текущий раунд и жетонов, удваивающих ценность одного участка дороги на Транссибирской магистрали. Ниже находятся тайлы инженеров, которые несут в себе три функции: 1) их можно нанимать (крайнего правого); 2) их можно использовать, как действия (двух следующих); 3) они отсчитывают раунды до конца партии. Нанятый инженер становится персональным продвинутым действием игрока, никто другой им воспользоваться не может.
Очень многое в игре зависит от своевременной активации бонусов и их умелом применении. Как я уже говорил, бонусами тут обладают сами пути, заводы и инженеры. Кроме того, в начале партии игрокам выдаётся по семь специальных бонусных жетонов, которые применяются при достижении на треках делений со знаком вопроса.
Плюшки бывают самые разные: от апгрейда рельс и дополнительного рабочего до конца партии, до самого мощного локомотива или взятия карты тайной цели, приносящей очки за определённые достижения.
Как только все игроки спасуют, раунд заканчивается, и происходит подсчёт очков. Игроки получают очки за проложенные пути и индустриальный трек. После семи раундов партия заканчивается.
Впечатления
Russian Railroads – игрушка приятная во всех отношениях, такой образцовый миплплейсмент с кучей доступных действий и различных тематических ответвлений.
Понравилось, что фишки путей выполнены в виде кусочков рельс. Сразу вспоминается нелюбимые мной Lords of Waterdeep, где основной момент, который придал бы игре хоть немного атмосферы (я имею в виду фишки приключенцев) испоганили обычными кубиками. Ну, и, конечно, прикольные миплы в ушанках. Вот именно такие мелочи делают, в принципе, достаточно заурядную настолку заметной и привлекательной. Здорово, что авторы уделили столько внимания деталям.
Я оговорился про заурядность. Да, Russian Railroads, к сожалению (а может, и к счастью) ничем особым не выделяется, и если вы имеете опыт подобных игр на размещение рабочих, то вряд ли она вас удивит. Разве только тем, что она не на сбор ресурсов, а на продвижение своих маркеров по завуалированным трекам победных очков. Действительно, если абстрагироваться от всех этих путей и индустриального развития, то так оно и есть, каждый ход мы просто двигаем фишки по своему планшету. Получается, что игра довольно абстрактна, никаких паровозиков, станций и соединения городов маршрутами, как это обычно бывает в играх про поезда, тут нет.
Вспоминаю, как после первой партии я был приятно удивлён, мол, столько возможностей, дополнительных эффектов, бонусов, прям глаза разбегаются. Но удивление моё длилось не долго, ровно до второй партии, когда я осознал, что, несмотря на большой выбор веток развития, основных стратегий тут всего две: налегать на Транссибирскую магистраль (если всё правильно делать, то оправдывает себя ближе к концу партии) или пуститься в развитие промышленной ветки, дополняя её Киевом (начинает приносить плоды практически с самого начала). Остальное так, сбоку-припёку, то есть по обстоятельствам – строишь то, что выгодней, и что позволяют соперники. Это не есть плохо, нужно ведь распорядиться этим “остальным” как можно эффективней. Но всё равно, три маршрута и необходимость всегда строить или Транссиб, или гнаться за прогрессом, несколько сковывает. Эх, было бы здорово, если бы дорог было штук пять, а за апгрейд путей отвечал не только “Владивосток”, тогда бы и вариантов стало больше. Хотя, чего тут ворчать, на обороте коробки же ясно сказано, цель игроков – развитие Транссиба, а значит, всё остальное лишь дополнительные инструменты достижения этой заветной цели.
Есть одна мелочь в игре, которая несколько раздражает, это пересчёт очков в конце каждого раунда и вообще, огромное количество этих самых очков. Победитель обычно заканчивает с результатом в 400-500 ПО. Это просто ужас, скоро, наверное, будут игры, где по тысяче можно будет набирать.
Что ж, окинув взглядом написанное, снова задумался о высокой оценке Russian Railroads. Вероятно, вердикт проголосовавших складывался именно из вышеупомянутых мной мелочей: оформления, механики строительства и улучшения дорог, различных нюансов в виде инженеров, заводов и т.д.
Я тоже не могу сказать ничего плохого, крепкое евро, на крепкую четвёрку, в смысле на 7. Ну, ещё полбалла накину за оригинальные фишки рельс и рабочих. Итого 7.5/10. Посоветовать Russian Railroads, наверное, можно не только опытным игрокам. Я бы даже сказал, что опытным игрокам РЖД хватит от силы на пять партий, а вот у остальных она может задержаться подольше, если, конечно, не отпугнёт внешней перегруженностью.
P.S. Всех с Наступающим! Итоги года постараюсь подвести на следующей неделе – кратко напишу, какие игры запомнились больше всего, приведу немного статистики по сыгранным партиям. А пока передаю слово нашему котейке 🙂
В Новом Году он желает вам счастья, любви, здоровья и интересных увлечений! 🙂 Ура!
Кот крутой!!!!!
Он благодарит тебя за комплимент! 🙂
С Новым годом!
Вы для Ричи костюмчик специально пошили? 🙂
Нее, это какой-то собачий костюмчик, ему, правда, он немного маловат 🙂
С новым годом!! Удачи, здоровья, новых впечатлений в наступающим году!
С новым годом!!! И от нашей кошки привет вашему коту, для неё это лучший тип мужчин 🙂
Всего вам самого лучшего во всех годах!
С Новым Годом. Всех благ.
Всем большое спасибо за поздравления от меня, от Кати и отдельно от Ричарда! 🙂
А за обзор огромное спасибо! Поменял отношение к игре.
Всегда пожалуйста!
Для меня из того, что пробовал за прошлый год, одно из наиболее понравившихся евро.
Евро, однако. Игры евро не люблю, а вот другое Евро таки добралось до Латвии в 14 году таки.
Мда, от евро теперь не отвертеться 🙂
Переиграл в кучу евро, и РЖД одно из любимых.