Home > Exodus: Proxima Centauri > Впечатления от Exodus: Proxima Centauri

Впечатления от Exodus: Proxima Centauri

Решил написать пару строк об Exodus: Proxima Centauri, так широко разрекламированной известным обозревателем Томом Везелом и его другом Сэмом Хили. Игра из серии классических космических 4Х-стратегий, это означает, что в ней мы будем исследовать новые территории (eXplore), расширять свои владения (eXpand), развивать технологии (eXploit) и уничтожать соперников (eXterminate). Стоит отметить, что Exodus делает упор на последнюю 4Х-составляющую, то есть на военный аспект.

Правила расписывать не буду, а просто поделюсь впечатлениями и заострю внимание на отличительных особенностях игры в сравнении с себе подобными.

Движение и бои

Выбор направления для своих кораблей реализован крайне неудобно. Во время тайного планирования движения каждый раз в поисках нужной цифры приходится рыться в куче жетонов (причём, все видят, что вы там набираете). Раздражает же больше всего то, что, имея продвинутые движки, порой на ход следует распланировать более десяти перемещений. Но и это ещё не всё – выложить эти жетоны нужно рядом с каждым типом корабля взакрытую в столбик, поэтому, чтобы не ошибиться, приходится по нескольку раз всё перепроверять. Это ужасно неудобно и утомительно долго. Соглашусь, что скрытое планирование – идея хорошая, но её реализация сильно подкачала, и это в эпоху продвинутых “настольных” технологий, когда можно придумать различные крутящиеся счётчики, ширмы и другие прибамбасы.

К слову, такое понятие, как “fiddliness” (возня с мелкими компонентами) предстаёт тут во всей красе, и не только во время движения, но и в политической фазе, когда для ставок нужно выбирать не только жетоны с цифрами, но и с буквой. Хорошо, что хоть постоянно “убегающие” ресурсы во второй редакции заменили на счётчики-шестигранники (раньше они были цилиндрической формы), а и их количество игрок теперь отмечает по старинке, на треках. Гениально.

Довольно странная ситуация с боями. Дело в том, что очки за убитые корабли получает только победитель сражения. Из-за этого все стычки превращаются в предсказуемое избиение заведомо слабого соперника, так как нет никакого смысла сливать свои корабли впустую. Получается довольно парадоксальный момент, игра вроде делает упор на бои, но в то же время никак их не поощряет, и даже наоборот, сильный при таком раскладе становится только сильнее. В итоге все мочатся с кораблями противостояния, пока не раскачаются до подобающего уровня, а там уже, как кубики лягут – ведь технологии и улучшения особыми изысками не балуют.

Система улучшений

С апгрейдами кораблей просто беда. Их не просто мало, их всего-то три вида (только самое необходимое), и они никак не способствуют каким-то стратегическим уловкам. С улучшениями меняется лишь число жизней корабля, количество кубиков атаки и появляется возможность передвигаться дальше, чем на один гекс, – никаких тебе свойств, модификаторов… Пушки есть, щиты есть, двигатель есть, что ещё надо?

Если в том же Эклипсе ты конструируешь свои корабли с оглядкой на соперников, выискивая слабые места у вражеского флота, то тут всё превращается в банальную гонку вооружения – быстро поставил пушки, броню, и вперёд с надеждой выбросить как можно больше пятёрок-шестёрок.

С деревом технологий не так всё плохо, я бы даже сказал, что на удивление хорошо. Присутствует система скидок, причём не только за количество освоенных технологий в том же самом ряду, но и за схожий тип. Покупать можно всё, что угодно, в любом порядке – нет надобности изучать линейку постепенно. Что мне не понравилось, так это то, что все технологии… скучные что ли. Нет интересного выбора, да и вообще действие “research” все выполняют так, между прочим, мол: “ну, можно что-то и прикупить, ммм, а что…”. Правда, есть одна технология, которая выделяется (опять же в плохом смысле этого слова), “продвинутая торговля” называется. Она позволяет при выборе соответствующего действия совершать покупку/продажу ресурсов, да ещё и скидки даёт (обычно игрок вправе только продать или только купить). В итоге эта спекуляция становится чуть ли не основным источником дохода, так как продать один ресурс и тут же купить другой гораздо выгоднее, чем искать подходящую планету, тратя на это драгоценные ходы. Не понимаю, почему нельзя было разрешить покупать/продавать по умолчанию, а для технологии оставить только скидку. Ведь очевидно, что она must have.

Политика

Вероятно, политическая фаза подразумевала захватывающий аукцион и жаркие словесные баталии, на деле же она оказалась пшиком. Уточню, что в этой фазе игроки голосуют за одну из трёх карт с законами-событиями, вводящими дополнительные правила, как плохие, так и хорошие. К примеру: двойной налог на ресурсы или удешевление определённого типа технологий. Так вот, смысла с кем-то спорить или мутить какие-то заговоры нет, потому что среди законов практически (или абсолютно, точно не помню уже) нет тех, которые могли бы насолить кому-то конкретно или, наоборот, принести выгоду – они дают плюшки/приносят вред всем без исключения.

Выбор первого и второго игрока также уныл и по ходу партии не имеет никакого хитрого подтекста. Эти двое просто решают, какое из действий в текущем раунде будет дополнительным, что довольно трудно назвать преимуществом, потому что его выполнят все. Так что титулы по-настоящему важны только в самом конце, в качестве источника бонусных очков.

Так ли всё плохо?

К сожалению, да. Во всяком случае для меня, ну и нашей компании. Конечно, местами проскальзывают любопытные идеи, но они не вытягивают игру. Партии проходят, так сказать, по накатанной: минимальная добыча ресурсов, продвинутая торговля, обвес кораблей, после чего рандомные бои до посинения.

Из того, что понравилось (некоторые пункты хотелось бы видеть в следующем дополнении к Эклипсу :)):

– Кубики, которые служат маркерами и обозначают количество ресурса на планете. У меня, как у любителя кубов, от такой картины просто глаз радуется.
– Возможность возобновлять ресурсы на истощённых планетах.
– Необходимость перевозить население на специальных кораблях.
– Оружие массового уничтожения, позволяющее стрелять почти через всю карту и уничтожать население, ресурсы и даже целые планеты.
– Проверка на радиус действия этого самого оружия.
– Налог на добычу ресурсов.
– Выемки для кубиков технологий, чтобы те не слетали.

В плане оформления второе издание выглядит куда лучше первого, но до идеала ему всё так же далеко, особенно это касается слабенького арта и неудобства в обращении с компонентами. Если же сравнивать правила двух изданий, то я был удивлён, насколько первая редакция изобиловала жутким рандомом, тут этот момент хоть немного причесали, введя некие минимальные величины при получении чего-то.

В общем, на качественную космическую стратегию игра не тянет, можно смело проходить мимо. По ощущениям Exodus – это какая-то пародия на Nexus Ops, только со множественными косяками и в несколько раз увеличенным временем партии. Снова приходится повторять, что если вы жаждите политических дрязг и эпичности, то лучше обратите внимание на Twilight Imperium, ну а ежели вам по душе евро-баланс, то берите Eclipse. Как это не прискорбно, перечисленные ранее позитивные моменты Exodus: Proxima Centauri безнадёжно тонут в шероховатостях и недоработках. Еле-еле 6/10 баллов. Отдам в хорошие руки за деньги 🙂

  1. February 8, 2014 at 08:30

    Да и не жалко, она и в превью не выглядела прям чем-то стоящим пристального внимания.

    • February 8, 2014 at 12:21

      А я вот не поверил своим глазам, пока не попробовал ;(

  2. February 8, 2014 at 10:02

    Печально.

    Вова, а в какие 4Х стратегии ты играл кроме Эклипс и этой?

    • February 8, 2014 at 12:20

      Если космические, то только в Эклипс и Еxodus 🙂 А, ещё в Quantum, но это такая мини-игра на кубиках.
      Сейчас хвалят Space Empires: 4X, хочу вот попробовать, но GMT, сам понимаешь, а мне очень важен внешний вид.
      По остальным вроде как тишина, стоящего ничего не нашёл. Да и не искал особо, Эклипса хватает с головой, т.к. в такое играешь не часто.

  3. February 23, 2014 at 10:15

    Спасибо за полезный обзор. А ведь я присматривался к игре

  4. Roma
    May 29, 2016 at 04:36

    Я понимаю что статье почти 2 года, но для тех кто будет искать информацию по этой игре мой комментарий может быть полезным.

    Похоже вся статья и впечатления от игры базируются на неверной интерпретации правил торговли в игре. Цитата из правил:
    “To perform a Trade Action, place one cube from your supply (not from your Planet)
    on the left most free area on the market. You may perform up to 4 exchanges. One
    exchange allows selling 1 Axinium/Phasium for CP OR buying 1 Axinium/Phasium with
    CP”
    Это означает что имея Advanced trading можно провести 2 транзакции на покупку и 2 на продажу (если цель это чистый доход). Допустим что мы заняли лучшее место на рынке:
    1. 2 CP -> 1 Axinium
    2. 2 CP -> 1 Axinium
    3. 1 Axinium -> 6 CP
    4. 1 Axinium -> 6 CP
    Таким образом чисты доход это 12-4 = 8 CP т.е. точки зрения дохода это хуже чем Advance Banking т.к. 8 CP получаются только при условии лучшего места на рынке. И конечно это гораздо боллее слабый доход чем планета которая приносит 5 CP (или 10 CP) в начале раунда (т.е. не нужно тратить свою акцию на это)

    Что касается кропотливости со скрытыми передвижениями то это полностью исправлено в правилах дополнения (так можно играть и базовой игрой). Drive Power Movement отличная идея. Сначала все игроки передвигают свои корабли в открытую на один хекс, затем те у кого есть Fusion Drive or Antigravity Drive передвигают корабли на один хекс, а затем только владельцы Antigravity Drive перемещают свои корабли ещё на один хекс. Это делает перемещения очень тактическими и преимущество от хороших двигателей становиться существенным. И конечно никакой возьни с мелкими токенами.

    На момент написания статьи правила Drive Power Movement небыли опубликованы. И понятно что неправильное использование торговли полностью ломало механику игры делая всё плоским и одинаковым (поэтому не работала политика). Результат – разгромная статья и разочарование года, хотя Exodus – отличная игра.

    • May 29, 2016 at 10:46

      Спасибо за комментарий! Конечно, я уже и не вспомню, как мы точно играли, но хорошо, что вы уточнили. Хотя вряд ли эти поправки изменили бы моё (и нашей компании в целом) мнение, т.к. в игре не понравилось почти всё 🙂

  5. Roma
    May 29, 2016 at 11:55

    Спасибо за ответ! (Я ваш постоянный читатель, спасибо за блог, он отличный!) Я уважаю ваше мнение и не стал бы пытатся вас переубедить, я только утверждаю что игра не сломана и играется отлично. Моя компания состоит из фанатов Eclipse и TI3 и в ней игра пошла на ура. Она конечно совсем не похожа на Eclipses по ощущениям.

    • May 29, 2016 at 12:20

      Спасибо на добром слове 🙂
      Я прекрасно понимаю, что если у нас игра не пошла, то это не значит, что множеству других игроков она не может понравиться. Авторы сделали много поправок к правилам, поэтому я верю, что на данный момент она вполне играбельна и востребована. Что подтверждает вышедшее дополнение.

  1. February 8, 2014 at 12:06

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.