Royal Goods – мастера цепочек
Каждый год с выставки в Эссене мы стараемся привезти какую-нибудь интересную маленькую игрушку. Причём, не какую-нибудь популярную и раскрученную, а никому не известную. Иногда нам это удаётся. К примеру, в прошлый раз мы угадали с японской The Ravens of Thri Sahashri, поразившей своей оригинальностью. Ну, а в этом году в номинации “hidden gem”, похоже, победила Royal Goods, которую я взял только потому, что меня заинтриговали карты, усыпанные кучей символов, и цена в 7 евро.
К слову, на выставке продавалась немецкая версия, в которой названия зданий на картах дублируются на английском. Текст этот никакой смысловой нагрузки не несёт, поэтому игру по праву можно назвать языконезависимой.
Кстати, в ближайшее время выйдет полностью англоязычная версия от Lookout Games, называться она будет несколько иначе – Oh My Goods! По поводу названия на BGG развязались жаркие дискуссии, мол, банальщина, ужасная игра слов и т.п. Мне, если честно, тоже больше по душе Royal Goods, ибо тут присутствует отсылка к другому успешному филлеру от того же автора – Port Royal. Вообще, австрийский дизайнер Александер Фистер мог бы продолжить использовать эту фишку. То есть название следующей своей настолки начинать с последнего слова предыдущей (Port Royal – Royal Goods – Goods..). Вон Фридеман Фризе все свои игры называет на “F”, и ничего, забавно.
Ладно, что-то я отвлёкся. Так почему же стоит обратить внимание на Royal Goods? Во-первых, это компактный дорожный филлер за смешные деньги. Во-вторых, в эти 110 карточек поместилось много чего интересного: менеджмент ресурсов, push your luck, сбор сетов, многофункциональные карты. Ну, а в-третьих, я вам сейчас всё подробно расскажу.
В Royal Goods на игроков сваливаются тяжёлые будни средневековых мастеров. Они стараются произвести всевозможные товары, продать их, а за вырученные денежки расширить свои ремесленнические угодья и нанять помощников.
В начале партии все получают по карточке мастера и стартовому зданию, в котором делается уголь. На здание сразу же кладётся 7 карт рубашкой вверх – это означает, что у игрока имеется 7 единиц угля. Далее всем выдаётся по 5 карт, а в центр стола выкладываются помощники. Их должно быть вдвое больше, чем игроков. Вот и вся подготовка. Но прежде чем перейти к описанию того, как проходит раунд, рассмотрим поподробней карты.
Мастер. В центре расположена краткая памятка по структуре раунда, а по краям – число товаров, которое может получить игрок, подложив мастера выбранной стороной под одно из своих зданий. Если у игрока имеются все необходимые ресурсы, то мастер улыбается и приносит два товара. Ежели какого-то ресурса не хватает, то он негодует и производит лишь один товар.
Помощники. Чтобы нанять помощника, игроку нужно собрать перед собой здания определённых цветов, а также заплатить монеты, указанные в верхнем левом углу карты. Помощник работает не так продуктивно, как мастер: он требует все ресурсы и всегда производит только один товар. У игрока может быть максимум два помощника.
Здания. Переходим к самому интересному. На пугайтесь обилию значков, сейчас всё объясню. В верхней части – стоимость постройки и победные очки. Ниже слева – один из пяти возможных ресурсов. Когда карта находится на рынке, то следует обращать внимание только этот на ресурс. Ну а в самом низу представлен аж целый производственный цикл: 1) необходимые ресурсы 2) получаемый товар и его денежный эквивалент 3) товары/ресурсы, делающие производство более эффективным.
Вот теперь можно вернуться к игровому процессу. В начале каждого раунда игроки добирают по две карты. Затем наступает новый рабочий день. Начинается он, само-собой, с восхода солнца. Первый игрок тянет из колоды карты и кладёт их в цент стола до тех пор, пока на двух из них не окажется символ солнышка. Эти карты и будут рынком доступных ресурсов. Как я уже говорил, на рынке берутся во внимание только значки ресурсов в левой части карт.
После восхода солнца игроки, исходя из карт на руке и текущей ситуации на рынке, решают, в какие из своих зданий они отправят мастера и помощников (если таковые имеются). Рабочие подкладываются под соответствующие карточки.
Затем каждый может выбрать по зданию с руки и пока отложить его в сторону лицом вниз. Эти здания можно будет построить в конце трудового дня после фазы заката.
Закат разыгрывается идентично восходу – из колоды тянется ещё одна порция карт, пока не выйдет два солнца. Вот теперь рынок полностью сформирован, и можно переходить к производству, строительству и наему помощников.
Производство. Товар (или два товара, если под зданием улыбающийся мастер) считается успешно произведённым, если на рынке имеются все необходимые для этого ресурсы (или на один меньше в случае недовольного мастера). Да это же чистая халява! – скажете вы и будете правы. Поэтому недостающие ресурсы всегда можно сбросить с руки.
Как только здание приносит хотя бы один товар, игрок тут же может воспользоваться производственной цепочкой (та, что указана справа внизу). Цепочка показывает, какие ресурсы с руки и/или готовые товары с других зданий можно докинуть на активное здание, получив таким образом дополнительные более дорогие товары. Вот такая хитрость, которую лучше показать на примере.
Начало рабочего дня получилось многообещающим – вышел чёрный и красный ресурсы, поэтому игрок решает произвести немного рубашек. Во время фазы заката появилась только одна глина, но он подстраховался. Сбросив с руки недостающие ресурсы, он успешно производит рубашку. Это позволяет ему воспользоваться бонусом цепочки – что игрок с радостью и делает, так как у него имеются готовые ткань и уголь. В результате игрок пошил аж четыре рубашки (а это 16 монет!): 2 за ресурсы и радостного мастера, плюс 2 были перемещены с других зданий, благодаря бонусу.
Строительство. После манипуляций с ресурсами игроки возвращаются к отложенным после фазы восхода солнца зданиям и строят их, оплачивая товарами, переведёнными в монеты. Зелёные, красные, жёлтые и голубые здания производят товары всех мастей, а чёрные являются специальными – они позволяют добирать больше карт и обеспечивают постоянными ресурсами.
Наем помощника. В конце раунда игрок, собравший перед собой необходимые здания, может прикупить себе помощника. Трудягу тут же следует пристроить под одно из зданий. Это важно, так как помощника, в отличие от мастера, можно перемещать между картами, только заплатив 2 монеты.
В принципе, и все премудрости игры. По завершении раунда рынок обнуляется, и начинается новый рабочий день. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не построит восьмое здание. После этого проводится финальный раунд, и подсчитываются очки. Их приносят здания, помощники и оставшиеся товары, которые переводятся в монеты и конвертируются в очки по курсу 5 к 1.
На первый взгляд игра кажется незамысловатой и однообразной, ведь, по большому счёту, тут мы только и делаем, что из раунда в раунд производим товары разных наименований. На деле же Royal Goods получилась озорной и увлекательной. Есть в ней что-то такое необъяснимое, что заставляет доставать её снова и снова. Я подозреваю, что “вина” в этом азартной механики рынка и крутых, но недосягаемых производственных цепочек. Почему недосягаемых? Дело в том, что зачастую партии хватает лишь на то, чтобы выложить пару осмысленных зданий, связанных между собой, но всё время кажется, что именно в следующий раз получится нечто грандиозное. Ну, а если серьёзно, то помимо построения пары простейших цепочек, тут есть чем заняться.
Течение партии диктуют не только пришедшие карты и случайный рынок, от выбранной стратегии и стиля поведения игрока тоже много чего зависит. Можно уповать на удачу и постоянно рисковать, подкладывая рабочих под более сильные здания и надеясь на щедрость рынка. Можно играть консервативно, страхуя себя ресурсами с руки. Можно налечь на специальные чёрные постройки и уменьшить долю случая дополнительными картами и постоянными ресурсами. Можно устроить дикий rush, стараясь быстренько закончить партию постройкой дешёвых, но слабых зданий. Можно строить редко, но метко, подкопив карты для мощных цепочек. Можно развиваться с оглядкой на требования помощников… В общем, варианты есть, и их достаточно для того, чтобы игрушка не отправилась в долгий ящик даже после десятка партий.
Как вы уже поняли, если не считать конкуренцию за помощников, то взаимодействия тут нет вообще. На самом деле, это ничуть не расстраивает, так как в эти 20 минут ты уходишь в свои здания и цепочки с головой. А, как говорится, если нет взаимодействия, то зачем платить больше? Вернее, ждать дольше. Я к тому, что, на мой взгляд, Royal Goods наилучшим образом идёт на двоих – не нужно подолгу ждать своего хода. А то пока один всё произведёт/построит, потом другой… Конечно, это можно делать одновременно, но мне лично нравится следить, как идут дела у соперников, да и лишняя проверка никогда не помешает.
Конечно, Royal Goods – это не какая-то там супер глубокая и вариативная игра. Это просто приятная и азартная карточная забава с интересными механиками (солнышки, цепочки) и неплохой реиграбельностью. Да, доля случая может подпортить планы, но всё же последнее слово тут за игроком, а не за рандомом. Похоже, в моём “Топе любимых филлеров” пополнение – 7.5/10. Катя вообще сказала, что теперь это её любимый дизайнер. Кстати, она его прозвала Мистер-Фистер, а игру “Адские цепочки”.
Не сказал бы, что Порт Роял стал каким-то откровением или чём-то оригинальным, но у автора есть свой почерк, что видно по этой, второй игре.
И я так и не понял, здесь монеты никак не отмечаются и не сохраняются? То есть, что заработал, сразу же потрать?
Мне Goods больше понравилась, чем Port. Не, деньги – это произведённые тобой товары, они лежат на соответствующих зданиях. Товарами платишь за здания и помощников, они никуда не пропадают.
Спасибо за обзор!
Даже любопытней чем я ожидал.
Неглупо, с долей азарта и главное элегантно.
Где бы её теперь найти?
Всегда пожалуйста! Теперь только ждать репринт от Lookout Games, они обещают в ноябре.
На Lookout есть в наличии: http://shop.lookout-spiele.de/produkte/oh-my-goods/
Быстро они. Только, насколько я понял, дублирование названий осталось, и правила только на немецком. Но эт не беда, перевод есть на BGG.
Дублирование названий осталось, а вот правила есть в двух версиях и на английском, и на немецком. Позавчера наконец дошла моя коробочка из Германии.
Что правила добавили, это отлично. Надеюсь, понравится игра 😉
Port Royal понравился, а тут еще и любимая тематика на цепочки ресурсов из больших игр, да еще и илюстрации как в Ora et Labora. Ну как здесь можно было пройти мимо?! ))
Тогда гуд. Я даже думал её в лучшее за год поставить (неожиданно хорошая игра оказалась), но просто мы поначалу много играли, что она слегка поднадоела 🙂
Неужели такая азартная?)) Очень заинтересовала игрушка, особенно после вашего обзора. Стою перед выбором – Royal Goods или Port Royal. Жаль, что нет обзора и по Port Royal )) Понимаю, что игры разные, но все же… если в двух словах, что не понравилось в Port Royal и почему Royal Goods зацепила больше.
PR показалась проще. Копишь монеты – покупаешь карточки. В плане механик RG поинтересней для меня выглядит: цепочки, рабочие, здания.
Но по азарту они одинаково хороши 🙂
Да, ещё. PR одинаково хорошо любым составом идёт, RG лучше вдвоём – на больше человек затягивается.
Привет! Ты не разбирался с такой ситуацией? Допустим, мастеру в его здании нужно 2 шерсти, и помощнику в его здании нужно тоже 2 шерсти. И на рынке – 2 шерсти, на руке нет.
Эти две шерсти с рынка учитываются на каждое здание, или тратятся на одно и на второе уже не хватает? По логике вроде бы должны тратиться, но когда идёт расчёт на каждое здание без суммирования, то это и проще, и игра лучше идёт. Я за то, чтобы траты не суммировать. 🙂
Кстати, у меня греческое издание, у него на картинке девица и здания немного по-другому расположены.
Привет! В правилах прописан этот момент (в англ. стр. 7, раздел IV – Производство и строительство). Для производства ресурсы на рынке могут быть использованы для разных зданий, они не тратятся.
Спасибо! У меня греческие. 🙂 В русском переводе 2.0 с английского нет “для разных”, потому и возник вопрос. Получается, даже выгодно собирать здания с одинаковыми запросами.
А вообще игрушка очень даже интересная, теперь хочется дополнение найти. Однако, как правильно замечено, только-только собираешься цепочки раскрутить, как – бац! – конец игры. Кстати, проапгрейденные правила улучшают игру.
С одной стороны, выгодно, но с другой – если не выйдут нужные ресурсы, то ни одно из них не сработает. Поэтому, всё же лучше дифференцировать 🙂
Дополнение классное, там реально нужны цепочки, т.к. это одно из условий каждого сценария (произвести сложный товар). Нам последний пятый сценарий остался, потом можно будет замешать всё и играть так.