Home > Orléans > Orléans – кто в мешке?

Orléans – кто в мешке?

Моё знакомство с Orléans началось ещё в прошлом году, когда на выставке Spiel 2014 было представлено сразу несколько игр с механикой построения мешка (bag building). Кроме виновницы обзора тогда были замечены Hyperborea и её младший не совсем удачный корейский брат King’s Pouch.

Опробовав на месте Orléans и Hyperborea, я долго думал, сравнивал и взвешивал, но всё же сделал мучительный выбор в пользу последней по причине более привлекательного внешнего вида и наличия конфликта в виде сражений за территории.

Позже вдоволь наигравшись в Hyperborea, я понял, что мешки мне по душе, и снова вспомнил об Orléans. Ведь за год в этом жанре ничего толкового так и не вышло, а тут ещё и дополнение анонсировали. Что ж, значит судьба!

Orléans рассказывает банальную историю об очередном средневековом французском городке, где всем приспичило помериться влиянием. Заручившись поддержкой персонажей всех мастей, от фермеров до учёных, игроки путешествуют в соседние города, торгуют, строят здания, занимаются всевозможными благими делами, – и всё это ради пресловутых победных очков.

Говоря на игровом языке, на протяжении восемнадцати раундов участники стараются наиболее эффективно прокачать свои мешки новыми рабочими, дабы заработать побольше товаров/монет, настроить в окрестностях Орлеана торговых постов, да преуспеть в различных целях, наградой за достижении которых станут ценные жетоны горожан.

Рассортировав помощников по типам и разместив их на центральном поле, игроки заполняют мини-карту окрестностей Орлеана товарами (самый муторный момент), а рядом кладут поле добрых дел и стопку тайлов зданий.

Затем на специальные места выкладываются жетончики горожан, тайлы событий, шестерёнки технологий и оставшиеся товары.

Каждый берёт себе по мешку, планшету с действиями и набору фишек своего цвета, состоящему из маркеров развития, торговых постов, одного путешественника и четырёх стартовых рабочих. Маркеры идут на треки помощников, рабочие на планшет, и понеслась!

Каждый раунд начинается с какого-то события. Оно может быть как хорошим, так и плохим. К примеру, игроки могут получить монеты по числу построенных торговых постов или же потерять одного рабочего, который случайным образом тянется из мешка. События непредсказуемы и назойливы, но они быстро запоминаются (всего разных шесть), да и впереди всегда есть целый раунд, чтобы хоть как-то выкрутиться.

После знакомства с событием наничается самое интересное: игроки тянут из мешка жетоны помощников, распределяют их по своим планшетам и приступают к выполнению действий.

Основные действия таковы: получение одного из помощников, путешествие по карте, постройка торгового поста, продвижение по научному треку или отправка своих подопечных на благое дело (так тут называется чистка мешка). Как вы уже поняли, чтобы активировать действие, под ним необходимо выложить жетоны определённых цветов.

Помимо принадлежности к какому-либо цвету, каждый помощник обладает неким полезным свойством, которое срабатывает во время его приобретения. Кроме того, покупка сопровождается продвижением маркера игрока по соответствующему треку.

Рассмотрим помощников немного подробнее.

Фермер. За каждое продвижение получаем указанный товар. Более того, в начале каждого раунда лидер на фермерском треке вознаграждается монеткой, а тот, кто плетётся позади всех, одну теряет.

Лодочник. Просто приносит деньги. Уточню, что деньги – это победные очки.

Ремесленник. Даёт жетончики технологий, которые позволяют сделать желаемые действия менее затратными. Жетоном можно закрыть один слот под действием – с этого момента для его активации потребуется на одного помощника меньше. Каждое действие можно оптимизировать лишь одним жетоном технологии.

Торговец. Каждое продвижение по торговому треку позволяет выбрать себе любое здание из указанной стопки. Здания – это те же локации с действиями, только уникальные и требующие одного, максимум двух рабочих. В зданиях можно получать товары, монеты и даже жетоны технологий.

Учёный. Даёт книжки, за которые двигаемся по научному треку. На нём помимо бонусных монет имеются жетоны горожан, а также отмечены шесть уровней развития. Всё это важно при подсчёте очков.

Рыцарь. Активно используется для путешествий и строительства торговых постов. Но самое главное, прокачка рыцарей увеличивает число жетонов, которые тянутся из мешка.

Монах. У него нет своего трека, но он крут сам по себе, так как является джокером. То есть монах может заменить помощника любого цвета.

Вот так, начиная всего с четырьмя жетонами, игроки пытаются наладить движок по заработку победных очков, приобретая новых помощников и комбинируя их с тайлами зданий. Также они стараются не забывать про путешествия, науку, горожан и избавляться от лишних рабочих, отправляя их на поле добрых дел.

Очки в конце партии складываются из монет, добытых товаров и хитрой формулы, где сумма торговых постов и горожан умножается на достигнутый уровень развития на треке науки. У кого очков больше, тот и объявляется королём мешка!

Впечатления

Эхх, зря я, конечно, пожадничал, не взяв upgrade kit для Orléans, в который входят деревянные миплы с наклейками, идущие на замену картонным жетонам. Жетоны плохо перемешиваются, сбиваются в кучу, да и стираются очень быстро – у нас потёртости образовались уже где-то после пятой партии.

Ещё один немаловажный момент, эти кругляки на планшете трудно разглядеть – порой непонятно, лежат они там, или это картинка. Кроме того, механика подразумевает, что из раунда в раунд жетоны могут спокойно оставаться на планшете, пока место под действием не заполнится, и игрок не решит его применить. Так вот, когда ближе к концу партии тебе приходится распределять по 8 помощников, то, сделав ошибку или просто передумав, проблематично вспомнить, какие лежали там раньше. С миплами всё было бы гораздо проще, положил старых на бок, и никаких проблем. В общем, если будет возможность, то сразу берите деревянные фишки, не придётся платить дважды.

Хех, вот так я проговорился и своим желанием о покупке миплов намекнул, что игра нам очень понравилась. Никакой интриги!

Конечно, если абстрагироваться от мешков, то перед нами вполне себе заурядный point salad, где каждое малейшее телодвижение приносит победные очки. Но зачем же от них абстрагироваться, если эти мешки приносят столько фана, азарта и добавляют процессу оригинальности.

Кстати, несмотря на случайное вытаскивание помощников, игру ну никак не назовёшь рандомной. Всё, что игрок себе надумал, он рано или поздно сможет реализовать, ведь разложенные по действиям жетоны можно спокойно оставлять на последующие раунды, дожидаясь недостающего цвета или откладывая действие до более подходящего момента. Также в любой момент игрок вправе изучить содержимое своего мешка, то есть прикинуть, сколько и чего у него там осталось.

Помимо занятной механики игра цепляет ещё и возможностью пробовать различные мини-стратегии, умело комбинируя и типы помощников, и здания. Разумеется, свои коррективы вносят тайлы событий (особенно, плохие) и соперники, которые так и норовят забрать приглянувшийся вам дорогой товар, опередить в постройке торгового поста (в каждом городе, кроме Орлеана, может быть только один) или занять ключевые места на поле благих дел, но в остальном игра довольно вариативна и созидательна.

Приятно ещё, что все действия почти всегда сопровождаются мгновенной и весомой наградой, будь то получение нового помощника или перемещение в соседний город. Да и цель достаточно прозрачна: набрать побольше товаров, монет, да преуспеть в двух заветных множителях. Хотя поначалу некое смятение присутствует, трудно так сразу определиться, с чего тут лучше начинать.

Если рассуждать о полезности помощников, то, на мой взгляд, одинаково хороши все. У нас, правда, так сложилось, что очень редко кто берёт лодочника. Свойство у него скучное (монеты), поэтому чаще всего синие места заменяются либо технологиями, либо монахами. Хотя уход в лодочников вполне себе окупается, ведь на них можно заработать два жетона горожан (на треке и на поле благих дел за Гильдию лодочников). А если ещё взять здание, которое позволяет использовать лодочника, как фермера, ремесленника или торговца, то вообще можно горя не знать.

Здания вроде бы сбалансированы, хотя полезность некоторых более очевидна. На BGG давно был спор по поводу Бани, которая позволяла за одного фермера тянуть из мешка аж три жетона и оставить себе два, да такой жаркий, что во втором издании этот тайл пофиксили – теперь можно вытянуть два и выбрать один.

Мы же, чтобы никого не смущать, играем вообще без Бани. Просто тут и так по 7-8 жетонов распределять надо, куда ещё над дополнительными думать.

Партии у нас проходят на одном дыхании, настолько погружаешься во всё это планирование. Да и сама по себе игра не долгая, на двоих – минут сорок, а максимальным составом – часа полтора. Способствует хорошему темпу и фаза распределения жетончиков, в которой все действуют одновременно. Так что, на мой взгляд, Orléans хорош любым составом, только на двоих мало конкуренции на карте. А вот при игре втроём-вчетвером нужно неприлично много места.

Недостатков как таковых для себя не отметил. Ну, кроме отсутствия в базе деревянных фишек помощников. Хотя, если поразмыслить, то некоторые догадки, чем игра может не понравиться, имеются. Например:

  • Бледное оформление и своеобразный стиль иллюстраций. Зато в каждой копии идут уникальные мешки. Нам, например, попались из старых занавесок и наволочек.

  • Скромный выбор и случайность событий. Потеря помощника в первых раундах может оказаться болезненной.
  • Отстутствие прямого влияния на соперников. Взаимодействием игра не балует, соперничество тут только за жетоны горожан и товары на поле. А так, тихое-мирное копание в своём планшете.
  • Нераскрытый потенциал монет и товаров. Они как бы есть, но зачем – непонятно. Разве что, для оплаты плохих событий. С таким же успехом и товары, и монеты можно было спокойно заменить на жетоны победных очков.
  • Возможность заскриптовать стратегию. Имеется в виду, что доступ к любым зданиям позволяет использовать один и тот же путь развития.
  • Отсутствие ограничения жетонов технологий при игре вдвоём и втроём. Просто, заполучив Лабораторию (даёт жетон технологии), можно не хило так оптимизироваться.

Как-то так. Забегая вперёд, скажу, что в дополнении некоторые из вышеупомянутых моментов отлично правятся. А касаемо повторяющихся стратегий, тут поможет драфт. В правилах, кстати, имеется нечто подобное в качестве альтернативного варианта.

О дополнении Orléans: Invasion я обязательно как-нибудь расскажу, так как для евро-игры оно очень даже необычное: со сценариями для одного, двоих и даже кооперативным режимом. А пока тем, кто ищет чего-то оригинального и свежего, рекомендую ознакомиться с базой, она вполне себе самодостаточна и реиграбельна. 8/10.

  1. November 26, 2015 at 02:30

    Спасибо за обзор. Впечатления вполне сопоставимы тому, что я и ожидал.
    Хоть и переводил правила, но мне остался непонятен момент очередности хода. Каждый по очереди делает по одному действию или сначала один игрок выполняет все доступные действия, а затем следующий?

    • November 26, 2015 at 03:06

      По очереди по одному действию, пока не спасуешь.

      • November 26, 2015 at 03:11

        А как тогда с полем благих дел? Если я начал выкладывать тайлы, но не завершил это действие, может кто-то в свой ход его перехватить и закончить за меня?

        • November 26, 2015 at 03:30

          Действием Town Hall посылаешь 1 или 2 жетона (сразу). Если не заполнил, то другой может следом это сделать. В этом-то и суть, стараться не вмастить, т.е. следить, какого цвета помощники у соперников, и за очерёдностью хода.

  2. November 26, 2015 at 04:35

    > Нераскрытый потенциал монет и товаров. Они как бы есть, но зачем – непонятно. Разве что, для оплаты плохих событий. С таким же успехом и товары, и монеты можно было спокойно заменить на жетоны победных очков.

    Ну, не совсем.

    Во-первых, количество жетонов каждого из товаров ограничено определенным количеством (к тому же, при игре на двоих/троих часть жетонов случайным образом убирается). Учытывая, что расположение товаров на карте случайное и разниться от партии к партии, движение по карте нужно каждый раз просчитывать с целью сбора наиболее ценных товаров (впрочем, не всегда – смотрите ниже). Тут, правда, я соглашусь: можно было и просто тайлы очков использовать, однако:

    (1) как вы уже упомянули, некоторые события (Harvest) оплачиваются исключительно *продуктами* (3 из 5 доступных типов товаров) и при невозможности произвести оплату продуктами, придеться платить деньгами… а еслы таковых недостаточно – за каждую недостающую монету придется терять либо торговый дом, либо последователя… все эти факторы заставляют оптимизировать путь передвижения по карте с учетом не исключительно сбора наиболее ценных товаров, т.к. самые ценные – шерсть и парча – не являются *продуктами*, но также и покрытия последующих расходов: иногда выгоднее взять пшеницу (= 1 очко) вместо парчи (=5 очков) лишь бы иметь возможность расплатиться продуктами

    (2) хоть в базовой игре таковых и нет, сдается мне, что задумка также частично была в том, что некоторые из построек (и/или) событий в последующих дополнениях будут ориентированны на сбор комбинаций разных товаров, или наборов одинаковых или каких-либо иных манипуляций, в основе которых лежит конкретный тип товаров; и вправду, в одном из промо-дополнений, к примеру, есть постройка “Depot”, дающая +5 очков за каждый набор из пяти разных продуктов, или, скажем “Bakery”, превращающая пшеницу в хлеб, который затем приносит больше победных очков…

    (3) учитывая все вышесказанное, в некоторых партиях/ситуациях также возростает ценность некоторых построек, позволяющих получать товары или торговать оными (опять таки – смотрите дополнения/промо) с целью сбора комбинаций и т.п.

    Многое из вышесказанного также обьясняет смысл наличия в игре монет – это еще один елемент пазла (т.е. нужно просчитывать конверсии, учитывать риски, продумывать инвестиции в постройки и т.д.).

    > Отсутствие ограничения жетонов технологий при игре вдвоём и втроём.

    Ну, вообще-то их количество ограничено 16-ью (вместо обычных 20-ти) при игре на 2-их и 3-их, но я, пожалуй, соглашусь: более строгое ограничение (скажем 8 жетонов на 2-их и 12 – на 3-их), наверное, пошло бы геймплею на пользу (в виде более жесткой конкуренции за жетоны).

    • November 26, 2015 at 10:36

      По технологиям, да, имел в виду более жёсткое ограничение. А то со зданием на доп. жетоны игрок получает ощутимое преимущество.
      Касаемо товаров – нюансы и дополнительное планирование (по части маршрута) имеют место быть, конечно, но всё это как-то незначительно, хочется больше возможностей по применению. Допустим, у нас события быстро нивелируются покупкой фермера, дающего нужный дешёвый ресурс. Но, как я указал в конце, в дополнении всё это появляются, а именно, здания, где задействованы типы товаров. Там ими и спекулировать можно, и сеты собирать на доп. очки и т.п.

  3. November 26, 2015 at 13:18

    Спасибо за обзор!
    Игра оказывается то очень вкусная 🙂
    После Hyperborea уже было решил, что мешкостроение это не моё. Но судя по всему в Orléans есть всё чего мне не хватало в конкуренте. А наличие треков по которым, насколько я понимаю, всегда можно посчитать, что у тебя осталось в мешке – это как раз то, что надо! Отсутствие этого простого элемента, позволяющего не забивать голову запоминанием содержимого мешка, меня очень бесило в Hyperborea. А тут ещё и возможность заглянуть в мешок 🙂

    • November 26, 2015 at 20:21

      Пожалуйста. Более того, тут не надо ждать, пока опустеет мешок, т.к. новые жетоны и те, что сработали, сразу же возвращаются обратно. В принципе, если хочется (и если повезёт), то одно и тоже действие можно хоть каждый раунд активировать.

      • May 21, 2016 at 11:56

        Наконец-то попробовал… Очень даже неплохо, а главное быстро и даже “запойно” играется. Правда возникают вопросы, которые ты собственно в статье и задал: недопиленность в использовании денег и типов товаров. Но главных два вопроса для меня, которые ты тоже поднял, это:
        1) способ приобретения построек – всегда все доступны – не элегантно как-то, да и потенциально может привести к шаблонным партиям (у нас один игрок уже сел на такого конька);
        2) “непришейрукавность” лодочников;
        Ты намекал, что доп всё это правит. Может черкнешь небольшой обзор по дополнению? 😉

        • May 21, 2016 at 15:55

          Да, обязательно, спасибо, что напомнил. Мы ещё только не всё попробовали, сыграли только кооперативный модуль и дуэльный. Пока могу сказать, что дополнение хорошо не только тем, что добавляет новые здания, но и абсолютно разными режимами со своим сводом правил. Получается словно несколько разных игр в одной. С другой стороны, если не собираешься играть соло, дуэль или кооп, то от дополнения остаётся всего ничего.В общем, постараюсь черкнуть о допе в скором времени.

  4. Boozy
    November 26, 2015 at 15:51

    Вот всеми нюансами мне нравится игра, но очень боюсь в ней очень долгого сетапа и сбора обратно в коробень. Дюже уж много каких то мелких жетончиков туда сюда накидывать. Замки бургундии после этого выглядят как табуретка по сравнению с оптимусом праймом ))
    В связи с этим было бы круто узнать насколько эти проблемы всё же актуальны.

    • November 26, 2015 at 20:31

      Сетап не долгий. Повозиться придётся только с товарами, т.к. их нужно разложить случайным образом по ячейкам на карте. Ну, и помощников по стопкам разделить. Сделать это надо только один раз, а не как в Бургундии, перед каждый раундом 🙂

      В принципе, больше ничего не требуется. Поэтому пусть подготовка вас не пугает, это мелочь. Если интересно, у меня всё по зиплокам разложено. Для каждого игрока пакет по цвету, плюс отдельно помощники и и отдельно товары. Итого на подготовку минут 5-10.

  5. ejovpvhj
    November 28, 2015 at 13:19

    Круто!

  6. sylvion
    November 29, 2015 at 15:10

    U “Orleans” esche estj kucha raznih mini-dopolnenii. estj li tozhe interes chto nibudj iz nih probresti?

    • November 29, 2015 at 15:22

      Да, всё 🙂 Я подумал, что на след. Эссене лучше всё сразу взять (если игра не надоест к тому времени). А то по отдельности брать накладно выйдет.

  7. Трофим
    January 13, 2016 at 13:03

    Возник вопрос: когда я ставлю персонажа на поле “Благих дел”, я получаю вознаграждание только за своего выложенного персонажа или за каждого, который находится на данной ячейке?(Например: ячейка канализация: там находятся уже 2 персонажа, я ставлю еще одного, получаю 1 монету или 3?)

    • January 13, 2016 at 13:11

      Привет. Только за своего. Послал одного – получил монету.

      • Трофим
        January 13, 2016 at 13:17

        Смутило “за каждого”в правилах. Будем сейчас пробовать игру:) Спасибо!

        • January 13, 2016 at 13:22

          Не за что! А за каждого, потому что можно сразу двух послать и получить по монетке за каждого.

        • Трофим
          January 13, 2016 at 15:35

          Очень понравилась игра! Будем приглядываться к дополнению 🙂

        • January 13, 2016 at 15:49

          Уже попробовали? С допом не торопитесь, поиграйте ещё. Пусть улягутся первоначальные эмоции 🙂 Да и, в принципе, дополнение отнюдь не must have.

        • Трофим
          January 13, 2016 at 16:04

          Да, сыграли вдвоём, в итоге разрыв в 5 очков, бодренько прошла игра 🙂 А дополнение я ещё даже и не покупал 🙂

  8. March 10, 2016 at 16:33

    Задумалась сейчас над покупкой. Ооочень интересует механика мешочков, кажется, это будет прикольно. Но вопрос, насколько подвержена параличу анализа, у меня муж этим страдает жутко.. У вас в компании, я знаю, все шустрики, но как думаешь, может возникнуть такая проблема?

    • March 10, 2016 at 16:48

      Привет!
      Паралитики всегда найдут, где подумать :Р
      Смотри сама, после вытаскивания из мешка рабочих, распланировать придётся от 4 до 8 жетонов (чаще 6). При это, нужно не только выбрать, какие действия активировать, но и их порядок. Спасает то, что над этим все думают одновременно. Вообще, игра проходит довольно живо, но я не знаю, насколько у вас всё запущено 🙂

      • March 10, 2016 at 17:18

        Тогда ещё один коварный вопрос: Deus или Orleans? И почему?

        • March 10, 2016 at 17:23

          Я знаю, что тебе важно взаимодействие. Чуточку лучше дела с этим обстоят в Deus – там есть атакующие карты, и можно блокировать территории. Короче, игра более агрессивна. Но она, по сути, карточная.
          Выбирай по механике, какая больше по душе. В обоих случаях, они прикольные: в Deus – цепочки, в Orleans – мешок.

        • March 10, 2016 at 17:36

          Спасибо! Мешочки гораздо больше привлекают %) А может обе возьму, а там посмотрим

      • March 10, 2016 at 17:37

        Я бы вообще назвал эту игру гонкой. По множеству треков 🙂 Игра идёт очень живо и азартно. Единственный момент, который немного сбивает темп игры – это выполнение благих дел, когда приходится прерываться и выполнять планирование в строгом порядке. Мы ещё не определились как нам поступать в этой стадии, чтобы не тормозиться.

  9. WindUpBird
    October 9, 2017 at 18:02

    Владимир, можете помочь советом?
    В базе есть здание Часовня (Sacristy), которое позволяет избежать плохого события с помощью одного монаха. Действует ли это свойство на события из дополнения (а плохих там много)? Просто жена построила его и так сказать не вкусила всех “прелестей” событий из дополнения. Мне совсем не обидно, но как же “все тяготы и лишения вместе…”😄

    • WindUpBird
      October 9, 2017 at 18:03

      Имею ввиду события второго дополнения с интригами.

      • October 9, 2017 at 20:32

        Почитал на BGG, ничего по этому поводу не сказано, следовательно действует, как и в базе (нужно только проверить сетап для конкретного модуля, там иногда пишут не использовать конкретные здания). Вообще, считается, что Sacristy одно из наиболее бесполезных зданий в базе (за счёт других набирается гораздо больше очков), смысл в нём появляется только в допах.

        • WindUpBird
          October 10, 2017 at 06:13

          Спасибо. Ну раз так то будем играть с ним или использовать правило для опытных игроков, которое позволяет каждому убирать здание по его выбору из игры. Просто забавно, когда тебя “пытают” , а кто-то просто жетон обратно в мешочек убирает ☺

  10. July 9, 2018 at 15:38

    Добрый день! Вчера начали играть, и игра зашла. Потенциал лаборатории и технологий сразу обратил на себя внимание, и поэтому вопрос:
    «Каждое действие можно оптимизировать лишь одним жетоном технологии.»
    Откуда вот эта фраза? Я в правилах такого не помню, я что-то пропустил?

    • July 9, 2018 at 21:10

      Добрый! Пропустили.
      На стр. 16, где описаны жетоны технологий и ограничения по ним:
      “Вы не можете положить больше одного тайла Технологий в одном Месте.”

  1. No trackbacks yet.

Leave a reply to Vladimir Cancel reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.