Home > Tiny Epic Galaxies > Tiny Epic Galaxies – космические микро-разборки

Tiny Epic Galaxies – космические микро-разборки

Завсегдатаи Кикстартера наверно слышали об американском издателе Gamelyn Games, регулярно выпускающем через площадку софинансирования свои компактные настольные игры, названия которых начинаются с интригующего словосочетания Tiny Epic. Это противоречивое “tiny epic” подразумевает, что в маленьких коробочках, плотно набитых компонентами, игроки обнаружат насыщенный игровой процесс под стать большим настолкам.

К сожалению, отзывы о двух первых поделках Gamelyn Games были тоже противоречивыми, поэтому я даже не смотрел в их сторону. Но вот третье творение Tiny Epic Galaxies завлекло и темой, и механиками, и наличием кастомных кубиков, которые я так люблю. Посему я решил рискнуть, отчаянно понадеявшись, что третий блин серии выйдет не комом.

Tiny Epic Galaxies – это озорной и не глупый филлер про захват планет. С простыми правилами, аккуратными миленькими компонентами и достаточно привлекательными механиками. Все действия в игре выполняются с помощью кубов. Помимо них в комплект ещё входят деревянные фишки, планшеты игроков и колода карт.

На старте каждый игрок получает планшет с домашней планетой и различными треками, а также набор деревянных маркеров и кораблей. Маркеры используются для отслеживания параметров своей космической мини-империи. Всего параметра три: энергия, культура и размер. Если вкратце, то энергия позволяет перебрасывать кубики, культура – примазываться к действиям соперников, а от размера империи зависит число доступных кубов, кораблей и дополнительных победных очков.

Корабли – это основное и единственное средство для колонизации планет и добычи ресурсов. Присоединение новых планет к собственной империи осуществляется через дипломатическое или экономическое “окучивание”. Механически эти способы ничем не отличаются – просто используются разные грани на кубиках.

Ещё в начале партии каждому достаётся по секретному заданию. Карты миссий раздаются случайным образом, по две штуки. Оценив условия, за которые можно подзаработать бонусные очки, игрок выбирает себе одну, а другую сбрасывает. Почти все миссии приносят по 2 очка. Цели довольно разные и не шибко сбалансированы. Одни совсем скучные, к примеру, на захват планет определённого типа, другие – более сложные, но зато и интересные, допустим, на отправку всех своих кораблей на нейтральные миры, либо на спровоцирование конца партии. К слову, этот самый конец наступает, как только кто-либо из участников наберёт 21+ очко на захваченных планетах и бонусе за размер империи. В этом случае партия доигрывается до тех пор, пока все не сделают равное число ходов, и только потом вскрываются секретные миссии.

Ну вот, мы уже подобрались к подсчёту очков, а о том, что творится в ход игрока, я толком и не рассказал. Итак, в свой ход игрок бросает кубики согласно размеру своей империи, а затем в любом порядке активирует выпавшие на них действия. Результат можно перебросить: единожды бесплатно и сколь угодно раз, но уже тратя на каждую попытку по единичке энергии.

Eсли заветный символ так и не выпал, то игрок всегда может воспользоваться кубико-преобразователем. Он позволяет скинуть два любых куба, чтобы третий перевернуть на нужную грань. Преобразователь указан на специальном планшете над полоской, куда ставятся кубы после их активации. Зачем такие сложности? Дело в том, что наиболее интересный момент игры заключается в том, что любое действие соперника можно использовать себе во благо, тратя на это культуру. К примеру, если оппонент в свой ход разыгрывает кубик движения, то я без проблем тоже могу переместить свой корабль, заплатив за это 1 культуру.

Что же можно делать за кубики? Во-первых, отправлять свои корабли на нейтральные планеты. Символ со стрелкой позволяет переместить один свой кораблик с домашней планеты на любую из тех, что лежат в центре стола (число нейтральных планет равняется количеству игроков плюс два). Перелетать с планеты на планету тоже не возбраняется, ровно как и возвращаться обратно на планшет. При приземлении у игрока есть две опции: 1) поставить фишку вертикально на поверхность планеты и тут же воспользоваться указанным свойством; 2) либо положить корабль плашмя на первое деление так называемой орбиты, дабы в дальнейшем попытаться планету колонизировать.

Второе – добыть ресурсы. Каждая грань со значком энергии или культуры позволяет собрать ресурс с соответствующих планет за каждый находящийся на них корабль. К примеру, если мои 2 корабля разлетелись по планетам со значками энергии, а один остался на планшете (на домашней планете тоже указан символ энергии), то активировав куб с молнией, я получу сразу 3 энергии. Аналогично и с культурой.

Как я уже говорил, энергия пригодится для перебросов, а с помощью культуры игрок может “фоловить” действия оппонентов. Также оба этих ресурса необходимы для улучшения империи, то есть увеличения её размера с целью получить дополнительные кубики, корабли и очки. Чтобы сделать такое улучшение, игроку нужно совершить действие upgrade и потратить либо энергию, либо культуру в количестве, равном новому уровню империи.

Ну и последние две грани – это политическое и экономическое влияние, о котором я уже вскользь упомянул. Эти значки нужны для продвижения кораблей по соответствующим трекам на орбитах. Как только кораблик достигает символа дипломатии или экономики, то карта планеты подсовывается под планшет таким образом, чтобы была видна часть со свойством и победными очками. С этого момента, применив кубик с символом улучшения, игрок, вместо того, чтобы повысить уровень империи, может воспользоваться свойством свежезахваченной планеты. Само собой, очки, указанные в правом нижнем углу карты, тут же идут в копилку игрока и приближают его к заветной цифре 21.

Впечатления

Название оригинальное и яркое, не спорю, но на деле ничего крошечного и, более того, эпичного, я не заметил. Обычная компактная игра на кубиках, где-то предсказуемая и скучная, а где-то напряжённая и азартная. Но обо всём по порядку.

Tiny Epic Galaxies – игра хорошая, но ей не хватает совсем чуть-чуть, чтобы она стала отличной. Вроде бы и компоненты красивые, и механики отлаженные, но до основного блюда она как-то не дотягивает. Но зато в качестве “прослойки” между серьёзными настолками TEG идёт неплохо. Или, если хочется забить чем-то полчаса, но напрягаться особо желания нет.

Кстати, мне игрушка напомнила колодостроительный Eminent Domain. Тоже космос, тоже захват планет двумя способами, возможность присоединяться к действиям соперников, прокачка империи с помощью технологий (тут – свойства захваченных планет). Мы, кстати, как раз недавно раскладывали ED, так вот TEG словно младший кубиковый брат. Хотя по ощущениям игры, конечно, абсолютно разные.

Несмотря на кубиковую природу игры, влияние случая в TEG сведено к минимуму. Запасы энергии и культуры позволяют избежать неудачных бросков и планировать наперёд. Кстати из-за той лёгкости, с которой ты можешь повторять действия соперников, игра для меня утратила часть азарта, за который я так люблю настолки с кубиками. Поэтому по поводу, казалось бы, такой классной идеи с возможностью присоединяться к чужим действиям, у меня какие-то двоякие ощущения.

Хотя этот неоднозначный момент компенсируется для меня другим азартом – от гонки. Да, перед нами самая настоящая гонка, финишной чертой которой является заветное 21 очко. Планеты колонизируются стремительно, поэтому успех будет зависеть не только от эффективных решений в свой ход, но и от того, как тщательно игрок следит за соперниками и насколько умело подстраивается под их планы. Иной раз именно в чужие ходы империя развивается гораздо быстрей.

Хотелось бы ещё вернуться к теме рандома. Если в кубиках он тут практически не заметен, то в случайном приходе планет иногда может стать раздражителем и предметом недовольства. Энергетические планеты, забившие ряд в центре стола, блокируют доступ к культуре и тем самым лишают участников прелестей паразитирования на чужих действиях. Часто ещё выпадают слабенькие планеты на 1-2 очка с какими-то непривлекательными свойствами. Тогда игроки воротят носы и жмутся, ведь всем подавай крупные на 5-7 очков с крутыми эффектами. Это я к тому, что в игре не предусмотрена возможность принудительного обновления рынка.

Зато было очень приятно обнаружить миссии, люблю я все эти тайные цели, ведь они сохраняют интригу и заставляют внедрять в стратегию некий дополнительный вектор. Реиграбельности добавляют и сами планеты. Их сорок штук, и почти все они уникальные. Случайное сочетание планет каждый раз будет предлагать новый спектр свойств, а порой даже и любопытные мини-комбинации.

Кстати, помимо вариативности, планеты ещё отвечают и за наличие прямого взаимодействия. Существенный процент эффектов связан с отбором ресурсов у соперников, а также с притормаживанием чужих кораблей на орбитальных треках. Так что, на отсутствие взаимодействия в TEG грех жаловаться: тут вам и конкуренция за планеты, и возможность следовать за действиями друг друга, и куча способов насолить, что называется, прямо в лицо.

Что касается оптимального состава, то мне больше по душе партии на двоих-троих. Да, ты вроде бы постоянно вовлечён в процесс, но всё же при игре вчетвером или впятером темп провисает, из-за чего шустрые 20-30 минут затягиваются, резко снижая уровень удовольствия.

В общем, как-то так. Как видно, на каждый плюс получился свой минус, но на удивление игра мне понравилась. Конечно, до шедевральной Roll for the Galaxy ей ой как далеко (да и что тут сравнивать – совсем другая весовая категория), но в своей нише Tiny Epic Galaxies выглядит вполне достойно. Как ведь бывает – обычно, если кубики, то какой-нибудь King of Tokyo или Run, Fight or Die, а тут – тоже быстро и насыщенно, но с заявкой на серьёзность. Этим, собственно, TEG и заслужила место на нашей полке, во всяком случае, пока. Крепкая 7/10. А ещё у неё крышка разрисована под тарелку для кубиков. Мелочь, но приятно, пользуемся с удовольствием.

  1. _GrAnd_
    December 4, 2015 at 18:03

    Меня Tiny Epic вообще не впечатляют. Какие-то копии с других игр, причём не в лучшем исполнении. О них всегда можно сказать: “это как /вставить название/”, и первоисточник будет несравнимо лучше. Не понимаю, что находят в этих Tiny Epic.

    • December 5, 2015 at 14:20

      Находят то, что они Tiny Epic 🙂 Америкосам ничего не стоит закинуть двадцатку на Кикстартер. А тут компактные филлеры, которые если не пойдут, то их потом можно кому-нибудь подарить. А по игре – эта хорошая, и ничего страшного, что механики не новы, вон La Granja сплошь из тыренных механик, а игра – шикарная.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.