Discoveries: The Journals of Lewis & Clark – раз тропинка, два тропинка
Привет всем в 2016-м! Надеюсь, вы отлично отпраздновали Новый год и снова готовы впитывать информацию о настолочках. Возьмите в одну руку недопитое шампанское, в другую недоеденный салат и устраивайтесь поудобнее – сегодня мы поговорим об игре Discoveries: The Journals of Lewis & Clark.
Французскому дизайнеру Cédrick Chaboussit всё никак не даёт покоя тема экспедиции Льюиса и Кларка, поэтому вслед за одноимённой большой игрой-гонкой с размещением рабочих и уникальной карточной механикой свет увидела более компактная интерпретация с кубиками и сбором сетов.
Сложность Discoveries на порядок ниже, чем у Lewis & Clark, но она всё так же не лишена оригинальности. Эта оригинальность заключается в возможности использования кубиков соперников. Но обо всём по порядку.
В Discoveries игрокам предлагается восстановить дневники путешественников, описывая виды растений и животных, покорённые земли, а также повстречавшиеся племена индейцев. Звучит красиво, но на деле участникам просто предстоит набирать очки, выполняя условия карт открытий. Условия эти заключаются в преодолении двух типов местности: рек или гор.
В начале партии каждый игрок получает по личному планшету, набору кубиков своего цвета и памятке. В центре стола располагается игровое поле. Оно, по большому счёту, для красоты, и необходимо только для сортировки используемых кубиков. Рядом с полем помещаются нейтральные серые кубы.
Затем выкладываются карточки. Все карты в игре двусторонние. На одной стороне – открытие, там указан путь из речных и/или горных символов, а также победные очки или значок животного/вигвама. Вторая сторона – это племена индейцев с уникальными свойствами.
Так вот, слева от игрового поля выкладываются три карты племени, а справа – три карты открытий. После этого игроки по очереди выбирают себе по стартовому открытию и помещают его в специально отведённую выемку в верхнем правом углу планшета. В завершении подготовки все бросают свои кубики, кладут их в дырку в планшете, и экспедиция начинается!
Во время своего хода игрок имеет две опции: либо сыграть кубики, либо собрать их. Если игрок выбирает первое, то он может взять все кубики с одним и тем же символом и разложить их по квадратным ячейкам на своём планшете (к примеру, распределить все кубики с символом подковы). В центре планшета расположены действия, которые позволяют: менять текущую карту открытия на одну из доступных на “рынке”; нанимать индейцев; с помощью одного кубика перевернуть два других на желаемую грань.
Ка вы, вероятно, уже заметили, над местами под кубики указаны стрелочки. Они означают, что после использования данные кубики тут же отправляются на центральное поле, где согласно граням кладутся в левую или правую его часть.
Что касается найма индейцев, то в этом случае игрок не только выбирает одну из трёх карт племён, но и получает и тут же бросает нейтральный серый кубик. Свойства у карт племён делятся на два основных типа: одни являются более привлекательными источниками речных и горных значков, а другие позволяют эффективней оперировать своими кубиками (допустим, при выборе действия “смена грани”, игрок вправе выставлять разные символы).
Действия в нижней части планшета стоят особняком – это способы исследования. Они требуют несколько кубиков с разными символами. Как только игрок подготовит экспедицию (на это может потребоваться несколько ходов), а именно, выложит все необходимые символы следов/подков/индейцев, то он может активировать эти действия кубиками с буквами и тем самым выполнить задание на текущей карточке открытия.
Ещё исследование отличается тем, что часть задействованных кубиков остаётся на планшете игрока. После активации они перебрасываются и возвращаются в резерв.
Каждая карточка открытия представляет собой маршрут экспедиции, состоящий из вереницы речных и горных участков. Проходить её нужно строго снизу-вверх, а полученные с помощью кубиков символы рек и гор разделять нельзя, их следует применять “комплектом”. Как только игрок выполняет текущую карту открытия, он тут же выбирает себе новую среди трёх доступных.
Кстати, планируя продвижение, карты открытий, находящиеся в центре стола, тоже необходимо учитывать. Дело в том, что, подготавливая исследование, игрок может накопить больше рек и гор, чем требуется, и пустить излишек на прохождение второй карты с “рынка”. Такой финт вознаграждается дополнительным ходом.
Как видно, почти все действия требуют сброса кубиков. Это означает, что постепенно их запас иссякнет, и оставшихся может не хватить даже на простейший маршрут. В этом случае на помощь придёт вторая опция – сбор кубов.
Если игрок решает собрать кубики, то он может либо забрать все свои (причём, не только с центрального поля, но и с планшетов соперников); либо взять все кубики независимо от цвета, скопившееся в левой или правой части центрального поля. Полученные кубы тут же бросаются. Выходит, что тут можно с лёгкостью заполучить чужие кубики и манипулировать ими, как своими. Правда, с оглядкой, ведь их так же могут забрать.
В принципе, и все правила. Своевременно пополняя запас кубиков, игроки стараются как можно быстрее выкладывать нужные грани, чтобы прикупить полезные карты племён и преодолеть побольше маршрутов. Партия заканчивается, как только опустеет колода открытий/племён. Помимо карт открытий с победными очками и символами животных (чем больше разных символов, тем лучше), очки присуждаются за лидерство по значкам вигвамов (они встречаются и на картах племён, и на картах открытий).
Впечатления
Игра очень красочная, с интересной механикой заимствования чужих кубов, вроде бы большой вариативностью карт племён… а ощущения противоречивые. Я вижу, что она хорошая, но мне в ней чего-то не хватает. Попробуем разобраться.
Первое – карты племён. На деле они не такие уж и разные. Львиная доля – это альтернативные способы получения рек и гор, которые отличаются лишь типом/количеством/порядком участков, а также набором требуемых кубиков. При случайном выходе карт открытий, ты никогда не угадаешь, что лучше: “2 реки + 1 гора” или “1 гора + 2 реки”. Можно, конечно, руководствоваться необходимыми гранями, но тут тоже пальцем в небо. Если подбирать помощников по этому принципу, то при неудачном броске придётся тратить кучу ходов, чтобы подкорректировать результат (тут нет никаких перебросов). Посему, банально покупаем то, где даётся больше символов и требуется меньше кубиков.
Второе – открытия. Они до ужаса однообразны и, как я уже говорил, выходят абсолютно случайно. И вот тут рандом часто играет злую шутку. Можно долго планировать комбинацию, рассчитывая на прохождение сразу двух карт, и потом обломаться. Ведь пока до тебя дойдёт ход, нужную карту кто-то умыкнёт. Зато сопернику может повезти, и он на халяву выполнит два маршрута, да ещё и дополнительный ход получит. Кстати, по-моему, бонус в виде дополнительного действия – лишнее. Две карты за один ход – это уже весомая награда.
Третий и самый печальный для меня момент – это течение партии. Начинается всё живо и интригующе: ты прикидываешь, каких индейцев прикупить, чтобы наладить движок по добыче речных и горных участков, выполняешь первые карты открытий… а потом увлекательность стремительно улетучивается. По окончании партии вообще пустота. Дело в том, что как только ты более-менее обустроил свою экспедицию помощниками, ничего не остаётся, как монотонно собирать нужные символы и щёлкать карты открытий одну за другой.
Как итог, не чувствуется главного: ни напряжённой гонки, как в большом брате; ни азарта от бросков, потому что кубы можно с лёгкостью перевернуть на любые грани (тут просто дело времени). А если добавить к этому преувеличенный вдвое размер коробки и коряво переведённые правила с французского на английский, то становится совсем грустно.
На двоих Discoveries тоже играется бледно, а для меня это немаловажный момент. Фишка со сбором чужих кубов не работает, а серые кубики становятся чересчур мощными. Выгодно набрать побольше серых, а потом скидывать и собирать только свои.
Эх, слишком часто во время партии меня посещали мысли, что выбор очевиден, а все потуги – просто фикция. Всегда побеждает тот, кому достанутся более вкусные карты племён, и везёт с бросками и выходом маршрутов. Возможно, я ожидал чего-то более стратегичного, более вариативного. Если же рассматривать игру в качестве кубиковой забавы на 3-4 участников, не лишённой оригинальных моментов, то на Discoveries можно обратить внимание. Сбор сетов, персонажи со свойствами, интересная механика заимствования чужих кубов и сам принцип розыгрыша одинаковых символов – всё это может заинтересовать. Я поставил игре 6.5/10. Охотней сыграю в более быструю и простую Nations: The Dice Game, а из серьёзного однозначно выберу Roll for the Galaxy.
Мы готовы впитывать 🙂 Особенно про такую красивую игрушку. Безумно мне нравится, как Дютре оформил этих двух братьев “Льюис и Кларк” и “Открытия”. “Льюис и Кларк” для нашей компаниий слишком мозголомна и утомительна. Часто эту красоту на стол на достанешь. У меня была надежда на “Открытия” как на более простую игру. Увы, похоже надежды не оправдываются 😦
Тогда будем набирать обороты 🙂
Следующий раз хочу про Above and Below написать – тоже красивая.
На самом деле Discoveries простая, как оказалось, даже очень. Есть некоторые нюансы в манипуляциях с кубиками, которые нужно вызубрить (я только к пятой партии их запомнил), и всё.
Очень хотел, чтобы понравилась (как многим знакомым), но в нашей компании как-то не пошла совсем.
Ага, давно, как на маячок, смотрю на упоминание о партии в Above and Below в Live 😉 Очень интересно будет почитать.
Вчера всё дофоткал и начал писать 😉
Если совсем кратко, то игра понравилась.
Внешне мне игрушка понравилась, когда впервые на нее на BGG набрел. Но потом, посмотрев живую партию от ребят, GreyElephant Gaming которые (https://www.boardgamegeek.com/video/78510/discoveries/greyelephant-gaming-live-playreview-discoveries) понял, что даже для игры с ребенком будет простовато. Ну и прошел мимо. 🙂
А за работу и обзор, как всегда, большое спасибо.
Благодарю 🙂
Спасибо за обзор!
Несмотря на твой вердикт всё равно хочу сыграть, очень уж красивая игра 🙂
А я вот очень жду подробный разбор по ТТА и особенно сравнение с Nations.
Запасаться терпением побольше? 😉
Тут терпение тебе точно пригодится :Р
Может, сперва первые впечатления выложу, так точно быстрей будет.
Но красивущая же, чертяка! А моя первая игра в этом году, в которую удалось сыграть, как раз большой брат этой. Есть там моменты, которые я не люблю в играх, но игра зацепила, и вот уже хочется сыграть снова 🙂
По всем описаниям и видеобзорам, которые видел раньше, игра произвела впечатление довольно простой и бестолковой. Этот обзор лишь подтвердил впечатления. Будем дальше кидать кубы в Галактику с допом. Благо он делает базу очень бодрой и годной.
Спасибо за обзор!
Пожалуйста.
Эх, если б я имел процент с сэкономленных денег читателей :Р
Рад, что не купил. Не удосужился ранее посмотреть, что от того же автора, что и Lewis & Clark.
Lewis & Clark не пошла, значит. Может, не распробовал? 🙂
Помню твою первую “лестную” реплику насчёт Замков Людвига, а в итоге она в лучшем за год!
А по моему отличная игра в секторе простых на кубиках, в отличии от Наций. Быстрая, вариативная, есть над чем подумать, со взаимодействием между игроками и красивая.
Не исключаю, что многим она пришлась по душе (в принципе, есть за что). У меня её с руками оторвали 🙂