Cottage Garden – цветочный тетрис
Как и многие, я тоже с нетерпением ждал Cottage Garden, предвкушая некий Patchwork на четверых со своей изюминкой. Посмотрим, оправдал ли Уве эти ожидания или нет.
Cottage Garden (далее просто CG) поставляется в неожиданно большой плоской коробке. Объясняется это тем, что в набор входят компоненты для четверых игроков. А так, в принципе, начинка схожа с Patchwork-ом: персональные поля, тетрисоподобные тайлы, немного фишек и маркеров. Но есть и один занятный элемент – это складная overproduced тачка, которой просто отмечается начало ряда запасных кусков, и куда для удобства можно складировать жетоны горшков.
Отмечу, что в первом издании Edition Spielwiese накосячили, неправильно напечатав рамку центрального поля. Благо, на выставке к каждой копии прикладывали отличную самоклейку, которую, к сожалению, пришлось нарезать. Кроме исправленных частей поля шли ещё полоски с несколькими абзацами. Их следовало вклеить в правила, так как некоторые формулировки вкупе с корявым переводом с немецкого оставляли желать лучшего.
За такие огрехи можно было бы и обозлиться, но прочитав пояснение на самоклейке, моё негодование сразу же сменилось умилением. Дело в том, что издатель привёл целый слёзный рассказ о том, что во всём виноват котик, который незаметно запрыгнул на клавиатуру и лапками наделал ошибок в файлах! Забавный и креативный подход.
Касаемо качества не затронутых ошибками компонентов, то тут всё замечательно. К оформлению тоже не придраться: красочные и милые цветочки, котики, горшочки.
Играется CG следующим образом. На старте каждому выдаётся трек очков с шестью маркерами, два жетона котика и пара пустых квадратных клумб. Одна клумба откладывается в общий резерв.
В центр стола помещается поле, которое тут же заполняется тайлами-цветами. Лишние куски выстраиваются кругом или змейкой – позже они пригодятся для пополнения рынка.
Раунды отмечаются специальным кубиком садовника, который в конце каждого хода перемещается по кругу на одно деление.
В свой ход игрок берёт либо тайл с центрального поля, либо жетон горшка из резерва. Тайл выбирается из колонки или ряда, напротив которого находится садовник. Если на начало хода в текущей колонке/ряду 3 или 4 пустых места, то сперва эти места заполняются тайлами из запаса. Ещё игрок может принудительно добавить тайлы, сбросив жетон кота. Допустим, если он заприметил идеально подходящий кусок, лежащий перед тачкой.
Полученный кусочек или горшок тут же пристраивается к одной из двух клумб. Куски отличаются только формой, редко на них встречаются полезные иллюстрации – горшки или стеклянные крышки, напоминающие кочаны капусты.
Первостепенная задача участников – поскорей заканчивать планшеты, оставляя клетки с крышками и горшками видимыми. Именно за счёт них и двигаются соответствующие маркеры очков: рыжие за горшки, синие за стекляшки.
Как только игрок заполняет свой планшет (за счёт котов-джокеров можно завершить и два сразу), то получив очки, он переворачивает его и меняет на тот, что лежит в общем резерве.
В чём же суть такого замороченного трека победных очков, и для чего там по 3 кубика каждого цвета? Тут автор придумал простую, но в тоже время хитрую систему. Как вы заметили, каждый горшок приносит 1 ПО, а стеклянный купол – 2. Получая ПО, ты можешь подвинуть только один маркер каждого типа, делить очки нельзя. Логично, что нужно стремиться довести фишки до финиша, так как последний рывок даёт 5-6 дополнительных очков (а первый и второй, кто достигнет финиша, получит ещё жетон улья с 2 или 1 ПО), но иногда полезно двигать и остальные кубики.
Во-первых, пересекая красную черту, тебе полагается жетон кота-джокера. Во-вторых, сдвинув с нулевой отметки все маркеры одного цвета, получаешь халявный горшок. Ну, и наконец, иногда выгодней продвигать дальние фишки потому, что не хочется терять лишние шажки.
Партия входит в финальную стадию, когда кубик садовника пройдёт пять кругов и перевернётся на шестёрку. В этот момент игроки сбрасывают клумбы, на которых два тайла или меньше, и продолжают возиться с оставшимися. Только теперь придётся поторопиться, так как в силу вступает (так внезапно) новое правило: каждый свой ход игрок теряет 2 ПО, двигая один из маркеров назад.
Как только все разобрались с последними планшетами, считаются очки – сумма всех шести маркеров плюс бонусные жетоны ульев.
Впечатления
Перед нами несложная абстрактная забава на скоростное и эффективное заполнение планшетов с лёгким налётом планирования и заковыристыми треками победных очков.
Сам процесс достаточно лёгкий и медитативный: знай себе, складывай тетрис на мини-полях, да двигай маркеры очков. Радует, что раскладка рынка позволяет спрогнозировать, какой кусок получится пристроить следующим.
Касаемо каких-то интересных решений (кроме прикладывания тайлов так и этак), то их тут не так много, как хотелось бы. Первый касается трека победных очков. Исходя из потенциальных горшков и крышек, нужно постоянно прикидывать, стоит ли тащить вверх новый маркер, или же закончить со старым, ведя его до 20-ти очков. В принципе, когда нет излишка, выгодно почти всегда второе, так как финальный прыжок в 5-6 очков – это приличный улов. С другой стороны, можно своевременно подтаскивать остальные кубики, пополняя резерв котов-джокеров.
Ещё один нюанс, над которым придётся почесать репу, это жёсткая концовка партии, когда в силу вступают штрафы. В этот момент новички запросто могут “вляпаться” и растерять очки. Бывалые же всё взвесят и определят, выгодно ли мучиться со второй клумбой или нет.
Игрушка идёт нормально любым составом, так как перед нами чистейшей воды пасьянс, где каждый ковыряется в своём собственном огороде, причём в буквальном смысле этого слова. Несмотря на то, что соперник может с лёгкостью умыкнуть тайл, идеально вписывающийся в одну из ваших клумб, потеря от этого не велика.
Игра, безусловно, приятная и отнюдь не кажется какой-то совсем глупой или примитивной, но всё-таки меня не оставляет чувство, что она банально паразитирует на хитовой предшественнице. И тут уже дело даже не в желании автора выдать Patchwork на четверых, а скорей некий заказной беспроигрышный вариант от небольшого издателя. Ну, не чувствуется той головоломки, той элегантности и, тем более, оригинальности, которыми удивили “Лоскуты”. Остались лишь простые правила и схожая механика тетриса. Способ выбора тайлов выглядит громоздким и излишне муторным (постоянно пополняемое большое поле + “очередь” будущих кусков), набор очков до ужаса абстрактен и не шибко изобилует интересными дилеммами, какие-то вымученные минусы в концовке…
С другой стороны, в качестве семейки CG пойдёт на ура, особенно, если участникам нравится подобный созидательный процесс формирования идеальных лужаек из цветов причудливой формы. Тут всё такое ми-ми-ми… и даже есть 3D тачка, где можно хранить горшки!
Опытным же игрокам будет не хватать глубины и какой-нибудь увлекательной мозголомной фишки, коей в Patchwork-е выступал движок пуговицы-время. Вдобавок из-за “конвейерности” заполнения планшетов, процесс ощущается достаточно монотонным. Не так, чтобы сильно приедается, но всё же партия – это минимум полчаса непрерывного выискивания оптимальных кусочков и выкладывания их на свои планшеты.
На мой взгляд, если не планируете раскладывать настольный тетрис на троих-четверых в кругу семьи, то смысла брать CG в нагрузку к Patchwork не вижу. Поставлю с натяжкой 7/10. Полбалла за тачку и историю с провинившимся котом. С удовольствием составлю компанию Кате, но сам вряд ли предложу.
Как раз вчера опробовали. Наклейки меня тож очень напрягли ((
Да, очень бросается в глаза отсутствие хотя бы минимального экономического движка. Непривычно, что можешь взять все что угодно из линии, лишь бы влезало. Общий процесс сместился к тетрису, стало больше интересных разных форм, да и горшки посреди поля не дают поставить что угодно куда угодно, нужно больше смотреть, пробовать, прикладывать и вертеть. Вот это скорее порадовало. Да, игра показалась легче, пусть и дольше играется. Но не сказал бы, что это прям так плохо. В итоге кмк получилась достаточно хорошая игруля в тетрис все таки прежде всего, где дырки нужно не закрывать, а упорно оставлять ))
Жена моя на телефоне постоянно играет в пачворк, наверное уже за 200+ партий набегала там, да и я наверн около сотни набегал, так что оч хороший способ внести разнообразия немного в тетрисную механику, фист фор один все же тяжеловат для этого ))
Feast for Odin… это просто жесткач! Мы до сих пор не можем отойти от пробной партии (в хорошем смысле, т.к. очень необычно всё было). Не ожидал, что там всё будет завязано на этой механике. Очень тяжело с первого раза понять, как же лучше развиваться, и какие из 60-ти действий выбрать :Р
С нетерпением жду Вашего обзора на Feast for Odin. Надеюсь, вскоре поделитесь впечатлениями. Уж очень интересно, что там накрутил автор.
Первыми, думаю, скоро поделюсь, после ещё одной уже осмысленной партии.
Как-то немножко печально все прозвучало 😦 В нашей семье дуэльные игры совсем-совсем не нужны, поэтому Пэчворк хоть и классный, но с полки вообще не достается. Очень большие надежды возлагала на это расширенную версию…
Не надо печалиться!
Как семейная игра вполне должна зайти. Я прям так и вижу, как родители с детьми, бабушки и дедушки сидят и радостно складывают клумбы (сама механика тетриса тащит), или парень с девушкой проводят время за спокойным процессом, где ещё и подумать приходится.
Сам не скажу, что ожидал большего, просто не слишком зацепило. Но мы чаще всё-таки вдвоём играем. Хотя Кате тоже гораздо больше понравился Пэчворк. Ты там превозмогаешь бедность, а тут всё так просто и мирно 🙂
7 из 10 – это хорошая оценка, не вижу ничего печального. ) И вот уж если прям нужен был Пэчворк мультиплеер – надо брать. ) Сам буду ждать локализации, ну как ждать… если будет – возьму.
Если нужен именно пачворк с его кризисностью хоть какой то и балансом вечным по трем основным ресурсам, но на четверых, то не берите коттадж. Если просто нравится тетрисная механика и вы всегда в 3-4 игрока, то коттадж оч хороший вариант.
Спасибо всем за успокоительные пилюли 🙂 Да, хотелось семейный вариант мультиплеер. (Для семейного варианта, кстати, эта возня с несколькими кубиками кажется чудаковатой и неуместной, хотя это чисто взгляд со стороны.) И да, больше всего хочется прочувствовать механику тетриса, потому что с ней особо больше и нет игр пока. Кстати, купленный ради тетриса Нью-Йорк как-то не очень пошел. Слишком простой, и народ постоянно спрашивал: и в чем тут тетрис? :)))
А как же Arkadia? Blokus?
Блокус я никогда всерьез не рассматривала, т.к. не люблю такие чистые абстракты, в которых автор ну совсем не озаботился натянуть хоть какую-то тему 🙂 У Садика просто нереально привлекательное для девочек оформление, и даже котики есть. К тому же, как я поняла из обзоров, Блокус может быть довольно обидным. Возможно, я не права, и стоит приглядеться к нему внимательнее.
Аркадию сейчас просто не найти нигде.
7 – очень даже хорошая оценка. Сегодня ещё раз вдвоём с удовольствием сыграли – только убедился, что в качестве семейной игры CG замечательна.
Эх, ожидал большего, этакого Пэчворка на четверых. Вот не нравится мне арт Пычворка, потому не тянет в него сыграть, даже попробовать, а CG показался очень привлекательным! Жаль!
Ожидал провала допа к дуэльным Чудесам и успеха цветочного Пэчворка. А оно во как получается! Но этот цветник не откажусь при случае попробовать.
CG ж вроде локализовать собираются, можно спокойно поддержать (повторюсь, игра норм, и 7 – это достаточно высокая оценка :Р). Думаю, цена будет отличная, т.к. даже оригинал стоит недорого (около 20 EUR).
Пэчворк у нас стоит меньше 1000 р., это 14 евро. Так что вполне возможно, что Цветник будет в этой же цене. Хотя сейчас все локализации по цене совпадают с европейскими интернет-магазинами, причём без доставки. И это очень и очень радует. Верной дорогой идут товарищи!
CG – это Cottage Garden или Crowd Games? Или в данном случае и то и другое?)) Что-то пропустил информацию, о том, кто и когда её в России будет издавать.
Официально ещё никто не объявлял. Но если будет, то с большей вероятностью крауды.
Как движется зеленый кубик? В зависимости от количества игроков по разметкам ) , )), ))) ,)))) или по каждому квадрату? Тогда есть возможность собирать диагональные тайлы. Что означает 1*,2* и т.д. на темных полях, как это используется в игре?
Всё это описано в правилах 🙂
1) Кубик в конце хода всегда двигается на одно деление (At the end of your turn, you must move the Gardener Die located on the edge of the board one space
in the direction of the arrows – clockwise). При игре вчетвером, можно останавливаться и по диагонали (т.к. на поле есть деления).
2) Разметки для удобства – по ним можно прикинуть, какой ряд тебе будет доступен в ближайшие ходы – это есть в разделе The Arrow Spaces в конце правил.
3) 1*,2* – просто нумерация полей (* – обратная сторона).
Все равно не понятно.По краю есть разметка.Если кубик перемещать по этой разметке например по )) на одно деление,то за круг делается 5 шагов.(30 ходов)Одна диагональная остановка и для ), и для )), и для ))), и для)))) в углу поля. По вашей версии: перемещение кубика по каждой клетке,а тайлы забираем по вертикали или горизонтали по разметке для состава игроков?
для чего то цифра нужна на светлых и темных полях,если нумерацию нанесли.Перед началом игры поля складываются согласно цифрам? И расклад в начале игры – поле светлое и темное?
Отталкивались от обзоров,правил русских нет.Возможно и возникли данные вопросы.
Все равно спасибо за разъяснения.
Еще на старте для троих участников стоит *.Может темные поля для этого состава предназначены?
Ок, попробую ещё раз 🙂
В конце хода любого игрока кубик перемещается на одну клетку вперёд. Разметка тут не причём – она тут в качестве подсказки и никак не влияет на игру и правила. Разметка помогает быстрей, не считая на пальцах, определить, какой ряд вам будет доступен позже. Т.е. если вы брали тайл из ряда с двойной стрелкой, то в следующий ход вы будете выбирать тайл тоже напротив двойной стрелки (т.е. если играете вчетвером, каждому игроку будет соответствовать своя разметка, потому что если ты начал брать с “двоек”, то и дальше будешь брать с “двоек”). Это сделано для удобства планирования, можно на эту тему вообще не заморачиваться 🙂
Насчёт цифр на тайлах тоже не заморачиваетесь, издатель часто нумерует компоненты для контроля качества/комплектации и т.п. В начале игры они просто перемешиваются, и каждому достаётся по 2 случайных (один светлой стороной кладётся, другой – тёмной).
Звёздочка для троих участников напоминает, что “конец” круга при игре втроём в этом месте.
Спасибо.Вы рассматриваете вариант для 4-х игроков. А если играют 2 игрока.В момент, когда кубик укажет на клетку ))) или)))), ряд или столбец окажется чужим?Пропускать ход? Пришли к выводу ,что ” одно деление” и “клетка “понятия разные.для 1-3 игроков. 1 -ый игрок перемещается по ) ,второй по )) . Да, в общем выбирать цветочные тайлы можно,как угодно.можно и не заморачиваться с этими стрелками,а ходить по каждой клетке.
Что значит чужим? Никто не пропускает ходов. Просто запомните правило: взяли тайл из соответствующего ряда/столбца – подвинули кубик на след. деление, потом ходит следующий игрок. Всё 😊. Просто не получилось у них придумать универсальные стрелки для двоих. В общем, забудьте про стрелки 😁
Да ,мы так и сделаем. Спасибо!
Самый быстрый вариант это 4 игрока -24 хода .От 1-3 игрока 5 ходов за круг -30 ходов.По каждой клетке ходить все-таки утомляет -48 ходов для 2-х игроков . Устроил вариант по разметкам с диагональным выбором.Свои правила ведь никто не отменял.Так даже интересней.
Я бы всё-таки не спешил с хоумрулами. Правила в коробке – это не просто вариант игры, они сбалансированы по числу игроков и выверены, чтобы в игре вне зависимости от кол-ва участников чувствовалось полноценное развитие, а игра не затягивалась.
Плюс, вы неправильно считаете: при игре вчетвером у каждого гарантированно по 25 (5 кругов по 5 действий) ходов за партию; при игре втроём (4 круга по 5 действий) – 20; вдвоём – 32 (4 круга по 8 действий). Напомню, что троих и двоих кубик начинается с двойки.
Это значит, что на четверых всего будет 100 ходов (25 х 4 игрока), на троих – 60, на двоих – 64. Получается, что игра на четверых будет самой долгой, а на 2-3 почти одинаковой по времени.
Это так, к слову, играть конечно можно, как угодно, к чёрту правила :Р
Вот, нашли про эти стрелки в правилах
Стрелки пространства.
Садовник (игрок) имеет свое определенное место, обозначенное стрелкой,с которого берет тайлы. Это для дальнейшего планирования 1-й игрок должен посещать 1 и 3 стрелку, 2-ой игрок – 2 и 4-ую .(это при игре вдвоем)
При четырех игроках очередь будет иметь место на той же стрелке. А при игре втроем нужно каждый раз договариваться у кого какая стрелка будет в новый круг.
Еще хочется заменить маленькие деревянные кубики на мини горшочки,а традиционный куб с точками изобразить в виде шестигранного ведерка .Так сильнее тему прочувствуешь.Ну это так, для женской половины.С кубиками немного грубовато.
А ПНП будет?