Conan – как мы принцессу спасали
Пару недель назад удалось опробовать Conan – свеженький америтреш, собравший на Кикстартере невероятную сумму в 3.3 млн $. Интересно, что автором игры выступает Frédéric Henry, известный, по большому счёту, лишь серией компактных образовательных игрушек Timeline. Интригует же то, что консультировали автора и непосредственно участвовали в разработке сценариев такие мастеровитые дизайнеры, как Antoine Bauza, Bruno Cathala, Ludovic Maublanc и Croc.
Заранее извиняюсь за фотки с телефона. Просто шёл на наш первый местный math trade, а оказалось, что в тот же день была игротека.
Conan – это брутальное приключение, рассказывающее о похождениях популярного воина-варвара и его сподвижников. Игрушка из серии “один против всех”, то есть один управляет злом, а остальные берут на себя роль героев-смельчаков, которые стараются выполнить задание, обусловленное конкретным сценарием.
Как и подобает жанру настольного fantasy adventure, тут вас ждёт: куча различных героев и врагов с уникальными свойствами, выполненных в виде шикарных миниатюр; всевозможная броня и оружие, позволяющие прокачивать своего персонажа; тактические уловки и сражения на кубиках; а также ряд историй, связанных в большую кампанию.
Разумеется, всё это мы уже проходили в других играх подобного типа, которые пачками сходят с кикстартерного конвейера и в 99% случаях абсолютно не радуют процессом. Именно по этой причине я и решил подождать реальных отзывов. Правда, один момент, увиденный мною на промо-видео, уже тогда очень порадовал – это занятная и действительно оригинальная механика управления персонажами.
Как только до нашего скромного латвийского настольного комьюнити добралось несколько копий, Conan начал появляться на игро-вечерах. Там я с ним и познакомился.
Мы разложили первый сценарий, где героям за определённое количество раундов следовало отыскать и спасти принцессу (оверлорд запрятал её в одну из хижин), да отрезать голову какому-то шаману. Со всем этим добром (бессознательным телом и башкой) нужно было покинуть деревню.
А теперь, собственно, подробнее о том, что делает Conan не просто очередным проходным америтрешем, а игрой, достойной внимания – о механике активации персонажей.
К каждому герою прилагается планшет с перечнем возможных действий и способностей. Внизу планшета отмечены три местечка под кристаллы: доступные, потраченные и ставшие ранениями. Эти кристаллы являются одновременно и очками действия, и запасом здоровья.
В свой ход игрок сперва решает, либо он бодрствует и выполняет действия, либо отдыхает. Выбрав первый вариант, возвращается лишь 2 кристалла, в случае же отдыха сил восстанавливается гораздо больше.
Что касается планирования хода, то тут всё достаточно эластично. За каждый кристалл можно подвинуться на одну локацию (дополнительно к указанному базовому движению), атаковать рукопашкой или на расстоянии, прокинуть защиту, открыть сундук, перебросить кубик. Причём, в случае проверок каждый потраченный кристалл – это +1 кубик. Другими словами, исходя из ситуации на поле, сложности врага или состояния здоровья персонажа, игрок сам вправе решать, как распорядиться очками действия из зелёного бокса.
В общем, система очень гибкая и даёт серьёзную пищу для размышлений. Ты можешь совершить большой эффектный ход, а потом где-то отсидеться, или наоборот, тратить кристаллы по чуть-чуть, но без передышки. Кроме того, необязательно сразу делать всё, игроки могут спокойно и в любом порядке совершать хоть по одному микро-действию.
Оверлорд командует монстрами по схожему принципу, только у него и кристаллов больше, и восстанавливаются они быстрей. Плюс, у зла ещё имеется крутая пластиковая панель управления, куда согласно выбранному сценарию выкладываются тайлы врагов.
Сверху над тайлами указана текущая стоимость целого отряда (от 1 до 3 фигурок). После оплаты активируются все фигурки данного типа, а затем тайл отправляется в конец очереди. Получается, что воспользоваться одним и тем же отрядом два раза подряд влетит в копеечку.
Если какой-то из отрядов полностью уничтожен, то тайл переворачивается и становится бесполезным. За 2 кристалла его можно сбросить, тем самым уменьшив максимальную стоимость активации. Помимо врагов на панель обычно помещается тайл ворона, обозначающий спец-действие, обусловленное сценарием.
Каждый враг снабжается своими уникальными способностями и характеристиками (кол-во движений, атака, броня). Как и в случае с героями, оверлорд всегда может потратить кристаллы, чтобы перебросить кубики, повысить защиту или добавить движения.
Товарищ, управлявший монстрами, сказал, что механика ему очень понравилась, этакая игра в игре. Тут вам и планирование, и менеджмент кристаллов/тайлов, и постоянный соблазн переброса или повышения защиты. Я могу понять его восторг, так как бегать за одного героя с упрощённым планшетом было тоже здорово.
Взаимодействие в рамках группы героев тоже на должном уровне. Достигается оно за счёт достаточно узкой специализации персонажей (танк, ловкий проныра, хлипкий, но мощный маг и т.д.) и возможности ходить в любом порядке, выполняя сколь угодно действий за раз.
Приведу пример: маг бьёт огненным шаром по локации и оглушает целую группу вражин, затем Конан легко вламывается в хижину (именно вламывается, так как одно из свойств позволяет ему прорубать стены), одним взмахом топора валит второй отряд (опять же за счёт способности перенаправлять излишек урона) и тем самым расчищает путь для товарищей, которые теперь могут спокойненько обчистить сундуки.
Касаемо нашей партии, то концовка получилась мега-эпичной. По законам подлости принцесса оказалась в самой последней хижине. Оставалось пару ходов. Каждый из этих ходов мы просчитывали минут 15-20. Надо было успеть расчистить путь и выбежать с трофеями. Усложняло всё и то, что каждый предмет имеет вес (а герой – лимит), который замедляет движение.
После длительного мозгового штурма нам пришлось смириться с проигрышем – не хватало одного кристалла, чтобы выйти за пределы деревни. Мы уже практически начали складывать компоненты, делясь впечатлениями об увиденном, как вдруг наши разговоры пронзил вопль одного из участников, который играл за мага. Короче, оказалось, что у него было заклинание телепортации, и мы каким-то хитрым образом по цепочке передали тело, голову… и в итоге победили!
Понятно, что такие первые напряжённые партии со счастливым концом создают порой обманчивое впечатление об увлекательности игры. Но одно я точно могу сказать, фишка с кристаллами и пультом управления монстрами однозначно заслуживают внимания. Я же пока думаю, надо ли оно мне или нет. Хочется попробовать и другие сценарии.
Отмечу ещё, что все способности и почти все свойства карточек (кроме заклинаний) зашифрованы пиктограммами. Вроде бы удобно, но первый раз приходилось часто обращаться к памятке.
К недостаткам я бы отнёс то, что поле тут статично, то есть нет исследования карты (в комплекте несколько отделных полей для разных сценариев), но это мой личный пунктик. А вот вариант выбывания из приключения чуть ли не в первом-втором раунде – это уже слегка печально, особенно, учитывая длительность партии минимум в полтора-два часа. Меня Оверлорд в пробной партии просто пожалел. А зря, ведь трофеи вынес именно мой персонаж. Хотя, возможно, с опытом такое будет маловероятно. С другой стороны, безжалостное месиво – это именно то, чего ждёшь от Конана. Тут даже можно помахать мечом, а потом кинуть его в спину врагу. Атмосферненько!
Самый же большой косяк игры – это первая редакция правил. Мне рассказывали, что изначально правила отдали писать FFG, но издателю и автору что-то там не понравилось, и они решили сделать всё сами. А потом ещё и перевести с французского. В итоге получился кошмар, который сейчас переписывается заново (вроде в сети уже есть вторая редакция).
Мне же повезло, я сразу сел за готовенькое, и корявые правила не смогли подпортить первые впечатления. По ним я пока поставлю 8/10, есть большое желание продолжить кампанию и поиграть за зло.
Типичная ошибка всех игроков в первом сценарии – маг не может телепортироваться, таща на себе принцессу. Когда у него набирается 4 очка веса, он более не может кастовать (а принцесса весит 6).
А игра классная, да. Партии динамичные, простор для тактических и стратегических решений есть (несмотря на то, что игра, в принципе, типичный дайс-фест), оформление шикарное, сценарии разнообразные. Единственный минус – это коряво написанные правила, но издатель к концу ноября обещал выложить вторую редакцию в электронном виде, а также бесплатно их выслать всем купившим игру в виде буклета.
Хех, может и ошиблись, там по заклинаниям много вопросов было. Точно помню только одно, что маг не тащил принцессу, а каким-то другим образом помог. Ай, не важно 🙂
То, что сценарии разные, это отлично, всё больше склоняюсь в сторону покупки.
Да, самое главное, что игра весёлая и интересная)
Burvis princesi iznesa izmantojot movement punktus. Mums kļūda bija tajā, ka līdz princesei viņš tika ar teleportēšanos, bet nesamaksāja par spell aktivēšanu, samaksāja tikai par lauciņiem cik pārvietojas. Tas nozīmē, ka arī viņam pietrūktu viena enerģija. Jāatzīst gan, ka mēs sev par sliktu neprecīzi nospēlējām burvja aizsarglauka aktivēšanu, kas viņam ļautu ietaupīt enerģiju. Bez kļūdiņām jau pirmajā spēlēšanas reizē neiztikt. Katrā ziņā spēle ļoti laba. 🙂
Heh, tomēr nofeilojām. Bet bija forši 🙂
Смотрю, последний писк моды для минек – цветные подставки. А раньше мы сами, когда раскрашивали, делали разные цвета по кромке подставки. Эх, ещё одну маленькую приятность, из которых состоит творческий подход, отняли, за нас додумали. И на чём теперь креативить? 🙂
Подставки – отличная идея, можно спокойно нашлёпать любимый цвет. С покрасом такого не получится 🙂
Только вот, как долго они будут служить и не разболтаются.
Надеюсь, следующим писком будут полностью покрашенные миниатюры, а то на креатив уже времени не остаётся, да и лениво, лучше поиграть.
Цвет подставки имеет непосредственное отношение к механике управления юнитами при игре за Оверлорда, а не просто «любимый цвет»)))
Как я понимаю, это не новая редакция старой игры?
Не. Совсем другая игра.
тогда надо со своей пыль стряхнуть…