Home > Solarius Mission > Впечатления от Solarius Mission

Впечатления от Solarius Mission

Поиграли на днях на троих в Solarius Mission (до этого достаточно давно пробовали дуэльно). Посмотрим, удалось ли авторам повторить успех La Granja?

Оформленная в стиле “retro sci-fi” коробка несколько удивляет своим нестандартным слегка увеличенным размером. Особенно, когда все компоненты уже выдавлены и рассортированы. Нет, кричать “Грабёж!” не хочется, но она могла быть намного меньше.

Первый сюрприз – фишки колонизации планет оказались настолько малы, что из-за статического электричества их было трудно достать из зиплока. Выяснилось, что это вина производителя, спутавшего размер. Замену пришлось ждать где-то месяц, а пока играли с круглыми стекляшками.

Дальше – больше. Вместо обычной зелёной фишки первого игрока обнаружился большущий деревянный брусок чёрного цвета, а специальное поле с крутящейся стрелкой (dice bridge) предлагалось собрать с помощью каких-то отходов производства и клея. Ладно, надеюсь, хоть сама игра не подкачает.

Solarius Mission повествует о межгалактической гонке в колонизации далёких планет. Игрокам придётся добывать ценные ресурсы, изучать новые технологии, строить космические станции, выполнять миссии по доставке товаров, и даже бороться с загрязнениями.

Начинается всё с формирования галактики и случайного распределения жетонов планет. Рядом с получившимся полем размещается трек раундов с жетонами “хабов”, колода технологий, а также запас кубиков ресурсов и загрязнения.

Каждому игроку достаётся планшет с хранилищем ресурсов, треками топлива и денег, кубиками технологий, фишками станций и двигателем для корабля. Ещё все получают набор дисков для колонизации планет, жетоны аванпостов с бонусами, карточки со свойствами станций, стартовые ресурсы/карты технологий и, разумеется, кораблик, который размещается на центральном гексе.

Последнее, что нужно сделать – закинуть разноцветные кубики действий в мешок, вытянуть четыре штуки, бросить и выложить на специальное поле со стрелкой.

В начале каждого раунда вскрывается и выкладывается жетон космического транспортного узла или попросту хаба. Жетон идёт на специально отведённое место на поле согласно букве.

Далее все приступают к фазе действий. Ход игрока начинается с выбора кубика с “моста”. Если кубик находится на первом делении рядом со стрелкой, то игрок обязан заплатить одну денежку или топливо. И наоборот, за положительное значение напротив кубика игрок получает бонус в виде любой комбинации “монеты + топливо”.

Далее кубик размещается на планшете, и выполняется одно из двух действий: игрок либо берёт указанное на кубике число ресурсов и кладёт их в свободные ячейки хранилища того же цвета; либо столько же раз активирует спец-свойство кубика. Свойства следующие: чёрный и жёлтый цвет – получить топливо или монеты; зелёный – перевернуть кубик технологий на следующую грань (улучшить, скажем так, силу эффекта “звёздочки”); коричневый – подвинуть кубик технологий вправо (открыть доступ к новым ячейкам хранилища и ресурсам с более ценным номиналом).

За монеты можно покупать дополнительные “точки”, то есть виртуально увеличивать силу выбранного кубика действий. Что касается значения звёздочки на выбранном кубике действий, то оно приравнивается к уровню соответствующего кубика технологий.

Понимаю, нюансов много… и это только начало!

Последнее, что стоит отметить при выборе кубика, это то, что за силу действия 3 и выше игрок получает серый кубик загрязнения. На планшете имеется только 3 безопасных места для хранения таких кубиков, поэтому каждый последующий в конце партии принесёт минус 1 очко. Дополнительные ячейки утилизации можно открывать с помощью строительства станций, а избавляться от кубиков можно с помощью определённых технологий и бонусов.

После обязательного действия за кубик игрок решает, полетит ли он исследовать космос или нет. Если кораблик остаётся на месте, то взамен можно либо купить кораблю новый двигатель, либо добрать или сыграть карту технологии.

Технология играется двумя разными способами: в качестве миссии или улучшения. Миссии требуют доставки ресурсов к определённым хабам, а улучшения представляют собой новые места под кубики, которые увеличивают выгоду от обычных действий или дают уникальные бонусы. Кстати, на планшете есть сразу два встроенных спец-действия. Одно позволяет поменять кубик на любой другой цвет, а другое – добрать или сыграть карту технологий. В обоих случаях игрок берёт один кубик загрязнения.

Если же игрок решает полететь, то он может переместить корабль на число гексов, согласно своим двигателям. За 2 топлива можно увеличивать дальность полёта на одно деление. Чтобы воспользоваться порталами, необходимо сперва “сжечь” один двигатель, сбросив единичку или перевернув двойку. После этого можно совершить гипер-прыжок через любой портал.

Результат перемещения и возможности игрока зависят от конечного пункта.

Если кораблик останавливается на планете, то игрок переворачивает жетон планеты и думает, будет ли он её колонизировать или нет. В первом случае жетон кладётся под планшет слева, а на гекс, где была планета, помещается диск. Чтобы завершить колонизацию и получить указанные очки, игроку до конца партии следует сделать то, что указано на жетоне: накопить и заплатить часть топлива/монет или прокачать кубики технологий до определённой грани/колонки. Если игрок отказывается от планеты, то он возвращает её обратно в открытую, и берёт в качестве награды за исследования столько любых ресурсов, сколько очков указано на жетоне.

В открытом космосе можно построить станцию. Стоимость выражается в сочетании двух ресурсов, причём, каждая последующая станция обойдётся дороже. Фишка станции размещается на поле, а карточка со свойством (по выбору игрока) подкладывается под планшет.

Одноразовый бонус станции игрок получает сразу же после постройки, кроме этого, новая карточка “триггерит” постоянные бонусы остальных станций. Также постоянные плюшки полагаются и в конце каждого раунда. Среди бонусов: халявное топливо, монеты, ресурсы и т.д. Вдобавок, почти все карты утилизируют загрязнение, избавляя от штрафных очков.

Третья опция – остановившись рядом с хабом (не важно, выложен жетон хаба или нет), можно выполнить миссию, сбросив указанные ресурсы. В этом случае на гекс кладётся кубик миссии.

При постройке станции, колонизации планеты или выполнении миссии игроку разрешается дополнительно подсунуть под фишку один из жетонов аванпоста и получить его бонус. Каждый игрок может иметь только один аванпост на целом секторе космоса. Более того, для каждой постройки есть два аванпоста, и выложить второй аванпост, к примеру, за планету, можно только, когда построено по одному аванпосту каждого типа. Кстати, бонус с любого аванпоста ещё можно получить при выполнении первой миссии рядом с выложенным хабом.

Фух… вроде бы всё… А нет! Ещё же есть действия, которыми можно воспользоваться в любой момент своего хода! Это конвертация двух монет или топлива в один любой ресурс и, наоборот, обмен двух ресурсов в топливо или монету (экстренные меры); апгрейд двигателя на второй уровень за 3 топлива; выполнение цели на колонизацию планеты. Вот теперь всё!

В конце своего хода игрок поворачивает стрелку устройства на деление вперёд, после чего достаёт из мешка и бросает новый кубик. Как только мешок опустеет, то есть у всех на планшетах окажется по 4 кубика действий, раунд заканчивается. В этот момент игроки получают бонусы за станции, кубики возвращаются в мешок, выкладывается новый хаб, и начинается новый раунд.

Поле постепенно усеивается фишками игроков, хранилища заполняются ресурсами, а планшеты обрастают улучшениями. После четвёртого раунда игроки подсчитывают очки за успехи в исследовании космоса и освоении новых технологий. Очки присуждаются за: колонизированные планеты и сеты из жетонов планет 3-4 цветов; построенные станции; завершённые миссии; фишки станций, колоний и миссий рядом с хабами; кубики технологий и ресурсы (за определённые грани и последние колонки); оставшееся топливо и монеты; а также самую большую сеть из фишек игрока, которую можно “связать” дальностью двигателей корабля. От результата отнимаются штрафы за взятые, но не колонизированные планеты, не выполненные миссии и лишние кубики загрязнения.

Впечатления

Если в двух словах, то перед нами игра на жёсткую оптимизацию действий, менеджмент ресурсов и комбинирование бонусов. Неожиданно, но для меня Solarius Mission оказалась в разы мозголомней La Granja, авторами которой тоже являются Майк и Оде (Майкл Келлер и Андреас Одендаль). Несмотря на вроде бы озорную механику швыряния и размещения кубов (dice placement), голова тут работает на пределе буквально всю партию. Дело в том, что за жалких 4 раунда игроку нужно преуспеть во многих аспектах, и буквально каждое очко может оказаться решающим. Вот и приходится взвешивать каждое действие, коих за игру выполняется 16 с применением кубов и ещё 16, связанных с перемещением корабля и картами технологий.

Сразу скажу, что игрушка замудренная и гиковская. Механики, нюансы, ограничения, бесплатные действия на конвертации одного добра в другое – от этого всего у новичка волосы встанут дыбом. Добавим к этому ужасно написанные правила и получим кучу негативных отзывов от людей, которые так и не смогли разобраться с игрой. Хотя стоит поблагодарить авторов за пиктограммы-памятки на планшетах игроков, без них было бы совсем туго.

Больше всего трудностей возникает со строительством станций, аванпостов и выполнением миссий. Приходится постоянно сверяться с памяткой (спасибо, добрые люди с BGG), дабы узнать, куда дозволено размещать фишки, и какие бонусы за это полагаются. В этом плане, SM мне слегка напомнила Mage Knight, который после долгого перерыва нужно осваивать заново. Конечно, я немного утрирую, но при виде разноцветных кубиков, ждёшь чего-то полегче. И да, ненавистникам всяких искусственных рамок и ограничений, игра противопоказана.

С другой стороны, постигнув проблемные моменты, игра дарит приятные мгновения, связанные с интересным выбором и планированием. Заслуга в этом ключевой механики активации действий с помощью кубиков и фишки с обрастанием планшета различными полезными свойствами.

Особенность драфта кубов заключается в том, что после броска они размещаются на специальном поле со стрелкой (позаимствованным из Ora et Labora). Каждый раунд стрелка поворачивается и, тем самым, делает невостребованные кубики более привлекательными.

Развитие планшета схоже с Glory to Rome или той же La Granja. Выражается оно в постройке станций и розыгрыше карт технологий/миссий. Уникальности партиям добавляет то, что все технологии разные, а станций можно построить только четыре из шести. Если уже упомянул реиграбельность, то добавлю ещё такую мелочь, как случайное размещение планет. Ну, и само собой, выкрутасы кубиков – и речь тут не только о выпавших гранях, но и о выходящем цвете. Кубы добавляют вынужденных тактических решений, и порой под их результат приходится подстраиваться, корректируя планы. Но это не значит, что рандом может разрушить намеченную стратегию. Желанный цвет и число action points получить можно всегда (за спец-действия или конвертацию), другой вопрос, какой ценой, и стоит ли это делать в конкретной ситуации.

Партия занимает около 2 часов, но время особо не чувствуется. Первые пару раундов вообще проходят довольно шустро, а вот ближе к концу любителей всё взвесить может одолеть даунтайм. Просто действительно желательно всё просчитать и перепроверить, чтобы быть уверенным в выполнении выложенных миссий, завершении колонизации планет и избежании сильного загрязнения (в противном случае, игрока ждут штрафы).

Как и в случае с La Granja, авторы в правилах честно указывают, какими играми они вдохновились. В Солярисе использованы идеи из Race for the Galaxy, Roll Through the Ages, Quarriors. Как я уже говорил, колесо для драфта кубиков взято из Ora et Labora, а сам принцип выбора – из La Granja. При всём при этом смесь получилась самобытной, со своим характером и оригинальными моментами. По ходу игры у меня ни разу не возникло ощущение, что я играю в плагиат.

Что мне нравится в играх Майка и Оде, так это то, как они умело погружают тебя в процесс. Как и La Granja, Solarius Mission увлекает с первых минут, заставляет активно напрягать серое вещество. Но если в La Granja всё было гладко и отточено, то тут некоторые моменты нельзя назвать элегантными и логичными.

К недостаткам однозначно стоит отнести и плохо написанные правила (вернее, переведённые с немецкого) и косяки в оформлении (эххх… Spielworxx снова отличились). С последним вообще умора. Чёрный здоровенный деревянный квадрат Малевича вместо обычной пешки первого игрока; пнп-кубики с наклейками; нано-диски колонизации, которые, слава богу, заменили (но тоже на не шибко крупные); убогие китайские кораблики из Эклипса; кустарный способ сборки колеса. Больше всего обидно за корабли, станции и диски. Кастомные фишки бы нивелировали все претензии, ведь, в принципе, оформление довольно стильное. Мне нравится, как сделаны планшеты, и подобрана цветовая гамма. К космосу тоже претензий нет.

Как вы уже поняли, взаимодействие тут только косвенное: можно забрать кубик, нужный сопернику, умыкнуть планету и т.п. Стрелять “пиу-пиу” из лазеров и рушить постройки оппонентов не получится.

Если говорить о раскрытии темы и уровне атмосферы, то тут дело немного спасает поле, где игроки покоряют космические просторы, осваивая планеты и строя осязаемые объекты. Центральная же часть планшета с хранилищами и кубиками выглядит довольно абстрактно и сложна в восприятии. В остальном, развитие чувствуется. Но не приключение. Ведь перемещения тут выполняются с целью захапать определённую планету и долететь до вскрытого “хаба”.

Игре я пока поставил 7.5/10. Желание раскладывать дальше есть, и, если оно пройдёт проверку временем, то, может, повышу до 8. Что может этому помешать? Множество нюансов, ограничений и чрезмерная возня, из-за чего партии проходят со скрипом. Ещё нужно проверить, насколько хорошо сбалансированы все источники победных очков (миссии пока кажутся слишком затратными). Ну, и внешний вид далёк от идеала, подумываю уже, как его улучшить. Можно, к примеру, вот так:

Star Trek: Solarius Mission 🙂

  1. April 26, 2017 at 08:14

    Судя по обзору с одной стороны достаточно любопытная, но очень неоднозначная игра. Темная лошадка… Где бы её сыграть, чтобы вынести вердикт “брать или не брать”

    • April 26, 2017 at 09:11

      Мда, с этим проблемы, т.к. тираж был всего пару тысяч и почти весь разошёлся по предзаказам.
      Есть вероятность, что, как и в случае с La Granja, игру подхватят Stronghold Games. Только вероятность эта не такая большая.
      Тогда и правила нормально перепишут, и компоненты нормальные сделают, но главное, игра станет доступной, и по ней будет больше отзывов 🙂

    • April 26, 2017 at 13:16

      Хех, на BGG нашёл, что у одного из авторов свой магазинчик (в Швейцарии), и там ещё есть немного копий. Можно у него заказать за 70 евро + доставка :Р

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.