Charterstone – начало кампании
Первые впечатления после двух партий в Charterstone. Возможны незначительные спойлеры. Хотя вряд ли то, что указывается в правилах, можно назвать спойлерами. Но чтобы не портить эффект неожиданности, на фотках всё засекреченное замазал.
Подняв белую крышку с лёгким вкраплением живописного места, где будут развиваться события, мы натыкаемся на такие же белые аккуратные и абсолютно стерильные коробочки. Но радость обнаружения такого количества секретного содержимого длится не долго – в самом начале кампании нам намекают, что legacy-компоненты находятся лишь в четырёх маленьких коробулях и специальном органайзере для карт, а всё остальное предназначено сугубо для хранения имущества игроков, ресурсов и “отработанного” материала.
Миленькие фигурные тыквы, металлические монеты и так называемая картотека (~ 400 карт) с намагниченной крышкой не дают усомниться, что перед нами очередной тщательно продуманный продукт от Stonemaier Games. Пока другие издатели ковыряли в носу, Джейми быстренько заполнил пустующую нишу, выпустив первую евроигру с популярнейшей механикой размещения рабочих.
Если говорить об оформлении, то тут просматривается желание угодить всем. Яркие пейзажи и няшные людишки нацелены на то, чтобы покорить семейную аудиторию, ну а гики “схавают” и так – legacy же. Мне импонирует то, что в игре всё преподнесено в таком позитивном ключе, но сами картинки не нравятся, слишком мультяшные и детские.
О чём же сама игра? В общем, бессменный Король всея Чартерстоуна решил открыть “филиал” своих владений подальше от столицы, назначив шестерых горожан развивать новые земли и бороться за славу. Посему на протяжении 12 партий участникам придётся отстраивать свои деревеньки, дабы угодить ненасытному правителю.
Развернув приятное глазу поле, которого ещё не касалась ни одна наклейка, и рассортировав по типам ресурсы, мы набросились на “именные” коробочки для каждого участника. В них притаились рабочие в количестве двух штук, фишки влияния и маркер победных очков.
Затем среди сотен карт следовало отыскать своих персонажей и стартовые здания. И только потом нас стали нагружать правилами и нюансами, хитро разбавляя их художественными вставками, которые необходимо вклеить в отдельный story-разворот.
Устав от зачитывания и расклеивания пары десятков параграфов, а также проклянув отсутствие нормального буклета, нам-таки разрешили совершить первые действия. Так что, не стоит обольщаться, когда увидите пустые правила – практически всю первую партию книжку придётся собирать по кусочкам. Это, конечно, здорово, когда ты так с ходу можешь начать кампанию, но из-за постоянного передёргивания вступительная партия у нас вышла скомканной.
Хотя первую партию полноценной-то и не назовёшь, ибо заканчивается она, толком не начавшись. В ней буквально на пальцах объясняют азы worker placement-а, а также ценность зданий и вскрытия ящиков.
Ящики тут являются двигателем прогресса. После того, как игрок накопил необходимые ресурсы и построил, вернее, наклеил здание, то “рамочку” он не выбрасывает, а оставляет себе, чтобы потом с помощью локации Charterstone открыть заветный ящик и получить плюшки в виде, например, новых персонажей с полезными свойствами (спойлерить не буду).
Что касается правил, то нас ждёт (во всяком случае, поначалу) вполне стандартное евро а-ля “шила на мыло” с добавлением карт помощников, целей и трека-таймера, маркер на котором двигается каждый раз, когда кто-либо пользуется одним из трёх ключевых действий: постройка, вскрытие ящика и выполнение цели.
Из интересного пока отмечу лишь фишки влияния, которые по сути являются третьей игровой валютой помимо ресурсов и монет, причём чуть ли не самой важной. Таких фишек всего 12 штук, и требуются они не только для оплаты основных действий, но и для борьбы за маджорити на специальном “морском” треке, а также при сбросе всякого добра в порту. Да, тот, у кого влияние закончилось, каждый ход двигает маркер времени ближе к окончанию партии.
Второй любопытный момент – это трансформация набранных в конкретной партии очков в очки прокачки по курсу 10 к 1. Допустим, набрал ты 45 ПО, значит можешь закрасить на персональной коробочке четыре кружка. И тут уже приходится думать, что качать – халявный ресурс или монету в начале каждой партии, а может, право оставить дополнительную карту.
Итоговые же очки славы в кампании складываются из побед (6-8 ПО за каждую победу) и построенных зданий в своей деревушке. По крайней мере, на данный момент известны лишь эти источники.
Ещё можно отметить слегка нестандартное размещение рабочих, когда в свой ход игрок либо ставит фишку и выполняет выбранное действие, либо забирает всех своих подопечных с поля. Кроме этого, рабочий не блокирует локацию – тебя просто выбивают и в качестве бонуса возвращают фишку, которой можно пользоваться снова. Но подобное, по-моему, встречалось и раньше.
Что касается развития, то тут всё обстоит гораздо интересней. Во-первых, за две партии мы вдоволь потренировались в наклеивании зданий и не только. Во-вторых, уже успели вскрыть две секретные коробочки и активно попользоваться содержимым. В-третьих, очень понравилось решение вынести треки развития и достижения игрока на его персональное “хранилище”.
Если подытожить, то пока рано говорить о какой-то оценке, так как более или менее нормальная движуха началась лишь под конец второй партии. Первая же оказалась совсем примитивной, в ней было гораздо интересней всё расклеивать и придумывать названия.
С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что в плане компонентов исполнено всё на высшем уровне. Да и нововведения преподнесены грамотно и в нужных дозах.
Расстроили мелкие спойлеры, которые убили львиную долю неожиданности, за что, собственно, legacy-механику многие и ценят. Автор решил выставить памятку по всем игровым элементам на всеобщее обозрение с самого начала, хотя мог сделать её дополняемой с помощью наклеек.
Ещё большее разочарование меня постигло, когда я полез в самую большую секретную коробочку, а в ней лежало не только то, что мне было нужно, но и другие пока ещё неизвестные компоненты. Такое вот обидное палево. Вот зачем так делать, когда можно было выкинуть бесполезный картонный разделитель и добавить ещё пару-тройку коробочек. Эх, ну да ладно.
В общем, пока я наблюдаю то, что и предполагал – обычную евро-гонку с legacy-фишками и ничего более. Если совсем грубо, то это, как если бы в Stone Age в каждой партии вводили новые локации и по чуть-чуть докидывали карточек цивилизации. Но продолжать кампанию хочется, интрига присутствует. Интересно, во что это выльется дальше, и будут ли какие-то крутые сюжетные повороты.
Если же сравнивать с Pandemic: Legacy, то Пандемия – это с самого начала годная и полноценная игра, а Charterstone по первым впечатлениям – этакий кружок “сделай сам”, где первые шаги могут быть не такими захватывающими. Но вроде бы с каждой партией игра набирает обороты.
Спасибо за обзор! Самый главный вопрос – вы каким составом играли и что скажете на счет автомы? Нормально ли вдвоем (и 4 автомы) или желательно искать шестерых игроков?
Привет. Мы втроём играем и без автомы. В первых партиях не увидели особого смысла с ней возиться, т.к. действия всё равно не блокируются. Единственное – меньшим составом вы не так часто будете выбивать друг друга.
Увидел два слова, которые хотел увидеть – Stone Age. Именно из-за этого сходства и вписался в Чартерстоун. Поиграть в SA иногда хочется, но она нынче кажется совсем простой, ещё и легко ломается. И тут такая легаси-замена!
Stone Age сугубо в качестве примера любой игры на размещение рабочих, а не потому что они похожи 🙂
У меня ещё и визуальная ассоциация прошла.
Да, первая партия совсем скучная – у меня нарочь отбила интерес к игре.
Жду отзывов, что с 3-ей начинается агонь 🙂
Да, утомили правилами 😁. Но благо она быстро закончилась. Как сыграем ещё 2-3 партии, отпишусь!
Хороший обзор. Видно, что игра не халтура какая-нибудь, сделано добротно, но не в моём вкусе дизайн. Еще раз подумал – хорошо, что не стал на неё вписываться.
Сам я евро не люблю, разве что почему-то Агрикола нравится, и я представил себе, что Агрикола стала легаси, играть не захотелось.
И потом, тратить на мультяшное евро такой ценный орг ресурс, как регулярная игра одним составом целых 13 раз совсем неохота, вон второй сезон пандемии еще как-то организовать надо. Да и вообще все в нашей игровой тусовке не любят всё это “шило на мыло на ПО”, людям драму подавай. Так что Чертерстоун прошел мимо, но за вашими отчётами буду следить с большим интересом, всё таки легаси евро это новая веха в игрострое.
Ох, где же время взять на все эти legacy.
У нас Чартер идёт в качестве разминки перед Глумхэвеном 🙂
Вторую Пандемию тоже ещё не начинали – три кампании одновременно не потянем :Р
В том-то и дело, что на все необходимо время, а настольщики, как правило жадничают, понаберут игр и потом в них не играют. У меня с этим строго, взял – играй, не играешь – продавай. Ресурсов сейчас только на одну легаси кампанию и это будет пандемия на зимних каникулах. Всё. Тот же Глумхэвен, даже не знаю вытянем ли, будем думать, брать или нет. А еще лежат старые коробки, требующие развития, поэтому зарёкся уже в следующем году закупаться, составил очень короткий вишлист, а всю энергию направлю на освоение уже имеющихся игр.
о, как хорошо, что можно будет почитать про игру здесь. Я сам после долгих колебаний не стал покупать локализацию (в силу комплекса причин), но интерес к игре есть.
Спасибо за статью, жду продолжения!
Покупать легаси игры я пока не планирую (нет стабильной компании), но быть в курсе хочется 🙂
Продолжение будет, но со спойлерами.
Так ты Пандемию: Наследие тоже не пробовал? Ох, так у тебя всё ещё впереди.
Это очень интересный и необычны опыт. Можно подсесть 🙂
Отлично! Спойлеров я не боюсь 🙂
Тоже не пробовал, хотя и с интересом читал. Все-таки легаси имеет смысл при наличии регулярных игр в стабильной компании, а у меня сейчас с этим сложно – семья, работа и Гильдия разработчиков с собственно разработкой в совокупности оставляют время только для нерегулярных встреч.