Gloomhaven – продолжение (9 партий)
Знаете, у любителей сериалов есть такое выражение “новый любимый сериал”. Так вот, по-моему, Gloomhaven стал в нашей компании новой любимой игрой, на которую мы специально собираемся каждые выходные. Далее порция свежих впечатлений и наблюдений.
Сразу хочется развеять миф о чудовищно долгой подготовке – она тут совершенно обычная, как и в других играх подобного плана. Если предварительно разложить всех монстров/жетоны по пакетикам или распихать в специальный органайзер, то вообще сказка. У нас после такой сортировки на сетап теперь уходит минут 15. Бонус в том, что для каждой миссии тут требуется всего 3-6 тайлов, а не как в каком-нибудь Descent-е или Imperial Assault, где их десятки, причём достаточно мелких. В общем, подготовка вполне терпимая и уже ничуть не напрягает.
Если говорить об увлекательности, то первоначальную проверку временем игра прошла. После почти десятка партий желания забросить прохождение нету. Наоборот, с каждой новой миссией и уровнем персонажа мы втягиваемся всё больше. Хватило бы этого запала на все ~ 70 сценариев.
Эхх… я бы даже все остальные новиночки отложил на какое-то время, чтобы полностью погрузиться в мир Gloomhaven, но боюсь, что если мы будем рубиться в одно и то же без остановки, то, какой бы крутой ни была игра, она тоже может надоесть. Вот и стараемся “дозировать”, разбавляя прогулки по подземельям партейками в Charterstone и прочим, привезённым с недавнего Эссена. О Charterstone, кстати, скоро выложу ещё одну статью со спойлерами, может, кому-нибудь будет интересно.
Касаемо ~70 сценариев, то тут нужно понимать, что если играть «по чесноку», то есть перепроходить заваленные миссии, то партий, возможно, выйдет под сотню, а то и больше. И тут уже действительно немного боязно, дотянем ли мы до развязки сюжета или нет. Чем будет подпитываться интерес?
Если говорить о разнообразии сценариев, то пока мы видели лишь два типа заданий: убить всех или “залутить” сундуки. Как видно, фотографии тоже особой сменой декораций не блещут: герои то на коричневом фоне, то на синем, то на зелёном. Меняются лишь типы врагов и их количество. Но в этом и суть игры – освоить собственную колоду и найти правильный подход к любому монстру. В плане тактических решений, планирования действий и командной работы тут всё на высоте. Хотя по однотипным тайлам и жетонам на подставках так сразу и не скажешь.
Манера ведения боя у вражин существенно отличается. Одни кастуют проклятия, засоряя героям колоды модификаторов промахами; другие вызывают мертвецов; третьи занимаются активным самолечением. Напомню, что всего разных монстров аж 47 типов. Мы, к слову, специально заранее не изучаем их поведенческие колоды, а узнаём, на что способен доселе невиданный враг, только после первой стычки. Так выходит намного интересней и атмосферней.
Здорово и в то же время очень лаконично реализована механика действий боссов (нам довелось встретиться пока только с одним). Для них идёт отдельная колода, в которой помимо стандартных приёмчиков имеется несколько карт со словами Special 1 и Special 2. А вот сами “спэшалы” прописаны уже в конкретном сценарии. Допустим, наш босяра в перерывах между атаками прыгал по комнате и открывал двери в новые коридоры со своими приспешниками.
Сюжет развивается нелинейно, с каждой пройденной миссией становится доступно всё больше и больше новых точек на карте мира, которые можно посетить. Одни соответствуют двум (во всяком случае, пока двум) основным сюжетным линиям, другие – этакие сторонние квесты, на которых можно банально прокачаться и поднять золотишко.
Система прокачки продумана идеально. Тебе не приходится вымучивать каждый новый уровень, гробя на это десятки часов. В среднем переход на новую ступень развития требует от двух до четырёх партий (мой Брут к десятой партии уже четвёртого уровня). А если учесть, что между миссиями ты можешь купить новый шмот или получить перк, то ожидание перестаёт быть томительным.
Повышение уровня даёт действительно ощутимые бонусы. Это и небольшая прибавка к здоровью, и возможность улучшить колоду модификаторов: убрать минусы, добавить плюсы или уникальные карточки, запускающие цепочки полезных свойств. Но самое главное – это, конечно, новая карта в колоду действий. Та ещё дилемма, ибо все новые навыки ну очень крутые.
В этом, кстати, ещё один плюс прокачки в этой игре – ты реально ощущаешь, как мужает твой подопечный. Если в начале своего пути он тыкал врагов ржавым клинком на 2-3 урона, то потом он запросто может убить монстра одним щелчком пальцев.
Но не стоит обольщаться, монстры тут тоже не лыком шиты. Дело в том, что с увеличением среднего уровня героев растёт и уровень врагов. И это тоже очень грамотная система, которая не даёт со временем почувствовать себя всемогущим танком. Какой бы ты ни был раскачанный, если зазеваешься, то двинешь коня в два счёта (в последней партии меня так чуть стая собак не загрызла). Да, новые приёмы кажутся невероятно сильными и даже читерскими, но работать они будут только в умелых руках.
Теперь я, кажется, понимаю, что движет людьми играть столько сценариев. С каким трепетом и восторгом мы ставим галочки напротив новых перков и выбираем новые действия в колоду… а ведь потом нам откроется ещё целая куча новых героев со своими уникальными стилями. Погонял одним, другим, третьим – и не заметил, как прошёл всю кампанию.
Пока все сценарии отлично сбалансированы и размерами поля, и числом врагов, и количеством раундов, за которые колоды героев постепенно истощаются. Обычно победа нам даётся либо на последнем издыхании, либо когда кто-то уже успел скопытиться.
Нравится, что ты должен не только бить врагов, но и постоянно двигаться вперёд. Тут не получится вразвалочку зачистить комнату и спокойно вскрывать сундуки да собирать монетки. Следует сразу же врываться в следующий коридор, только так можно успеть выполнить задание. Посему время для long rest-а найдётся не часто, в основном приходится довольствоваться быстрыми передышками. Всё это неплохо щекочет нервишки и создаёт такое приятное напряжение, перетекающее в бурные обсуждения за столом: где стать, кого прикрыть, в какой момент лечиться и т.п.
Короче, пока Gloomhaven – невероятно классное и эпичное приключение, поглотившее нас с головой. После каждой миссии в голове куча мыслей не только по поводу допущенных ошибок, но и, конечно, связанных с покупкой новых ништяков и дальнейшего развития истории.
Я даже не могу припомнить ни одного момента в игре, который меня разочаровал или хотя бы показался неоднозначным. Всё здорово, лампово, захватывающе. Хочется увидеть новых хитрющих врагов, оружие (у нас на рынке ничтожная часть колоды предметов, которая еле помещается в руку), вскрыть конвертики и книжку “городских записей” или добавить на карту действия хотя бы одну наклеечку (такой апгрейд стоит целое состояние).
А ещё мы так самонадеянны, что заказали набор наклеек, которые потом с лёгкостью можно снять (пока всё записываем в блокнот). Вдруг захочется ещё раз пройти кампанию. А что, во-первых, не всех героев удастся попробовать (полагаю что каждому участнику перепадёт от 3 до 5, а их всего 17). Во-вторых, выбор сюжетных линий оставляет позади некоторые миссии, и уже сейчас хочется попробовать сыграть иначе, дабы узнать, “а что если”.
В общем, пока повысил оценку до 9.5/10. Как только произойдёт что-нибудь интересное, отпишусь снова.
Читайте также:
Gloomhaven — потрошим второе издание
Gloomhaven – начало кампании
Спасибо за отчет, остается надеяться что локализация не заставит себя долго ждать, а наклейки там достижения, на карту общую и модификаторы на карты?
Не за что! Да, набор наклеек – это флажки достижений/локации на карту местности и мелкие – на карты действий.
Если делать будет Мир Хобби, то придется именно надеяться, чтобы три года спустя получить коробку с их типографским самопалом.
Да я надеялся что лавка будет издавать, но они сказали что игру похоже будут издавать другие. Поэтому остается только Хобби, я у них на предзаказе еще ничего не брал и не хотел, но тут как то выхода нет, если только оригинал брать. Да и сроки тоже Хобби любят затягивать с локализациями, еще у них ТИ4 в планах вроде тоже наверно будут разводить по времени эти проекты. Там уже глум 2ой выйдет))
Могли бы издать гаговцы по идее, но судя по тому что никто из издателей не колется и скрывает, то это 100% будет МХ ( Отстой, что тут сказать. Оригинал брать не буду – у меня кооперативщики английский плохо знают.
Хоббики будут через КраудРепаблик – недавно объявили.
Нам показался синий сценарий с угловыми тайлами, что на картинке, уж больно простым по сравнению со всем остальным. Правда, туда мы пошли не далеко сразу, как он появился 😦 Вообще, да, очень класно – не знаю, как у нас будет после того, как танк на пенсию уйдёт. А вот у моего мага не хватает пробивной мощи против щитов. Поэтому пати с картами Атака 5 ил 6 время от времени называет меня бесполезным 🙂
У нас за спиной уже тоже партий восемь и scoundrel ушёл на пенсию. Не представляю, что будет, когда на пенсию уйдёт танк.
Вы на троих играете? НАм на троих показалось очень сложнее. чем на 4. Правда, на 4 сложнее делать эвенты, так как часто 2 на 2 разделяются голоса. Тогда в ход пускаем монетку 🙂
Поддерживаю, Андрес бесполезен)))))а так согласен игра суппер!!!!
Танк хорош, но у нас и воришка неплохой урон наносит, плюс пол игры невидимый бегает. А маг в большинстве случаев на поддержке: кого-нибудь подлечить или одноразовыми мощными атаками помочь, предварительно “включив” разные заклинания на доп урон. Да, щитов у врага всё больше становится, поэтому уже нужно карточки/шмот на “pierce”, а то никак.
У нас ещё на пенсию никто не ушёл, хотя у вора цель “убить 20 разных врагов” уже почти выполнена (16). Да и я нашёл нужный сценарий для своей цели, но хочу до конца раскачаться :Р
Мы втроём проходим, и, как говорит BGG, это оптимально. Видимо, именно по сложности – у нас лёгких прогулок почти нет, всегда приходится попотеть.
Вор то-же дамагал хорошо, но состарился….нам попроще ибо есть тинкер, он и дамаг неплохой может выдать(но не постоянно)плюс постоянный хил, плюс засчет аое хила можно статусы снимать, что в некоторых сценариях очень помогает, да и подконтролить может. Танк у нас в защитном спеке, мне не очень нравится, когда пошли в 3(тинкер,маг и танк)сильно не хватало дамага
Вы вдвоем играете? Если играть соло, то что теряется?
Втроём. Если играть одному, то не будет взаимодействия с другими персонажами (нельзя будет прикрыть, полечить и т.п.) и обсуждений, придётся надеяться только на себя 🙂
Я бы для наиболее полных ощущений советовал бы хотя бы вдвоём проходить.
Владимир, ты так сладко расписываешь, что прям каждая строчка ножом по сердцу. Где локализация!? Еще пару месяцев и придет пора идти штурмовать офисы HW.
Ничего не могу с собой поделать – хочется кричать о том, насколько классная игра :Р
Спасибо, было очень интересно прочесть! Прямо даже самому захотелось попробовать, хотя и понимаю, что так играть у меня банально не хватит времени.
Спасибо за отчет. Сегодня попробовали демку на двоих. Довольно интересно. Прикольно, что игра не только вставляет палки в колеса, но и дает возможность на ходу менять тактику в зависимости от поведения врагов. Буквально в первой комнате только собрался воином сделать фронтальное аое по 3 целям, как этим целям пришла карта со щитом и ответкой на 2 дамага, которая пришибла бы моего рогатого на месте. Пришлось придумывать как сыграть теже самые карты, чтобы и ковырнуть кого-нибудь и самому ласты не склеить. И это получилось)
Хотя все еще не уверен, что смогу осилить 70 сценариев в случае покупки коробки. Плюс полистал книгу с ними – ну прямо грусть-тоска. Все однообразненькое. Нарисовали бы тайлы местности поярче д поинтересне.
Да, фишка с возможностью переиграть карты полезная, иногда выручает.
Про все 70 пока тоже не на 100% уверен, но попробовать – это одно, а вот проходить с постепенной прокачкой – немного другое. Очень быстро втягиваешься 🙂
Если не секрет, то сколько один сценарий, в среднем, по времени отыгрывается?
А чего ж скрывать? От часа до двух. Но порой достаточно много времени уходит на обсуждения и приятные моменты связанные с прокачкой персонажа 🙂
Спасибо за Ваши статьи!
Думал взять Легенды Андора (привлек арт Менцеля и пр.), но почитал Ваши отзывы о Gloomhaven и понял, что это уже совершенно новый уровень ролевого коопа. По ощущениям от прочитанного ГХ напоминает любимые компьютерные фэнтазийные РПГ Might & Magic VI, Baldur’s Gate 2, Icewind Dale. В этих старичков уже особо не поиграешь (тем более одному не очень интересно), а ГХ предлагает настольный аналог, в который можно рубиться вместе. Думаю, как минимум компанию составит сын (12 лет), может жена или девчонки заинтересуются. Начал усиленно копить. 🙂
ЗЫ: Кто-нибудь знает примерные сроки локализации и цену у МХ?
Пожалуйста! Да, я всячески стараюсь продвигать эту игру, т.к сам крепко подсел 🙂
Андор – это, по большей части, математическая задачка. В Глумхэвене приключение чувствуется гораздо больше, а сама игра намного комплекснее, глубже и т.д. Про сроки, к сожалению, не знаю. Только то, что в этом году (вроде бы).
Сегодня, кстати, выложу ещё одну статью, отчитаюсь после 20 партий.