Home > Всячина, Отчеты, Tiletum, Under Falling Skies, Village Rails > Всячина. Выпуск 79: спонтанные новинки и вынужденное соло

Всячина. Выпуск 79: спонтанные новинки и вынужденное соло

В ноябре играли мало – сперва не получалось собраться, а потом я ещё и проболел. В одиночестве развлекал себя Under Falling Skies, но под конец месяца удалось-таки опробовать пару новинок: Tiletum и Village Rails.

Under Falling Skies. Пару лет назад пробовал эту соло-игрушку, когда она ещё была лишь пнп-версией, состоящей из нескольких карт. CGE же сделали из неё полноценную настолку с тонной реиграбельности и даже режимом мини-кампании, которую можно перепроходить.

Правила остались неизменными, и это радует, ибо они действительно элегантны. Каждый раунд начинается с бросков пяти кубиков, которые затем распределяются по ячейкам действий в так называемом бункере. И тут всплывают три занятных нюанса, заставляющих чесать репу. Первый – в каждой колонке может находится только один кубик; второй – после выкладывания белого кубика (из 5 два белых) игрок обязан перебросить остальные; ну, и третий – сразу же после выставления кубика вражеский истребитель (или истребители), находящийся в той же колонке, двигается к городу на столько делений, сколько указано на шестиграннике.

Получается, что одна из ключевых фишек игры заключается в том, что наиболее полезные высокие значения балансируются скорым приближением врага.

Ячейки в бункере позволяют генерить энергию, необходимую для других действий; прокачивать заветный научный трек (требуется для победы); наносить авиаудары по истребителям врага; призывать на помощь синие кубы роботов (которые активируют ячейки автономно, но со временем истощаются); откапывать нижние уровни бункера с более вкусными и дешёвыми действиями.

В противовес этому добравшиеся до города (нижний уровень неба) истребители наносят урон бункеру. По пути же они потенциально могут ускорить главный корабль, который и так в конце каждого раунда спускается на одно деление и тоже частенько активирует различные пакостные эффекты.

В общем, диву даёшься, как слажено работает весь этот механизм, требующий всего пять кубиков, немного тайлов и горстку жетонов. Конечно, CGE всё здорово улучшили в плане дизайна и качества компонентов, но тяжёлой коробка стала только из-за того, что карты заменили на картон и добавили кучу городов со свойствами, помощников, сценарии и т.д.

Under Falling Skies – отличная головоломка. После каждого броска нужно всё тщательно продумать и просчитать, ведь любое выставление шестигранника влечёт за собой судьбоносные последствия. Это и блокировка других действий в выбранной колонке, и продвижение врага. А ещё хочется спланировать всё так, чтобы снести побольше истребителей. Взорвать 5 или больше одним махом — это прям истинное удовольствие.

Ну, и не стоит забывать про порядок выставления кубов, ведь после использования белого все остальные перебрасываются. Иногда это может стать спасительной соломинкой или, наоборот, спутать все карты.

Повторюсь, вариативности хватит надолго. Кстати, помимо городов с уникальными свойствами на партию выбираются и различные бункеры. Некоторые связки могут быть заточены под атакующий стиль, научный раш и т.д. Более того, сложность тут тоже можно регулировать, переворачивая карты неба на продвинутую сторону.

Очень приятная штука. Этакая азартная головоломка, где одновременно интересно думать над комбинациями и рисковать. Мелких хитростей тут тоже хватает. Не буду лукавить, соло-гейминг для меня опыт весьма странный, но вот эту коробочку рекомендую, 7.5/10. Если б любил соло, вероятно, поставил бы выше.

Village Rails. И снова большая игра в маленькой коробочке. В прошлом отчёте я писал про чересчур мозголомную Fyfe, где на сетке 5х5 нужно разложить жетончики с тремя параметрами так, дабы выполнить как можно больше целей. Причём цели назначает сам игрок. Так вот, Village Rails – это компактная, элегантная, менее рандомная и, как по мне, гораздо более интересная версия Fyfe с приемлемым уровнем мозголомности.

По сути, игра состоит из колоды карт, где с одной стороны железнодорожные пути, а с другой условия по заработку дополнительных очков. Каждому игроку достаётся уникальная рамка с семью путями, рядом с которой к концу партии возникнет ж/д полотно, состоящее из 12 карт.

Карты добываются с рынка, на котором всегда 7 карт путей и 4 карты условий. В свой ход обязательно нужно выложить карточку путей и по желанию купить условие, которое следует пристроить к одной из незаконченных линий. Нижняя карточка рынка путей всегда бесплатная, но, чтобы взять ту, что повыше, на каждую предыдущую придётся выложить по монетке. Условия берутся по такому же принципу, правда, первая карточка уже изначально стоит 3 монеты.

Очки зарабатываются в момент завершения каждой из 7 линий (это когда линия уходит за рамку вправо или вниз). Игрок получает ПО за условия и за бонусные символы. На условиях обычно фигурируют типы местности, длина, витиеватость и т.п.

Бонусных же символов 5 штук: платформа просто приносит очки; амбар даёт по 1 ПО за каждую карточку указанного типа местности; ферма, наоборот, поощряет за разные типы; сигналов нужно минимум 2 (тогда светит 16 ПО, а за каждый следующий ещё 8); и, наконец, развилки следует распределять по разным линиям, тогда можно получить много очков, но они начисляются в конце партии.

Как же раздобыть монеты? Есть тут ещё одна специальная колода станций с условиями заработка денежек. На старте каждому выдаётся 3 случайные карточки, и потом они добираются по ходу дела. При завершении линии игрок может сыграть одну такую карту, поднять монет и тем самым пометить, что линия уже подсчитана.

Отличная игрушка с простыми правилами, но довольно глубоким процессом. Условия и бонусы тут не такие сложные, чтобы голова прям трещала, а сетка 3х4 не такая уж большая, чтобы в ней затеряться. Поэтому чувства контроля не улетучивается, и каждый из 12 ходов сопровождается приятными мысленными терзаниями.

Очень нравится решение с карточками станций. Нередко получается так, что пара-тройка путей выходит скудными в плане очков, но зато их скорое завершение спасает от нехватки монет. Вдобавок, это позволяет сосредоточиться на длинных линиях, на которых можно заработать десятки ПО.

Подготовка стремительная, партии быстрые, симпатичный внешний вид (даже крутилки для очков засунули), а вариативности добавляет рынок, генерирующий различные сочетания путей и условий. Классный полу-филлер, без вопросов – 7.5/10.

Tiletum. А вот тут после пробной партии как-то не срослось. Как, впрочем, со многими играми Luciani и Tascini. Нет, они хорошие, но какие-то излишне долгие и сухие. Обожаю их Tzolk’in и Marco Polo, но поздние проекты не зацепили.

Вообще, Tiletum напомнил усложнённый Marco Polo с общим пулом кубов. На раунд бросается определённое кол-во кубиков, после чего всё это выкладывается на колесо действий. Каждому цвету кубика соответствует определённый ресурс (разных 5), а каждому сектору на колесе – своё действие.

В свой ход выбрал кубик, взял столько ресурсов, сколько точек на кубике, а потом выполнил указанное действие. Основной принцип – сумма “ресурсы + очки действия = 7”, то есть, чем больше ресурсов, тем меньше очков действия, и наоборот.

Разных действий 5 (одно джокер): архитектор позволяет перемещать по полю фишку циркуля и строить колонны; торговец – двигать повозку и выставлять домики; персонажи – брать со специального рынка жетоны жителей и заселять в здания-колонки на личном планшете; контракты – получать жетоны с рынка контрактов; король – двигаться на соответствующем треке, где просто голые очки, и определяется первый игрок.

Многие действия позволяют брать с поля и колеса действий бонусные жетончики. Вообще, стоит отметить, что все жетоны (и персонажи, и контракты, и бонусы) сперва попадают на планшет в своеобразное хранилище с лимитом в 4 жетона, а оттуда уже распределяются дальше: жители выкладываются в колонки и тем самым высвобождают фишки домиков, а выполненные контракты идут в верхний ряд и открывают доступ к новым колоннам (потом всё это можно строить на поле). Есть ещё знамёна, которые за еду дают одноразовые бонусы, а в комплекте с полностью заселённым домом снабжают дополнительными жетончиками на дополнительные очки действия на колесе.

На поле помимо возведения домов и колонн игроки также стараются внести вклад в возведение соборов и поучаствовать в выставках, которые происходят в конце каждого раунда. Выставки — это такие промежуточные цели, которые случайным образом формируются из связок “город + условие”. Простая, но прикольная система, делающая каждую партию иной, ведь упор придётся делать на разные вещи, оценивая выгоду связки и количество времени до выставки.

В принципе, идея и реализация выставок — это единственное, что порадовало, в остальном, типичный салат из очков, отдельные элементы которого ранее встречались в других играх.

Да, привлекает и колесо действий, но оно хоть и проворачивается каждый раунд, но не даёт такого интересного выбора, как, например, в Woodcraft. Конечно, имеется компенсация ресурсами, но какой-то щекочущей нервишки кризисности не чувствуется. Плюс, те же самые очки действия часто встречаются на бонусных жетонах.

Из-за этого, кстати, у игры достаточно рваный темп. Пока жетончиков и возможностей много, игрок может сидеть и долго думать над наиболее выгодной комбинацией. А иногда ход может длиться пару секунд.

Но, как я уже говорил, основная моя претензия в том, что игра просто хорошая и ничем не выдающаяся. Сыграл и забыл. И она какая-то не цельная что ли. Нужно строить соборы – окей, работаем на колонны и добычу камня; потом выставка с персонажами – ладно, идём на рынок за людьми. Плюс, в Tiletum жутко долгая и муторная подготовка. Да и сама партия может затянуться на 2+ часа, если играть втроём-вчетвером.

Вроде бы Tiletum позиционировали, как самую простую игру Т-серии, и я ожидал чего-то быстрого и более концентрированного а-ля Marco Polo. А получил очередной Teotihuacan – долгий, с фидлингом, со знакомыми механиками, только в иных комбинациях. Хотя внешне покрасивше. Только с цветами кубов тут беда – три оттенка серого это просто караул, всё время путаешься, какой там ресурс. 7/10. Поиграю ещё, но уже не питаю особых надежд.

  1. miplaslt
    November 28, 2022 at 21:49

    Эх, а мне наоборот Тилетум очень даже понравилась 🙂 Просто бомбическое количество комб можно намутить 🙂 Подготовка… ну 10 минут, чего тут долгого то? 🙂 Мы играли втроем, игру не советуют играть вчетвером, видимо, долго будет. А вообще, оптимальное количество – 2 игрока, что редкость для Евро игр 🙂
    Что бы не путаться в оттенках кубиков, мы выложили на общее поле рядом с кубиками по 1 ресурсу в ряд, очень помогает и никто не путался. Из минусов – может быть даунтайм, все из-за того же большого количества комбо. Но мне такое нравится 🙂

    • November 28, 2022 at 21:57

      Очень много жетончиков, а внутри никакого органайзера нет. Отвык уже от игр, где столько всего надо сортировать и выкладывать. Комбы это хорошо, но в Тео и прочих играх всё это было. Видимо, устал уже от подобного. Кстати, после сразу сыграл в Марко Поло с допом – прям наслаждение )). Всё чётко, понятно, азартно. И быстро :Р.

      • miplaslt
        November 28, 2022 at 23:17

        А я все ресурсы сложил в спец коробочку, у меня таких аксессуаров полно для игр, те жетоны, что на карту идут и на круг выкладываются – в мешочек 😉 Ну каждому свое, лично я остался доволен.
        А насчет Марко Поло… второго я обожаю, а вот в первый после второго вообще желания играть нет, уж слишком он тугой что ли какой-то 🙂

        • November 29, 2022 at 09:34

          Я тоже всё разложил, но всё равно! Эти соборы пока рассортируй, потом нужно ещё все жетоны по числу игроков отобрать )). Я смотрел обзор второго МП – что-то не хочется свой первый менять. В нём хоть и слабы путешествия, но классная кризисность, и со всеми дополнениями/промо просто куча персонажей. А, и с помощниками из Венеции путешествия немного поправили.

        • Vkl
          December 4, 2022 at 23:14

          Не знаю как во втором, но в первом бесил жуткий дисбаланс персонажей. Посмотрел статистику побед из 200+ партий на четверых на ЧМ в Германии. В 50% случаев побеждал купец из Тебриза. Конечно в большинстве игр такой дисбаланс и он скрыт подобной мишурой, но не понятно тогда зачем играть, кто-то более удачливый выиграл и разошлись. Можно в камень-ножниуы-бумагу попробовать.

        • December 4, 2022 at 23:25

          Для меня, наоборот, это самое крутое: с допом и промо 20+ разных по-своему читерских персов, за которых интересно играть. Можно Тебриза убрать, если прям так бесит, но мы ж не чемпионат играем)).

      • miplaslt
        November 29, 2022 at 12:01

        Ну вот первый Марко я без допа игра, может с ним и круто было бы. Но меня в эта самая кризисность там не нравится, хотя обычно я любитель кризисностей. Но повторюсь, перестала нравится после Марко 2, пока не сыграл вторую часть, первая меня устраивала 🙂
        А насчет Тилетума, для меня фишка, что в игре нет ничего нового не является минусом. Частенько рад опробовать старые механики на новый лад.

  2. November 28, 2022 at 22:01

    Ооо, поддерживаю по поводу Тилетума. Такие надежды на него были, обожаю итальянскую школу, но увы игра проходная. Редко у меня такое бывает, но продал ее после первой партии.

    В качестве альтернативы рекомендую посмотреть на Лакримозу. Казалось бы все та же карта Европы, по которой тоже надо двигаться. Но ощущения от игры абсолютно другие. Во-первых, тематика не заезженная, я вообще на фоне музыку Моцарта ставил для вхождения в тему. )) Другу так понравилось, что попросил повторить на неделе. ) Да и по механикам есть новые, интересные идеи. В общем, однозначно будем пробовать еще и смотреть насколько она реиграбельна.

    • November 28, 2022 at 22:11

      Лакримоза у меня в первых рядах на попробовать! Есть у друзей, и они даже звали на партию, но не вышло. Потом тоже спрошу, как им ).

  3. Wirgis
    November 28, 2022 at 23:56

    Spasibo, a to ja posle tekhenu i tabanusi dazhe v etu storonu nesmotrel. Okazivaetsia predhuvstvie neobmanulo… 🙂

    • November 29, 2022 at 09:36

      Всегда пожалуйста! Я, главное, внимательно смотрел обзор/летсплей, но под конец года какой-то игро-жор напал – захотелось чего-то купить ))

  4. Елена
    November 29, 2022 at 10:20

    Владимир, спасибо за обзор. Подскажите, а Вы в Coimbry играли, видела где-то в комментариях несколько лет назад, что собирались. Интересно Ваше мнение

    • November 29, 2022 at 10:35

      Ага, была у меня, но после пару партий продал. Примерно такие же впечатления, как от Тилетума. Когда много подобного пробовал, уже ничем не удивляет).

  5. WindUpBird
    November 29, 2022 at 13:51

    Оо, Village rails из одной серии с Village green. Та же художница, только авторы разные. Захотелось попробовать)
    А я вот над вторжением всё думаю. Вдвоём разложить совсем не то будет?

    • November 29, 2022 at 15:20

      Видел, что многие вдвоём играют, и им нравится. Просто вместе обсуждают. Можно попробовать ).

  6. Картонный Павлик
    November 29, 2022 at 16:50

    А я просто в восторге от Tiletum. Сразу скажу что в евро я играл мало. В основном в ареаконтроли. В коллекции только Alma mater и Bitoku( от которых я тоже в восторге). Думаю что вы Владимир просто перенасытились топовыми играми и вас уже трудно удивить. Хорошо быть новичком ))))

    • November 29, 2022 at 17:51

      О, у вас всё впереди, завидую. Про пресытился – именно так, но всё равно покупаешь в надежде на что-то неожиданное. В этом году и много классных игр попадалось. И… я ни в коем случае не думаю, что Tiletum плохая, совсем нет ).

  7. Картонный Павлик
    November 29, 2022 at 17:04

    Но все равно большое Вам спасибо за обзоры. Благодаря Вашему опыту в настолках я открыл и узнал для себя многое.

  8. Евген
    December 1, 2022 at 16:51

    Спасибо за отчет. Как там финал Вангуарда, скоро?
    К слову не против если перепостю часть ваших обзоров на тесеру? Знаю, там есть ссылки в карточках игр, но это все-таки не то. Их мало кто видит.

    • December 1, 2022 at 20:57

      Надеюсь, что скоро финал, я пока приболел((. Так на Тесере в обзорной башне все ссылки публикуются)

      • Евген
        December 1, 2022 at 21:13

        Да, но это все равно не то же самое что статья. Гораздо меньше народу пройдет по ссылке и увидит.

      • Евген
        December 2, 2022 at 19:30

        Ну нет так нет

  9. Евген
    December 1, 2022 at 16:53

    Спасибо за отчет. Как там финал Вангуарда, скоро?
    К слову не против, если перепостю часть ваших обзоров на тесеру? Знаю, там есть ссылки в карточках игр, но это совсем не то. Их мало кто видит.

  10. December 7, 2022 at 14:15

    UFS возьму на прицел. Раньше тоже было интересно, но как-то долго игра выходила, поэтому успел остыть. Присмотрюсь опять.
    Про Тилетум примерно все так и пишут. Олдово, специфично, с косяками, но годно. Вудкрафт таки получше отзывы имеет. Я сначала думал даже в этом году Тилетум взять, но… взял в итоге Арк нову=) Думаю, не прогадал=)

    • December 8, 2022 at 15:27

      Аркккк!!! Лучший выбор! )

  11. December 8, 2022 at 09:48

    А я думала, может впервые в эту Т-серию сыграю, в Тилетум этот :)) Знакомая блогерка очень хвалила. А потом я съездила в Египет и думаю, а может Техену взять? Ну очень тема зацепила. Ты играл?

    • December 8, 2022 at 15:31

      Не, я после Тео зарёкся подобное не брать, до Тилетума даже не смотрел в ту сторону, но тут что-то шило в одном месте взыграло – захотелось новинок… Вот получил ))

  12. December 9, 2022 at 12:11

    Забавно, как раз недавно прошёл кампанию в Under Falling Skies и приобрёл Village Rails. Первая тоже очень понравилась в виде 8 карт, полная версия такая же хорошая, только перевод на русский кривоватый, да и сам сюжет достаточно шаблонный. Опять же согласен, что редкая настольная игра, в которую реально было интересно играть одному. «Деревенские железные дороги» тоже очень понравились, такие продвинутые «Дорожные сети», ощущения похожие, но игра сложнее. Компактность коробки огромный плюс, вожу её теперь с собой повсюду во время моих бесконечных поездок по Европе. Тайлтум в Эссене как-то не заинтересовал, смотрел больше на Лакримозу, но отзывы о последней не впечатляют, пишут, что тема в общем не слишком раскрыта. При случае обязательно сыграю, но покупать наверное не буду. Из новинок ещё приобрёл недавно Get on Board, понравилась не меньше Village Rails; Findorff, про который надеюсь снять обзор в Бремене; и Vagrantsong, поддался на хвалебные отзывы Вассела, ещё не играли; наконец, купленный в Эссене Autobahn оказался крепким орешком, очень много нюансов и фидлинга, жду переезда жены (с дочкой) из России, чтобы с ней уже доразобраться и начать играть во все новинки.

    • December 10, 2022 at 10:54

      Да, у Lacrimosa немножко снизилась оценка, ещё и пишут, что на 3 лучше. Но сыграть все равно хочется, выглядит аппетитно). Хех, я последний месяц усиленно Vagrantsong изучал, но не решился взять, многие пишут (и по процессу видно), что однотипные сценарии, и к 5 игре уже поднадоедает. Поэтому жду Фростхэвен, и будем его весь год проходить))

  13. tms
    December 12, 2022 at 23:00

    Спасибо, Village Rails заинтересовала. Со своей стороны могу порекомендовать Ultimate Railroads. Будем собираться уже на шестую партию, столько играли может только в Dune Imperium или Ark Nova

    • December 13, 2022 at 00:13

      Посмотрел, Ultimate Railroads – это же Russian Railroads с дополнениями. Играл пару раз в год выхода, в 2013-ом, хорошая игра ).

      • tms
        December 13, 2022 at 00:36

        Тоже самое, сыграл одну партию в 2013 и забыл на полке. Но не давно вытащил и всем так зашло что влез в БГГ и нашёл только что вышедший биг бох с Германией, Америкой, Азией и много всего. Можно сказать увидел другими глазами. Да и рейтинг говорит сам за себя.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.