Всячина. Выпуск 108: первые настолки в 2025

Всех с прошедшими праздниками! Сегодня коротко о том, во что уже успели поиграть в 2025, а именно: Scooby-Doo: Escape from the Haunted Mansion, Harry Potter: Hogwarts Battle, Monkey Palace, The Gang, Bomb Busters.
Scooby-Doo: Escape from the Haunted Mansion. Очередной настольный escape room а-ля Unlock или Exit, но с физическим полем. Ключевая механика довольно простая. Есть 5 знакомых персонажей, к каждому из которых привязана отдельная книжка с параграфами. Чтобы с чем-то повзаимодействовать в комнате, нужно добавить циферку на картонной фигурке героя к цифрам объекта (или скомбинированных объектов). По итогу должно получиться четырёхзначное число, его и нужно отыскать и зачитать в книге соответствующего персонажа. Так и происходит движение по сюжету и постепенное исследование поместья.

Разумеется, помимо вышеупомянутого комбинирования встречаются и привычные для этого жанра задачки, где задействуются карты и прочие вспомогательные компоненты, запрятанные в секретных конвертах. Обычно решение подобных головоломок помогает героям выбраться из текущей комнаты и открыть новую.

Понравилось, как хорошо механика наложилась на сеттинг приключений подростков-членов корпорации «Тайна». Во-первых, поначалу доступны не все персонажи, чаще всего товарищей приходится искать и помогать им в различных испытаниях. Во-вторых, у каждого героя есть, скажем так, своя специализация, указанная на фигурке. Например, Дафна любой вещи может найти применение (use), Скуби-Ду всё обнюхивает (smell), а Шэгги постоянно голоден и не прочь чем-то полакомиться (eat). Так вот, следуя логике, нужно под каждый объект подбирать наиболее подходящего персонажа. Допустим, вряд ли Дафна сможет как-то воспользоваться дворецким (хотя, кто её знает), но вот Скуби с удовольствием его обнюхает и поделится своими наблюдениями и потенциальными уликами.

За пару часов мы прошли только половину, после чего сохранились (для этого есть специальный конверт). Загадки неплохие. Не такие навороченные и классные, как в некоторых Exit-ах в плане реализации, но и не притянутые за уши. Чаще всего, чтобы найти ответ, необходимо сопоставить информацию с нескольких карт. Тут нет таймера, зато есть трек лакомства Скуби, где отмечаются неудачные попытки, которые, в принципе, повлияют лишь на финальную оценку вашего прохождения.

Сын как раз недавно смотрел этот мульт, поэтому ему было очень интересно. Поле же и реальное перемещение персонажей по поместью добавляют атмосферы и помогают понять, что вообще происходит, и куда надо топать дальше. Поставлю 7/10. Хорошо, но ничего кардинально нового, если уже играли в те же Exit-ы, да и дороговато за один сценарий, на который уйдёт часа 4. А, ещё фигурки персонажей из обычной бумаги – это позорище, конечно.
Кстати, на коробке написано, что игра из серии Coded Chronicles, в которой вышла ещё одна “выбегайка” в более взрослом и мрачном сеттинге The Shining: Escape from the Overlook Hotel. Полез читать BGG, так как по такому фильму, да с такими механиками может получиться конфетка, но, к сожалению, на этот раз у авторов случился провал, об этом говорит и оценка (4/10), и отзывы об опечатках, проблемах с компонентами и о корявых подсказках.
Harry Potter: Hogwarts Battle – The Monster Box of Monsters Expansion. Добрались с сыном до дополнения, в нём 4 коробки-сценария с традиционным набором: локации, монстры, карты рынка и т.д. Теперь в каждом сценарии ещё и карточки контактов (по 3 на миссию), которые тоже необходимо пройти, чтобы победить. На них какая-то постоянная пакость и условие прохождения по типу “накидай на кубах определённые значения” или “потрать в ход столько-то монет”.

С дополнением игра особо не изменилась, разве что стало гораздо сложней. Видимо, авторы почитали отзывы про то, что база достаточно лёгкая, и… ушли в другую крайность. Теперь чтобы выиграть, недостаточно оптимальных решений, понадобится ещё и удача. Рандома стало ещё больше, и очень много зависит от того, какие сочетания монстров/событий выходят, и какие карты предлагает рынок. Иногда безнадёжная ситуация может сложиться прям с первых раундов.

Не хотел, чтобы сын расстраивался (вся партия и так пронизана сплошными негативными эффектами), поэтому после пары неудач предложил хоумрул – заменить стартовую карту на любую по выбору. И это помогло. Во-первых, он с огромным удовольствием выбирал, с чем он хочет начать на этот раз (асимметрия!), а во-вторых, мы, наконец-то стали побеждать, и на данный момент осталось пройти последний сценарий.

Оценку снизил на полбалла до 7/10. С дополнением влияние рандома только усилилось, плюс, забили на баланс сложности. А так, неплохой олдскульный декбилдинг, навевающий приятные воспоминания о временах, когда только погружался в хобби.
Видимо, придётся покупать и второе дополнение. На самом деле, удивлён, что ребёнку так зашло. Разумеется, повлияли фильмы, но ведь тут тебя без остановки пинают со всех сторон, трудно уследить со всеми свойствами и, вообще, партии отнюдь не быстрые. Но нет, ему всё нравится, а мне невероятно приятно наблюдать, когда он с увлечением комбит карточки и размышляет над ходом.
Monkey Palace. На удивление неплохой абстракт, в который отлично вписались детали Lego. В свой ход нужно возводить лестницу таким образом, чтобы каждая следующая арка была выше предыдущей. Начинать всегда нужно с основания, и в какой-то момент лестницу необходимо прикрепить к уже существующему строению.

В конце хода количество ступеней только что сконструированной лестницы определит виртуальные монетки, которые тратятся на карточки, а карточки, в свою очередь, приносят новые детали и победные очки. Дополнительные монеты можно заработать ещё и за украшения. Дело в том, что на финальную арку лестницы всегда размещаются листья бамбука или золотой слиток, что именно – определяется по начальной детали вашей лестницы, вернее, по тому, на какой тип местности она была выставлена. Так вот, если украшение оказывается выше других своего типа, то игрок получает ещё одну монетку. Этот же тип местности указывает, карты какого цвета можно приобрести с рынка.

Партия заканчивается, когда истощается запас деталей какой-либо формы. После это считаются очки, указанные на купленных картах. Дополнительные ПО можно заработать, строя основания лестницы высотой в пять “бриков” – в этом случае игрок получает спец-карту на 4 ПО. Ещё очки полагаются за так называемые переходящие трофеи: обезьяну, бабочку и лягушку. Например, карту обезьяны берёшь (или перехватываешь у оппонента), когда крепишь золотой слиток. При этом можно выставить фигурку обезьяны на любую арку – она блокирует строительство. А вот лягушку можно взять в любой момент, чтобы получить из запаса фигуру колонны, но если к концу партии её у вас никто не перехватит, то останетесь со штрафом в 3 ПО.

Повторюсь, игра на удивление рабочая. Ожидания от такой сомнительной коллаборации были занижены, но на деле же и правила, и сам процесс создают впечатление хорошего цельного продукта. Тут даже имеется некое подобие движка. Дело в том, что карточки с деталями после покупки размещаются на личный планшет и имеют два эффекта: с молнией – доход берётся один раз, после чего карта переворачивается; со стрелкой – после того, как все карточки перевёрнуты, игрок получает детали за все свои видимые карты с таким символом (в том числе и то, что напечатано на планшете).

Понятно, что каждый ход ты так или иначе можешь что-то построить, но для эффективной игры придётся следить и за положением дел на поле, и за притоком нужных деталей. Есть даже некие разветвления в стратегиях. Например, сын последний раз делал упор на высокие основания: покупал карты с колоннами и постоянно получал бонус в 4 ПО. В итоге он быстро раскупил почти все колонны (их меньше всего), из-за чего партия закончилась неожиданно быстро. Мне удалось выиграть с небольшим перевесом только благодаря тому, что в последний ход наскрёб 6 монет на самую дорогую карточку (она не даёт деталей, но приносит 10 ПО).

В общем, для семейных посиделок отличный вариант, особенно, с детьми, которым нравятся конструкторы, 7/10. Вроде бы каждый за себя, но строят все по итогу сообща, да и финальные замки прикольными получаются.
The Gang. Кооперативный преферанс был, теперь держите кооперативный покер. И, конечно, же с ограничением коммуникации. Правила идентичные, отличие лишь в том, что после каждой раздачи игроки пытаются прикинуть силу своей комбинации и взять соответствующий жетон.

Так происходит 4 раза (после того, как раздаются 2 стартовые карты; потом после вскрытия 3 общих; и т.д.). В конце перед каждым игроком будет по 4 фишки, по которым можно понять, как эволюционировали их комбинации. Во внимание же берутся красные фишки, которые распределялись после вскрытия 5 общей карты. Игроки вскрываются и, если комбинации по силе были расставлены верно, то ограбление объявляется успешным, и переворачивается карта сейфа. Ежели была хоть одна ошибка, то миссия провалена, и переворачивается карточка сигнализации. Для победы нужно вскрыть 3 сейфа, прежде чем сработает 3 сигнализации.

Игрушка забавная. Нужно оценивать и потенциальные комбинации, и какие жетоны хватают игроки, и как быстро они их хватают. Разумеется, у опытных покеристов будет преимущество, но тут есть и варианты для усложнения.
А ещё чем меньше игроков, тем проще выиграть. Поэтому мы сразу играли в продвинутый режим, когда по результату раунда добавляются спец-карты: в случае победы – карта с усложнением (допустим, в текущем раунде пропускается первое распределение фишек), а в случае промаха – карточка помощи (например, в любой момент один из игроков может показать другому любую карту).

Короче говоря, если нравится Crew, но надоели игры на взятки, то вот вам, пожалуйста – покер. Отличный пати-филлер на 3+ игроков, 7.5/10. Забавно, как пришлось изловчиться издателю, чтобы люди всё же покупали коробки, ведь, по сути, для партии хватает обычной колоды и листка бумаги. А тут вам и золотое тиснение на крышке, и кастомные покерные фишки, и спец-карты.
Bomb Busters. Дошли до 5 обучающей миссии, классная, всё-таки игра. Даже на троих, когда одному приходится управляться с двумя подставками. Хотя при этом сложность снижается, оптимально всё же 4 игрока.
Первые 3 миссии были совсем лёгкие, но уже с 4, когда ввелись все основные правила, начали возникать проблемы. Боюсь даже предположить, что будет в не обучающих сценариях!

Нравится, что сам процесс не слишком задротский, ближе к патигейму. То есть, включать логику и анализировать ситуацию, конечно же, надо, но, в целом, партии проходят хоть и в напряжении, но всё равно как-то легко и непринуждённо. Есть и очевидные ходы, и обдуманные, и “на удачу”. Причём, всё в таких комфортных пропорциях. Плюс, сами партии быстрые, минут 20-30, из-за чего поражение не тяготит, а, наоборот, даже раззадоривает и подстёгивает попробовать ещё.

Повысил оценку до 8/10. У нас зашла на ура и в семейном кругу, и с друзьями.
Как видно, начало года прошло за несложными и даже детскими играми или почти патигеймами. Но вот буквально вчера начали кампанию в Arcs, сыграли пока лишь первую партию из трёх. Об этом опыте постараюсь написать, когда закончим. Отличия от базовой игры, конечно, существенные.

С наступившим! 🙂 У нас тоже на праздники были в основном пати геймы. Особенно зашла Ito. Увидел у Тома Весела на первом месте в списке лучших пати геймов 2024 года. Играли в разных компаниях и везде на ура. Легко собирается из подручных материалов.
В Гарри Поттера одно время играли много. Есть любители темы в разных компаниях. На bgg тоже много пишут, что комбинация злодеев иногда может со старта выйти такой, что лучше сразу перезамешиваться. В одной из веток понравился способ, когда вы вскрываете на старте четыре карты злодеев, выбираете три и одну замешиваете обратно. Кстати, дополнение с зельями мне лично не очень понравилось. Если первый доп ничего особо не менял, а просто добавлял разнообразия, то зелья знатно прибавляют фидлинга. Постоянно приходится возиться с жетонами на дополнительном поле. А ещё сами зелья собирать получается совсем легко, поэтому кризисность партий снизилась. На стадии второго дома это скорее минус. Наверное, после первого много жаловались, что сложно. 🙂
Посмотрю, что за Ito, спасибо!
Хех, я тоже подумал, что после отзывов на базу решили усложнить, но переборщили, потом такие глянули на отзывы на доп, решили упростить и снова перестарались )). Про фидлинг и то, что партии длиннее становится, тоже много пишут (.
Не ожидал увидеть обзор лего-настолок, а ещё что-то из этой серии приходилось пробовать?
До этого не пробовал. Помнится, что когда-то Лего несколько игр выпустили (совсем простеньких, кажется), а потом ушли от этого. И вот сейчас после долгого времени появилась Monkey Palace. Почитав правила и отзывы, удивился, что выглядит довольно неплохо, и решил для сына взять ).
>Допустим, вряд ли Дафна сможет как-то воспользоваться дворецким (хотя, кто её знает)
Ахах) Понятно как воспользуется
Спасибо за обзоры, малоизвестные игры
Гарри Поттера всё-таки подарил жене на новый год. Ожидания по геймплею занизил максимально. Пока отыграли 5 сценариев. Вроде норм. Забавляюсь выкрикиванием заклинаний с интонацией из фильмов) Жена смеётся. Ну и всякие забавные шутеечки в стиле: “А что монеты сбрасываются в конце хода? – А ты думала они будут с тобой целый день?)”
В остальном видно, что можно было сделать игру интереснее и глубже. А то эта распинка злодеев из прошлых глав ломает атмосферу конкретной главы. Каждый раз одно и тоже. Даже локации идентичны механически. После первой партии придумал хоумрул, чтоб убирать с рынка копии, если они выходят, а то застывший рынок с одинаковыми картами совсем не прибавляет веселья. Поглядим что в 6/7 главах, пишут, что они самые интересные и насыщенные. Правда я ничего феноменального, кроме талантов (видел разделитель), уже не жду.
Абсолютно согласен, каждый раз одно и тоже, локации одинаковые, и ещё этот фидлинг. В последних будут просто абилки на выбор ). Если б не ребёнок, то уже забросил бы. А так, вот буквально вчера добили первое дополнение (с хоумрулами на упрощение, разумеется, а то там вообще нереально пройти, если только ждать божественного рандома), и скоро начнём второе. С ним, вроде бы, попроще, но фидлинга ещё больше :Р
Про заклинания – прикольно, что они нарисовали символы, ребёнок часто их тоже выкрикивает и повторяет, водя руками ))