Home > Elder Sign > Elder Sign – ужасы Лавкрафта в миниатюре

Elder Sign – ужасы Лавкрафта в миниатюре

Издатель Fantasy Flight Games в очередной раз продемонстрировал, что идёт в ногу со временем, и в свете новой волны популярности игр на кубиках, решил выпустить в этом направлении тоже что-нибудь оригинальное и несложное. В итоге нам представили кооперативное настольное приключение по рассказам Говарда Лавкрафта, тема потусторонних миров которого довольно плотно обосновалась в ассортименте компании – чего стоит один только Ужас Аркхэма с кучей дополнений. Что же скрывается за “Древней печатью” (Elder Sign), и на кого она рассчитана, об этом в нашей сегодняшней заметке.

Проверка игры практикой сразу же раскрыла секрет приготовления Elder Sign. Он оказался достаточно прост:

  • берём готовые картинки из Ужаса Аркхэма, ну а лучше из относительно свежей Мansions оf Мadness;
  • выкидываем громоздкие тексты из всех карт, оставляем только имена исследователей, древних, монстров, названия оружия, заклинаний и других предметов;
  • переносим приключение из города в музей, а игровое поле с локациями – на отдельные карты;
  • убираем все проверки характеристик исследователей, взамен все бои с монстрами и прохождение локаций осуществляем с помощью кубиков со специальными символами;
  • всё это приправляем слегка модифицированными фишками разума, выносливости, пробуждения, улик, печатей и… вуаля! – игра готова.

Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества, а главное – очередной эффективный маркетинговый ход. Посмотрим, насколько удачный.

На пороге музея

Получив энный набор исследователей и очередную порцию жетонов, нам ничего не оставалось, как поскорей проверить, оправдаются ли надежды заполучить лёгкий кооператив на любимую тему. А так как мы изрядно соскучились по любимым героям и потустороннему злу, то пробные ходы были сделаны в тот же вечер. Благо, правила занимают всего несколько страничек и осваиваются без проблем.

Что касается компонентов, то исполнены они как всегда на отлично. Хорошо продуманы карты локаций и Иных миров. Благодаря нестандартному большому размеру, карты вместили в себя специальные места для комбинаций кубиков и фишек монстров, информацию о штрафах и вознаграждении, иллюстрации и даже художественный текст. Но, несмотря на такую необычную форму, перетасовывать карты достаточно удобно. Также отмечу картонные часы, они просто прелестны, а переводить стрелку одно удовольствие.

К сожалению, без “сюрпризов” не обошлось. Нет, я не про отсутствие в коробке органайзера для компонентов – этим FFG уже не удивляет, а вот что случилось с дизайнерами, когда их руки добрались до жетонов исследователей, мне непонятно. Наверное, в них вселился сам Ктулху, и будучи в страхе и ужасе, они уменьшили фишки персонажей до мизерных размеров.

Про какие-либо подставки я вообще молчу, видимо, они испарились в “пространстве и времени”, потому что в комплекте их нет вообще. Получившиеся “микрочипы” не только проблематично разглядеть на столе, но и перемещать по игровому пространству. Ну ничего, с фишками что-нибудь придумаем, возьмём из того же Ужаса Аркхэма или Mansions of Madness, а пока придётся смириться и переступить порог музея такими вот лилипутами.

Подготовка к партии занимает 5-10 минут. Для этого сначала нужно выбрать персонажа и Древнего. Затем тщательно перемешать карты локаций, взять 6 штук и сформировать “музей”. Остальные локации и карты Иных миров необходимо положить рядом с музеем, туда же кладутся и предварительно разделённые карточки оружия, заклинаний, уникальных предметов и союзников. Далее необходимо запастись фишками разума и выносливости, взять указанное на карточке персонажа стартовое оснащение, установить стрелку часов на 12:00 и открыть первую карту Мифа. Текст на карте разыгрывается, и герои начинают свой путь по страшным комнатам ветхого здания в поисках древних печатей.

Если вы аккуратный настольщик и не имеете привычки по окончании партии просто сметать со стола все компоненты в коробку, то процесс подготовки к игре будет быстрым и безболезненным.

А за дверью…

Цель игры – добыть количество печатей, указанное на карточке Древнего до того, как на шкале пробуждения появится последняя фишка. В противном случае Древний просыпается, и начинается финальная битва, в которой исследователям по статистике приходится не сладко. Фишки пробуждения обычно ставятся при проигрыше некоторых заданий или в следствии карты Мифа, которая вскрывается каждый раз, когда часы бьют двенадцать. В “нормальных” условиях это происходит каждые четыре хода.

Заветные печати можно получить, выполняя задания в локациях музея с помощью бросков кубиков. Собственно, этим мы и будем заниматься всю игру – кидать кубики.

Карточка Древнего

Итак, в свой ход игрок может отправиться на любую доступную локацию музея или Иного мира и испытать там удачу – выполнить задание. За выполненное задание исследователь может получить не только печать и другие бонусы, но и привлечь внимание монстров или спровоцировать открытие врат в Иные миры. Задания представляют собой набор комбинаций из символов. На карте может быть как одна, так и несколько таких комбинаций. Если игроку не удалось выбросить все указанные на карте комбинации, то результат обнуляется, и в следующий раз придётся начинать всё сначала. За каждую неудачную попытку частенько придётся платить, например, фишкой разума или выносливости. Кроме того есть локации и монстры, которые при появлении “отбирают” тот или иной кубик.

Пример выполнение задания:
1.Декстер Дрейк решил выполнить задание, чтобы получить улику и уникальный предмет.
2.В случае неудачи ему придётся расстаться с одной фишкой разума и одной фишкой выносливости.
3.Т.к. задание достаточно лёгкое, он не пользуется никаким оружием или заклинаниями и бросает шесть обычных зелёных кубиков.
4. Задание не требует никакой последовательности, поэтому Декстер решает выполнить сначала верхнюю его часть и кладёт на неё два кубика с символами улик.
5. Несмотря на то, что кроме символов улик, Декстер выкинул и символ свитка, выполнить сразу два задания по правилам нельзя.
6. Следующим броском уже четырёх кубиков Декстер с лёгкостью выкидывает свиток и тем самым выполняет среднюю часть задания.
7. Ему остаётся выбросить только символ террора, но к сожалению с первой попытки сделать это ему не удаётся.
8. После неудачи, Декстеру, чтобы продолжить выполнение задания, необходимо отложить один кубик.
9. Далее Декстер бросает уже два кубика. Выпадает символ террора – задание выполнено. Декстер получает награду и карту локации в качестве трофея. На место этой карты кладётся новая, стрелки часов передвигаются на три деления вперёд, и ход переходит к следующему игроку.

Некоторые задания на первый взгляд кажутся нереальными, особенно, если брать во внимание то, что в распоряжении игрока всего 6 кубиков. Тут-то на помощь и приходят карточки предметов, умения персонажа и фишки улик. Оружие и уникальные предметы дают возможность бросать дополнительные кубики (красный и жёлтый), заклинания в основном позволяют сохранить выпавший символ и использовать его в дальнейшем, а каждая фишка улики разрешает перебросить один кубик.

Есть ещё и специальная карточка входа в музей – она аналогична “магазину”. Вместо выполнения задания игрок может отправиться туда, чтобы полечиться, обменять трофеи на что-нибудь полезное, или просто испытать удачу – бросить кубик, и надеяться, что выпадет что-то путное в виде оружия, заклинания и т.д.

Вот, в принципе, и все доступные действия. Получается, что, по сути, игрок имеет два варианта: кидать кубики или лечиться/обменивать трофеи.

Один в поле воин

Elder Sign мне напомнил старую добрую Ghost Stories: те же комбинации кубиков, штрафы, награды и монстры, при появлении отбирающие кубы. Но в отличие от “Призраков” кооператив здесь представлен весьма скудно. Если рассматривать его в контексте взаимодействия между персонажами, то он ограничивается только тем, что находящиеся на одной локации герои могут “сохранять” для задания большее количество кубиков. В остальном же игроками практикуется обсуждение вполне стандартных вопросов: кто, куда и когда пойдёт, где шанс выполнить задание выше, в какой момент пользоваться оружием или заклинанием, когда применять умения персонажа и т.д.

Лёгкая прогулка или сложная головоломка?

Уровень сложности игры не высок и зависит от количества участвующих в приключении персонажей. Чем больше персонажей, тем больше полезных умений, и, следовательно, легче даются драгоценные задания и печати. Оружие, заклинания, союзники и улики просто необходимы, т.к. в некоторых случаях, особенно при наплыве монстров, для выполнения всех комбинаций обычных зелёных кубиков просто не хватает. Копить предметы нет смысла, ведь за выполненные здания вы получите те же ранее потраченные бонусы. И нельзя забывать, что перед вами игра на кубиках, где трудно что-то просчитать на 100%, а можно просто увеличить вероятность выпадения нужного результата.

Для чего, для кого?

Мне, как поклоннику настольной лавкрафтиады, сразу же захотелось заполучить эту игру в коллекцию. Например, подготовка и сама партия в Ужас Аркхэма занимает немало времени, а в последнее время мы отдаём предпочтение именно недолгим и простым играм. Elder Sign – неплохой выход из ситуации, – время партии вместе с подготовкой составляет от 60 до 90 минут, мозголомного текста совсем мало, а любимые герои и тема вроде как на столе.

Другое дело, что знакомое приключение превращается в банальное кубикометание, поэтому ждать замысловатых поворотов сюжета не приходится. Также хотелось бы больше ощущать необходимость других персонажей для того, чтобы вместе просчитывать порядок хода и тщательно продумывать план взаимодействия. Опять же – жанр к этому не располагает. В общем, игру трудно назвать шедевром, но и о покупке я не сожалею.

Кроме любимой темы и героев в игре есть то, что присуще настолкам такого типа – это эмоции и дикие вопли после удачного броска. Поэтому, если вам нравятся лёгкие игры на кубиках, то эта настолка придётся вам по вкусу, если вы поклонник Ужаса Аркхэма, то получите лёгкое приключение со знакомыми персонажами, а если вы просто новичок в мире настолок, то Elder Sign может стать мостиком к более сложным играм, созданным по мотивам Говарда Лавкрафта и не только.

  1. September 27, 2011 at 07:57

    мда…

  2. September 27, 2011 at 10:53

    Спасибо за подробный обзор. В принципе, изначально было понятно, что игра будет так себе. Но думается, что ФФГ не остановится на достигнутом и куча дополнений внесут и новые стратегии и разнообразие.

    • September 27, 2011 at 18:47

      Не за что. Для фанатов, таких как я, сойдёт, и цена нормальная, посмотрим, что там с допами будет.

  3. September 27, 2011 at 13:57

    Спасибо за обзор! Но понял, что “не моё”. Хорошо, когда у людей вкусы разные – вот прочитал и уберёг кошелёк 🙂

    • September 27, 2011 at 18:44

      Пожалуйста. У тебя тем более Quarriors! есть , так что ES и не нужен вовсе.

  4. September 27, 2011 at 20:26

    Ну да, в принципе, если подумать, то мне понравилось: 1) по Лавкрафту; 2) не надо думать – просто кидай кубики! Единственно, что после AH или MoM привыкаешь к различным связным историям и тематике, а здесь все гораздо менее атмосферно.

    • September 27, 2011 at 21:08

      вот мне как раз и не понравилось, что думать не надо, получается какая-то игра в кости :)) ну и атмосферности в таком процессе осталось всего ничего. отложил на полку, может еще распробуем.

      • September 27, 2011 at 21:51

        Ну не все же игры должны быть мозголомными ) Я думаю у нас ES займет свое место среди несложных, расслабляющих настолок )

      • Njuse4ka
        September 28, 2011 at 11:10

        а мне игра в кости нравится, я все время выигрываю )

        • October 1, 2011 at 11:37

          эхх, эт классно! мне вот в последнее время кажется, что кубики меня совсем не любят ))

  5. September 28, 2011 at 09:44

    Прикольный обзор, но по моему картинки для серии игр по мифам Лавкрафта берутся из Call of cthulhu CCG, которая сейчас стала LCG.

    • September 28, 2011 at 17:27

      Изначально – да, но со временем они видоизменились, и в ES мы уже видим практически копии картинок из более поздних настолок. Иллюстрации персонажей, например, точь в точь как в Маnsions of Madness.

      • October 6, 2011 at 21:28

        Вот я примерно про это в соседнем посте написал. Ну не только про это, но и про арт тоже. может ли удивить арт если он одинаковый.

        с другой стороны я вспоминаю ваху, которая мне нравиться. и там он мне совсем не надоедает. Конечно я всегда за то чтобы было что-то новенькое, но скажем так похожий арт в любимых играх не утомляет.

        Но сама тематика повтора меня немного настораживает. Но опять же, даже сыграв в УА несколько раз он меня одновременно и отпугивает и притягивает.

  6. Njuse4ka
    September 28, 2011 at 11:08

    мне нравится, когда в корпоративе тесное взаимодействие между игроками, взаимовыручка, активная помощь, совместные действия. я правильно поняла, что тут этого нет?

    • September 28, 2011 at 17:32

      Правильно, тут и планировать-то нечего, только если помочь в конкретный ход. А так, если плохо кинул – сам виноват 🙂 Есть, конечно, споры о том, куда пойти и где вероятней всего улыбнётся удача, но такого мозгового штурма, как в Призраках тут нет.

  7. abra
    September 30, 2011 at 17:24

    Поропбовал вчера игру. Полностью согласен с автором 🙂
    Мне игра ещё Спейс ХАлк: Ангел смерти напомнила, но тут я не могу объяснить почему, т.к. и сам вижу что игры разные. Ну кооператив, ну локации карточные, ну кидание кубика… но всё равно имхо этого хватает.

    Пара вопросов для обсуждения, которые у меня возникли:
    1. Когда освобождается кубик захваченый монстром, если таск на убийство монстра выполнен, а само приключение ещё в процессе?
    2. Как действет предмет убивающий монстра, если монстр дополняет таск (т.е. не перекрывает полностью, а добавляет свои требования к таску)?
    3. Может ли заклинание держать кубик больше чем 1 ход игрока?
    4. Может ли Проклятие Азатота (2 слота для кубов) вмещать один кубик? Можно ли во второй слот добавлять потом? Можно ли снимать их по очереди? Соотвественно може ли через него пройти больше двух кубов (положил 1, положил второй, снял первый, положил третий, ну и снял 2 и сбросил заклинание)?
    5. Абилка героя используется раз в ход? (Что есть вообще “бросок”? Начало хода или каждое бросание кубиков (например с уже отложенными за неуспехи ли на таски)? )

    Ещё помню что-то было, но запамятовал 🙂

    • September 30, 2011 at 20:19

      Мне игра напомнила Спейс Халк, когда монстры попёрли со всех сторон, усложнили все задания, и их было просто не остановить 🙂
      По вопросам сейчас попробую ответить, сам-то всего три раза играл, да и в некоторых моментах действовал интуитивно, ФАКи не было времени прочесть.

      1) В правилах сказано, что кубик можно вернуть, когда задание на монстре выполнено, но снимать монстра с карты можно только в конце приключения, в независимости от того, пройдено оно или нет.
      2) Карта убивает только монстра, но кинуть кубики необходимо для незакрытых монстром символов.
      3) Да, заклинания длятся сколько угодно, и этим кубиком/ми могут пользоваться и другие игроки.
      4) Все заклинания одноразовые. Азатот действует как обычное заклинание, просто при касте оно даёт возможность положить на карту сразу два куба, но никто не мешает вам положить туда только один. В этом случает второй слот вы “теряете”.
      5) Бросок (die roll) означает каждый бросок/попытку выполнения таска. Там вроде есть понятия “once per die roll” и “once per turn”, т.е. один раз за бросок и один раз за ход.

      Как-то так 😉

      • abra
        September 30, 2011 at 23:33

        1) Так а куда кубик возвращается? Его можно сразу же в текущие броски добавлять или он как отложенный за неуспехи?
        2) Но те символы, которые он прикрывает, таки считаются выполненными? Пример:
        задание — Ч(ереп), Т(ентакля), Т в “поутинке” (место для монстра). Приходит монстр и занимает место рядом с Ч. Я использую предмет (труба, например), который убивает монстра, но убитый монстр не снимается (т.е. Т нет) и мне необходимо накрыть только Ч дайсом. И в итоге задание Ч+Т превратилось для меня только в Ч. Так? (мы в итоге сыграли именно так)
        4) Минутку-минутку… Я кастую заклинание в момент ложения на карту-заклинание кубика? А то я заявлял заранее (перед бросками) и предметы, и заклинания и некоторые заклинания даже не использывал, т.е. заявил, не положил кубик, т.к. не нужно было — сбросил заклинание.
        Тут тогда, видимо, я начитил, т.к. использовал в итоге заклинание как 2 по 1 кубику. Хотя у меня на руках было ещё одно заклинание на 1 слот, так что мог бы и его использовать (если выше я правильно понял механизм заклинаний).
        5) Тогда можно предметы добавляющие кубики в процессе бросков добавлять? А то мы играли, что нужно было заранее предметы определять (а одну партию, что вообще ТОЛЬКО 1 предмет или заклинание можно использовать). Так тогда вообще проще 🙂

        Спасибо за ответы.

        • October 1, 2011 at 20:15

          1) На 100% не скажу, ну мы играем, что можно, считаем его “спасённым” кубиком.
          2) Ну ты намудрил. Если я правильно тебя понял, то верно. Монстр убит, а то, что не было им прикрыто ты выбросил на кубике – значит эта линия с заданием выполнена. Но если всё приключение не удалось выполнить, то монстр забирается, и следующий раз придётся выполнять и Ч и то, что было под монстром 🙂
          3) (у тебя сразу 4 🙂 )Всё верно – заклинания кастуются перед броском. В итоге игрок обязан отложить на карту заклинания столько кубиков, сколько слотов на карточке (тут я ошибся немного). Но перед тем как отложить, игрок может перебросить кубики, используя фишку улики или особую способность героя.
          4) В процессе бросков можно использовать предметы. Но нельзя, например, отложить красный кубик, и его снова забрать 🙂

  8. DOMiNiON
    August 31, 2012 at 14:20

    Приветствую! Приехала коробка. Вчера разложили пробную партию. Есть пара непоняток 🙂
    Вопрос по уликам. Цитата: “каждая фишка улики разрешает перебросить один кубик…”. Я, как понял, можно перебросить ОДИН или НЕСКОЛЬКО кубов (a player may spend one of his Clue tokens to re-roll any or all of the dice in his dice pool before determining if he has completed any tasks on the Adventure card). Я прав?

    Вопрос по заданиям. После того, как задание провалено, я могу убрать 1 кубик и попытаться выполнить его снова. Эту операцию я могу делать только единожды или же потом ещё опять могу убрать 1 кубик и опять и опять? Вроде как это можно делать 1 раз… И при провале задания я получаю 2 наказания: центральный текст на карте задания и символы на красном фоне внизу, так?
    Спасибо за внимание ))

    • August 31, 2012 at 14:56

      Привет, привет!
      1. За 1 улику можно 1 раз перебросить сколько угодно кубов.
      2. Убирается по одному кубику после каждой неудачи. Делаешь так, пока не выполнишь/провалишь задание.
      3. При окончательном провале ты получаешь наказание, которое внизу. По центральному наказнию: если там написано “В полночь”, то оно происходит, когда на часах будет 12 (последняя фаза хода). Если же там написано “Террор”, то это наказание получаешь после каждого неудачного броска на задание.

    • _ГрАнд_
      August 31, 2012 at 14:59

      1. “Один или все кубики” То есть или перебросить все, или отложить “правильные” и перебросить другие.
      2. Откладывая каждый раз по кубу, можно перебрасывать с таким “откладыванием” сколько угодно раз, пока кубы не кончатся.
      3. Текст на карты срабатывает, только если провалена проверка и выпал “ужас” на одном или нескольких кубах (один раз независимо от количества “ужасов”). Или текст относится только к полуночи – при провале проверки вообще никак не действует.

  9. DOMiNiON
    August 31, 2012 at 18:09

    Владимир и Гранд, большое спасибо за комментарии!
    3. По центр. наказанию: когда часы пробили 12 раз, мне получается нужно вспомнить какие задания были провалены в последние 4 хода и принять наказания, т.к. теоретически я же мог провалить задание и в 12 ночи нового дня, т.е. до следующей полуночи остаётся ещё три хода. Верно?

    • August 31, 2012 at 19:37

      Не-не, что-то ты намудрил 🙂 Когда пробивает 12, то разыгрываются наказания “At Midnight” на всех картах, которые лежат на столе. Во время выполнения заданий “At Midnight” вообще не причём. Поэтому от таких локаций следует избавляться до полуночи.

  10. DOMiNiON
    August 31, 2012 at 20:08

    Ааа, точно, невнимательно прочитал правила 😦 Vladimir, thanx)))

    • September 1, 2012 at 17:34

      Пожалуйста, если что обращайся ещё.

  11. Cergej
    October 21, 2012 at 13:39

    Вопросы:
    1. Если задание может быть выполнено, оно должно быть обязательнь выполненно? В последовательных приключениях это не всегда выгодно
    2. Где и когда можно меняться шмотками?
    3. Заклинание играется и выкладывается после броска кубиков (на выполнение задания)?
    4. По каким правилам размещаются монстры, если есть несколько специальных мест, или если мест (спец.) не вообще?
    5. Максимальное кол-во монстров на карте?

  12. Cergej
    October 22, 2012 at 11:26

    1. При успехе игрок обязан выполнить задание, или на его усмотрение?
    2. По каким правилам расставляются монстры, если в игре несколько мест для монстров?
    3. Есть ли максимальное ограничение монстров на карте.
    4. Заклинания играются до броска кубиков (на прохождение задания) или после и зависит ли это от успеха бросков?
    5. Какие вещи берет в начале игры Аманда Ш.?

    • October 23, 2012 at 00:31

      1. Исследователю необязательно выполнять задание, т.е. если он не может или не хочет, то в обоих случаях задание считается проваленным.
      2. Меняться нельзя.
      3. Насколько помню, в правилах было “перед”, но в факе потом исправлено, что “после” броска.
      4. Монстры размещаются на белые “рамки” на картах. Если таких на поле нет, то по выбору игрока под картой. По-моему, во второй редакции правил написано, что монстров следует распределять равномерно.
      5. Шарп может взять 2 карты из любого дека.

  13. Cergej
    October 23, 2012 at 12:00

    спасиб

  1. September 27, 2011 at 11:19

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.