Betrayal at House on the Hill – 50 историй о доме на холме
Казалось бы, игр-страшилок нам хватает, есть и Ужас Аркхэма и Mansions of Madness: как говориться, играй – не хочу. Но душа всё равно требует свежей порции адреналина, новых неизведанных, пугающих мест, а руки так и тянутся к очередной коробке с мистическими историями. Так произошло и на этот раз, когда на распродаже я приметил Betrayal at House on the Hill, игру, о которой мне было известно немногое, а именно, что это “ужастик” 2004 года от Avalon Hill (Hasbro) и Wizards of the Coast про исследователей и некий дом, полный тайн и призраков.

Начало партии на троих игроков
Первое впечатление после вскрытия коробки было отнюдь не радужным – блеклые тайлы комнат, невыразительные карты, жетоны разных форм с какими-то словами, а не рисунками, нелепые фигурки. Неудивительно, что разбалованные “жирными” миниатюрками от Fantasy Flight Games, мы поначалу немного расстроились.

Правильно! Детей вперёд, а сам сзади с фонариком
А дальше – больше. Когда я выдавил все компоненты, оказалось что тайлы комнат и карточки персонажей искривлены. Даже после недели под тяжеленным весом они не выпрямились, а так и остались слегка “сгорбленными”. Играть, конечно, не мешает, но неприятный осадок всё же остался. Позже на BGG я узнал, что это широко известная проблема второй редакции игры (производитель допустил ошибку в технологии изготовления картонных компонентов), и что нужно написать издателю, и тогда тайлы заменят. Я сразу же отправил жалобу и буквально через день получил ответ: мол, надо указать обратный адрес, и тогда запрос перешлют в специальный отдел, а там в свою очередь всё исправят. Адрес написал, и на днях получил мейл: “ждите посылку в ближайшую неделю-две”. Немного полегчало.
Следующим разочарованием были правила, которые написаны, мягко говоря, “оригинально”. Про такие простые истины, как порядок хода и пояснение всех без исключения игровых моментов, авторы наверно забыли. Благо, что правила несложные, и мы в них разобрались по ходу дела.
На этом неприятности закончились, а далее случилось нелогичное – мы неожиданно влюбились в эту игру. Это даже не смотря на то, что при заявленном минимуме в 3 игрока мы играем вдвоём сразу за 3 персонажей. Чем же нас так покорил Betrayal at House on the Hill?
Трудно в учении, легко в бою
Уже после первой партии становится понятно, что в игре нет каких-то замысловатых механик, надоедливых нюансов или трудно запоминаемых символов. По сути, тут всего два основных момента, которые следует держать в голове – это возможные действия персонажа, такие как передвижение и атака, и правила исследования комнат. Касаемо действий – тут всё просто. Персонаж двигается согласно характеристике скорости на его карточке (speed), а атакует с помощью силы (might).
Комнаты исследуются ещё проще: игрок выбирает направление, после вскрывает тайл соответствующего уровня дома, а затем максимально логично присоединяет его к текущей комнате и перемещает фигурку своего персонажа. Если на комнате нарисован значок события/ предмета/ знамения, то игрок тянет карту и следует её указаниям. Событие обычно требует совершить проверку какой-то характеристики, предмет – даёт возможность заполучить оружие, а предзнаменование – это что-то среднее между предметом и событием, – тут можно и нарваться на неприятности и найти что-то полезное.
Проверки характеристик проводятся на специальных кубиках с тремя возможными символами: пусто, 1 и 2. Выглядит это примерно так: “На вас со стен начала сыпаться штукатурка, проверьте скорость (5+), чтобы отпрыгнуть в сторону. Если вы провалили проверку, получите 1 кубик физического увечья”. Игрок смотрит текущее значение скорости своего персонажа, берёт количество кубиков, равное этому значению, и бросает с надеждой в сумме получить 5 или больше точек.
В общем, правила несложные, и действия, которые необходимо совершить, обусловлены картами событий, предметов и сценариями.
Пьеса в двух частях
Партия в Betrayal at House on the Hill состоит из двух абсолютно противоположных в плане взаимоотношений между игроками/ персонажами частей. Первая – это исследование дома. Оказавшись запертыми в жутком особняке, герои начинают бродить по разным помещениям в поисках выхода. Поиски сопровождаются различными мистическими событиями и неожиданными находками. Интересно, что дом поделён на уровни, – можно подняться на второй этаж и испытать удачу там, а можно случайно провалиться в подвал, откуда выбраться не так-то и просто.
Поначалу игроки действуют в команде, поэтому первая исследовательская часть проходит относительно мирно. Но длится эта благодать недолго.

Чёрная ворона - плохой знак
На некоторых тайлах есть значок “знамения”. После того, как игрок обнаружил комнату с таким значком, он не только тянет соответствующую карту, но и делает проверку на предательство – кидает 6 кубиков. Если результат меньше количества вскрытых карт “знамений”, то происходит ужасное – в одного из героев вселяется зло, и он становится предателем.
Фактически, команда раскалывается, и у каждой стороны появляются свои цели. Игрок-плохиш и номер сценария, по которому теперь будет развиваться сюжет, определяется по специальной матрице в книге предателя. Далее и предатель и герои изучают задания в своих книжках. Часто и те и другие совершают небольшие подготовительные манипуляции с жетонами и зачитывают “общий” текст. Ещё у каждой стороны есть тайная информация и подсказки, которые известны только им, что добавляет в развитие сценария неожиданные повороты. Герои знакомятся с условиями победы, а предатель – с монстрами, которые будут находиться под его контролем. Цель предателя преимущественно одна – расправиться со всеми героями.

С виду ну точно предатель!
После ознакомления с заданием игра продолжается, только уже в другом ключе: герои судорожно пытаются выполнить условия победы, а предатель, заливаясь демоническим смехом, всячески им мешает.
Сценарии очень разнообразные и оригинальные, и вообще, их целых 50 штук! Например, в последнем, что мы играли, история была следующей. Предатель специально затащил героев в особняк, т.к. особняк был живым и нуждался в подпитке жизненной силой людей. С каждым ходом персонажи старели и получали различные штрафы к своим характеристикам. За смерть героя предатель, наоборот, молодел и улучшал свои параметры. Чтобы спастись, героям нужно было совершить специальные ритуалы в указанных комнатах.
Просто, но со вкусом
Несмотря на всю простоту, сама игра проходит очень атмосферно, т.к. именно незамысловатость правил позволяет с лёгкостью погрузиться в эти жуткие мини-истории. Само исследование длится 20-30 минут, а фаза борьбы с предателем и того меньше, минут 15-20. Сценарии небольшие: история на пару предложений плюс несколько слов о специальных правилах и условия победы. В общем, заскучать вы просто не успеете.
Со временем захватывающий игровой процесс взял своё, и мы перестали заострять своё внимание на огрехах исполнения. Кроме того, многие моменты перекочевали из категории “недостатки” в “интересные особенности”, которые по сравнению с другими играми придают этой настолке некоторую изюминку. После нескольких партий не возникает никаких сомнений, что “начинка” Betrayal at House on the Hill приготовлена на совесть. Это и трепетное отношение к персонажам, у которых даже есть хобби и дата рождения, и множество специальных комнат, исследование которых сопровождается тем или иным событием, ну и, конечно, огромное количество леденящих душу и в то же время таких ироничных сценариев.
Задания продуманы до мелочей, и все эти мелочи чудесным образом формируют одну связную историю. Конечно, нужно понимать, что игра эта не на победу, а на сюжет, и от случая тут не уйти, – он закрался и во вскрытие тайлов комнат, и в хитрую систему выбора предателя, ну а в кубиках он, вообще, чувствует себя как дома. Не стоит надеяться и на баланс сил в сценариях, т.к. даже расположение комнат может идти на руку как одной, так и другой стороне.
Подытожим:
- Подготовка к игре не займёт много времени
- Динамичные запоминающиеся партии длиной около часа
- На практике правила усваиваются без особых проблем
- Оригинальный сюжет, в котором любой может оказаться предателем
- Атмосфера “страшилки” реализована на должном уровне
- Куча разнообразных сценариев
- Неважно написанные правила
- Мало карт событий и предметов
- Много случая, что неудивительно, т.к. игра не на победу, а на историю
- Кривые тайлы второго издания 2010 года, которые, впрочем, обещают заменить
- Нужно знать английский, т.к. каждый может быть на месте предателя, а со сценарием нужно знакомиться тайно
Наша оценка 8,5/10.
А плюсов то на один всего лишь больше=)
Игра хорошая, но жаль, что для большой компании.
Недостатки есть, и это факт. Кому-то они покажутся критичными, но мы с ними благополучно ужились 🙂
Сам в выходные вертел коробочку в руках, но решил повременить с покупкой, все-таки много текста и читать его придется любому игроку, да еще и показывать другим нельзя. И если в компании с английским не у всех все ладно, то возникнут сложности.
А игра, судя по всему инртересная, да еще и достаточно быстрая для такого жанра.
Ужастик-филлер, я её называю. Подойдёт, когда хочется жутких, но коротких историй 🙂
а мне именно это не нравится в игре – слишком быстро для меня все происходит, насладиться приключением не успеваю )) надо чаще играть, значит!
прям заинтересовалась 🙂
Погляжу в эту сторону после освоения Ужаса Аркхэма, Mansions of Madness и Last Night of the Earth)
Много придётся русифицировать 😉
Слышал, что на Тесере кто-то занялся переводом сценариев.
Спасибо за обзор! Тоже оказался обладателем “кривой” редакции. Подскажите вкратце процедуру запроса тайлов на замену.
Об этом как раз писал в отдельном посте:
https://boardgameslv.wordpress.com/2011/12/21/betrayal-at-house-on-the-hill-tile-replacement/
огромное спасибо за наводку. замену тайлов уже (!) получил. меньше 2 недель заняла переписка и получение посылки – я немного в шоке от такой скорости ))
С сервисом у них всё в порядке, так что теперь можете думать, что делать со старым комплектом тайлов. Я пока оставил, жалко выкинуть. Может в будущем для своей игры использую 🙂
“Это даже не смотря на то, что при заявленном минимуме в 3 игрока мы играем вдвоём сразу за 3 персонажей”
Владимир, это действительно возможно? А как быть с предателем, играть один ход за предателя, а другой за положительного персонажа, если один из твоих персонажей им оказывается? )
мы (нас трое – играем за 4) в таком случае передаем управление “добрым ” персонажем другому игроку.
Именно так, всё равно в начале, пока исследуешь дом, не принципиально, кто кем руководит.
Играть за доп. перса не сложно? ) А вот 50 сценариев это, конечно, роскошно. Сразу видно, что разработчик не FFG )) А вот тайлам не помешал бы редизайн покрасивше, конечно.
Пока идёт кооператив не сложно абсолютно, ходи по дому, исследуй, собирай лут. Когда начинается противостояние, то самому с собой тоже легче договориться 🙂
Да, и перевод есть всех сценариев кстати уже есть. Тайлы и жетоны средненькие, да и фигурки тоже, правда, покрашенные.
Мда, вот бы Mansions of Madness такое же кол-во сценариев. А этой игре оформление от МОМ. Владимир, вам МОМ больше нравится?
Мне больше Mansions of Madness нравится, в Бетраяле желательно большую компанию (которую не всегда найдёшь), да и в зависимости от ситуации развязка в сценарии не всегда получается, скажем так, напряжённой. Но зато Бетраял играется за час.
Поддерживаю. у Предательства огромные плюсы: моментальная подготовка и небольшое, но довольно насыщенное игровое время. Сценарии попадаются весьма интересные.и развязки случаются весьма неожиданные , порой для обоих сторон 🙂
А у кого как держатся клипсы на карточках персов? А то, покупая переживал лишь за “кривость” тайлов комнат, а реальной оказалась проблема клипс… Приходится играть не карточками персов, а доп-но распечатанными листами. На БЖЖ же проблему свободно болтающихся клипс как то не поднимали вроде – что у всех они держатся жёстко на листах Героев?
С клипсами проблема тоже есть, но из всех можно выбрать/подобрать, чтобы более-менее держались.
если плохо держится – чутка поджать и аккуратно надеть.
Спасает, но временно. Можно, в принципе, как при выпрямлении миниатюр – под кипяток, сжать, а потом под холодную.
Была мысль края гексов Героев прозрачным скочем утолщить, но рука не поднялась…
Подскажите пожалуйста после прохождения 50 сценариев, реиграбельность существует?И можно ли все таки играть вдвоем?
Если всё переиграть, то тайные цели будут известны… правда, мне кажется, что многое к тому времени уже забудется – это ж 50 партий! Вдвоём можно играть, контролируя по 2 героя. На BGG пишут, что терпимо, но всё равно не то. Оптимально 4+ игрока.
Решил что окружающих я не подтяну до такого уровня английского несмотря на переводы в интернете, а локализации в ближайшем будущем не планируется продал английскую нераспакованную и заказал русифицированную версию игры “для ознакомления”. Получил вчера на русском от Хана Тохтамыша. Шикарно сделана конечно) На уровне наших локализаторов и даже лучше качество некоторых. Одни книги предателей и сыщиков чего стоят. Будем в выходные изучать, возлагаю большие надежды и по количеству игроков и по продолжительности игры и по сложности и по атмосферности))
Да, он крутые версии делает, пойду, кстати, посмотрю фотки, давно не заходил на его сайт.