Star Trek: Fleet Captains. Огонь, Мистер Сулу, огонь!
На прошлой неделе удалось сыграть в новинку от WizKids (Quarriors!, Mage Knight) Star Trek: Fleet Captains целых 4 раза, а это значит, что самое время поделиться впечатлениями.
Коротко об игре
В Star Trek: Fleet Captains игрокам предстоит сесть в кресла командиров двух космической флотов из вселенной “Звездный путь” (Star Trek) – созидательной Объединённой Федерации и агрессивной Империи Клингонов.
В начале партии игроки формируют флот, колоду приказов, получают миссии и отправляются в путешествие по неизведанной части галактики. Цель игры – набрать определённое количество победных очков (от 6 до 38). Очки даются за выполнение миссий, успешное прохождение испытаний на неизведанных локациях, построенные базы и уничтожение кораблей противника.
Играть ST: Fleet Captains можно вдвоём (и рекомендуется) или вчетвером (по двое на каждую сторону). При стандартной цели в 10 очков, партия займёт около часа.
Готовимся к вылету
Первым делом нужно составить карту неизведанной галактики. Игровое поле может быть разным как по размеру, так и по форме, и ограничивается только вашей фантазией и количеством тайлов (в игре их 50 штук). При стандартной игре поле формируется из 27 гексов, которые выкладываются взакрытую.
Локации представляют собой космические просторы, различные планеты, туманности. Во время исследования нового сектора (вскрытия гекса) игрок кидает кубик и при определённом значении тянет карту контакта с неким событием или испытанием (обычно плохим), которое сразу же нужно преодолеть.
По обе стороны галактики находятся небольшие листы командных пунктов каждой из сторон – отсюда корабли будут начинать свой путь. Также эти листы организуют личное пространство игрока, они напоминают, куда какие карты следует класть во время партии. Мы же руководствовались не этими памятками, а размером нашего стола, поэтому поля служили нам в основном хранилищем карт и жетонов победных очков.
Рядом с галактикой выкладываются оставшиеся тайлы локаций, карты контактов, миссий и жетоны.
Теперь можно приступать к выбору флота. Флот формируется исходя из количества очков, требуемых для победы. Допустим, игроки договорились играть до 10 очков. Перемешав колоды своих кораблей, они тянут карты, пока суммарное значение размера их кораблей не будет чуть меньше или равно 10.
В игре на каждую сторону приходится по 12 кораблей размером от 1 до 5. При игре до 10 очков флот обычно состоит из трёх-четырёх кораблей. Выбрав карточки, ищем в коробке соответствующие фигурки и любуемся: высокая детализации, прозрачная ножка и оригинальная подставка.
Снизу на подставке есть крутящееся и щёлкающее колёсико, при вращении которого меняются текущие характеристики корабля – происходит как бы перераспределение мощности между четырьмя его системами: орудиями, сенсорами, двигателями и щитами. Для удобства все возможные комбинации систем указаны на карточке корабля.
Системы нужны для прохождения различных тестов во время испытаний, боёв и миссий. Допустим, если требуется проверить сенсоры на 15, то нужно чтобы сенсоры корабля имели значение 15 или выше. Значение на подставке можно модифицировать картами приказов, свойствами корабля и кубиком, который бросается в конце каждой проверки.
С флотом определились, теперь время набрать команду. На каждую сторону приходится по 10 колод приказов, в каждой колоде по 10 карт. Игроку нужно выбрать на партию 4 колоды и замешать их в одну, т.е. на партию у каждого будет по 40 карт приказов. Наборы не делятся на какие-то конкретные категории, они скорей тематические, например, колода “Капитана Кирка” или “Флагманский корабль”.
При выборе приказов следует ориентироваться по типу миссий, указанных на карточках кораблей. Миссии бывают трёх видов: боевые, научные и на контроль.
Бонусы на картах приказов делятся также на три категории: бой, операции и экипаж. Одна карта может давать сразу три бонуса, что значительно увеличивает выбор игрока.
Поначалу, толком не изучив карты, колоду можно составлять по 2 простым принципам: если предстоит много боевых миссий, то следует брать колоды, где больше боевых бонусов и экипажа, дающего плюшки к атаке и защите; если же вас ждёт много заданий на контроль и науку, то стоит замешать побольше карт с операционными бонусами.
Флот готов, колода приказов тоже, осталось только получить задания из штаба. Cмотрим, какие типы миссий указаны на карточках кораблей, берём карты из соответствующих стопок и замешиваем в отдельную колоду. Последние штрихи: ставим корабли на командный пункт, берём из колоды приказов 4 карты, тянем 3 задания, вскрываем их (если написано “секретное”, не вскрываем, а держим взакрытую) и отправляемся в “звёздный путь”!
Ход игры
Игроки ходят по очереди, во время хода в любом порядке можно совершить следующие действия:
Движение каждым кораблём флота. За очки передвижения отвечают двигатели. Интересный момент, что дальность передвижения зависит не от количества локаций, а от их размера. Чтобы пройти, например, через локацию с размером 9, значение двигателей должно быть 9 или выше, иначе придётся остановиться. Выйти из любой локации стоит 1 очко передвижения.

Туманность. Событие на бросок кубика 1 или 2, размер локации 7.
Перераспределение мощности корабля. Раз в ход каждому кораблю можно поменять характеристики, т.е. выбрать на подставке любое деление в пределах так называемого уровня тревоги. У всех кораблей три уровня тревоги: белый (неповреждённый корабль), жёлтый (одно ранение) и красный (2 ранения).
Розыгрыш карт приказов. В ход можно разыгрывать сколь угодно приказов, при этом карты сразу же добираются. Для розыгрыша достаточно, чтобы выполнялось требуемое на карте условие или просто конкретное действие. Есть также карты, которые как бы прерывают событие и дают мгновенный бонус.
Условия для активации приказа обычно указаны на свойствах операций. Свойство экипаж не требует каких-то условий, вы просто кладёте карту к одному из кораблей, и получаете постоянный бонус. В одном корабле могут одновременно находиться до 4 членов экипажа, но все они должны иметь разные должности. Боевые приказы отыгрываются только во время сражения и ограничены 1 картой за бой.
Сброс карты приказа и миссии. В свой ход игрок может сбросить с руки 1 карту приказа и взять из колоды другую. Также можно поступить и с 1 картой миссии, например, если есть сомнения по поводу её достижения.
Три специальных действия. Кроме действий, описанных выше, игрок может выполнить до трёх специальных действия. Каждый корабль может выполнить максимум одно специальное действие. Действия могут быть следующими:
Бой. Выбираем корабль противника и атакуем его. Атаковать можно хоть тремя кораблями, правда, тогда вы истратите сразу 3 действия. При атаке значение системы орудий атакующего/-их кораблей сравнивается с щитами жертвы. Каждая из сторон может модифицировать своё значение 1 боевой картой и броском кубика.
Например, 2 корабля Федерации нападают на 1 корабль клингонов. Игрок складывает значения орудий двух кораблей, бонус боевого приказа, значение на кубике и в результате получает 21. Корабль клингонов имеет щиты на 4, плюс в корабле сидит инженер, дающий +2 к щитам, плюс на кубике выпадает 3, итого 9. 21 больше 9, значит, корабль клингонов подбит. Количество ранений вычисляем простым делением: 21>9 более чем в два раза, значит, корабль получает два ранения, т.е. игрок поворачивает счётчик на два деления вправо, с белого уровня тревоги на красный. Ещё одно ранение, и корабль клингонов взорвётся.
Влияние. Находясь на локации, можно положить на неё свой жетон контроля или сбросить один чужой. Жетоны нужны для обозначения подконтрольных территорий и постройки постов, колоний и баз. Инфраструктуру можно развивать только на планетах с пометкой обитаемые. На локации может присутствовать только одна сторона, другими словами, вы не сможете контролировать территорию, пока не избавитесь от всех жетонов противника.
Починка. Находясь на локации с собственной базой, колонией, постом, или на стартовом командном пункте игрок может починить одно повреждение корабля, т.е. повернуть счётчик на предыдущий уровень угрозы. Тут же можно избавиться и от плохих жетонов, дающих штрафы к системам, которые вам навешал противник.
Сканирование. Игрок может просканировать соседнюю локацию, т.е. подсмотреть её. Также находясь на локации с жетонами невидимок, игрок может вывести на чистую воду вражеский корабль.
Невидимка. В основном это действие касается кораблей клингонов, которые имеют свойства становиться невидимыми. Выбрав это действие, игрок убирает фигурку корабля с поля, а вместо неё кладёт жетон невидимки. Корабль-невидимка не может предпринимать никаких действий, кроме как летать. Напасть на него тоже нельзя. Если на поле будет только один жетон невидимки, то просканировать и раскрыть его не составит труда, поэтому невидимке доступно ещё одно действие – он может делать зеркальные отображения собственного корабля (множить жетоны невидимок на поле), чтобы запутать противника.
Транспортировка и тесты систем. Иногда для выполнения отдельных миссий потребуется высадить людей, перевезти/украсть какой-нибудь груз, или же сделать тест одной из систем.
Подкрепление. После того, как ваш корабль потерпел крушение или был уничтожен, вы можете запросить у штаба подкрепление. Это означает, что можно выбрать любой корабль из оставшихся в запасе, но чтобы он “влезал” в допустимый размер флота.
Если не углубляться в нюансы, то в принципе, это все основные действия. Есть ещё много других моментов, таких как совместное передвижение, прорыв сквозь локацию с врагом, уход от кораблей противника и т.д. Действий много, но все они достаточно логичны и легко запоминаются. Поначалу от обилия возможностей глаза просто разбегаются и трудно понять, что делать, но т.к. на действия подстёгивают выбранные миссии, то осваиваешься довольно быстро.
Впечатления
Сначала о компонентах. Спустя пару партий первоначальное “аховое” впечатление сменилось на спорное, особенно это касается крутящихся подставок кораблей. Во-первых, некоторые из них проворачиваются с большим трудом, Катя так вообще не может с ними совладать. Во-вторых, цифры на подставках слишком маленькие, и нужно иметь очень хорошее зрение, чтобы, даже поднеся фигурку к носу, разглядеть их. Сами фигурки кораблей очень хрупкие. Почитав форумы, я понял, что мне ещё очень повезло, что все корабли оказались целы. Часто в коробке несколько фигурок оказываются поломанными, а зная WizKids и их тормознутый сервис, можно сказать, что мне повезло вдвойне. Внешне миниатюры исполнены на отлично, практически все они разные, и по конструкции, и по размеру.
Поменялось и первоначальное отношение к тайлам, только в этом случае в лучшую сторону. Изначально мне не понравилось, что тайлы локаций очень тонкие, толщиной с обычную карту, но на практике оказалось, что их очень удобно переворачивать. А то знаете, как бывает тяжело взять со стола плотный гекс, не имея ногтей. Если же тайлы начнут снашиваться, можно попробовать их заламинировать.
Ну а к картам осталась та же претензия, слишком уж они тонкие, но это дело я сразу же исправил протекторами. Кстати, некоторые карты между собой склеились, из-за чего на уголках сошла печать, – не критично, но всё же.
Теперь о правилах. Они объёмны, но написаны на удивление хорошо, иллюстраций и примеров море. После их прочтения практически не возникло вопросов. Единственная претензия к правилам – по ним трудно ориентироваться, разделы никак не пронумерованы, а ссылки не содержат страниц. Сразу же возникает вопрос, зачем тогда вообще эти ссылки?
Повторюсь, что правил много и поначалу думаешь, как же во всём этом разобраться. В первой партии мы просто терялись в дебрях возможностей. В свой ход нужно походить всеми кораблями, пройти контакты, совершить 3 действия и всё это следует делать, держа в голове задания и карты приказов. Поначалу это утомляло. Но после двух партий дело пошло веселей, а главное, появилась вовлечённость в эту гонку за миссиями.
Ну и сам игровой процесс. Если в нескольких словах, то увлекательно и очень атмосферно. Судите сами: за последнюю партию я успешно исследовал неизвестную звезду, просканировал пригодную для жизни планету, построил космическую станцию, установил контроль над вражеской локацией, украл с корабля противника важный груз и выполнил ещё несколько других заданий. В итоге очков мы набрали поровну, и я победил только благодаря тому, что ходил второй. Вот такое получается насыщенное путешествие по галактике, подстёгиваемое миссиями. Примечательно, что как только всё разложишь на столе, то сразу же представляешь себя прям каким-то капитаном космического флота из сериала 80-ых, ну если судить по иллюстрациям.
C одной стороны игра не претендуют на супер стратегичность, но с другой – заставляет думать и переживать. По ходу партии постоянно сталкиваешься с интересным и неочевидным выбором, прокручиваешь в голове моменты, в которых пару минут назад мог бы поступить по-другому, а после – хочется обсудить с соперником самые яркие моменты противостояния.
Для победы нужно постоянно следить за действиями соперника. Вряд ли он будет просто так от нечего делать прогуливаться по галактике. В среднем игра длиться 4-6 ходов, поэтому, поверьте, любое действие противника направлено на выполнение какой-то секретной миссии, а не секретные вы и так знаете.
Реиграбельность просто огромна. Случайный выбор флота, разные свойства кораблей, случайная раскладка галактики, по 10 колод приказов, куча миссий, контакты…
Если сравнивать с другими играми, то на ум сразу же приходит недавно опробованный Nexus Ops. То же исследование территорий, те же миссии, те же сражения, те же карты поддержки. Но если прелесть Нексуса в его простоте, и чуть ли не примитивности, то тут всё более комплексно и не нужно собирать рубиум. Единственное, что меня смущает, это отсутствие какой-то чёткой структуры хода, ну не привык я к такой свободе действий.
Star Trek: Fleet Captains приятно удивил. Опасался, что будет сложно, долго и нудно, а вышло всё наоборот, и пока желание играть растёт с каждой партией. Рекомендую взять на заметку поклонникам сериала, космической тематики, да и не только.
Что понравилось, а что нет:
логичные правила;
шикарные миниатюры кораблей;
огромная реиграбельность;
регулируемое время на партию;
атмосфера космической разведывательной миссии;
разнонаправленность флота;
множество стратегий, привязанных к заданиям;
возможность формировать колоды приказов;
возможность разыгрывать карты приказов различными способами.
плохо структурированные правила;
фигурки кораблей хрупкие;
низкое качество остальных компонентов (кроме жетонов);
неудобная и не слишком наглядная система определения характеристик корабля;
отсутствие чёткой структуры хода;
цена.
Твёрдые 8 баллов.
Странно высокая оценка при таких недостатках)
Недостатки есть, но основная причина 8-ки желание раскладывать снова и снова (в ближайшее время уж точно).
Наканец-то почитал! А то в последнее время загруз по работе, не было время даже почитать 🙂
Отличный обзор! Игра заинтересовала, но теперь боюсь покупать из-за страха получить поломанные фигурки. Должна быть атмосферная. Я хоть и не большой фанат сериала, но немного смотрел, некая своя притягательность в мире “Стар Трека” есть и, судя по обзору, игра ее передает.
“Рентабельность просто огромна. ”
наверное имел в виду реиграбельность? 🙂
Эх, конечно, реиграбельность – spelling check надо мной подшутил 🙂 Хотя, судя по тому, что в скором времени планируется дополнение, то рентабельность у игры тоже ничего. Кстати, в допе будет новая раса Ромуланцы, а следовательно, можно будет играть втроём.
Сломанные фигурки – это неприятно, но их всегда можно склеить. Плохо, когда недобор, но насколько я знаю, тут такое случается редко.
Мы с Катей ещё больше прониклись атмосферой. Начали с фильма 2009 года, а сейчас смотрим оригинальный сериал 1966-ого 🙂
да, атмосфера действительно необходима… сейчас, после сериала, все совсем по-другому выглядит 🙂
Сериал обалденный. При чем именно ТОС (The Original Series), остальные уже скорее на уровне “попадаются хорошие серии”. Странно что смешаны персонажи (и дизайн) первых двух сериалов, а ведь между ними 70 лет.
На игру вот тоже посматривал, но теперь скорее, после обзора, скорее да.
Спок лучший!
Думаю, что “замес” из разных сериалов тут потому, чтобы вызвать у игроков-поклонников побольше ностальгии, т.е. привлечь большую аудиторию 🙂
В игру после долгого времени играть желание не пропало, хотя признаюсь, раскладываем мы её не часто, опять же по причине постоянного появления новинок. Ну и обычно компания собирается больше двух человек.