CO2 – проблема загрязнения окружающей среды в “настольном” масштабе
В 1970 году правительства стран мира сталкиваются с беспрецедентным спросом на энергию, и чтобы удовлетворить этот огромный спрос, повсеместно начинают строиться загрязняющие окружающую среду электростанции. Из года в год объёмы загрязнения растут, и ничего не делается для того, чтобы хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию. И только когда проблема приобретает угрожающие масштабы, человечество начинает осознавать, что потребность в энергии должна “покрываться” за счёт других, более чистых источников. Тогда компании, имеющие опыт в сфере энергетики, начинают предлагать проекты, которые обеспечат людей необходимой энергией без плачевных последствий. Региональные власти готовы финансировать эти проекты и способствовать их осуществлению, инвестируя большие деньги. Ведь если не остановить загрязнение, то игра будет закончена для всех нас.
Такими словами начинаются правила ещё одной новинки Эссена – стратегической евро-игры CO2. Что же скрывается за столь глобальной темой и обилием деревянных и картонных компонентов, об этом в сегодняшней заметке.
CO2
(количество игроков 1-5, время на партию 2 часа)
В CO2 игроки выступают в роли руководителей крупных энергетических компаний, которые откликнулись на просьбы глав государств о внедрении новых, “зелёных” источников энергии. Цель компаний – остановить рост загрязнения и увеличить число безопасных станций, ну и, конечно, поиметь с этого прибыль.
Для реализации своих планов руководителям придётся эффективно распоряжаться денежными средствами, технологическими ресурсами, набираться опыта, а также участвовать в саммитах по защите окружающей среды.
Если, работая сообща, компаниям всё же удастся преодолеть энергетический кризис, то самый предприимчивый руководитель, набравший наибольшее количество победных очков, будет объявлен победителем.
Победные очки игроки получают, зарабатывая деньги, торгуя разрешениями на выброс углерода (CEP), строя “зелёные” электростанции, достигая цели собственной компании, а также выполняя задачи, поставленные ООН.

Устаревшие станции
Партия начинается с того, что между регионами распределяются тайлы задач, на которых указаны типы энергии, необходимые данному региону, и выкладываются тайлы саммитов. Также в каждый регион помещается по одной старой, загрязняющей среду, станции. После этого уровень загрязнения всех станций суммируется и отмечается на треке концентрации углекислого газа. Кроме этого в центр поля кладутся фишки разрешений CEP, и на специальном треке устанавливается их цена. На краю поля размещается колода событий, которая будет оповещать об энергетическом кризисе в отдельно взятом регионе, если руководители компаний будут игнорировать спрос потребителей. Рядом с полем кладутся кубики технологий, тайлы проектов, тайлы старых и новых, “зелёных” станций, оставшиеся тайлы саммитов и карты задач ООН. Игроки начинают игру с картами целей для своих компаний, картами лоббирования, дисками влияния и фишками учёных своего цвета.
Партия в CO2 состоит из 5 так называемых декад, каждая из которых делится на 2 фазы: фазу снабжения и фазу действий.
Снабжение
В этой фазе игроки получают доход, удовлетворяют текущий спрос на энергию и, если требуется, разыгрывают карту события.
Кто получает доход, определяется на специальных треках опыта по освоению “зелёных” источников энергии. Всего 5 разных треков: солнечная энергия, вторичная переработка, биомасса, ядерный холодный сплав и леса, которые как бы и не являются источником, но способствуют понижению уровня углекислого газа. Доход в виде монет или победных очков (по желанию игрока) получают только первые и вторые места.
С каждой декадой спрос на энергию в регионах растёт, поэтому если игроки не смогли удовлетворить потребность в энергии постройкой новых “чистых” станций, то на помощь приходят компании, которые по старинке гонят энергию из угля, нефти и газа. В фазе снабжении эти регионы заполняются старыми станциями, тем самым повышая уровень загрязнения на треке концентрации углекислого газа.

Карты событий
Если после этого уровень концентрации CO2 равен или больше 350 ppm, то в указанном на карте события регионе случается энергетический кризис. Чтобы избежать катастрофы и устранить её последствия, игроки, не построившие “зелёные” станции в данном регионе, должны пожертвовать кубик технологий или же потерять 2 ПО. В дальнейшем кубики технологий в этом регионе станут своеобразным грантом для тех, кто всё-таки решится внедрить здесь новые источники энергии.
Действия
В этой фазе игроки по очереди выполняют различные действия определённое количество раундов. За ход нужно выполнить одно из трёх обязательных действий и по желанию совершить от одного до трёх дополнительных.
Обязательные действия
Предложение проекта. Чтобы реализовать проект, для начала его нужно предложить. Для этого игрок просто берёт тайл проекта и кладёт его в регион, соблюдая потребности региона в видах энергии. В зависимости от места, куда был размещён тайл, игрок получает один из трёх возможных бонусов – деньги, 2 кубика технологий или фишку учёного.
Внедрение проекта. Заплатив в банк 1 разрешение CEP, игрок может перевернуть ранее предложенный проект. Тем самым он приближает проект к завершению, а также получает указанный на тайле бонус. Плюшки всё те же – деньги, кубики технологий или разрешения.
Постройка станции. Для завершения проекта игрок выбирает доступную станцию и кладёт её на место внедрённого проекта с тем же видом энергии, заплатив стоимость в деньгах, ресурсах технологий и опыте на соответствующем треке. Построенная электростанция помечается диском игрока и приносит указанное на ней количество ПО. Если в регионе нет свободных мест, то новая “зелёная” станция заменяет устаревшую. За это регион получает дополнительное разрешение CEP, а уровень содержания CO2 снижается.

Этапы реализации проекта, от предложения до постройки
Как видно, обязательные действия в основном направлены на совместное “озеленение” регионов новыми источниками энергии. Но тут нужно быть начеку, так как конкуренты не дремлют и всегда готовы позариться на ваш проект.
Дополнительные действия
Во время своего хода игрок может выполнить до трёх дополнительных действий, – передвинуть фишку учёного, посетить рынок и сыграть 1 карту. Каждое из этих действий можно совершить только один раз.
Учёные. Игрок может поместить своего учёного на любой вакантный проект или же передвинуть фишку с одного проекта на другой. Также учёных можно отправлять на мировые саммиты. Все эти манипуляции позволяют продвигаться на треках освоения источников энергии или другими словами – приносят очки опыта. Игрок получает опыт: если на конец хода его учёные работают над проектами, участвуют в саммитах (саммиты это, в принципе, дополнительные тайлы для размещения учёных) или помогают конкурентам в постройке станций.

Рынок и тайлы регионального спроса
Рынок. На рынке игрок может купить или продать разрешение на выброс углерода (CEP).
Карты. Во время своего хода игрок может сыграть карту получения очков или карту лоббирования. Карта лоббирования имеет два бонуса, один можно получить при выполнении указанного на ней действия, а другой “бесплатно”, то есть в любой момент. Карты получения очков – это карты задач ООН, которые приносят победные очки при их выполнении. Обычно ООН требует построить некоторое кол-во станций с определенными источниками энергии.
Карты целей компаний схожи с картами задач ООН, только они держатся в тайне и приносят ПО при финальном подсчёте очков.

Карты задач ООН
Игра заканчивается в пользу игроков, если 1) прошло 5 декад, 2) два региона полностью заполнены “зелёными” станциями 3) концентрация углекислого газа уменьшилась до безопасного уровня (стала ниже 350 ppm). Если концентрация CO2 поднялась выше отметки 500 ppm, это означает, что руководители энергетических компаний не справились с поставленными задачами, и все терпят поражение.
Если игроки не допустили глобального загрязнения, то они подсчитывают победные очки: продают все CEP из контролируемых регионов, разменивают деньги на ПО по курсу 2:1, прибавляют ПО за персональные цели, поучают 3 ПО за наибольшее количество выполненных задач ООН, а также 3 ПО за наибольшее кол-во ресурсов технологий. Побеждает самый предприимчивый руководитель, который заработал больше всего очков.
Что ж, звучит всё глобально, заманчиво, но что-то меня пока останавливает от того, чтобы бежать и делать предзаказ. CO2 очень привлекает своей реальной и актуальной темой, это вам не избитое средневековье и пресловутая борьба за очки престижа, – но чтобы определиться с покупкой, хочется опробовать игру на деле. Мне кажется, это из-за того, что при достаточно серьёзной и глобальной тематике борьбы за спасение окружающей среды, процесс, описанный в правилах, достаточно прост, и по сути представляет из себя незамысловатое “расставление рабочих”. Мне, в принципе, нравится эта механика, но не будет ли слишком уныло два часа гоняться за тремя ресурсами? И насколько хорошо “работает” кризис, который должен подталкивать игроков к активным действиям?
Ещё думаю, что в такой игре процесс должен быть под стать теме, глобальным, держащим в постоянном напряжении, да и атмосфера должна играть не последнюю роль. Подожду до Эссена отзывов и буду надеяться, что перед нами не очередная затянутая тайлоукладывалка и миплорасставлялка, а действительно добротное евро.
Картинки взяты с сайта http://www.boardgamegeek.com.
игру делали три года, уверен, что механику отладили за это время.
и новое оформление просто нереальной красоты.
предзаказал себе.
Да, оформление круть, и коробка стильная. Всё больше склоняюсь заказать, тем более пока есть скидка.
А по коммнетариям, напишу на WordPress, может они что могут предложить, или буду думать о смене системы на какой-нибудь Дисгус, например.
Кстати, тоже заинтересовался данной игрой, но подробно еще не изучал, так что спасибо за информацию.
Не за что. Рад, что постепенно возвращаешься к настолкам!
Боюсь даже сглазить, но хочется верить, что будем продолжать играть.
С самого первого взгляда на игру не заинтересовался в ней. Евро, расстановка рабочих, но красивый арт. И всё равно не моё. А потом через пар месяцев смотрю, как-то люди всё присматриваются в ней, в рунете стала появляться в превью… Теперь вот уже приходиться и внимательно изучать игру. Тем более в последнее время в Stone Age стал часто поигрывать=) Покупать тоже пока не планирую. Посмотрим, что БГГшники скажут
Мы тоже в евро стали больше играть, разнообразия хочется, да и на выставке нормального америтреша не предвидится. Мышей не будет, City of Horror внешне не нравится из-за картонных фигур, Level 7 судя по обзору от Весела не очень удался, а Room 25 не успевают доделать. Кстати, CO2 я всё-таки предзаказал со скидкой, а так отдавать 50 евро за неизвестно что было неохота.
Во что из евроигр играете? А то у нас в компании че-то ничего из подобного не идет… взаимодействие маловато – все копаются в своем огороде. А когда какой-нибудь америтреш на столе – вот тогда появляются эмоции))
Ну в евро там каждый сам за себя, и взаимодействие, если оно есть, направлено в основном на то, чтобы пакостить соперникам. Поэтому там эмоции другого плана и часто их держишь при себе, сидишь, варишься в своих мыслях.
Играем во всё по-немногу, не скажу, что у меня есть прям-таки любимые евро. Из того, что в последнее время играли и что понравилось/нравится: Troyes, Santiago de Cuba, Dungeon Petz. Кстати, если не считать боёвку, то Эклипс – отличное экономичесоке евро 🙂
Мы сыграли 2 раза и игра нам очень понравилась, но вчера при игре вдвоём мы зашли в полный штопор. К концу 4го десятилетия у нас не осталось ни одного свободного места для застроек, а значит и дополнительных бонусов больше ждать не приходилось, Ресурсы и деньги тоже закончились, В результате играть дальше уже было невозможно, пришлось игру прекратить. Что-то тут не так, или мы где-то допустили ошибку, но мы не могли ничего по этому поводу найти в правилах.
Была бы благодарна за помощь.
Эмм, что то вы не так делаете 🙂 Вы заменяли грязные станции на зелёные? Если да, то уровень должен был снизиться ниже 350, а по правилам, если во время 4-ой или после 4-ой декады уровень снизился до безопасного, то игра сразу же заканчивается после фазы Operation. Да и деньги тоже так просто не закончатся, их получаешь в начале каждой декады…
Или же вы всё заняли проектами и не смогли ничего построить? Куда вы все деньги дели? 🙂 Проект выкладывается бесплатно, за него даются бонусы, потом за CEP получаете ещё бонусы (когда переворачиваете проекты), да ещё и в начале каждой декады доход идёт с треков опыта.
Да, мы действительно что-то не так делали. Деньги все очень быстро потратили, а во время фазы снабжения ударялись в получение очков, а не денег. Но потом сообразили, что игра таки действительно закончилась после того, как уровень снизился ниже 350, только дошло это до нас слишком поздно и поэтому выяснить победителя было уже невозможно.
Сегодня сыграли уже втроём. И под конец опять застряли… Но таки сумели закончить игру благодаря застройке двух регионов только экологическими станциями.
И опять концовка меня разочаровала. Как-то неэлегантно заканчивается игра, нужно как бы заставить самих себя её закончить, это не происходит само собой, т.к. под конец не всегда можешь выполнить обязательные действия . Или мы всё таки опять что-то делали не так 🙂
Очки тут с умом нужно брать, чаще выгодней взять деньги (т.к. выгодно в очки перерабатывать CEP-ы и цели ООН) Когда получаешь доход, то нужно уже заранее спланировать свои ресурсы действия на ближайшую декаду. Я вот никак не пойму, куда у вас ресурсы уходят? 🙂 Не забываете возможность тратить CEP-ы на install с подконтрольного региона? Активно ли пользуютесь картами лобби? И ещё, что значит не всегда можно выполнить обязательные действия? Вы какие-то ходы вообще их не делаете? Просто в свой ход игрок обязан сделать 1 из трёх основных. Я пока с трудом представляю, что у вас там происходит 🙂 На Dicetower Есть видео от Менцлера, может вы действительно что-то упустили.
После третьей партии мы поняли как лучше всего распоряжаться очками 🙂
А ресурсы у нас уходят на строительство экологических станций, особенно на зелёную – лесную их много уходит , ну и на розыгрыш карт ООН. Про СЕР-ы мы уже тоже поняли и брали их с подконтрольного региона, да и карты лобби тоже вовсю разыгрывали. А вот с обязательными действиями к концу игры напортачили, ионгда их пропускали, т.к. было невыгодно их совершать…И ещё у меня есть подозрение, что мы иногда забывали передвинуть маркер хода и декада таким образом затягивалась. Но задним числом проверить это уже невозможно.
Честно говоря у меня первый раз такие нелады с игрой возникли. Вроде и опыт с настолками уже есть и желание разобраться, а всё не могу суть ухватить 😦
А про Менцлера я и не подумала, надо будет глянуть.
Фух, ну вроде разобрались 🙂 Да, игра из тех, где правила вроде понятны, а играть не совсем получается. Не зря в правилах присутствуют советы для первых партий.
Владимир, мы нашли ошибку! И причём очень дурацкую 🙂 Обнаружили мы это при просмотре обзора Мецлера. Оказывается мы выкладывали тайлы проектов неправильно. Их нужно выкладывать над электростанциями ( что очень логично ), а мы выкладывали на позиции самих электростанций 😦 В правилах мы этот момент пропустили. И я всё это время чувствовала, что мы что-то не так делаем, но не могла понять что. Теперь всё встало на свои места.
Спасибо за помощь! Теперь и играть стало намного интереснее…
Так вот, где собака зарыта, а я тут думал, голову ломал – считал, как у вас выходит такая странная ситуация. Ну что, теперь ждём обзор!
Ну теперь и обзор сделать не стыдно и желание появилось его сделать 🙂
Если сам с собой неправильно играешь – это полбеды, а вот если потом народ неправильно обучаешь, то это кранты… Причём ошибка то очень серьёзная была.
А сейчас на очереди Ninjato, а потом CO2 и Libertalia в планах.
Ninjato будет интересно вдвойне, т.к. её у меня нет, и вообще, об этой игрушке, я мaло чего знаю.
Вот с неё и начнём:) Кстати это в первую очередь по желанию моей дочери.