Home > Kosmonauts > Kosmonauts – осваиваем законы инерции

Kosmonauts – осваиваем законы инерции

Глядя на коробку с игрой Kosmonauts, так и хочется сказать: “Пристегните ремни, сегодня мы отправляемся в незабываемое космическое приключение!”. Иллюстрация на обложке и орбиты движения планет на игровом поле вызывают у меня какие-то тёплые чувства ностальгии по старым советским космическим играм-бродилкам. Именно эти воспоминания и желание опробовать оригинальную механику “свободного парения” в космосе, а также русские корни игры и заставили меня приобрести Космонавтов.

Kosmonauts
2-4 игрока, время на партию около 60 минут.

Игра разработана российскими авторами Юрием Ямщиковым и Надеждой Пенкрат, а издана португальской компанией MESAboardgames.

Компоненты игры

Kosmonauts – это космическая гонка, во время которой игрокам нужно быстрее всех посетить необходимое число планет и вернуться на Землю. Чтобы достичь цели, им придётся умело маневрировать, прокладывать оптимальный маршрут, эффективно распоряжаться запасами топлива, рассчитывать время дозаправок, избегать пояса астероидов, а иногда даже заниматься мелким вредительством, разыгрывая неблагоприятные для соперников карты событий.

Правила игры очень просты, я опишу лишь ключевые моменты, а подробнее с их русской версией можно ознакомиться на Тесере в карточке игры.

Играем вдвоём по продвинутым правилам

Партия начинается с того, что игроки по очереди произвольно раскладывают по орбитам диски планет. Затем каждый берёт по плашке корабля, заполняет баки топливом и кладёт 3 кубика щитов. Рядом с полем кладётся стопка карт событий и жетоны победных очков за посадку на ту или иную планету. Далее всем выдаются карты миссий, и путешествие начинается!

Жетоны посадки с победными очками и карты событий

Каждый раунд игры делится на 4 фазы:

1. Фаза событий. В этой фазе игрок с жетоном инструктора (первого игрока) выбирает одну из трёх открытых карт событий и применяет её эффект. Эффект может быть как положительным, например, заставить всех сбросить некоторое число кубиков топлива, так и отрицательным, например, изменить направление движения кораблей.

Светлые гексы – опасные зоны

Также, кроме карт событий, для усложнения жизни космонавтам на игровом поле имеются опасные зоны – прилегающие к Солнцу гексы, пояс астероидов и центральная непроходимая зона с самим небесным светилом. Если корабль завершил движение в опасной зоне, то ему придётся заплатить щитом, иначе его ждёт эвакуация на планету, которую он посетил последней. Если честно, нам ещё ни разу не приходилось останавливаться в таких зонах, и мне кажется, что для пущего эффекта пояс астероидов нужно было сделать пошире 🙂

Полностью оснащённый корабль

2. Фаза приказов. В этой фазе придётся хорошенько всё обдумать, так как во время неё игроки планируют полёт или решают остаться на дозаправку. Полёт зависит от того, как вы распределили топливо на так называемой розе направлений. Каждый кубик топлива на розе – это один гекс в указанном направлении. За раунд на розу можно положить до трёх кубиков.

Роза направлений

3. Фаза полёта и дозаправки. Сначала про дозаправку. В принципе – это пропуск хода, за время которого игрок, приземлившись на планету, полностью заполняет баки топливом.

Теперь самое интересное – движение, о котором я расскажу подробней. Как я упомянул выше, в третьей фазе игрок передвигает фишку своего корабля на определённое количество гексов, согласно кубикам на розе направлений. Кубики на каждом гексе “разыгрываются” полностью, порядок при этом не важен. Вроде ничего особенного, но фишка тут в другом: пока игрок не приземлится на планету, кубики так и остаются лежать на розе направлений. Как следствие, корабль будет двигаться по инерции, и если его не обуздать, то можно надолго затеряться в космических просторах. Для изменения вектора движения нужно докладывать кубики топлива на соответствующие гексы розы направлений. А как же тормозить, спросите вы? С торможением дело обстоит так – чтобы сбросить одно топливо с ненужного направления, достаточно положить кубик на противоположный гекс, тогда оба кубика “взаимоликвидируются”.

Вперёд, к солнцу!

Такая вот, достаточно оригинальная и атмосферная механика движения, которая иногда заставляет серьёзно задуматься, чтобы рассчитать траекторию полёта на 2-3 хода вперёд, беря во внимание движение планет.

4. Фаза движения планет и кометы. Завершает каждый раунд фаза движения небесных тел, в которой все планеты и комета двигаются по орбитам на соседние деления по часовой стрелке. Приземлившиеся корабли двигаются вместе с ними, мы с Катей назвали это “покататься на планетах”. Иногда это очень помогает, особенно если “оседлать” комету.

Игра заканчивается, когда кто-то из игроков вернулся на Землю, имея при себе не менее 7 жетонов посадки. Тогда все подсчитывают очки за планеты и выполненные миссии.

Первая партия в Kosmonauts у нас с Катей получилась довольно забавной. Я не внимательно прочитал описание карт миссий, поэтому думал, что цифры 1 и 2 на лицевой стороне – это просто обозначение категории, аналогичное тому, что указано на рубашках. На самом деле оказалось, что миссии с единицей приносят очки только, если игрок прилетел на указанную планету первым, а с двойкой – если вторым или единственным. Это мы обнаружили только в конце партии при подсчёте очков, поэтому логично, что всю игру мы с некоторым недоумением прогуливались по космосу, а первые 3 планеты так и вообще посетили вместе. Обнаружив ошибку со словами “ааа, так вот оно что, это ж меняет дело”, мы поняли, что лишили себя самой интересной части гонки – мотивации лететь куда-то быстрее соперника. Потом уже играли правильно.

Карты миссий

Космонавты мне понравились. Игра достойная, а её самодостаточность заключается в “гладком” обыгрыше основной изюминки – элегантной механики движения в космосе. Прокладывать маршрут довольно увлекательно, особую же радость доставляют моменты, когда ты, прямо как заправский пилот-космонавт, достигаешь цели с минимальными затратами топлива.

Стоит отметить, что случайное распределение миссий вносит некий дисбаланс в шансы игроков придти первым, ведь одному могут попасться только близкие к Солнцу планеты, а другому – самые отдалённые, до которых пилить и пилить. Для семейной игры высокая доля случая – привычное дело, но более продвинутым игрокам это может не понравиться. Поэтому авторы пошли навстречу гикам и выложили на той же Тесере продвинутые правила, в которых количество очков за посадку зависит от удалённости планеты, плюс уменьшена доля случая при распределении карт миссий.

Разные события

С базовыми правилами Kosmonauts отлично сойдёт за семейную настолку. Для детей она имеет обучающий характер: даёт представление о Солнечной системе, движении планет. Думаю, что моим племянникам, когда они подрастут, будет интересно и познавательно играть в Космонавтов, ведь гонки – это мальчуковое занятие.

Но лично меня порадовали продвинутые правила для опытных игроков, с которыми  Kosmonauts стала более “контролируемой” и динамичной.

Что касается компонентов, то к качеству претензий нет. Оформление тоже приятное, даже задник поля не остался пустым, на нём изображена схема корабля. Единственное пожелание: если круглые диски действительно напоминают планеты и отлично вписываются в Солнечную систему, то вместо цилиндров-кораблей хотелось бы видеть хоть примитивные, но фигурки, например, как в Galaxy Trucker – с ними полёт будет гораздо приятней.

  1. November 2, 2012 at 06:51

    Интересно, интересно. А я правильно понимаю, что её Правильные игры выпустят? Иначе не достать будет, а я с детьми поиграл бы…

    • Tanion
      November 2, 2012 at 07:36

      Владимир, спасибо за подробный и обстоятельный обзор!

      Gravicapa, поделюсь инсайдерской информацией – русское издание уже выпущено в Германии (с логотипом Правильных игр) и сейчас на пути в Россию.

      • November 2, 2012 at 11:42

        Не за что, Юрий, “работа” такая 🙂

  2. November 2, 2012 at 08:27

    Согласен насчет семейности, в выходные попробую засадить своих домашних. До этого момента обыграл несколько партий с Беляковым Сашей по продвинутым правилам. Отличная идея с уменьшением необходимых планет для посещения при меньшем количестве игроков, из-за этого партии у нас занимали по 30 минут в среднем. Есть претензии, но о них буду писать у себя в обзоре.

  3. November 2, 2012 at 11:29

    Мне кажется, что корабли-цилиндры как раз в тему, ведь их иногда приходится ставить друг на друга. Насколько я помню, на планете ведь можно вдвоём тусоваться?

    • Tanion
      November 2, 2012 at 11:37

      Да, сидеть на одной планете можно и вдвоем, и втроем, и даже вчетвером – планеты большие, всем места хватает 🙂

    • November 2, 2012 at 11:39

      В плане удосбства – да, но ведь фигурки же, можно потерпеть 🙂

      • Tanion
        November 2, 2012 at 11:46

        Надо сказать, что тестировали мы игру с разноцветными фигурками из пластики, но издатель решил, что с делать именно с фишками (полагаю, что это дешевле) и тут мы не смогли ничего сделать 😦

        / Начинаю задумываться над созданием ограниченного тиража корабликов из пластики 🙂 /

        • November 2, 2012 at 12:30

          Можно было такие на Эссене продавать 🙂 Например, Artipia для своей игрушки Among the Stars так и делала – толкала фигурки по 5 EUR ( в игре у них картонные маркеры).

        • _ГрАнд_
          November 2, 2012 at 17:29

          Ага! Корабли типа технологовских и по таким же ценам. 🙂

  4. November 3, 2012 at 20:37

    Какие по продолжительности партии, в среднем? И как дела обстоят с реиграбельностью?

    • November 4, 2012 at 00:13

      С продвинутыми правилами партия длится где-то до часа. Реиграбельность в гонках дело такое, неблагодарное, сам понимаешь. Каждый раз тебе придётся всё также лететь на те же планеты. Тут только из-за миссий меняется порядок посещения планет, плюс события “выходят” по-другому.

      • Tanion
        November 4, 2012 at 10:38

        Отмечу, что, кроме всего прочего, каждый раз новая расставновка планет 🙂

  5. November 24, 2012 at 13:11

    Ожидалось мне, что будет немного другая игра. Поэтому из двух космических игр пока что мне интереснее Септикон

    • Tanion
      November 24, 2012 at 13:58

      А если не секрет – что ожидалось? Просто еще весной был авторский обзор у Юры Тапилина, в котором мы вроде как описали все как есть.

      • Tanion
        November 24, 2012 at 14:52

        Тем более что Септикон, при всех своих достоинствах, совершенно другая игра.

  6. December 3, 2012 at 01:26

    любопытно. просто и со вкусом 🙂
    ждем локализации от ПИ

    • December 4, 2012 at 01:51

      Да там и ждать нечего, игра языконезависима, а правила уже есть в сети.

      • December 4, 2012 at 03:37

        это понятно. просто купить ее сейчас сложновато, думаю 🙂 А как появится версия от ПИ – будет попроще.

  1. November 2, 2012 at 15:16
  2. February 16, 2013 at 16:14

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.