Winter – среди руин замёрзший город…
Winter – первое полноценное дополнение для New Era и 51st State, которое добавляет в игру новую фракцию, локации, лидеров и даже целый город, а кое-какие нововведения в правилах немного меняют ход партии и привычную концовку.
Честно говоря, дополнение я ждал. New Era – моя любимая карточная игра, её мы раскладываем довольно часто, и хоть я и считаю Эру завершённой и обладающей безграничной реиграбельностью, для меня уже настал тот момент, когда хотелось чего-то нового, например, карт с интересными свойствами или парочку новых фракций. В итоге получил, что хотел, и даже немного больше.
Кроме 48 карт локаций/контактов и фракции Техас, в состав дополнения вошли 4 карты лидеров и некоторые элементы, предназначенные для нового варианта игры с так называемым Замёрзшим городом (Frozen City) – большой кубик, он же маркер первого игрока, и, собственно, само поле города. Теперь обо всё по порядку.
Фракция Техас
Так как все ресурсы были заняты старыми фракциями, то Техасу, помимо основной рабочей силы, достался ещё один трудяга. Не густо, но с другой стороны, 1 рабочий – это половинка любого ресурса. А если ещё учесть, что у Техаса есть особое свойство-джокер, позволяющее раз за ход повторно воспользоваться любым действием, то эта фракция становится ещё более привлекательной.
Лидеры
Лидеры были ещё в 51-ом Штате, в Эре они исчезли, а тут вернулись. Правила их применения остались неизменными: у игрока может быть только один лидер, но его можно сменить, – первый выкладывается бесплатно, а вот за рокировку придётся заплатить один ресурс оружия. В конце игры лидер, как и обычная локация, приносит 1 победное очко. “Зимние” лидеры по свойствам идентичны: они входят в игру с двумя ресурсами, которые остаются на карточке, пока ими не воспользоваться; плюс во время своего правления лидеры снижают стоимость присоединения локации указанного типа на единицу. Юхуу, с ними локации с дальностью 1 можно выкладывать бесплатно!
Новые локации
Зима принесла в игру много интересных локаций, свойства которых балансируют сильные карты базы и добавляют нечто такое, о чём я часто задумывался, играя в Новую Эру.
Перечислю наиболее интересные свойства, некоторые, кстати, перекочевали из 51-ого Штата.
Эти карты входят в игру сразу с четырьмя рабочими или бежевыми жетонами присоединения.
Заводы, работающие на типах карт. Если в фазе производства в зоне игрока три или более локации указанного типа, то он получает 2 очка.
Используя такие заводы, игрок может выбрать, какой из двух ресурсов производить.
За каждые два указанных ресурса, которые были получены в фазу производства, игрок зарабатывает 2 очка.
Накопительные локации, которые позволяют не сдавать весь набор сразу, а таскать ресурсы понемногу.
И ещё много других свойств, с помощью которых можно повторно собрать ресурсы с соглашений, уничтожить собственную локацию, переносить жетоны очков на карту фракции, сбросить с карты всех рабочих и т.д.
Появилась также и серая карта. Подложив её под другую локацию, игрок увеличивает количество слотов под победные очки на 2.
Кубик
Самый классный компонент дополнения, здоровенный такой, увесистый.
Служит и как маркер первого игрока, и как счётчик раундов, и как поставщик дополнительных ресурсов в фазу производства.
Замёрзший город
Дополнение предлагает вариант игры с Замёрзшим городом, который требует некоторой подготовки. Перед партией придётся отсортировать указанные в правилах карты синих и красных контактов (по 6 штук) и лидеров (4 штуки), зашафлить эти три стопки и положить на поле города, для них там предусмотрены специальные места.
С городом партия длится строго 6 раундов. В начале каждого раунда верхние карты каждой стопки вскрываются, и это означает, что во время фазы действий игрокам будут дополнительно доступны 2 карты контактов и 1 лидер. Чтобы взять карту с поля, игроку нужно послать в город (сбросить) одного рабочего.
Кроме того, в фазе производства каждый игрок получает дополнительный бонус, указанный на кубике. Бонусы по раундам отличаются: в первом – бежевый жетон-единица, во втором – универсальный ресурс, в третьем – карта, в четвёртом – жетон реорганизации, в пятом – 1 рабочий, и в последнем – 2 рабочих.
Впечатления
Что касается компонентов, то кроме прикольного кубика и карт, всё остальное немного разочаровало.
Коробка неоправданно большая, поле города “бумажное”, а жетоны и карточка контактов фракции гораздо тоньше тех же компонентов из Новой Эры.
Ещё зачем-то перерисовали бежевый жетон присоединения и жетоны победных очков.
Кстати, совсем забыл упомянуть про универсальность дополнения, а именно про его совместимость с 51st State. Для Штата предназначена обратная сторона города с местом для второго лидера, ведь вместе с Зимой лидеров получается аж 12 штук.
Более того, в наборе есть листы фракций, которые пойдут на замену не очень практичным картам Штата.
Вообще, можно ещё замешать Эру со Штатом, добавить Зиму и устроить замес вшестером, но мне кажется, это будет уже перебор 🙂
Теперь о новшествах – понравилось всё без исключения! Можно играть “по полной”, добавив все компоненты сразу, можно использовать что-то одно, можно комбинировать. Я уже даже придумал свой рандомный вариант добавления в Новую Эру только кубика – просто кидать кубик в начале раунда и получать бонус.
Повторюсь, что Winter превзошёл мои ожидания в плане дополнительных фишек. Ещё до анонса правил, я полагал, что нас ждёт просто набор тематических зимних карт локаций. И этого, в принципе, было бы достаточно, ведь что ж ещё нужно от дополнения к карточной игре, кроме как, ещё больше карт.
Пока “замешиваем” Зиму полностью, но не исключаю варианта, что будем играть, используя только отдельные модули дополнения. И вот почему:
- Партии стали дольше. Обычно хватало 4-5 раундов, а теперь игра длится строго 6, и никуда ты не денешься. А если ещё учесть дополнительные плюшки от города и кубика, то нетрудно представить, насколько шире стал выбор. Извечный вопрос, как и куда лучше потратить ресурсы, заметно увеличивает даунтайм.
- Гонка “кто быстрей” превратилась в гонку “кто больше”. Если раньше нужно было первым пересечь рубеж в 33 очка (30 в случае со Штатом), и было неизвестно, в какой момент игра может завершиться, то тут количество раундов задано заранее, и игроки могут планировать свои действия далеко вперёд, не боясь придерживать хорошие карты на будущее.
- Город и кубик здорово помогают. Лидеры из Замёрзшего города гарантируют дешёвое присоединение определённого типа локаций, а контакты – возможность захватить чужое имущество или установить сотрудничество с другим игроком. Кубик, в принципе, даёт то, что требуется в тот или иной период игры: в первом раунде – жетон присоединения, в середине игры – жетон реорганизации, а в конце – дополнительную рабочую силу. Все эти плюшки значительно облегчают жизнь и часто спасают в тупиковых ситуациях.
- Некоторые локации довольно сильные, что провоцирует агрессию со стороны других игроков. Число набегов с дополнением у нас значительно возросло.
- Будьте готовы к дефициту фишек ресурсов и карт на руках. Разыгрывать карты стало проще, соответственно, стало больше ресурсов, и фишек в коробке иногда не хватает. Зато свойства, дающие карты, стали цениться.
Winter – отличное дополнение, и всё, что я перечислил выше, это отнюдь не недостатки, просто нужно иметь в виду, что с городом игра немного изменилась, стало меньше кризисности, больше планирования, да и партия на 3-5 игроков может растянуться на 3 часа. А иногда хочется раскинуть партейку, но не сидеть так долго. И тут всё зависит от вас, благо компоненты дополнения позволяют подстроить партию под личные предпочтения и доступное время.
Кстати, недавно надумал продавать 51-ый Штат, а тут дополнение заставило пересмотреть решение, всё-таки там и лидеры есть и свои локации. Правда, карты неплохо бы довести до ума, например, сделать наклейки с защитной дистанцией. В общем, продажу пока решил отложить 🙂
Хотел купить на Шпиле коробочку еще первой базы. Но за карточную игру двухлетней давности 30 евро? Кто-нибудь может объяснить с чего это такая цена взялась.
Да уж, польские игры не из дешёвых, особенно, по миру Нерошимы, тот же Neuroshima Hex! вообще дорогущий.
А “первая база” – ты имел ввиду 51-ый Штат?
Пока играли только вдвоем, но возник теоретический вопрос о дисбалансе при игре с большИм количеством игроков. Практически всегда фаза действия у нас начинается с того, что мы отправляем рабочего в Замерзший город за картой. Получается, что с большой вероятностью при игре впятером, последний игрок вообще не получит лидера, который дает значительный бонус при присоединении. Да и карты контактов и захватов из Замерзшего города ему не всегда остануться. Возможно, здесь стоит как-то сбалансировать данную ситуацию выдачей дополнительных жетонов контактов для игроков, делающих ход последними. Буду ждать от вас проверки данной теории, т.к. самим пока проблематично собраться больше чем вдвоем.
Теоретически ты прав, но я бы не советовал играть впятером и даже вчетвером, Эра оптимальна для 2-3 игроков, если больше, то начинается нереальное провисание, можно уснуть 🙂
Согласен. Но ведь игра предоставляет такие возможности по взаимодействию игроков (не говоря уже про карты Реакции), что хочется сыграть в нее бОльшим составом. Всегда хочется иметь больший выбор для захватов и сотрудничества.
Само дополнение Winter очень понравилось. Новые карты дают возможность прокручивать масштабные комбинации. В одной из партий, в 6-м раунде, выложив карту “Истинные патриоты” мне удалось присоединить ряд карт с Действием, которые приносили очки. Тогда я собрал много очков отсылая на эти карты по одному рабочему. А потом еще выложил “Охотники за телами” и с их помощью сбросил всех использованных рабочих и смог снова воспользоваться локациями с действием, посылая на них вновь по одному рабочему.
Блин, вот читая про такие комбы, мне сразу хочется разложить партейку 🙂
Я бы сказал, что дополнение совершило переход от локальных действий к глобальным, когда свойство одной карты затрагивают сразу несколько компонентов игры. Винтер – это надстройка над Новой Эрой, новый уровень.
Спасибо за обзор! И моя любимая игра. Теперь сомнения по поводу покупать/не покупать развеяны.
Я вот думаю если частично 51 штат замешать. Только те карты которых нет в Эре.
Пожалуйста. Я тоже окончательно решил замешать некоторые карты, вчера просмотрел все – есть довольно интересные. Выложу сегодня-завтра фотки, как апгрейдил карты Штата защитными стрелочками 🙂
“Партии стали дольше”… =) в моем случае… Это 10 часов? =)
Не 10, но раза в два-полтора точно.
Владимир, а можно попросить отсканироввать листы фракций для 51-го Штата? Как раз собирался ваять нечто подобное в фотошопе, а тут такая новость… 🙂
Со сканирoванием у нас не всё так просто, если только аккуратно и в малых объёмах 🙂 В принципе, листы можно, постараюсь на следующей неделе.
Чую признаки тайного использования офисной техники для непроизводственных нужд… 🙂
В любом случае, — ура-ура-ура!!
Кто? Мы? Не-не-не… 🙂
Поддерживаю. Очень хотелось бы сканы карт которых нет в Новой эре, а если еще и стрелочки к ним пририсовать, то благодарность моя была бы безмерной. Готов даже денежку на кошелек скинуть, ибо не хочется покупать игру за 1000 руб, а использовать только часть её….
Вова… А всё-таки, что ты порекомендуешь взять? Эру или, к примеру, Штат+Зиму? Что-то я вся в сомнениях каких-то..
Эру и Зиму, даже сомневаться не стоит. Штат – это первая, неудачная версия Эры с кривыми значками на картах и без взаимодействия.
А если брать одну эру, там ведь нет лидеров? Почему их там нет? 🙂 Я люблю лидеров..
Чтобы было, что засунуть в дополнение 🙂
Там и без лидеров хватает, что делать.
Вова, а такой еще вопрос.. Те карты, которые приносят ПО за строительство карт определённого типа – они сами за себя приносят очки? Ведь эти карты и сами того же типа. Если я понятно говорю… Вверху на рисунке – это заводы, работающие на типах карт.
Понятно, но не совсем 🙂 Если ты про те заводы (сверху), где указано типа “3 одинаковых значка = 2 ПО”, то эти карты приносят по 2 ПО в фазу производства, если в зоне игрока 3 и больше локаций с таким значком, при этом сама карта с этим свойством тоже считается.
Ну а если ты о карте типа Factory, которая даёт 2 по за строительство карт определённого типа, то сама за себя она очки не приносит, только за карты построенные после неё.
Дада, ты всё верно понял 🙂 Я про это и спрашивала. Спасибо. Вторая – это карта, где знак “равно” со стрелочкой?
Да, со стрелочкой.
С этими стрелками/равно нужно запомнить 3 правила. Если просто стрелка, это означает “скинь что-то, чтобы получить что-то”, если равно-стрелка, то “сделай что-то и получишь что-то”, а если просто равно, то “получи то-то, если выполняешь определённое условие”.
круто. спасибо большое!
Обращайся!
Ну вот, оно и свершилось: после замеса Эра + Винтер они прочно укрепились на 1м месте в моем личном топе настолок. Потеснив Пуэрто Рико.
Ого! Не думал, что Эра вас так зацепит, а тут ещё и 1-ое место в топе! Кстати, я вчера одному знакомому Эру показывал, он после партии моментально загорелся покупкой.
Да вообще, не то слово. Во сейчас Нюся меня опять порвала 🙂
Спасибо за обзор! Теперь рассеялись все сомнения по поводу того, покупать игру или нет.
Пожалуйста! Брать, ещё как брать 🙂
Кстати, после нескольких партий у нас сложилось впечатление, что игра на двоих. Правда в большем количестве пока и не пробовали, но оно почему-то пока и не тянет )) Редкий случай… обычно бывает наоборот.
Попробуйте на троих, по мне так оптимальный состав (хотя на двоих мне нравится играть не меньше) – и за соседями следить успеваешь, и чужих вкусных локаций много, на которые можно позариться.
Мне тоже кажется, что на троих – самый смак. Вчера вот как раз играли, прямо – ух!
Кубика и поля Замерзший город и фракции Техас у меня нет. А можно ли просто добавить карты Винтер в Эру и играть одной общей колодой?
Да, можно без проблем!
Спасибо! Отлично!) Правда у меня в пнп версии Винтер почему то вообщем 58 карт (и это еще нет фракции Техас), а у вас написано что вообщем должно быть 48 карт локаций/контактов и фракции Техас и 4 карты лидеров…чего то лишнего видать добавили в пнп((
Проверил, в правилах тоже 48. Может, промки какие добавили. К примеру, reaction cards (со стрелочками), которые дают плюшки за действия соперников – это промо.