Home > Seasons > Seasons – сезонные обострения великих магов

Seasons – сезонные обострения великих магов

Сегодня поделюсь впечатлениями о Seasons, игре, наделавшей в прошлом году много шума. Красивые и приятные на ощупь кубы непривычно большого размера и простой в освоении, но достаточно глубокий игровой процесс завоевали сердца как неискушённых игроков, так и опытных настольщиков. Дополнение Enchanted Kingdom, которое планируется к выходу в этом году, только подтверждает эти слова.

Не буду тратить время на восхищение компонентами, вы и сами всё видите, исполнены они на отлично. Органайзер тоже выше всяких похвал, карты влезают даже в протекторах, а коробку можно трясти и переворачивать – всё останется на своих местах. Хотя есть у меня одно замечание: раз уже все компоненты такие “закруглённые”, я бы вместо деревянных кубиков сделал круглые диски, вот тогда бы была полная гармония.

Коротко об игре

В Сезонах игроки вживаются в роли могущественных колдунов одного волшебного королевства. На протяжении трёх лет или двенадцати сезонов они будут мериться величиной магических жезлов и силой союзников-фамильяров, заряженных энергией алхимических элементов.

По своей сути Seasons – карточная игра, в её основе лежит розыгрыш карт и их синергия –  эффективное взаимодействие между собой.

Ход игры

Игра начинается с выбора карт, их должно быть по 9 штук на человека. Первые партии рекомендуется проводить стартовыми “облегчёнными” наборами карт, а позже, когда вы уже наберётесь опыта, в ход можно пустить всю колоду, а карты на игру выбирать методом драфта. В случае с Сезонами драфт превращает игру с ощутимой, в плохом смысле этого слова, долей случая во вполне серьёзную карточную стратегию, позволяя заранее продумать комбинации и давая представление о том, чем могут ответить соперники.

В начале каждого года игроки берут на руки только три карты из девяти, поэтому набор следует разделить на три равные кучки, так сказать, по порядково-временному приоритету. Это значит, что уже на старте вам придётся выстраивать свою стратегию, решая, в какой момент будет наиболее выгодно выложить ту или иную карту, чтобы она внесла наиболее весомую лепту в багаж победных очков, или, как они тут называются, кристаллов.

Личные планшеты игроков служат для контроля двух основных параметров могущественности колдуна – его силы и энергии. Как видно, сила магов не безгранична, так же, как и запас энергии, необходимой для активации заклинаний и призыва существ-союзников. Над планшетом в специальные круглые выемки помещаются добытые ресурсы, обычно можно хранить до 7 жетонов ресурсов, но есть карты, позволяющие превысить этот лимит. Трек, начинающийся со звёздочки, следит за тем, чтобы колдун не переборщил с заклинаниями, и его не разорвало от собственной силушки – он указывает на количество карт, которое игрок может выложить перед собой, то есть ввести в игру. Также в центре планшета находится шкала-памятка специальных действий, которые доступны игроку по ходу партии: обмен двух ресурсов, бонус к курсу во время преобразования энергии, увеличение силы на один пункт, возможность выбора карты из двух во время бонуса получения карты. За каждое использование специального действия в конце партии придётся расплатиться победными очками.

Течение партии отмечается на специальном поле, которое разбито на 4 сезона. Каждому сезону соответствует набор кубиков цвета одной из четырёх стихий: земли, воздуха, огня и воды. Другими словами в зависимости от сезона, кубики будут вырабатывать преимущественно один вид алхимических элементов, зная это, игрок может прикинуть, какие ресурсы и когда он может получить. Кроме отсчёта времени, центральное поле отвечает ещё и за преобразование энергии, то есть обмен её на победные очки по установленному для каждого сезона курсу.

Теперь, собственно, о том, как проходит раунд. Он начинается с того, что первый игрок бросает кубики текущего сезона. Далее он берёт себе один, после чего право выбора переходит к следующему игроку по часовой стрелке, и так, пока всем не достанется по одному кубу. Кубиков всегда на один больше, чем игроков, и лишний не просто увеличивает выбор, он ещё является “двигателем” партии – в конце раунда число точек на невостребованном (или оставленным специально, чтобы ускорить/замедлить смену сезона) кубике укажет, на сколько месяцев продвинется вперёд счётчик времени.

После распределения кубиков, игроки опять же в порядке очереди получают бонусы, указанные на выпавших гранях. Символы алхимических элементов обозначают ресурсы, которые пополняют ячейки хранилища над планшетом, звёздочка тут же повышает силу колдуна, позволяя ввести в игру ещё одну карту, прямоугольник даёт возможность добрать карту из колоды, а цифра указывает на количество победных очков, которое незамедлительно присуждается игроку. Иногда все эти символы обрамляет “ареол” – это означает, что игрок в дополнение к бонусам может произвести преобразование энергии по текущему курсу.

После приятной части получения плюшек, наступает наиболее интересная и мозголомная часть – розыгрыш магических карт. Игроки могут выложить карты с руки (конечно, если позволяет уровень силы) или же активировать эффекты уже выложенных карт. Обычно за ввод карт игрок платит указанную на них комбинацию ресурсов, но отдельные карты могут потребовать расстаться с некоторым количеством победных очков или пожертвовать (сбросить) ранее сыгранную карту.

Карты бывают двух видов: фиолетовые – это магические предметы, а оранжевые – зверьки-фамильяры или по-нашему, союзники. Если предметы просто дают некие бонусы их хозяину, например, увеличивают вместимость хранилища или снижают стоимость розыгрыша карт, то союзники нацелены на взаимодействие между игроками, причём, в основном, на агрессивное – они отбирают ресурсы, воруют победные очки и даже уничтожают карты.

Свойства карт могут быть трёх типов – мгновенное (разыгрывается во время ввода в игру), постоянное (срабатывает при определённом условии) и активируемое раз за раунд. Причём, одна и та же карта может обладать тремя разными свойствами одновременно. Кстати, помимо эффектов, все карты сами по себе принесут победные очки – их количество указано в верхнем левом углу. Но случится это только в конце партии, о котором оповестит кубик-счётчик времени, сделавший три круга по центральному полю сезонов. К кристаллам, заработанным по ходу партии с помощью умелого и своевременного использования магических карт, прибавляют очки на выложенных картах. От результата отнимается 5 очков за каждую неиспользованную карту, оставшуюся в руке, а также штраф за активацию специальных действий. Игрок, набравший наибольшее количество кристаллов, празднует победу и объявляется Верховным Магом всея королевства.

Впечатления

Впервые о Seasons я узнал из какого-то превью-обзора. До конца его я так и не осилил, так как игра заочно показалась невнятной – в основном из-за темы, откровенно притянутой за уши, и самой механики, присутствие кубиков в которой не внушало доверия. В общем, тогда Сезоны оставили впечатление очередной ничем ни примечательной карточной евроигры на перевод ресурсов в победные очки, коих пруд пруди.

Вторая встреча произошла на выставке в Эссене, и была уже личной. Вживую компоненты выглядели более чем привлекательно, взыграло любопытство, и мы всё-таки решили её опробовать, тем более что Катя уже нацелилась на эти огромные кубы и была готова купить игру, окажись она хоть немного годной. Так мы сели за нашу пробную партию. Разделили мы её ни с кем попало, а с небезызвестными Нюсечкой и Юшиным (блог nedomino.me). Отыграв всего один год, мы единогласно сошлись во мнении, что игра достойна внимания, а залог её успеха не только во внешней привлекательности. За красивой обёрткой скрывалось огромное разнообразие комбинаций, а пресловутые кубики абсолютно не напрягали.

К сожалению, тогда игру нам так и не удалось приобрести. Сезоны вошли в число тех новинок выставки, которые были сметены чуть ли ни в первый день. Потом мы долго искали игрушку в онлайн магазинах, и уже практически были готовы взять польскую версию, как нам на помощь пришёл Secret Santa, который буквально ошарашил нас своей мегапосылкой.

Спустя несколько партий разным составом, моё мнение об игре слегка изменилось. Во-первых, в Сезоны однозначно нужно играть с драфтом, иначе случайно распределение карт окончательно и бесповоротно испортит любую партию – ты не будешь иметь ни малейшего представления о картах соперников – кому-то может прийти откровенно слабый набор карт, а кому-то, наоборот, уберсильный. Так что играть “вслепую” следует только для ознакомления.

Во-вторых, в зависимости от количества игроков Сезоны проявляют себя по-разному. С ростом числа игроков доля случайности, или уместнее будет сказать, хаоса, растёт. Во время драфта часть карт остаётся неизвестной, а с теми, что прошли через твои руки, ситуация, в принципе, тоже неоднозначная, поди, разберись, кому что досталось. И ещё, из-за того, что в игре много разных карт, но всего по две копии каждой, при игре большим составом “кособокость” распределения может серьёзно повлиять на исход партии. Дело может дойти вплоть до выбывания, когда официально вы ещё присутствуете в игре, но претендовать на победу уже не можете. А виной тому парочка удачно разыгранных оппонентами карт, которые фактически ставят крест на ваших шансах на победу. Причём дисбаланс появляется именно при игре втроём-вчетвером, например, если кто-то в начале партии выложит “при смене времени года, каждый игрок даёт тебе 1 очко”, или “за розыгрыш карт противник должен тебе 1 очко”. Что касается кубиков: казалось бы, больше игроков – больше кубиков и, следовательно, шире выбор, но на самом деле складывается обратная ситуация – последнему обычно достаётся всякая ненужная ерунда, приводящая к бессмысленным ходам.

А вот в дуэльном режиме Сезоны раскрываются во всей красе. Seasons на двоих для меня – одна из лучших игр, увлекательная, стратегичная, напряжённая вплоть до последнего раунда. Все карты во время драфта перед глазами, что позволяет реагировать на выбор оппонента и выстраивать свою стратегию исходя из возможных комбинаций на той стороне стола. Больше всего мне тут нравится момент планирования цепочки карт и её успешная реализация. Возможность соорудить арсенал дополнительных полезных действий и поиск рабочего механизма по добычи победных очков – то, что меня привлекает в карточных играх, и Seasons предоставляет такую возможность. Игровой процесс напоминает мне Новую Эру, когда во время партии ты постоянно бубнишь себе под нос “так, сначала я построю вот эту кару, потом с помощью неё выложу ту, а уж потом с помощью этой карты произведу кучу победных очков”. Жаль только, что атмосфера в Сезонах, если сравнивать с той же Эрой, ну вообще не ощущается – кому какое дело, что ты там выкладываешь, всё внимание только на количество очков, стоимость и свойства. Зато по части простоты освоения Сезоны выгодно отличаются, правила написаны доступным языком, проблемы могут возникнуть разве что с пониманием некоторых свойств.

Взвесив всё вышесказанное, поставлю игре 8-8,5 баллов – прекрасные компоненты, удобный органайзер и замечательный дуэльный вариант. 7-7,5 за не столь стратегичный и непредсказуемый мультиплеер.

  1. April 9, 2013 at 08:42

    Спасибо большое за своевременный и объективный обзор. За то, что не только похвалили, но и поругали игру. В основном играем на 4-ых, поэтому хаотичность Seasons в данном случае растраивает. Если уж и буду брать карточную игру для дуэлей, то это скорее будет Android: Netrunner, там с атмосферой дела получше, да и тематика для меня более близкая.

    Если уж вы упомянули Эру, то именно её и хотел взять как довесок к посылке, но закончилась она в Германии. Так что буду искать другую альтернативу вместо Seasons. Может порекомендуйте что-то с механиками похожими на “Инновации” и “New Era”.

    • April 9, 2013 at 09:43

      Если именно на двоих, то и на мой взгляд, Нетраннер поинтересней будет.

      Эру брать обязательно! 🙂 Правда, на четверых партия может утомить, мы обычно играем вдвоём-втроём, оптимально по времени и можно следить за соперниками.

      Касаемо Seasons, не знаю, может у нас так получалось, смотрел другие обзоры – там вроде хвалят и на четверых. Но мне лично не очень нравится, когда тебя обыгрывают не за счёт хорошей игры, а из-за удачного прихода карт, и ты с этим, в принципе, ничего не можешь поделать.

      Посоветовать что-то подобное Эре и Инновации сложно (кстати, Инновация мне не очень), вероятно поэтому, Эра мне так нравится, что подобных игр я не встречал. Пока на ум приходит разве что Труа (Troyes).

      • April 9, 2013 at 10:44

        Мне тоже не нравится, когда победа достается за счет каких-то случайных факторов, а не продуманной тактики и стратегии. Это не касается америтреша, там всё компенсируется атмосферой и там упор на другое. Кстати, именно поэтому продал “7 Wonders” на днях. Несмотря на свою красоту и удачную механику, хоть убейте не могу смириться с тем, что практически невозможно просчитать стратегию и победителями становятся абсолютно не те люди, которые визуально представлялись мне лидерами на протяжении последних эпох.

        • April 9, 2013 at 11:24

          Для меня Чудеса в большой компании скорее фан, чем возможность что-то просчитать, филлер на 30 минут. Ну опять же вдвоём-втроём игра становится более контролируемой.

      • fman
        January 23, 2014 at 10:13

        А как полное название Эры?

        • January 23, 2014 at 10:44

          The New Era

  2. Artemy
    April 9, 2013 at 11:12

    По поводу коробки и компонентов – совсем не согласен. при переноске все трясется и коцается. Вместо органайзера лучшеб пакетики для токенов и карт были. А то у меня успело поизноситься и то и другое пока не засунул в протекторы/пакетики.

    Ну и не сказал что б на четверых он становится очень хаотична. У последнего игрока выбор не очень- но так у всех, это надо имет ввиду. Во время драфта – остаются не увиденными только 3 карты, а какая карта у какого игрока- не очень важно. Что многое зависит от того какая карточка попадется – тут согласен, но нечего не поделать, это же карточная игра в конце-концов. Ну и бывает, что новых карт в игру входит очень мало: один раз в партии на четверых, новая карта на кубиках выпала всего два раза.
    И мне больше нравится играть на четверых, чем на двоих. На двоих многие карточки становятся не очень полезными. Хотя на двоих тоже довольно весело-задорно, просто слегка по другому.

    По поводу завоевания сердец не искушенных игроков- те кому не нравится играть на победные очки, врятли полубят игру. Максимум будет оценка “нормально”.

    • April 9, 2013 at 11:21

      Что ж вы с коробкой делали? 🙂 Я просто таскал её в сумке в вертикальном состоянии, и всё оставалось на месте, ну может, пару жетончиков вывалилось.

      Да, рандом в приходе карт тут, как и в других карточных играх, но если смотреть на такой показатель как количество очков, которое можно заработать с помощью конкретной карты, то в Seasons он очень сильно варьируется. Например, в той же Эре, если сопернику пришли хоть 3 самые хорошие карты, я знаю, что даже используя он их по-максимуму, у меня есть способ ему противостоять.

  3. c778694
    April 9, 2013 at 11:47

    меня еще в том году статья на diced.ru убедила на покупку, жене оч нравится и да вдвоем это круто теперь хочется еще Mage Wars

    • April 9, 2013 at 12:30

      Тоже хочу Mage Wars, но Катя со мной в такое играть вряд ли будет, слишком конфликтно, и даже миниатюр нет 🙂

  4. c778694
    April 9, 2013 at 15:34

    Ну seasons это тоже не семейная игра по сути, мы всегда с женой без поблажек играем, а в инновацию с ней лучше вообще не садится.
    Касательно миниатюр для Mage Wars смотрите линк

    • April 9, 2013 at 16:06

      Ну там-то прямое противостояние с мочиловом, а в Seasons всё же больше созидания, а пакости мелкие. Инновация ей, кстати, абсолютно не понравилась.

      Мелкая фотка, что-то не разглядеть совсем.

  5. c778694
    April 9, 2013 at 16:28

    Крупнее к сожалению нет, там вместо карт кастомные миниатюры.
    Ну в Ghost Stories если играть Black Secret тоже как бы в лоб, вы вдвоем не играли? Научите играть жену в покер и сразу пропадет вопрос противостояния, кстати про мелкие пакости не согласен в Seasons можно очень даже плющить соперника всякими арканными пиявками итд

    • April 9, 2013 at 22:32

      Ну в Seasons зато прикольные кубики, зверьки всякие, да и сам процесс не напряжный.А что в Mage Wars? Ничего интересного: ни красивых компонентов, ни оригинальности какой. Карты, карты, карты, сиди считай-просчитывай, на такое она не подпишется. А на покер уж подавно 🙂

      В Призраков с Секретами ещё не успели сыграть, всё надеялся как-нибудь компанию собрать, но склоняюсь к тому, что всё-таки придётся вдвоём пробовать.

      • April 9, 2013 at 23:07

        Какой нафиг вдвоём? 🙂 Играем в следующий раз вчетвером, за четвёртого бойца будем ходить коллективным разумом 🙂

        • April 9, 2013 at 23:10

          Ладно уговорил, но не в следующий раз, на следующий, как ты помнишь, у нас уже запланированы другие мега-игры 🙂

      • c778694
        April 10, 2013 at 03:01

        Мы играем база+луна+черн секрет вообще отвал башки т.к как правильно когда то написала нюсечка база без луны это недопил

      • c778694
        April 10, 2013 at 03:09

        Кубика даааа класные для них специально взяли башню, арт просто супер тут вопросов нет. MW берет стратегией и тактикой

  6. April 9, 2013 at 23:19

    обзор хороший, но первое впечатление подтвердилось – не совсем то, чего хотелось бы.
    правильно сделал, что не купил.
    а вот Ascension понравилась. Простовата конечно и взаимодействия маловато, но чувствуется, какой игрой баловались создатели 🙂

    • April 9, 2013 at 23:37

      Ты ж все допы скупил, с ними она уже не такая простоватая.

      • April 9, 2013 at 23:44

        не покупал первую базу и первый доп

  7. April 27, 2013 at 00:37

    Для меня оптимальное количество игроков – 3. 4 много, 2 мало=)

  1. April 9, 2013 at 11:31
  2. April 9, 2013 at 13:54

Leave a reply to Vladimir Cancel reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.