Home > Winter Tales > Winter Tales – этот суровый сказочный мир

Winter Tales – этот суровый сказочный мир

Недавно довелось опробовать достаточно своеобразную повествовательную (storytelling) игру Winter Tales. Ну как довелось, Катя уговорила взять у знакомого и сыграть с ней, дабы понять, что это за зверь, и стоит ли на него тратиться. За себя скажу, что подобные штуки – не моё, мне нужны рамки, чёткие правила, игра, в конце концов, а не какие-то условности и словоблудие. Хотя тут повествование не обычное, основывается оно на карточках с картинкам и выполнении квестов, правда, тоже условных. Понятное дело, что одной пробной “недопартии” на двоих (при минимальных требованиях в 3 игрока и рекомендуемом количестве в 7) для полноты картины маловато, но так как Winter Tales не какая-нибудь стратегия, а игра созидательная, в которой важен сам процесс, а не результат, то, в принципе этого вполне хватает, чтобы составить какое-то мнение. Тем более в интернетах информации на русском по Winter Tales как кот наплакал, так что, авось это статья кому-нибудь сгодится.

Отмечу, что правила написаны из рук вон плохо, и были восприняты мной со слов Кати, которая перечитывала их раз пять, бедняга. Поэтому кое-где могу приврать, хотя за концепцию ручаюсь, она передана на 100% верно 🙂

Предыстория

В основе Winter Tales лежит извечный конфликт между силами добра из зла. Правила начинаются с довольно интересной альтернативной теории, касающейся смены времён года, в ней раскрывается тайна, почему зима порой так не хочет отступать (актуальненько). В рассказе говорится о так называемом Осеннем конфликте, в котором силы зла одержали победу над добром и после чего установили в стране сказок Зимний режим. В страхе жители разбежались кто куда: одни покинули волшебную страну, другие пропали без вести, а третьи заперлись в своих домиках. Но среди всех отчаявшихся отыскалась группа отважных сказочных персонажей, ведомых светлой целью дать отпор тьме и вечному холоду. И пока пламя любви и свет надежды окончательно не угасли под мрачной снежной пеленой, укутавшей город Wintertown, герои, создав армию противостояния, встали на борьбу с солдатами зимы, контролирующими город.

Ход игры

В начале партии игроки делятся на две противоборствующие стороны. Одна половина будет выступать в роли солдат зимы, которые представлены такими персонажами, как Карабас Барабас, Белый Кролик, Волк. Другая же играет за повстанцев, сражающихся против режима угнетения добрых сказок, и управляет всеми известными Алисой, Железных Дровосеком, Буратино и т.д. При этом в зависимости от числа участников, каждый игрок может контролировать по несколько персонажей. При игре нечётным составом одному придётся стать так называемым писателем, цель которого – добиться ничьи.

Разобрав карточки героев, игроки расставляют их по полю, после чего каждая сторона размещает по одному жетону квеста на выбранные локации. Далее все берут по 4 карты из колоды историй и начинают свой рассказ.

Поле представляет собой “достопримечательности” города Wintertown, соединённые между собой белыми линиями. Изображения локаций и их названия сразу же настраивают на определённый мрачный лад: тут вам и кладбище, и мрачный лес, и заброшенный кукольный театр, и даже фабрика кошмаров.

Ход игрока начинается с того, что он активирует одного из своих персонажей, переворачивая его карту, и тут же добирает 3 карты историй. При этом игрок должен художественно обосновать активацию, т.е. начать свой рассказ какой-нибудь логичной завязкой. Далее персонажем можно походить, а затем попытаться выполнить уже существующий квест или инициировать новый. Чтобы переместить персонажа на две “клетки”, игроку необходимо сбросить с руки 1 карту. Обычно под это дело идёт самая ненужная карта, которая абсолютно не вписывается ни в одну из ваших потенциальных историй. Цель всех этих перемещений не только благополучно добраться до заветного жетона квеста, но и занять наилучшую позицию по отношению к другим персонажам (поближе к своим и подальше от врагов). Дальше вы поймёте, почему.

Как я уже говорил, остановившись на локации, персонаж может заняться квестом. Тут есть два варианта: первый – инициировать новый квест, поместив жетон на выбранную локацию или второй – попытаться выполнить уже существующий, при условии, что и персонаж и жетон находятся в одном месте. Другие персонажи, находящиеся поблизости, могут прервать ход игрока и, если они из той же команды, помочь ему в прохождении квеста, или, если они из противоположной, наоборот, помешать. Выполнение задания заключается в выкладывании карт с руки и повествовании связанной истории, сюжет которой основывается на картинках сыгранных карт, а концовка – на жетоне данного квеста. Выглядит это следующим образом. Например, я собираюсь пойти Алисой в лес и выполнить квест, касающийся какого-то артефакта. Сперва я сбрасываю карту, чтобы совершить движение, и поясняю, с какого перепугу Алиса туда попёрлась. Что-то вроде “Вырвавшись из лап солдат, Алиса ринулась в лес и решила там скрыться…” После этого все игроки по очереди имеют право активировать своих персонажей, прийти ко мне и так же принять участие в квесте. Затем я объявляю о начале квеста. Выложив, например, три карты с руки и поведав историю, на них основанную, я замолкаю. После этого все игроки по очереди имеют право продолжить мой рассказ, разыграв любое количество карт. Когда очередь снова доходит до меня, я завершаю повествование последней картой, при этом моя концовка должна быть связана с квестом, ради которого все собрались.

Успешность миссии оценивается по количеству сыгранных карт с одной и с другой стороны. Если у какой-либо стороны карт больше, то квест объявляется пройденным, после чего одна из наиболее показательных карт помещается на шкалу памяти вместе с жетоном.

Столкновения между добром и злом могут проходить не только на квестах, но и во время движения. Встретившись на локации с вражеским персонажем, игрок может напасть на оппонента (если играет за солдат) или устроить ему ловушку (если играет за повстанцев). Бой проходит методом словесной “перестрелки”, то есть игроки по очереди выкладывают по одной карте и художественно описывают сложившийся конфликт. Если зимнему персонажу удалось пересилить весеннего, то второй оказывается поверженным – его фигурка кладётся набок, и в следующий ход он ничего не сможет сделать, кроме как, сыграв две карты, попытаться спасти себя очередным рассказом. Ловушки работают немного иначе, тут можно блефовать. Игрок выкладывает перед собой одну карту и говорит, в какую ловушку попал персонаж. Затем он тайно выбирает с руки сколь угодно карт и прячет их под карточку героя. В ответ зимний игрок имеет право разыграть любое количество карт, опять же, сопровождая всё это дело рассказом о том, как он выпутывается из западни. Затем по принципу квеста стороны сравнивают количество спрятанных карт с картами, выложенными персонажем-солдатом. Если ловушка срабатывает, то, как и во время боя, фишка персонажа отправляется в нокаут.

Как видно, все эти бои-ловушки не только привносят в сюжет непредсказуемость, но и заставляют противника терять ходы и карты, необходимые для выполнения квестов. Хотя с другой стороны, самому карты тоже приходится сбрасывать, поэтому всеми этими стычками увлекаться не стоит.

Когда шкала квестов заполняется (в стандартной игре три квеста), происходит так называемый эпилог. В этот момент у всех игроков есть возможность разыграть оставшиеся на руках карты, описывая развязку сложившейся истории. Карты, сыгранные во время эпилога, идут в копилку каждой из сторон, принося по 1 очку. Плюс по 3 очка команды получают за успешно пройдённые квесты. Сторона, у которой в сумме набралось больше очков, побеждает в игре.

Впечатления

Сначала об оформлении. Игровое поле, карточки персонажей и историй действительно навевают уныние и тоску, создают атмосферу обречённости и слабой надежды на светлое будущее, – то есть, в принципе, справляются со своей задачей 🙂 Кстати, иллюстрации на карточках напоминают художества какого-нибудь трудного ребёнка из фильма ужасов, и это не случайно, ведь их реально рисовали детишки. Правда, с детьми в Winter Tales вряд ли поиграешь, так как герои сказок тут представлены совсем в ином свете, а сама идея основана на прямом противостоянии.

Сами по себе компоненты сделаны качественно и вполне функциональны. Тут даже присутствует неплохая памятка со схемой структуры хода, которая помогает разобраться в игре лучше, чем ужасно написанные 30-ти страничные правила с кучей грамматических ошибок и опечаток, которые возникли в основном в результате их перевода с итальянского на английский.

И по задумке и по механике Winter Tales является вариацией на тему Once Upon a Time, только с более завёрнутыми правилами, мрачным сеттингом и полем. Несмотря на то, что игра сугубо на историю, манипуляции с картами и перемещениями по городу подразумевают и некоторые тактические решения. Планируя выполнение квестов, стороны стараются оценивать положение вражеских персонажей на поле, количество карт в руках соперников, устраивают засады, ловушки. Хотя, как мне кажется, все эти дополнительные возможности по большей части направлены только на то, чтобы игроки были вынуждены вносить в размеренный рассказ неожиданные повороты, ведь кто в такой игре будет что-то просчитывать.

Изложенная в правилах предыстория, поле с одними и теми же локациями и некие рамки по части сюжета, которые заранее определяют, кто за кого будет играть, – всё это существенно сковывает разнообразие партий. Да и основной генератор идей, коим является колода историй, содержит всего около 90 карт, притом, что за партию они выходят целиком. Так что реиграбельность будет зависеть только от фантазии самих игроков, но насколько её хватит при таком малом количестве картинок?

К слову, в правилах есть ещё 3 модуля для более продвинутой игры: два из них добавляют персонажам по специальному свойству или способности, а третий – секретные задания (выиграть в битве, перейти из одной локации в другую), за которые в конце игры присуждаются победные очки.

Честно говоря, окинув взглядом неоправданно большую коробку, и зная цену игры, мне подумалось, что вспомогательных материалов могло быть на порядок больше: героев не 14, а штук 40-50, а карточек историй 300 или даже 500 (с возможностью формировать как случайные, так и тематические наборы). Тем более, что тут и придумывать особо ничего не надо, сказок для этого дела уж точно хватит, да и детишки с удовольствием бы накалякали ещё картинок 🙂

Как и все подобные игры, Winter Tales очень требовательна к игрокам, поэтому если среди ваших друзей нет ярых ролевиков, то набрать желающих на партию будет проблематично. А она получится интересной только при условии, что все будут полностью вовлечены в созидательный процесс и раскрепощены. Я же лишний раз убедился, что у меня часть мозга, отвечающая за креатив, отказывается работать просто так, на голом энтузиазме. Ну не достаточно ей банального удовольствия от получившейся истории. Я согласен на что-то попроще, где не так много сочинительства и помимо болтовни есть непосредственно и сама игра. Например, Gloom, где достаточно придумать пару предложений, или Диксит в конце концов, где хватит и словечка. А ещё лучше, когда за тебя все истории уже заранее придуманы, как в Tales of the Arabian Nights, Mansions of Madness, Mice and Mystics.

Хотя стоит признать, что идея противостояния зимы с весной силами персонажей из любимых сказок довольно оригинальна и интересна. Даже наша единственная с Катей партия в захоумруленный дуэльный вариант была местами забавной. Так что возможно, в Winter Tales я бы сыграл ещё разок, только полным составом.

  1. Альфараби
    May 4, 2013 at 11:37

    Спасибо, очень интересно было читать.

    • May 4, 2013 at 12:22

      Всегда пожалуйста.

  2. May 4, 2013 at 11:49

    Спасибо большое.
    Сначала обзор по Sherlock Holmes Consulting Detective. Сейчас вот Winter Tales. Все эти обзоры – эксклюзив. При том что именно на эти игры я когда-то обращал внимание и думал, что не дождаться мне русскоязычных обзоров по ним.
    Спасибо еще раз.

    Но тогда я начинаю питать слабую надежду, что возможно появятся обзоры на
    Storm Hollow: A Storyboard Game (http://www.boardgamegeek.com/boardgame/127324/storm-hollow-a-storyboard-game)
    и
    Agents of SMERSH (http://www.boardgamegeek.com/boardgame/111105/agents-of-smersh)

    • May 4, 2013 at 12:34

      Хорошо, что есть куча знакомых гиков с интересными редкими играми, которые всегда можно взять на обзор 🙂
      Как я понимаю Storm Hollow: A Storyboard Game была на Кикстартере и пока ещё не вышла. Буду иметь в виду.
      А Agents of SMERSH и сам хочу, просто его проблематично достать.

      Кстати, скоро будет ещё один “эксклюзивный” обзор по детективной игрушке Saustall 🙂
      (http://boardgamegeek.com/boardgame/72808/saustall)

  3. baltazar
    May 6, 2013 at 21:32

    громадное спасибо, давно присматривался к этой игре!

  4. Виталий
    May 8, 2013 at 09:51

    А Mage Wars случайно не будете обозревать?))

    • May 8, 2013 at 10:00

      В планах есть, осталось только достать игру 🙂 Так что когда точно, сказать не могу.

  5. May 8, 2013 at 16:33

    Обращала пристальное внимание на эту штуку… Уж очень манит необычный мрачноватый арт 🙂 Но, конечно, никогда наверно не куплю её… Дело в том, что у меня с воображением настолько туго, что я даже не рискну сесть за неё 🙂 Мне надо как-то учиться играть в такие игры, может, это раскрепостит меня.. 🙂 Большое спасибо за обзор!

    • May 8, 2013 at 17:21

      Никогда не поверю, что у тебя туго с воображением, ты же вон как завёрнуто и интересно пишешь. Думаю, тебе в такое будет легко втянуться 😉

  6. cbagpipe
    May 10, 2013 at 03:44

    Стиль современных “взрослых” комиксов в изображении персонажей побуждает фантазию рождать соответствующие жестокие и натуралистичные описания событий. На первый взгляд игра однобокая и подойдёт разве что узкому кругу ценителей…

    • May 10, 2013 at 09:22

      Да уж детской её не назовёшь. Даже, казалось бы, светлые персонажи выглядят какими-то злющими.

  7. redeath@mail.ru
    May 11, 2013 at 13:11

    Алиса такая секси, ее точно детишки рисовали? ))

    • May 11, 2013 at 13:52

      Не, детишки рисовали только карточки историй 🙂

  8. redeath@mail.ru
    May 12, 2013 at 14:15

    А, ну тогда все понятно )

  9. June 1, 2013 at 11:16

    Вот оформление мне как-раз понравилось. Чем то напомнило одну из моих любимых видеоигр – мрачную, стильную, психоделическую “American McGee’s Alice”. А еще напомнило атмосферу “Dreamfall” – другой отличной и очень атмосферной видеоигры, в которой сказочный мир также был скован мрачной зимой.

    Но на счет игры, я тоже не понимаю сути storytelling игр. Я люблю включить фантазию, но чтобы оживить ИГРУ, с некой структурой, правилами. А когда весь костяк игры заключается в придумывании любых историй, в чем же тут сама игра? 🙂 Да и как оценить нормально ты историю сложил или нет? Ведь это же сказочный мир, в котором не действуют какие-то “законы физики”, так что можно нести что угодно и привязать любую карту к любой. А если оппоненты скажут, что твоя история нелогична – то начнется как в детстве во время игры в “войнушки”: 5 мин играли, а потом 30 мин доказывали кто-кого первый убил 🙂

    • June 1, 2013 at 12:39

      Вот-вот, такие мы скучные 🙂

  10. June 26, 2013 at 23:22

    Присматривался к игре, когда смотрел игры с Эссена. Задумка прикольная, реализация не очень. Сам могу уснуть в подобных играх, если играешь не с “той самой компанией”. Лучше уж в Аркхем, ты прав

  11. DedoK
    July 17, 2013 at 07:12

    Действительно добрые персонажи выглядят страшнее. Как бы настольной игрой не является, правил практически нет, Просто поражает сила арта.

  12. Бомбина
    August 9, 2017 at 23:54

    Сказка – это не детский жанр. Сказка никогда не была детской, не писалась для детей, не для развлечения детишечек. То, что мы сейчас называем сказкой – это адаптированные сюжеты без жестокости, насилия, инцестов и крови. Абсолютно все сказки (почитайте хотя бы братьев Гримм, Перро, Базиле) содержали нечто мрачное, либо пошлое, либо выставляли кого-то дураком и забавляли. Эти истории придумывали взрослые для взрослых и пересказывали друг другу для своего увеселения (интернета и тв тогда-то не было ещё, увы).

  1. May 4, 2013 at 01:23
  2. March 12, 2014 at 03:31

Leave a reply to redeath@mail.ru Cancel reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.