Last Night on Earth: Survival of the Fittest – баррикады из мусора и ошалелые зомби с мачете
В субботу состоялась наша первая и, надеюсь, не последняя игровая встреча с ребятами из клуба Megagame, о знакомстве с которыми я недавно писал в заметке по Берсерку. Компанию нам с Катей составили Дима – именно он нашёл меня через сей блог, и Макс – мой бывший коллега по работе. Опыт в настолках у ребят сравнительно небольшой, поэтому им, в принципе, было всё равно, во что играть, так что весь груз ответственности за выбор “шедевра на вечер” они возложили на меня. Чтобы снять с себя часть этого груза, я “отмазался” предложением составить список предпочтений по каким-либо критериям, будь то жанр, тематика, внешний вид и т.д. В полученном списке плотно обосновался америтреш, и после некоторых раздумий мы сошлись на зомбятинке Last Night on Earth, отчёт о партии в которую в рамках обзора дополнения Survival of the Fittest я вам и предлагаю почитать.
К партии пришлось готовиться заранее, так как последний раз LNoE мы раскладывали (быстренько глянул в статистику на BGG) 29 апреля 2012 года, то есть больше года назад. Бегло пробежался по правилам, прочитал по диагонали тридцатистраничный ФАК, в общем, восстановил в памяти всё, чтобы не ударить в грязь лицом перед новой компанией и не тормозить процесс шуршанием страниц. Не скажу, что правила “Последней ночи” какие-то выдающиеся, фазы хода людей и мертвецов запоминаются легко, просто я часто забываю все эти лимиты и нюансы по количеству карт, которые может иметь персонаж. Что касается розыгрыша карт, то ограничение тут касается только боевых карт зомби, они их могут разыгрывать по одной за битву. Тематически это объясняется тем, что помимо неутолимой жажды мозгов, эти бездушные твари способны держать в голове лишь одну затею.
Чтобы LNoE блеснула перед новичками разнообразием и в то же время не перегружала какими-то замудренными правилами, я решил добавить дополнение Survival of the Fittest. В него я и сам толком не играл, поэтому интересно должно было быть всем. Теперь немного о том, чего примечательного привносит дополнение.
Основа Survival of the Fittest – это три новые колоды по 20 карт в каждой: уникальные предметы и карты тактики выживания – для героев, и орудия из могил – для зомби. По сути, перед нами те же самые карты hero и zombie дека, только более мощные и с иным способом получения. К слову, обычные карты тут тоже идут в комплекте, 8 к колоде героев и 8 – к зомби.
Уникальный предмет или карту тактики герой может вытянуть вместо обычного поиска при условии, что во время броска на движение у него выпала пятёрка или шестёрка. Какую именно карту получает герой, укажут цифры на здании, в котором он находится. Для удобства эти самые цифры дублируются на колодах.
Карты тактики предлагают героям различные хитрые уловки, которые помогут ускользнуть от ненасытных зомби и тем самым продлят людям жизнь. Например, изолента позволит комбинировать оружие, так оно будет занимать в инвентаре меньше места, а в редких случаях и более эффективно служить – примотал скотчем бензопилу к шотгану, и порядок. Другие “советы” подскажут, чем заколотить окна и как быстрее передвигаться с помощью канализационных люков, минуя толпы мертвецов.
В свою очередь, уникальные предметы дают персонажам различные бонусы, часто боевые или на лечение. Некоторые такие карты обладают двойным эффектом, правда, дополнительный бонус достанется лишь конкретному герою, отмеченному в тексте свойства.
Зомбей тоже не обделили, им предоставили целый арсенал оружия. Карту могильных предметов игрок-зомби может получить, пожертвовав двумя ещё не родившимися мертвецами. То есть, вместо того, чтобы вывести их на поле, он берёт карту оружия и закрепляет её за каким-нибудь зомби, находящимся на игровом поле.
Чтобы не запутаться, прокачанный таким образом зомби помечается специальным жетоном с названием оружия. С этого момента апгрейженный монстр становится особо опасен, вряд ли кто-то из героев захочет встретиться с живым трупом, начинённым взрывчаткой.
Отдельного упоминания заслуживает и новая механика баррикад. Теперь, находясь в здании и выбросив на движение четыре или больше, вместо поиска герой может забаррикадировать стену или укрепить ранее установленную преграду. Есть и другой, более верный, но рискованный способ забаррикадироваться – просто в конце движения взять одно ранение.
Баррикада блокирует целую стену, и чтобы преодолеть её, зомби нужно выбросить 4+. Укрепляется баррикада специальными жетонами, и за успешный бросок мертвец снимет только один такой жетон, после чего уткнётся в заколоченные двери и окна. Сами герои могут спокойно проходить свои баррикады, правда, предварительно им придётся снять все укрепления, заплатив очками передвижения. Как видно, баррикады – реальная головная боль для несмышлёных зомби.
Также дополнение поддерживает систему рейтинга опциональных режимов/правил игры, “сила” которых обозначена количеством точек. Это сделано для того, чтобы игроки, вводя дополнительные условия или модули, могли легко сбалансировать обе стороны. Чуть не забыл про сценарии, тут их четыре штуки, плюс различные сопутствующие им жетоны.
Вкратце это всё, теперь о партии, на которую я выбрал базовый сценарий “Усадьба“, где игроку-зомби до восхода солнца нужно завести в дом, расположенный в самом центре карты, 9 мертвецов.
Этот сценарий мы играли впервые, и надо сказать, что дополнение Survival of the Fittest отлично в него вписывается. Во-первых, одной из стратегий для героев может стать полное укрепление усадьбы баррикадами, которую, собственно, и следует защищать от зомби. Заложил все стены и сиди себе, отстреливай супостатов через окна. Второй момент, это отмена проверки на появление монстров, то есть в конце хода зла мертвецы появляются автоматически (их число, как обычно, определяется броском кубика). Это означает, что каждый раунд вместо спауна новых монстров игрок-зомби получает возможность апгрейдить тех, кто находится на поле, конечно, при условии, что герои будут убивать хотя бы двух зомбаков в ход.
Но это теория, на деле же всё может пойти наперекосяк, и наша партия тому подтверждение. Попытки найти хоть какое-то годное оружие дальнего боя не увенчались успехом. Вернее, увенчались, но успехом это назвать нельзя. Две одноразовые сигнальные ракеты и пара револьверов на четверых – это не выход в ситуации, когда к особняку методично топают 14 окровавленных трупов. Поэтому о том, чтобы устроить засаду в усадьбе и отстреливаться изнутри, не могло быть и речи.
При таком невезении единственный шанс выстоять – использовать слабость зомби, а именно, их жажду плоти и крови, правила которой позволяют задерживать мертвецов, если герой находится с ними в одной клетке, или оттягивать их на себя, если герой стоит на соседней. Только метод этот довольно рискованный, и идти на такую авантюру следует, если у тебя имеются карты, дающие хорошие бонусы к рукопашному бою. Но, как я говорил, в условиях тотального дефицита оружия, героям ничего не оставалось, как ловить мертвецов, так сказать, на живца.
К сожалению, даже перевес в количестве кубиков, не уберёг некоторых персонажей от гибели, а сомнительное решение тратить драгоценные ходы на поиски огонька, чтобы поджечь динамит и взорвать особняк вместе с мертвецами, не повышали шансы героев на победу.
А вот у зомби дела шли как нельзя лучше. Пятёрки и шестёрки в ту ночь сыпались, как из рога изобилия. Я, как оверлорд, даже растерялся и как-то подзабыл о возможности прокачки зомбей с помощью могильного оружия. Хотя, даже при всём желании я бы не смог улучшить своих миньонов, так ка за всю партию герои убили двух или более зомби за ход лишь единожды. Так и бегал один мой бедолага с вилами, которые он нашёл с помощью карты событий, пока сам на них не наткнулся.
Как вы уже поняли, та ночь для людей оказалась действительно последней, зомби победили за 6 раундов до восхода солнца. Сделали они это старым дедовским способом, съев четверых героев.
Как видно, уровень задействованности дополнения напрямую зависит от того, как идут дела у героев, и какая цель поставлена перед ними в выбранном сценарии. Мне Survival of the Fittest нравится банально из-за того, что оно добавляет около 80 новых карт, а как известно, карты в “Последней ночи” – это основной движок развития сюжета. Кроме того, SotF предлагает четыре новых сценария так или иначе связанных с новыми элементами дополнения. Например, в одном из них героям придётся спасать местных жителей, забаррикадировавшихся в одном из зданий, и переправлять их в безопасное место на противоположном конце города, пробегая сквозь орды зомби, места появления которых располагаются в самом центре карты.
Надеюсь, что Last Night on Earth ребятам понравилась, я же со своей стороны старался создать атмосферу безысходности и никчёмности существования жалких людишек 🙂
В заключении хочу сказать пару слов о самой игре. Обзор на неё я писал где-то два с половиной года назад, но и по сей день Last Night on Earth остаётся для меня лучшей “пародийной” игрой про зомби. Как и всякий америтреш, она цепляет атмосферой и держится на настроении и фантазии игроков. Огромный плюс “Последней ночи” в том, что, несмотря на хоррор-тематику, игра доставляет массу удовольствия, рождая в умах участников процесса различные ассоциации с классическими сценами из фильмов про мертвецов. Но, как говорит Катя, если вы унылый евро-дрищ, то игру вы вряд ли оцените и поймёте 🙂
Кстати, как любитель сего жанра, то есть фильмов, а теперь и игр на тему глобальных зомби-катастроф, давно ищу какую-нибудь, скажем так, серьёзную и угнетающую игру на данную тематику. Из попадавшегося на глаза заинтересовал вышедший параллельно с Зомбицидом Zpocalypse, но, судя по отзывам, игрушка получилась хоть и жизненной и отражающей реалии людей, которые борются за жизнь в условиях зомби-нашествия, совершая вылазки на поверхность при дневном свете, но на деле оказалась сырой, со слабеньким артом и с ужасно написанными правилами. Может, у кого есть что-нибудь на примете, буду благодарен за наводку.
“я же со своей стороны старался создать атмосферу безысходности и никчёмности существования жалких людишек” – атмосфера была передана на все 100!
Сразу после игры сложилось впечатление, что шансов на выживание нет. Но уже после, вспоминая игру и оценивая те или иные решения, появились новые идеи по достижению поставленной цели. Спишем это на первый опыт игры. И на невероятное роляние дайсов мастером. А то, что игра вспоминалась – несомненный плюс. Порадовал арт “blood spray” – выглядит антуражно. Как собственно и все элементы игры.
Было интересно!
Рад, что понравилось. Да, кубики у меня бросались как-то уж слишком хорошо. А то, что не выиграли, это нормально, иначе было бы неинтересно. Будет возможность как-нибудь отыграться 😉 Там, кстати, интересные сценарии в самом дополнении, во всех изначально используются баррикады.
тоже на неделе сыграли в базу ЛНОЕ, сценарий с грузовиком. Топливо нашли достаточно быстро, заправили авто, после чего заправщик был сожран, а потом убегали от зомби, пытаясь найти ключи, но так ничего и не вышло.
Вы сами красили миниатюрки?
Насколько помню, мы сценарий с грузовиком проходили 1 или 2 раза. Красил сам – одни из первых миниатюр, за которые взялся.
Офтоп, извините. Обращали ли вы внимание на игру Police Precinct?
Обращал. В принципе, как кооперативка, заочно она мне нравится но категорически не впечатлило оформление. Так что, сыграть желание есть, но покупать вряд ли буду.
уважаю оформление от FlyingFrog 🙂
два дополнения к Fortune&Glory по-любому возьму, даже если не распечатаю :))
Мы с Катей как раз после этой партии обсуждали тему оформления. Интересно, дороже нанимать художника или делать такие постановочные фотки…
кстати – как LNOE по сравнению с Zombicide?
LNoE сильно другая, там фишка – карты. На них всё строится, и тактика, и история. Плюс это полукооператив, т.к. кто-то должен играть за зомби. LNoE нравится больше.