Впечатления от Spyrium
В субботу славно провели вечер, гвоздём настолко-посиделок стала новая игра от небезызвестного Уильяма Аттиа (автора Caylus) под таинственным названием Spyrium. На всех без исключения игрушка произвела наиприятнейшие впечатления, ими я и поделюсь в этой статье.
Для тех, кто не читал моё старое превью, кратко перескажу правила и разбавлю их множеством фотографий.
Небольшое вступление. Викторианская Англия, кругом стимпанк. Идёт ожесточённая борьба на рынке добычи и обработки нового энергоёмкого минерала спайриум. Игроки являются руководителями промышленных конгломератов, им на протяжение шести раундов придётся строить и модернизировать заводы, осваивать новые технологии, а также налаживать контакты с нужными людьми. Цель стандартная – заработать как можно больше победных очков.
Особенность игры в том, что игрок сам решает, когда ему переходить от фазы размещения рабочих к фазе выполнения действий. Этот момент является ключевым во взаимодействии сторон, соревнующихся между собой за звание лучшего поставщика спайриума, так как количество выставленных на рынок фишек напрямую влияет на стоимость и вероятность получения той или иной карты, а также на возможный доход игрока. Как это всё работает? Давайте посмотрим.
Итак. В начале партии в нашем распоряжении имеется 8 фунтов, 2 спайриума, 3 фишки рабочих, диск для карты события и карточка-памятка, организующая промышленную зону.
В центре стола находится поле со шкалой дохода, треком победных очков и картами событий. Рядом с полем формируется запас спайриума, монет и жетонов ценности. Последние лежат в закрытую.
На деление “8 очков” кладутся жетоны бонусов. Набрав 8 ПО, игрок сразу же выбирает одно из двух: дополнительного рабочего или 5 фунтов. Оставшийся жетон достанется при достижении 20 ПО.
Всего в игре 6 раундов, 3 из которых относятся к первой эпохе, 2 – ко второй, и 1 – к третьей. Каждый раунд начинается с получения дохода.
После этого из стопки текущей эпохи тянется 9 карт, и формируется рынок. На некоторых картах встречается символ жетона. Это означает, что при входе в игру на такие карты следует положить жетон/-ы ценности.
Далее игроки переходят к фазе размещения рабочих. Фишки расставляются между картами, по одной за каждый ход. Это происходит до того момента, пока игрок не решит перейти ко второй фазе, фазе действий.
Переход отмечается перемещением жетона на деление II. Пути назад нет, и теперь игрок сможет лишь выполнять действия.
В фазе действий игроки пожинают плоды с выставленных на рынок и оставшихся в промышленной зоне рабочих. Первое, что можно сделать – это немного подзаработать. Для этого убираем с рынка одного из своих рабочих, выбираем одну из карт, рядом с которой он стоял, и получаем по одному фунту за каждого другого рабочего, находящегося рядом с картой.
Второе доступное действие – активировать карту с рынка. Тут всё наоборот, за оставшиеся рядом с желанной картой фишки придётся доплачивать. То есть, чтобы купить карту здания/технологии или воспользоваться персонажем, игроку нужно не только заплатить указанную цену, но и приплюсовать к ней по одному фунту за каждого стоящего рядом с ней нахлебника, даже своего.
Если игрок покупает карту технологий, то она размещается с левой стороны от карты-памятки. С этого момента технология даёт игроку бонус и позволяет заработать дополнительные очки при достижении определённых условий, касающихся уровня дохода, количества рабочих, зданий и т.д.
Если игрок покупает здание, то его карту он кладёт с правой стороны карты-памятки. Бесплатно разрешается пристроить только первое здание, для каждого последующего придётся приобретать место, стоимость которого определяется количеством уже имеющихся зданий. То есть за второе следует доплатить 1 фунт, за третье – 2 и т.д. Чтобы избавить себя от “налога на количество”, игрок может заменить старое здание на новое или сделать улучшение. Для улучшения оба здания должны иметь хотя бы один общий символ. В таком случае игрок получит ещё и скидку в 3 фунта.
Ну и наконец, если активируется персонаж, то карта остаётся на рынке, а игрок лишь скидывает один из жетонов и пользуется её свойством. Номинал жетона влияет на свойство карты. Например: геолог приносит игроку столько спайриума, сколько указано на жетоне.
Последнее доступное действие – это возможность активации здания в собственной промышленной зоне. Каждым зданием можно воспользоваться раз за раунд, уплатив указанное на нём число рабочих и повернув карту набок. Есть также здания, которые дают единоразовый бонус при постройке.
Здания бывают нескольких типов: шахты, на которых добывается спайриум; заводы, мастерские и лаборатории, позволяющие преобразовывать спайриум в победные очки; университеты, где очки зарабатываются методом банального “посыла” рабочих; жилые постройки, в которых плодятся рабочие; и резиденции, повышающие доход. Кстати, повышая доход (при покупке здания или свойством персонажа), игрок может отказаться от продвижения на следующее деление трека, и вместо этого взять победные очки в количестве, равном его текущему положению.
В последней третьей эпохе есть ещё несколько престижных зданий, они просто приносят кучу победных очков.
Ещё раз за раунд игрок может воспользоваться эффектом текущей карты событий. События позволяют: обменять деньги на очки, купить дополнительного рабочего, воспользоваться зданием ещё раз и т.д.
Раунд продолжается до тех пор, пока все не спасуют. Рынок обновляется новыми картами, и начинается новый раунд. По окончании шестого раунда к заработанным по ходу игры очкам плюсуются очки за здания и технологии.
Впечатления
Сразу и без долгих прелюдий скажу, что игрушка классная. Во-первых, она очень лаконична. Никаких размусоливаний на два часа, всё просто и понятно. В то же время напряжение, которое витает в воздухе и нарастает с каждым раундом “рыночных” баталий, не даёт расслабиться ни на секунду. Заслуга в этом, конечно же, оригинальной механики влияния фишек рабочих на стоимость активации карт, потенциальный доход и вероятность остаться без желанного здания или технологии.
Партия проходит динамично, без провисаний – рабочих не так много, да и поочередность действий не даёт приуныть. Небольшие нервные паузы возникают только из-за постоянных терзаний и сомнений: куда лучше пристроить фишку и когда же переходить к фазе действий. Да, момент выставления рабочих на рынок действительно щекотливый, так как всегда хочется использовать своих подопечных по максимуму и не упустить момент, когда начнут “бежать” конкуренты. Поэтому и стараешься размещать свои фишки так, чтобы можно было и деньжат наварить, и накрутить цену для оппонентов, а в случае увода нужной карты, переключиться на запасной план.
Помимо вышеописанных аспектов есть ещё некоторые моменты, которые делают Spyrium не скучной игрой, и помогают избежать чрезмерной сухости, присущей представителям данного жанра. Это на сто процентов положительные события, поднимающие настроение, и жетоны ценности, вносящие коррективы в привлекательность той или иной карты.
Порог вхождения в игру невысок, ведь по своей сути Spyrium – несложное евро на менеджмент ресурсов, так что освоить её будет под силу даже неопытным игрокам. Я бы только посоветовал заострить внимание на том, что рабочих необходимо планировать сразу на две фазы, и ещё показал бы карты третьей эры, чтобы новички знали, к чему готовиться.
Компоненты, правила, иконографика – всё исполнено на должном уровне: в игру легко научиться играть, ей удобно пользоваться и приятно держать в руках. Соотношение цена/качество/удовольствие приятно удивило, вроде бы подозрительно невысокая цена и скромный набор компонентов не предвещают ничего сверх увлекательного, а не тут-то было.
Теперь о том, что, на мой взгляд, могло быть лучше. Очень скучная и невыразительная обложка. Печальный светло-коричневый фон, а в центре одинокий мужик с киркой – никуда не годится. Тема же стимпанка, как говорится, не раскрыта. Её попросту нет: ни в иллюстрациях на картах, ни в каких-то игровых моментах. Если бы не шестерёнки на коробке, я бы никогда не подумал, что речь идёт об альтернативном ситмпанковском мире. Да и, слава богу, я это веяние как-то не воспринимаю.
Реиграбельность слабовата, конечно. Уже за одну партию выходят почти все карты, следовательно, стратегий тоже не много. Хотя, свои нюансы вносит порядок карт событий и раскладка рынка в каждом раунде первой и второй эпох (в третьей всегда одни и те же 9 карт). Но, если учесть, что перед нами игра-гонка с определённым числом раундов, то, может, большего разнообразия и не требуется, ведь нужно, чтобы баланс доступных карт был сохранён, и не получалось ситуаций “кто первый встал, того и тапки”. В существующем виде к балансу претензий не возникает, заводов и шахт хватает на всех.
Что касается рекомендуемого количества игроков, то тут, чем больше, тем лучше. Вдвоём не так интересно – мало конкуренции и нет возможности заработать много монет.
Что ж, хорошая вышла игра, даже как-то неожиданно. По насыщенности Spyrium не уступает более тяжеловесным евро, но играется менее чем за час даже максимальным составом. Именно о таких играх говорят – просто и элегантно. Ставлю 8 баллов, покупкой доволен.
Как человек, первый раз игравший в евро, считаю для введения в них – отличная игра. Я был к евро скептически настроен, а оказалось очень даже интересно.
Рад, что понравилось. В качестве “первой евроигры” Spyrium действительно хорош.
Обычно для первой евро выбирают что-то классическое и часто “немного примитивное” из-за чего людям кажется что все сухо + вроде и негде разгуляться.
Вот-вот, а эта оказалась и не сухой вовсе.
П.С. Смотрю, возвращаешься в колею, отлично.
Да, реабилитируюсь по-тихоньку..
Спасибо
Резюмируя – можно поиграть на BGA=) Это если реиграбельность слабая…