Главная > Archon: Glory & Machination, Отчеты, Yunnan > Впечатления от Archon: Glory & Machination и Yunnan

Впечатления от Archon: Glory & Machination и Yunnan

Немного о паре новинок, которые удалось опробовать за эти выходные.

Archon: Glory & Machination

По сюжету игроки являются могущественными архонтами (правителями или начальниками), которые помогают восстанавливать и защищать богатые ресурсами земли государства Кардис от набегов завистливых соседей. Отдавая приказы придворным и заручившись помощью важных магистров, архонты возводят торговые и культурные здания, тренируют солдат и исправно пополняют городскую казну, попутно соревнуясь между собой за благосклонность Короля.

Партия длится девять раундов и поделена на три равных сезона. В конце каждого сезона Кардис атакуют враги, поэтому до этого момента игроки должны позаботиться о сохранности стен или хотя бы обучить побольше рекрутов, способных дать врагам отпор, иначе придётся расстаться с ресурсами или деньгами. Но это только малая часть обязанностей игроков, так как львиную долю очков они получат за постройку зданий, нанятых магистров и удовлетворение изменчивой воли Короля, который требует то больше предметов искусства и памятников архитектуры, то каких-то научных исследований, то военных подвигов.

Если опустить всю эту художественную мишуру, то помимо очков за приобретённые здания и магистров в конце каждого сезона игроки получат очки ещё  и за наибольшее число карточек определённого типа.

Основная механика игры – размещение фишек рабочих. А отличительная особенность Archon-а заключается в том, что тут фишки на поле выставляются с помощью карт. Рядом с каждой локацией, будь то рынок, казна или бараки, есть несколько мест под фишки рабочих, и чтобы занять вакантное место от игрока требуется скинуть одну или две карты.

Партию игроки начинают с десятью одинаковыми картами обычных придворных, на каждый раунд из них выбирается пять (следующий раунд доигрывается с другими пятью). В Гильдии карты придворных можно заменить на магистров, которые не только считаются за две обычных карты, но и дают бонусы в определённых локациях. С ростом числа магистров в колоде выбор пяти карт на раунд обретает смысл, и игроку приходится планировать свои действия на два раунда вперёд более тщательно.

Магистры бывают четырёх типов. Торговцы приносят больше ресурсов, денег или рекрутов. Например, в казне вместо двух монет с торговцем игрок берёт три. Сборщики налогов заставляют других игроков платить тебе по монете, если они пришли в ту же самую локацию. С помощью Клерика можно получать плюшки даже с полностью занятых локаций. И, наконец, Писарь позволяет тут же разыграть ещё одну карту, то есть за ход выставить на поле двух рабочих.

Локации вполне стандартные. В одной получаем ресурсы, в другой их продаём и покупаем, в третьей обучаем рекрутов, в четвёртой нанимаем солдат и ставим их на защиту стен, в пятой пополняем руку картами магистров, в шестой просто берём монетки и т.д. Ещё, как я уже говорил, есть действия на приобретение специальных карт науки и искусства, лидерство по которым приносит очки три раза за партию, причём по разному «курсу». Также есть несколько специальных действий, которые каждый раунд сменяются, вернее, одно уходит, а на его место кладётся новое. Для зданий же отведена нижняя часть поля, их можно построить за ресурсы, поставив подопечного в определённую локацию. Зданий три вида: одни дают бонусы в начале сезона или при выполнении определённых действий, другие дают по две карты военных, науки или искусства, третьи приносят просто много очков или дополнительные очки за магистров или здания.

Если вкратце, то всё. В принципе, типичный миплплейсмент только с картами и более широким спектром доступных действий. Набеги врагов и общая борьба с ними — не новость, такое уже встречалось в других играх. Не могу сказать после одной партии, насколько хорошо игра сбалансирована, но у нас все, кроме победителя, набрали равное количество очков, что, мне кажется, является признаком неплохого баланса. Особенно, учитывая то, что первый сезон я знатно тупил.

Игра приятная, но есть у неё один серьёзный недостаток – это визуально перегруженное поле и ужасная цветовая гамма фишек игроков и ресурсов. Телесный и белый цвет отличить невозможно, а на карточках и тайлах нельзя понять, где какой ресурс. Поле пестрит и оно огромно, причём 50% занимают иллюстрации. Нижнюю часть, где разбросаны редкие здания можно было смело убрать. И эти недочёты действительно мешают игровому процессу. А так, если закрыть глаза на огрехи оформления, Archon получает 7,5/10 баллов. Понравилось.

Yunnan

Тут мы являемся главами китайских династий, славящихся чаем Пуэр. Задача игроков наладить торговый путь от Юньнань, где выращивается и производится этот чай, через Гималаи и вплоть до далёких земель Тибета. Прокладывать Чайный путь игроки будут в буквальном смысле этого слова, их цель – соорудить непрерывную цепочку из торговых постов, чайных домиков и простых рабочих.

Действия выбираются с помощью ставок, игроки просто размещают своих рабочих в здания на те цены, которые они готовы заплатить. Каждое здание обозначает конкретное действие. Фишка тут в том, что с первых двух самых дешёвых делений тебя могут прогнать, а гарантированно застолбить за собой можно только более дорогое место.

Доступных действий пять: 1) нанять дополнительного рабочего; 2) продвинуть свой караван на одно деление вперёд (он определяет территорию, дальше которой нельзя продвинуть рабочих и построить здание); 3) повысить влияние (даёт возможность прогонять назад других игроков); 4) повысить манёвренность (позволяет пересекать больше границ); 5) построить здание или переправу (здания приносят дополнительный доход или очки, а переправа позволяет сокращать путь). Есть ещё одно обособленное действие – это поход в банк. Выбирая его, игрок не участвует в ставках, а всех своих рабочих отправляет сразу на плантации. Количество денег, которые он получает, зависит от суммы ставок всех остальных, кто участвовал в аукционе.

Затем игроки решают, как наилучшим образом распорядиться оставшимися рабочими в условиях ограниченного числа перемещений, и куда выгодней разместить приобретённые здания и переправы. Всё это нужно сделать так, чтобы путь получился непрерывным, иначе рабочих придётся вернуть. Если же путь был прерван по вине другого игрока, который прогнал фишку влиянием, то «оторванные» рабочие остаются на своих местах, но в конце раунда принесут меньше денег.

После того, как все подвинули своих торговцев и отстроились, каждая фишка рабочего и торговый пост приносят хозяину доход. Чем удалённей местонахождение, тем больше денег. Доход можно получить как монетами, так и победными очками, игрок сам выбирает пропорцию. Партия заканчивается, когда кто-либо из игроков достигнет отметки в 80 очков. После этого к очкам, заработанным по ходу игры, приплюсовываются бонусы с тайлов, полученных за исследование новых участков, очки за успехи на треках манёвренности и влияния, плюс за построенные чайные домики.

Не знаю, как помягче сказать, но игра ужасно неинтересная и местами какая-то поломанная. Во-первых, аукцион наискучнейший: поставил на дешёвое место – тебя логично прогнали, переставил на другое дешёвое, тебя снова перебили, в итоге ты просто оцениваешь, сколько денег у соперников, и занимаешь нужные тебе дорогие места. Затем вся эта идея с прокладкой пути… опять же никакой интриги, никакого выбора, ты просто методично продвигаешься вперёд. Единственный тактический момент связан с инспекцией — это когда серый болванчик приходит в локацию, где суммарно самый большой доход, и прогоняет одного торговца игрока с самым высоким влиянием. С влиянием вообще какая-то ерунда, качать его нет смысла из-за болванчика, вдобавок, оно довольно жестоко и слишком банально позволяет пакостить друг другу (я прогнал твою фишку – теперь ты получишь не 12 монет, а 3, хаха!), что для семейной игры неприемлемо. Действие «банк» – какое-то пятое колесо, оно не только выбивается тематически, но и позволяет победить, практические ничего не делая.

В общем, никому не могу посоветовать Yunnan, есть куча игр с аукционом и подобными механиками, которые гораздо лучше: 5,5/10. Может, нужно было сыграть по продвинутым правилам с возможностью залезать в долги, но мне кажется, это бы только усугубило ситуацию, там опять же какая-то странная система штрафов.

  1. MisteriG
    Февраль 17, 2014 в 09:22

    Поле у Archon жесть просто. Красота конечно, но понять что где невозможно, карты-фишки не видно, бррр.

  2. Slim Slam Snaga
    Февраль 17, 2014 в 12:30

    Yunnan мне издатель настоятельно рекомендовал попробовать и говорил, что он также прекрасен как и Hansa T.
    Тактично отказался, сославшись на нелюбимую тему:)))
    Читал правила, не оценил вообще, а тут еще и твой обзор.
    Первая игра любопытна, но оформление….

    • Февраль 17, 2014 в 12:43

      Не знаю, может, у нас такая партия корявая вышла 🙂 Одного игрока, у которого и так было меньше всех очков (плюс он всё время последний ходил, т.к. порядок хода определяет доход), инспекция буквально загнобила. То есть, если ты отстал, выкарабкаться практически невозможно. Я потом посмотрел отзывы на BGG, многие жалуются, что ещё и лидера вообще нереально догнать.

  3. Февраль 17, 2014 в 14:41

    Яо Мин на обложке Yunnan как бы намекает.. =ъ

  4. Виктор
    Ноябрь 19, 2018 в 20:37

    Подскажите, вам больше понравилась игра Archon или Troyes? И что у них с реиграбельностью?

    • Ноябрь 20, 2018 в 00:29

      Однозначно, Труа! В Archon больше не играл, да и не возникало особого желания. А Труа выменял, так как считаю её одной из лучших евроигр с активным взаимодействием. С реиграбельностью там всё в порядке, т.к. на партию выбирается 9 карт действий из 27 (которые кладутся на поле), из-за которых сценарий развития и стиль игры может очень здорово меняться.

  5. Виктор
    Январь 9, 2019 в 12:19

    Подскажите, в Archon есть какое то взаимодействие?

    • Январь 9, 2019 в 13:46

      Как в большинстве подобных игр, взаимодействие только косвенное и заключается в конкуренции за места под выставляемых рабочих.

  1. Февраль 17, 2014 в 02:53

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.