City of Iron – битва за репку
Как и обещал, публикую более подробный обзор City of Iron. Игра висела в вишлисте давно, привлекло в ней оформление и сочетание механики формирования своей колоды с, в принципе, заурядным евро на контроль ресурсов. Попробовав, не разочаровался.
Автор игры Ryan Laukat доселе был мне не знаком. Просмотрев его настольную биографию, обнаружил, что он уже успел отметиться несколькими играми, наиболее известные из которых – Empires of the Void и Eight-Minute Empire. Кроме непосредственно дизайна, Райан ещё и рисует иллюстрации для всех свои игр. Мне его стиль нравится, в City of Iron особенно завораживают яркие сказочные пейзажи.
Коротко об игре
В City of Iron игроки являются лидерами одной из четырёх рас, сосуществующих в фэнтезийном стимпанковском мире. Задача каждого лидера – практически с нуля основать богатое, крепкое и могущественное государство. Осуществить это можно разными путями: через исследование таинственных земель, захват далёких городов, изучение новых технологий, а также строительство шахт, заводов и фабрик по добыче и обработке редких экзотических ресурсов и товаров, таких, например, как багровые щупальца, маринованные демоны, светящиеся лишайники и… репа. Да, обычная репка, – видимо, в будущем она станет стратегически важным овощем, так что запасаемся.
Так вот, в эпоху всеобщего дефицита, рынок ресурсов играет важнейшую роль в становлении государства, и тот, кто займёт на нём лидирующие позиции, будет иметь большие шансы в достижении намеченной цели. Поэтому лидеры бросили на это дело своих самых ответственных подчинённых, наняли лучших помощников и закупили современную технику. Самой же влиятельной расой будет объявлена та, которая не только преуспеет в производстве, но и наиболее грамотно распорядится своей военной мощью, знаниями и денежными средствами.
Ход игры
Операция “больше ресурсов всяких и разных” начинается с того, что её участники выбирают, за кого они будут играть. Как я уже говорил, расы четыре – две человекоподобные, плюс какие-то лягухи и кабаны.
Игроки берут по соответствующему планшету, на котором отмечается доход (на старте он равен 2) и указано свойство расы; стартовую землю с четырьмя базовыми типами местности; четыре города/района, один из которых помещается на землю; и две колоды – гражданскую и военную. Из каждой колоды следует отобрать по две карты, из гражданской – учёного и картографа, а из военной – солдата и капитана. Эти персонажи формируют набор доступных карт и кладутся лицом вниз на соответствующие места на планшете, остальных помощников можно будет купить по ходу партии. В завершении все получают по семь монет, кубики своего цвета и тянут верхнюю карту из гражданской стопки.
Теперь осталось подготовить игровое поле, земли, города и рынок зданий. Для удобства все карты и тайлы мы выкладывали прямо на поле. Красивого пейзажа, к сожалению, уже не увидишь, но зато сэкономишь кучу места.
Земли с более редкими типами местности имеют дистанцию, которую необходимо преодолеть, только тогда она будет считаться исследованной и займёт место в государстве игрока. Нейтральные города помимо дистанции содержат также параметр защиты, намекая на то, что для их захвата придётся применить силу.
Рынок зданий формируется следующим образом. Сперва здания необходимо поделить на три стопки, A, B, и C, затем эти стопки нужно тщательно перемешать и положить одна на другую, предварительно всунув между ними карты подсчёта очков. В конце из получившейся колоды на специальную линейку внизу игрового поля необходимо выложить первые здания.
Итак, сверху города и земли, снизу здания, а что же в центре? Центральное место по праву занимает рынок важнейших ресурсов и товаров, состоящий из десяти наименований. На каждый из треков игроки кладут по кубику своего цвета, ими они будут отмечать свои успехи в добыче и производстве каждого наименования. Очки за владение тем или иным ресурсом лидеры будут получать три раза за партию, после выхода карты подсчёта очков, но только за первое или второе место. Помимо этого лидерство в каждой категории в конце каждого раунда принесёт игроку дополнительный доход в 1 или 2 монеты в зависимости от редкости вырабатываемого ресурса.
Вроде всё. Случайно выбираем первого игрока, и можно начинать.
Каждый раунд делится на три фазы: сперва идёт аукцион на порядок хода, затем игроки поочерёдно выполняют действия, а в конце получают доход, покупают персонажей и выкладывают на рынок новые здания.
Ставки на порядок хода. Начиная с последнего игрока предыдущего раунда, игроки платят указанную цену (если требуется) и передвигают свой маркер на соответствующую позицию на треке порядка хода. Как видно, плата может взыматься в двух случаях: если нужно быть первым или, наоборот, очень хочется ходить последним. Первым выгодно быть, когда позарез нужен конкретный город или здание, только что появившееся на рынке. Последним может понадобиться ходить в раунд, после которого произойдёт промежуточный подсчёт очков, или в самом конце партии – чтобы в последний момент перехватить лидерство в чём-то. Не смотря на громкое слово аукцион, на практике ставки делаются редко, только в упомянутых мной случаях, да и то не всегда. Да, совсем забыл, в конце игры помимо ресурсов очки присуждаются за наибольшее количество завоёванных городов, исследованных земель, карт в колоде, монет и одного ресурса (среди всех).
Выполнение действий. После того, как был установлен порядок хода, игроки приступают к решительным действиям, коих на раунд у них по три. Действия выполняются по очереди по одному, а чтобы не запутаться, игроки переворачивают специальные жетончики. В свой ход можно:
1. Построить здание. Выбираем одно из зданий на рынке, платим указанное количество монет и книжек (наука), после чего пристраиваем его в свой город. Если здание приносит ресурсы, то отмечаем это на соответствующих треках. Более того, за каждую “ресурсную” карту, будь то купленное здание или захваченный город, игрок повышает свой доход на единицу.
2. Забронировать проект. Если вам нравится какое-то здание, или вы просто не хотите, чтобы конкретное здание досталось сопернику, но на данный момент у вас недостаточно средств, то проект можно без проблем отложить на потом – в таком случае карта подкладывается под планшет. Лимита на бронь нет, но, во-первых, на это тратится действие, а во-вторых, в конце партии за каждые два непостроенных проекта игрок получает одно штрафное очко.
3. Собрать налог. Просто берём монетку из запаса. Действие самое непривлекательное, выполняется крайне редко.
4. Получить знания. Данное действие позволяет купить одну науку (книжку) за 4 монеты. Наука – очень важный ресурс, без неё невозможно приобрести здания, производящие более редкие товары, а также нанять продвинутых персонажей. При всё при этом, покупка науки за деньги, как и получение налога, явление редкое. Обычно (опять же в целях экономии драгоценных действий) книжки добываются с помощью академий, городов, и свойств отдельных персонажей.
5. Взять карту. Берём одну карту либо из гражданской колоды, либо из военной.
6. Использовать свойство персонажа. Тут игроки пожинают плоды со своих персонажей, разыгрывая отдельные свойства или комбинации, как и полагается в обычной колодостроительной игре. Кроме дополнительного дохода и науки, персонажи позволяют осуществлять некоторые специфические действия, к которым рано или поздно придётся прибегнуть. К примеру, исследование новых земель, дающих зелёный свет для зданий с редкими типами местности, и постройку районов, повышающих лимит зданий в городе.
Расширить город можно с помощью карты Мэра, а покорить новые земли поможет карта Исследователя, но только при наличии определённой дистанции. Поясню. Вместе с исследователем нужно сыграть столько карт, чтобы сумма символов компаса на них была равна или больше удалённости земли. Кроме того, некоторые земли могут потребовать наличие корабля или дирижабля (как же без них, это же стимпанк).
Вообще каждого персонажа можно разыграть одним (и только одним) из трёх способов: применить его свойство, использовать в качестве рабочей силы (значок молоточка помогает активировать другие карты) или послать на экспедицию (использовать для уже упомянутой дистанции). Также некоторые карты обладают “бесплатными” свойствами, их можно сыграть в любой момент своего хода до основного действия.
7. Захватить город. В принципе, это действие можно было не отделять от предыдущего, так как оно тоже осуществляется с помощью персонажей. Для захвата игроку необходимо набрать на своих картах указанное число атаки и дистанции. Города не идут в лимит зданий, но являются альтернативным способом получения ресурсов, не требующим науки (ну, типа “сила есть, ума не надо”). Вдобавок, многие из них дают полезные свойства, а некоторые даже работают по аналогии с землями, позволяя строить здания, завязанные на редких типах местности.
Захваченный город занимает место в государстве игрока, а его карта тут же переворачивается, указывая на то, что параметр защиты становится заметно выше (новые хозяева сразу же укрепляют свою добычу). Это не случайно, так как с этого момента другие игроки могут перехватить город и тем самым отобрать нажитое. Ещё стоит отметить, что атакуя город, агрессор наносит ему вред, что отражается на линейке доступных зданий – крайнее левое здание на ней уничтожается. Этакий тактический момент, позволяющий сбрасывать нужные соперникам здания.
Конец раунда. После того, как все разобрались со своими действиями, наступает завершающая часть раунда. Сначала с рынка сбрасываются последние четыре здания и докладываются новые. Затем игроки получают доход в монетах и книжках. Если в предыдущем раунде была вытянута карта подсчёта очков, то распределяются очки за первые-вторые места на треках ресурсов и товаров. Далее за каждый гражданский и военный символ на картах зданий, городов и тайлах районов игроки тянут карты из соответствующих колод. В завершении фазы все получают возможность приобрести сколь угодно карт персонажей, причём, новые карты пойдут не в сброс, а сразу в руку. С тратами, правда, нужно быть осторожным, так как в предстоящем раунде деньги понадобятся на покупку зданий.
О кульминации партии оповещает карта подсчёта C, напоминая о том, что в конце раунда игроки в последний раз получат очки за ресурсы, а затем начнётся раздача бонусов за “всё-всё-всё”. Тот, кто сумел набрать наибольшее кол-во очков, становится победителем и объявляется самым предприимчивым лидером среди новоявленных государств.
Впечатления
Я уже писал пару добрых слов по игре, и после партии составом больше двух человек впечатления остались такими же позитивными. Игра недолгая (примерно час на двоих, 90 минут на троих+), красивая, достаточно оригинальная, держит в напряжении, – что ещё для счастья нужно?
Оформление и идеи, связанные с захватом, исследованием, постройкой зданий придают c виду абстрактной игре на перекладывание карточек и перемещение кубиков по трекам, атмосферы и переводят игру из простой карточной колодостроительной в категорию полноценного евро на менеджмент ресурсов.
При слове “deckbuilding” обольщаться не стоит. Тут не приходится надеяться на крутые комбинации, умопомрачительные цепочки и нескончаемую вариативность. В City of Iron акцент всё же на другом, на планировании своих действий, дабы подстроиться под стремительно меняющийся рынок ресурсов и, предугадав планы соперников, выбрать те категории, которые принесут очки. И в этом планировании не может помешать даже рандом в приходе карт, так как его тут попросту нет. Напомню, что при использовании карт, игрок сам выбирает их порядок в сбросе, а сам сброс никогда не перемешивается, а просто переворачивается.
Ещё один интересный момент – это две колоды вместо одной, и возможность влиять на количество добираемых карт из каждой из них с помощью свойств некоторых зданий, городов и тайлов районов, которые выкладываются на исследованные земли. Всё в твоих руках: хочешь больше полезных свойств – “идёшь” в гражданские карты, преследуешь агрессивную стратегию – в военные. Только опять же пополнять свою колоду нужно с учётом того, насколько свежеприобретённые карты окажутся полезными в дальнейшем. То есть атака в текущем раунде – это хорошо, но нельзя забывать и про значки, которые нужны для “подпитки” других действий. Кстати, покупая новые карты, игроки выбирают их взакрытую, но потом всё равно показывают другим, что даёт возможность внести корректировки в планы и позволяет избежать элемента неожиданности.
Вообще, от ощущения колодостроительной игры в привычном понимании этого слова тут осталось всего ничего – лишь скорейшая прокрутка колоды. По сути, ты просто открываешь для себя новые действия, возможности и свойства, которые окажутся полезными в определённый момент игры. Поэтому тем, кто балдеет от элемента случайности в приходе карт, игрушку советовать бы не стал. Ещё нужно быть внимательным, выбирая компанию на партию, так как процесс подразумевает настоящее раздолья для тех, кто страдает параличом анализа. Заранее нужно распланировать не только действия на будущий раунд, но и более-менее прикинуть ходы на пару раундов вперёд, причём желательно иметь несколько запасных вариантов.
Интересно, что когда я задумался о том, что бы мне хотелось улучшить в игре, то попутно наткнулся на информацию о сборе средств на Кикстартере на первое дополнение к City of Iron под названием Experts and Engines. Начинка дополнения удовлетворила практически все мои замечания. А они были по поводу слабой асимметричности в способностях и колодах рас (колоды отличаются одной картой), а также малого числа зданий и городов со свойствами. Так вот, в дополнении всё это будет, а именно: по 5 уникальных карт для каждой расы, набор спец-зданий, а также какие-то жетоны, позволяющие улучшать заводы и производить на них другой вид ресурсов.
Но один недостаток всё же остался – это цена. Она, как мне кажется, немного завышена за пару сотен карт, поле и горстку жетонов. Качество великолепное, не спорю, но всё же. В остальном же добротная игра, в которой интересно (и не обременительно) размышлять над каждым ходом, следить за соперниками и выискивать лазейки, как и в чём перехватить лидерство. У нас понравилась всем. От меня пока 8/10 баллов, а там посмотрим.
А какой вообще в целом уровень взаимодействия между игроками в игре?
Контакт напрямую тут только в виде захвата чужих городов. В остальном это борьба за карточки и тайлы на столе, которые меняют положение дел на треках с ресурсами, приносящих победные очки.