Немного о Progress: Evolution of Technology
Продолжаем обзор новинок предстоящего Эссена. Не так давно на Кикстартере была успешно профинансирована карточная игра Progress: Evolution of Technology, по оформлению напоминающая 7 Чудес, а по механике – Инновацию. Сам я питаю слабость к подобного рода настолкам (где карты можно использовать разными способами, выгодно сочетать между собой и т.д.), поэтому пройти мимо этой новинки просто не мог.
Коротко об игре
Progress: Evolution of Technology предлагает игрокам провести свою цивилизацию сквозь века, начиная с античности и вплоть до наших дней, попутно совершая множество великих открытий. Цель – наилучшим образом развить своё детище, наладив производство необходимых ресурсов и бонусов, и к концу партии заработать как можно больше победных очков за изученные технологии и достижения в различных сферах.
В состав игры входит: центральное поле развития, 5 персональных полей игроков, 184 карты технологий, 56 карт ресурсов, 11 жетонов эпохи, 100 деревянных маркеров, 5 карт-памяток и 5 листов с деревом технологий.
Ход игры
В центр стола кладётся поле развития и колоды трёх эпох, а всем игрокам выдаётся по персональному полю и некоторое количество карт. Игроки ходят по очереди, совершая по 2 действия (или больше при наличии бонуса). Действия могут быть следующие:
Открытие. Означает выложить с руки технологию, заплатив её стоимость, или выложить бесплатно, если ранее была изучена другая определённая технология.
Разработка. Позволяет отложить технологию в сторону и поместить на неё маркеры исследования (стандартно 4 штуки). Число маркеров обозначает через сколько раундов технология будет открыта и перекочует в зону игрока.
Обычный добор. Добирать карты можно из колоды технологий или сброса, количество разнится от 3 до 7, в зависимости от успехов на соответствующем треке. Это действие заканчивает ход игрока.
Быстрый добор. В этом случае игрок добирает меньше карт, но зато может продолжить свой ход.
Замешивание и добор. Выбрав это действие, можно сперва замешать сброс в соответствующую эпоху и только потом добрать карты.
Стоит отметить, что тянуть карты из более продвинутой колоды можно только после “официального” перехода в новую эру. Переход случается, когда перед всеми игроками в сумме будет выложено определённое количество карт (в зависимости от числа игроков) с символами следующей эры. Кстати, по такому же принципу и заканчивается партия, причём незамедлительно (т.е. когда перед всеми будет выложено столько-то карт со значком четвёртой эры).
Треки развития
Треков тут много: одни обозначают бонусы к стандартным действиям (персональное поле игрока), другие – просто дополнительные победные очки (центральное поле).
Центральное поле указывает на прогресс игроков в трёх условных направлениях: репутации, населении и армии. Продвижение по этим трекам не принесёт никаких других бонусов, кроме победных очков за место в каждой категории.
Персональные поля поинтересней. На них отображено семь различных бонусов (навыков) к стандартным действиям, совершаемым игроком во время своего хода. Треки обозначают:
- сколько действий можно выполнить;
- сколько карт в руке игрок может оставить в конце своего хода;
- сколько карт можно добрать (и тут же завершить свой ход);
- сколько карт можно добрать/сбросить (и продолжить свой ход);
- сколько колод можно замешать обратно и сколько карт затем добрать;
- сколько жетонов требуется для постепенного исследования (разработки) технологии;
- сколько технологий одновременно игрок может иметь в разработке.
Получается, что по ходу партии игрок может улучшать базовые действия по своему усмотрению или в зависимости от выбранной стратегии.
Карты технологий
Каждая карта относится к определённому типу (научная, техническая, культурная) и определённой эпохе (I, II или III). Тип указывает на ресурс, который она вырабатывает, а эпоха – на значимость предоставляемых ею бонусов.
Бонусы указаны слева – это или один из четырёх ресурсов, или продвижение по указанному треку на персональном или центральном поле, или победные очки. Логично, что чем дальше в лес, тем эффекты от выложенных карт будут сильнее. К примеру, если на картах первой эпохи заполнена 1 или 2 ячейки бонусов, то на третьей – 2 или 3, да и очков даётся больше.
Ресурсы тут тоже в виде карт. Когда игрок получает какой-либо ресурс, он берёт соответствующую карточку и кладёт её перед собой. В дальнейшем её можно потратить на открытие (покупку технологии), перевернув лицом вниз. Активной снова она станет уже на следующем ходу.
Также карта технологии может быть использована, как платёжное средство. Валютой в данном случае выступают знания, что указаны в нижней левой её части. Знания – это такой универсальный ресурс, которым можно заменить любой другой. Другими словами, чтобы заплатить за технологию 4 шестерёнки, можно просто сбросить с руки карт на 4 знания.
Таким образом, манипулируя карточками технологий и ресурсов, игроки стараются выложить перед собой побольше открытий, усилить базовые действия и как можно дальше продвинуться по трекам развития.
Побеждает тот, кто наберёт больше всего очков. Очки “берутся” с изученных технологий, а также центрального и персонального поля игрока.
Размышления
Судя по всему, игра должна понравиться поклонникам Инновации, 7 Чудес, а может даже и Борьбы за Галактику. Хотя мне Progress: Evolution of Technology всё же больше напомнил первую – своей абстрактностью, перекладыванием карточек, процессом. От 7 Чудес тут только три эпохи и “лесенки” карт. Ни драфта, ни взаимодействия с другими игроками.
Сравнение с Инновацией для меня тревожный звоночек, у нас она совсем не пошла. Хаотичность, сухость процесса и бесконечная возня с картами полностью убили интерес к игре. То же самое было и с другой настолкой от того же автора, Uchronia. К сожалению, самому интересному аспекту игры, зданиям, Карл Чудык отвёл в ней второстепенную роль, а всё внимание снова заострил на скучном и муторном “круговороте” карт ресурсов.
Progress: Evolution of Technology заочно выглядит тоже суховато, без изюминки (множество треков трудно назвать таковой). Тут ничего примечательного нет, лишь гонка на выкладывание карт и продвижение своих маркеров по куче различных дорожек.
Второй тревожный звоночек – это игры от NSKN Games в целом. Авторы тут те же, что и у Exodus: Proxima Centauri – очень, на мой взгляд, посредственной 4-Х стратегии. Более того, их многообещающий проект Praetor с кубиками-рабочими, стареющими со временем, судя по предварительным отзывам, кроме этой самой идеи “старения” ничего интересного из себя не представляет.
Ну, и не стоит забывать, что Progress – детище Кикстартера, где 99% настольных игр выходят сырыми.
Ещё пара мелких претензий. Первая обращена к удобству обращения с компонентами. Ресурсы в игре представлены стандартными картами, которые постоянно приходится переворачивать, а это, мягко говоря, не очень удачная идея. Вторая касается логики происходящего и реальной хронологии. Несуразицы в виде появления печатного станка раньше бумаги тут не редкость, поэтому людям, чересчур трепетно относящимся к истории, эта игрушка может навредить.
Ну ладно, пора заканчивать ворчать. Тем более те, кто тестировал Progress: Evolution of Technology, отмечают огромный потенциал в комбинациях карт, разные пути развития на треках и возможность минимизировать случайный приход технологий тем, что открытия можно совершать четырьмя разными способами: с помощью обычных ресурсов, сбросом карт за знания, постепенным исследованием или благодаря цепочкам из ранее изученных карт. Посему, взвесив все “за” и “против”, за игрой следить буду, авось, действительно выйдет что-нибудь путное.
Кстати, уже сейчас с полными правилами на русском языке можно ознакомиться в карточке игры на Тесере (спасибо пользователю Oleiro).
По материалам www.boardgamegeek.com
Первая игра в мой вишлист, если будет на Эссене
Отлично, записываюсь на “поиграть” 🙂
Начал читать и сразу в голове возникло начало комментария:
“Ах ты, Вова, редиска! Новая игра пошла в вишлист”.
Но когда дошел до твоих мыслей, то призадумался, ибо согласен с выводом. Мне в очередной раз не нравится арт. В очередной раз – это я имею в виду, что зачастую в играх, про которые ты рассказываешь, интересная механика, но картинки лишь бы что. Леонардо да Винчи стремный какой-то.
Разработчики пока себя не зарекомендовали, это так. Есть, конечно, надежда, что эта игра их выстрелит. Так что пока не в вишлист, а следить за игрой тоже буду
На Тесере недавно проскакивало пару положительных отзывов, но там снова упоминалась Инновация, поэтому, если выстрелит, то не для меня 🙂
Понимаешь, в чем прикол, Инновация меня как привлекает, так и отталкивает. У нее огромное количество путей развития, но рандом развит до такой степени, что ты сам понять не можешь, как соперник тебя опережает на кучу очков при одинаковой возможности собрать из любого велосипеда как трактор, так и самолет. Я все же люблю более умеренные игры.
Я надеюсь, что от Инновации эта игра возьмет только хорошее. А на Тесере сейчас гляну… но она далеко не показатель=)