Home > Twilight Imperium (3rd Edition) > Впечатления от Twilight Imperium

Впечатления от Twilight Imperium

Свершилось! В субботу поучаствовал в первой для себя партии в легендарный Twilight Imperium 3rd Edition. Делюсь, как это было, и как оно по сравнению с моим любимым Эклипсом.

В подробности вдаваться не буду, расскажу лишь о впечатлениях. Да и зачем, когда есть такой замечательный обзор от товарища Ksedih-а.

Время и место

Собрались, как положено, вшестером, три девушки (!) и три парня. По фоткам на ковре видно, что играли на полу. Переваливался с боку на бок, аки тюлень, иногда вставая и присаживаясь на кресло, но выдержал. Думал, что будет хуже, а так, на следующий день только спина немного болела. Да, места игра жрёт много, но это “много” предсказуемо. Если в Эклипсе галактика может удивить сосисовидными отростками, то тут поле статично.

За вычетом экскурса в нюансы (я заранее посмотрел видео-туториал) и обеда, партия заняла 11 часов! Лично для меня – это слишком много. Какой бы увлекательной не была настолка, я не готов тратить на неё столько времени, ни морально, ни физически. После 8-ого часа голова отказывалась думать, и хотелось просто побыстрей всё это свернуть, отдав победу хоть кому-то. С другой стороны, сдаваться я тоже не был готов, ибо после столь продолжительного противостояния три человека (я, Катя и Дима) подошли к концовке с одинаковым результатом в 9 очков (для победы нужно набрать 10). Наши мучения не облегчил и его величество случай, он, гадёныш, сделал так, что карта цели “игра заканчивается немедленно” вышла самой последней. В итоге мы втроём так и остановились на 9 очках, а победителем стал Дима, имевший превосходство по количеству порабощённых планет.

Зарождение галактики

Идея, когда игроки выбирают по случайной кучке гексов и сами составляют поле, отличная. Тут можно и себе вкусных планет положить (и стать целью для завистников), и от соседей отгородиться какими-нибудь метеоритами или туманностями, или просто слегка так подгадить сопернику, подкинув в его зону “плохой” тайл.

К сожалению, данное формирование космоса – чуть ли не единственный момент его исследования. Ведь получается, что “ландшафт” будет известен заранее, и покорять неизведанные уголки вселенной уже не придётся. Для планирования это плюс, а для атмосферы 4-Х стратегии, где исследование является одним из четырёх ключевых столпов, на мой взгляд, минус.

Хоть и Эклипс иногда и выдаёт очередь из бедных планет или секторов, заселённых Древними (что порой неимоверно раздражает), постепенное открытие горизонтов мне нравится больше. Неудача же становится дополнительным вызовом и, насколько помню, из любой неблагоприятной ситуации с близлежащими тайлами выкрутиться удавалось всегда.

К слову о неблагоприятной ситуации. Если посмотреть на картинку выше, то случай и тут сыграл со мной злую шутку – мне достался самый неважный набор тайлов (играл синими). Все системы оказались лишь с одной планетой, да ещё и без специализаций, что на первое время существенно притормозило развитие/выполнение целей и заставило ринуться отвоёвывать вражеские земли. Про достижение личной тайной миссии я вообще мог забыть, для неё нужно было колонизировать шесть планет с технологиями (я три то еле наскрёб).

Неудивительно, что самый action происходил в правой части, где расположилось скопление жирных двойных систем. Бедный Миша (фиолетовый игрок)… под девизом (который он сам и придумал, посягнув на гекс вблизи наших с Катей владений) “ничего личного, я скоро уйду, мне эта планета нужна только на время” к нему периодически наведывались все. Но держался он более чем достойно и в конце имел неплохие шансы на победу.

Структура действий

Что касается течения раунда, то сперва все выбирают по карточке стратегического действия с номером, определяющим порядок хода. Эти действия позволяют совершить нечто специфичное, и в то же время при их активации все остальные могут за некую плату (жетон из левой части панели управления планшета игрока) получить бонус указанный снизу (а-ля Race for the Galaxy). Осваиваешься довольно быстро и после пары раундов уже начинаешь прикидывать, кто что будет брать, посему “подмазаться” удаётся часто.

Помимо стратегических спец-действий, есть и стандартные: перемещение флота, производство и т.д. На это тратятся жетоны приказов из правой части панели. Средняя же часть отвечает за допустимый размер флота в рамках одной системы.

Умелое планирование тут упирается в правильном выборе стратегической карты, предугадывании замыслов соперников и своевременном пополнение всех трёх пулов жетонов приказов, коих частенько не хватает (а получить их можно лишь с помощью конкретных стратегических карточек). В Эклипсе в этом плане гораздо проще: все действия доступны всегда, а количество возможных манипуляций со своей космической цивилизацией упирается сугубо в деньги.

Отряды и сражения

Что мне в игре понравилось больше всего, так это разнообразие отрядов. Тут есть и на наземные войска, и воздушные, причём воздушные ещё делятся на крупные самостоятельные и мелкие паразитирующие, которые сами по себе перемещаться не могут. Сразу представляешь себе какой-нибудь громадный крейсер, из которого, как пчёлы, вылетают мелкие боевые корабли.

Ещё имеются всякие оборонительные установки и станции, где конструируются корабли и, скажем так, обучается пехота.

Отрадно, что вся эта классификация не только для красивого словца – она добавляет кучу правил и придаёт игре реалистичности, прям, как заправский варгейм. К примеру: чтобы совершить успешную атаку на вражескую систему, следует не только подогнать тяжёлый флот и подвезти на транспортных кораблях свору мелких истребителей (в качестве пушечного мяса), но и захватить с собой наземные отряды, чтобы те, в случае неудачной бомбардировки, могли высадиться и провести на планете зачистку.

Конечно, во всём этом обилии нюансов и ограничений чувствуется некая перегруженность (т.к. постоянно приходится всё пересчитывать, чтобы соблюсти лимиты) и имеются свои недочёты (допустим, большие корабли выносятся на раз-два), но нужно отдать должное – по части глубины боёвки TI превосходит Эклипс. Но! В Эклипсе мне импонирует лёгкость отслеживания параметров своих кораблей и поощрение сражений победными очками, что мотивирует нападать.

Цель и очки

Чуть не забыл про цель игры, точнее, рассказать, каким образом набираются те 10 очков. Тут всё просто: есть сложные тайные миссии у каждого игрока (по одной штуке), дающие 2 ПО, и есть общие открытые цели, которые входят в игру постепенно при выборе восьмого стратегического действия. Причём, сперва предлагаются задания попроще, на 1 ПО, а ближе к концу мега-сложные, на 2-3 ПО.

Миссии затрагивают самые разные аспекты развития цивилизации, к примеру, это может быть контроль определённого количества планет, исследование технологий конкретного типа, обладание ресурсами, постройка всех трёх станции и т.д.

Честно говоря, не все тайные цели выглядят сбалансированными, некоторые уж больно зависимы от сформировавшейся галактики, и с этим ничего не поделаешь. Касаемо открытых целей, то тут всё в порядке, так как с опытом игроки уже знают, к чему стремиться.

Система миссий, тайных или нет, меня всегда привлекала, но для такой комплексной стратегии способов заработка победных очков показалось маловато. Это в динамичных и простеньких Kemet-е и Nexus Ops-е подобных целей достаточно, но TI – совсем другая песня, и в этом плане игрок тут слишком ограничен.

Технологии, ресурсы, дипломатия

Технологии, особенности фракций, временные союзы с “обменом” ресурсами, планеты, отвечающие за выработку ресурсов, все эти моменты схожи с Эклипсом, только обыграны немного по-другому.

Набор улучшений доступен сразу, но дерево технологий подразумевает, что некоторые плюшки невозможно изучить без наличия других. К сожалению, дерево это указано только в правилах, поэтому поначалу приходилось постоянно шелестеть карточками. Система скидок тоже имеется, только в TI она завязана на планетах с технологическими специализациями. По свойствам всё то же самое: +1 кубик сюда, +1 движение туда и тому подобное.

Ресурсов два – деньги и влияние. Логично, что их вырабатывают подконтрольные системы. При захвате планеты игроку выдаётся карточка, на которой указано, сколько чего она производит. Перевернув её, игрок выбирает, какой из двух ресурсов он желает потратить. Деньги идут на строительство станций, кораблей и наземных отрядов, а влияние учитывается во время голосования за новый закон. В принципе, в этом голосовании, да в обмене карточками торговли, и заключается вся дипломатия (что для меня ни есть плохо, так как не люблю пустой трёп).

Короче говоря, к менеджменту ресурсов и исследованию новых технологий претензий нет, всё продумано и отлажено, другое дело, что до удобства и отточенности ориентирования во всём этом до Эклипса TI далеко. Как я уже говорил, возня с карточками и постоянные пересчёты существенно удлиняют партию, сбивают ритм. Наверное, для меня это оказалось единственной проблемой, которая мешала получить истинное удовольствие. Но ведь эту проблему так просто исправить в следующей редакции (с учётом того, как FFG преуспели во всяких там счётчиках-крутилках), что сделает игру более доступной, не отнимая эпичности.

Вместо эпилога

Чем всех так бесит Эклипс (ну тех, кого он бесит)? Своей урезанностью и “еврошностью”, за которыми скрывается множество путей по заработку очков (порой абстрактных) и элегантностью механик (тут отрицать глупо). Ну, что ж, вот я попробовал обе, теперь нахожусь в неком недоумении. Ощущения абсолютно схожие, и я не нахожу ничего такого, что разительно отличало бы эти две 4-Х стратегии. В обоих случаях мы занимаемся одним и тем же, строим, исследуем, изучаем технологии, воюем за контроль территорий. В обоих случаях напряжение по ходу партии нарастает, а мозг закипает от возможных вариантов и расчётов. В обоих случаях, всё завершается эпичной кульминацией с продолжительными боями с целью отобрать очки у соперников. И, наконец, в обоих случаях после партии тебя охватывает приятное послевкусие, с прокручиванием в голове всех событий и выявлением собственных ошибок. Разумеется, местами Twilight Imperium глубже, но какой ценой? Дополнительным временем, с которым готовы считаться не все.

Понять негодующих на тему противостояния “Twilight Imperium VS Eclipse” можно, но эти споры со стороны выглядят забавными. По своему опыту могу сказать, что в большинстве случаев это объясняется “синдромом первой игры”, то есть, что вкусил раньше, тому и остаёшься верен. Я же советую просто попробовать обе эти замечательные космо-стратегии и решить самому, какие факторы являются определяющими, а какими можно пожертвовать. Лично мне Эклипс всё также более симпатичен именно продуманностью в нюансах и длиной партии, но после пробы Twilight Imperium присоединяюсь к тем, кто ждёт и жаждет опробовать Fourth Edition.

Концовка. Империя Кати в упадке. Мгновение назад она была на волоске от победы – имея 9 ПО, сыграла карту, оставляющую ей то же 8-е стратегическое действие (даёт 1 очко за просто так) ещё на раунд, но была остановлена карточкой саботажа. А победили чёрные. Вообще, Катя и остальные девчонки – большие молодцы, отыграли до конца такой эпик, респектую!

  1. VDmitry
    August 19, 2014 at 00:53

    В Сумерках всего больше (та же разведка галактики там так же есть). Расы колоритнее и разнообразнее. Фазы политики и карты действия вносят еще больше разнообразия. В сумме все это более эпично, но конечно требует времени и усилий. Можно предпочесть одно другому, но не понимаю как ощущения от них могут быть схожими.

    Не может быть такого в Эклипсе, что сперва вас заставили разоружиться, затем подняли восстание на планете, а когда ваш дредноут собрался разбомбить обидчиков – на планету тайно завезли систему космической обороны.

    • August 19, 2014 at 09:35

      У меня, наверное, фантазия хорошо работает, и всё это я представляю в Эклипсе, хотя, конечно, в меньшей степени 🙂

  2. August 19, 2014 at 02:26

    Играете в базу, кольца – 3, человек – 6, часов 7-8 должно идти, может – 6, если всё быстро, никак не 11. Кто-то один должен быть менеджером игрового процесса и заставлять всех не спать, весь даунтайм от этого – много действий можно совершать параллельно, когда они независимы.

  3. August 19, 2014 at 09:06

    Хороший “отчёт”.
    Меня последнее время удивляет, что у людей равное количество очков на конец партии, в нашей компании, играющей много в TI3rd, всего один раз в жизни было такое. Из-за чего пришлось лезть в правила(!), чего с нами не случалось уже несколько лет, дабы узнать кто же победил. Просто интересное наблюдение, наверное, наступила эра равенства.

    Насчёт исследования в закрытую согласен, это в 4х-стратегиях один из интереснейших моментов, и неплохо бы его и тут увидеть. Конечно, есть жетоны исследования, но мне хочется и того, и другого!

    Вот чем тоже нравится дипломатия в TI, так это своей привязкой к механизму игры – пустой треп так же как и ты ненавижу, поэтому и радует эта система, когда зависишь от игровых параметров своей расы, циферок на планете, влияющих на принятые решения.

    Проблема в TI3rd, конечно, просматривается такая: её очень сложно освоить, в том плане, что осознанно играть и понимать почему это сделано так, а не иначе, будешь только после нескольких партий. А это не все выдержат, только упоротые космоголики. Просто помню изменения взглядов своих на многие параметры игры, после 1-3-5-7-… партий. Начинаешь чётче представлять зачем нужна та или иная стратегическая карта в данный момент, как лучше распорядится начальными войсками, ну, и самое весёлое – бои становятся куда жёстче, каждый начальный крейсер воспринимается как существенная боевая единица.

    А вот про тайные/общественные миссии двоякое мнение: во-первых, да, хочется больше способов заработка очков, но именно что на уровне ощущений. Однако, поразмыслив можно понять, что введя сторонние способы, мы превратим игру в Эклипс, когда начинается гонка за очками. Она присутствует и здесь, но путь к ней всегда подразумевает какое-то развитие, экспансию, концентрацию внимания на самой игре, на боях, на войне за территорию, и не скатывается в евро. В последнем дополнении разработчики в принципе, понимая эти ощущения, ввели пре-миссии (это такие простенькие серые миссии, которые выдаются ДО получения красной). Во-первых они немного ускоряют игру. Во-вторых, чуточку добавляют ощущения темпа в приближении к цели.

    А вот пункт который я не понял. Честно-честно не осознал про какие-то “постоянные перерасчёты”. Какие ты всё время считаешь лимиты, всё же нагляднейшим образом отображено на листе расы и карточками планет. Вообще ничего считать не надо. (Тут, конечно, вспоминается вторая редакция с её адовыми записями на бумажках).

    • August 19, 2014 at 09:47

      Спасибо за развёрнутое полотно 🙂 Мысли совпадают по всем пунктам, только, конечно, нужно опыта поднабраться.

      Про перерасчёты – я имею в виду: лимит “рождения” юнитов (смотришь, что там планеты дают + станции), потом лимит перевозки (стеки фишек кораблей/наземных войск перебираешь постоянно), ещё ресурсы (складываешь все эти карточки, что выглядит очень старомодно), технологии, дающие бонусы к кораблям, к примеру (опять смотришь на свои карточки, не эти мелкие цифры). Может, со временем, это запоминается на автомате, но мне было реально тяжело всё это в голове держать, и ещё думать о планах и целях 🙂

      • August 19, 2014 at 10:04

        Согласен:

        – Технологи действительно не очень удобно сделаны. Все эти уже исследованные лежат просто перед тобой и придают тебе особенности, которые просто надо читать на карточках. Вроде бы, и ничего сложного, но какое-то лучшее решение напрашивается.

        Сомневаюсь:

        – Лимит перевозки – ну, хз, может быть и сложно учитывать эти шесть единиц, возможно, мы привыкли и не замечаем

        – Карточки планет (ресурсы) – тут опять сомневаюсь, вроде как, гениальная система, но опять таки, это может быть, как ты говоришь, из-за “синдрома первой игры”, и мне кажутся карточки с ресурсами сверхудобными, а тебе кубики в Эклипсе (которые меня черзвычайно бесят и раздражают – им, кстати, отличный апгрейд сделали в Terra Mystic’у, когда придали разную форму зданиям).

        Не согласен:

        – Лимит рождения – это формула из двух цифр, ресурсы планеты+2, что тут считать? 😀

        В общем, тут только опыт и поможет, что не слишком-то дружелюбно по отношению к игроку. Подобные мелкие, назойливо-неприятные косяки и должна бы исправить мифическая четвёртая редакция.

        • August 19, 2014 at 10:49

          Я не про сложность подсчётов, они примитивные, конечно 😀 Просто из-за количества кораблей на поле получается месиво, их приходиться отодвигать, смотреть, что там за планеты, сами кораблики пересчитывать, жетоны под ними. Всё это мелочи, да, но они есть. Для меня идеал – что-то получил, отметил, и всё, потом только взглянул. И да, я бы не парился, если бы до этого не играл в другие настолки, и не знал, как оно может быть.

  4. August 19, 2014 at 09:17

    11 часов – это как-то слишком много, наверно из-за первой партии, с опытом должны были уложиться в 6-8.

    После двух партий в Эклипс желание играть в нее еще так и не возникло именно из-за атмосферы “евровости”. Вроде и упрекнуть игру не в чем, по раскладывать еще раз не хочется, хоть режьте 🙂

    • August 19, 2014 at 09:36

      Тебя, видимо, кубы пугают. Но посмотри с другой стороны, как там всё удобно сделано. Тебе надо с дополнением поиграть.

  5. August 19, 2014 at 09:23

    Ах, да! Одиннадцать часов – это ад. Ну, да это входит в пункт о “сложном освоении TI”. Многие соскочили именно из-за продолжительности первой-второй партии. Очень хотелось бы лишить игру этого минуса, но не представляю как это вообще возможно сделать разработчикам, оставив при этом всё то, что в Империи есть.

    • August 19, 2014 at 09:39

      Я часто вижу в отчётах и на форумах об 10+ часах… Просто у нас реально некоторые долго думали (оооочень долго). Я соскакивать не собираюсь, хочу попробовать с дополнительными модулями и с допом, игра ведь понравилась. Тем более, тут все пишут, что реально в 6-8 уложиться.

  6. RAVE
    August 19, 2014 at 11:28

    Я играл в обе игры, обе нравятся, но ТИ на порядок эпичнее. Поэтому, при прочих равных условиях и достаточном времени на партию, я бы выбрал ТИ.

    Поздравляю с ознакомлением!)

    • August 19, 2014 at 11:41

      Спасибо, я прям горд за себя 😀
      Настоящик гик должен в это хоть разок сыграть!

  7. September 9, 2014 at 09:05

    Не играл, но очень хочу. И жду 4-ку.
    11 часов, конечно, это супер много. В такое точно у нас никто играть не станет=) В первой партии можно было уменьшить количество очков, имхо.
    По поводу несбалансированности расстановки – это хороший вызов игроку. Ты, наверное, слишком привык к евро, где все начинают играть с одинаковыми возможностями. Это как хард левел в видеоиграх. Да и правдоподобно же – не всем же иметь хорошие планеты рядом, надо подумать, как сделать свою жизнь лучше. Ну и попробовать заключить с кем-то союз. И другим игрокам тоже не следует сразу добивать до смерти этого игрока. Надо понять, что ему сложнее всего=)

    • October 30, 2017 at 15:07

      Мы отыграли 11 часов и лидеры набрали по 4 очка )))) Уменьшение количества очков тоже не всегда помогает ) Как и Владимиру, показалось маловато вариантов заработка победных очков.

  1. August 19, 2014 at 10:57

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.