Эссен 2014 – фотоотчёт
Как и обещал, выкладываю отчёт о выставке Spiel 2014 с подробными впечатлениями о сыгранном. Статья вышла объёмной и с большим количеством фотографий, поэтому для удобства основные темы выделил. Так что, можно или просто посмотреть картинки, или сразу пролистать только на интересующую часть. Я уже как-то и не надеюсь, что кто-то прочитает всё целиком 🙂
Дорога и проживание
Путешествовали мы, как и позапрошлом году, на машине. На выставку отправились уже привычной компанией: я, Катя, Ричийс и Тарас. Уже в Эссене забирали Лауру, которая решила избавить себя от изнуряющей поездки и выбрала самолёт.
В одну сторону дорога занимала более 20-ти часов. Обошлось, в принципе, без приключений, не считая того, что на обратном пути мы слегка заблудились в каком-то индустриальном районе в Польше, где то и дело дорогу перебегали косули. Ах, да, ещё при выезде из той же Польши напоролись на агрессивного пограничника, который, видимо решив, что мы украли машину и собираемся перегнать её за границу, принялся пробивать нас по базам и брать на понт тем, что на латвийский номерах нолик должен быть перечёркнут.
Так как в этом году я был в числе прессы, то мне нужно было попасть на конференцию, которая проходила в среду утром. Уставшего после почти 2000 км пути, меня выбросили у Messe, и я пошёл слушать выступления на немецком языке об успехах местного игропрома и смотреть презентации детских игрушек, опять же немецких. Зато после конференции нас всех пустили в специальное помещение, где были аккуратно разложены практически все новинки. Там я вдоволь нафотографировал, что в последующие дни сэкономило мне кучу времени и позволило уделить больше времени играм и общению.
Жили мы на этот раз далековато, примерно в 16 км от выставки, в Оберахаузене. Ещё получилось так, что часть нашей компании обосновалась в Мюльхайме (вообще, другой город), поэтому каждое утро и вечер приходилось делать небольшой крюк, из-за чего наматывали чуть ли не вдвое больше. Под конец, когда усталость накопилась, это немного напрягало. Решили, что в следующем году было бы неплохо найти апартаменты в пределах 10 км от Messe. Благо, если не оставлять всё на последний момент, сделать это не трудно.
Оберхаузен – приятный городок. Неподалёку от нашего жилища находилось два продуктовых магазина и одно отличнейшее заведение, о котором я должен упомянуть отдельно. Каждый вечер после выставки мы торопились к дядьке Николаусу, он держал уютную забегаловку Nikolaus Grill-Pizzeria буквально в двух шагах от нашего дома. Николаус хоть и скверно говорил по-английски, но нас понимал с полуслова. За адекватную цену он исправно потчевал нас вкусным шницелями, картошкой фри, пиццами и холодным пивом. Было даже как-то грустно с ним расставаться. Когда я забыл в наших апартаментах куртку, мы даже шутили, что это знак, мол, нужно ещё раз навестить Nikolaus Grill-Pizzeria и попрощаться с хозяином.
Времени на осмотр достопримечательностей особо не было. Вставали в 7-7:30, быстренько завтракали, заезжали за друзьями и отправлялись на выставку, где находились от звонка до звонка. Вечером – к Николаусу, пару партий в новинки, и спать. И надо сказать даже при таком раскладе четыре дня оказалось мало, чтобы “пощупать” всё, что хотелось. Мне, кстати, ещё повезло, так как с press pass-ом я мог заходить на час раньше и спокойно занимать место на любую игру. И только благодаря этому мне удалось попробовать популярные настолки, пользующиеся спросом у публики.
Выставка в цифрах
В этом году выставку в Эссене посетило рекордное число человек – 158 000 (в прошлом – 156 000), и это несмотря на то, что в Германии бастовали железнодорожники, а в выходные стояла тёплая летняя погода. Интересно, что у нас все отметили, что народу, наоборот, было как-то меньше.
Рекорд был также побит и по числу участников – 832 издательства/автора из 41 разных стран. Площадь, которую занимала выставка, тоже увеличилась и составила 58 000 метров. Что касается релизов, то Spiel в этом году преподнёс на суд любителей настолок порядка 850 новинок.
Игры, которые видели
Теперь предлагаю вам немного прогуляться по выставке, после чего я поделюсь впечатлениями об играх, которые довелось попробовать, расскажу, с кем удалось познакомиться и встретиться, а также подсчитаю, во сколько нам обошлась поездка в этом году.
Сразу отмечу, что Spiel 2014 оказался урожайным на красивые и качественные настолки. Если в прошлом году в последние дни мы скитались и не знали, во что бы ещё поиграть и что купить, то в этом приходилось разрываться и думать, что взять здесь и сейчас, а что можно будет без проблем купить позже.
Ладно, хватит разглагольствовать, отправляемся в небольшую фото-экскурсию.
Abyss. Как раз в тему о красоте. Казалось бы, простая игра на сбор комбинаций, но стильное оформление коробки (а их 5 разных вариантов), великолепный арт и жемчужинки в специальных тарах (без которых пришлось бы туго, так как они постоянно бы укатывались под стол) делают своё дело.
Alchemists. Алхимисты разошлись довольно быстро. Что меня поразило, так это вес коробки. Думал, что навороченный экран с подставками под карты один на всех, а оказалось, что ширма достаётся каждому.
Компонентов море, зато знаешь, за что отдаёшь кровные. А тут ещё к размещению рабочих и современные технологии приплетены.
Одну копию меня попросили привезти друзья, поэтому игру удастся опробовать совсем скоро.
AquaSphere. Опытными игроками была воспринята тихо и спокойно, как “ещё одна игра от Фельда”.
Первые отзывы говорят, что нас ждёт сборная солянка из излюбленных механик автора, ничем новым не приправленная. Ну, разве что тема занятная.
Компания Cool Mini Or Not представила на выставке свои поделки с великолепными миниатюрами: Rivet Wars, Arcadia Quest и новый сезон Зомбицида. Все игры – последствие Кикстартера.
Если с тоннами новых фигурок для Zombicide всё ясно, то Rivet Wars – это дуэльная войнушка в мире стимпанка, а Arcadia Quest – фэнтези приключение наподобие Super Dungeon Explore.
Красиво, ярко, но даже при всей моей любви к америтрешу, даже желания попробовать не возникло. Всё, кроме фигурок, у них выходит каким-то блеклым и сырым.
Fields of Arle. Первоначальный интерес к этой дуэльной Агриколе к выставке как-то совсем сошёл на нет. Видимо, мне надоело работать в играх по 2-3 часа, и хочется просто играть. На сельскохозяйственную тематику меня куда больше заинтриговала La Granja, тираж которой разошёлся ещё за пару месяцев до Эссена. Начитавшись отзывов, я понял, что La Granja чудо, как хороша и вариативна. Вдобавок, в ней присутствует моя любимая механика, где карты можно использовать разными способами. А тут ещё они так здорово подкладываются под планшеты. Spielworxx пообещали, что репринт стоит ждать в следующем году.
Artificium. Удалось пообщаться с Александром Пешковым из Стиля жизни. У компании большие планы насчёт локализаций, а одна из первых ласточек – Суши Го!, популярная ныне в Америке простая игрушка на драфт. Александр мне ещё подробно рассказал о правилах Артифициума.
По сути, это карточная игра на построение эффективных цепочек и конвертацию одних ресурсов в другие, более ценные. Стенд был постоянно забит, а потом на нём и вовсе появилась надпись “sold out”. Правда, первые отзывы говорят о том, что, несмотря на неплохую идею с цепочками, рандомный приход карт убивает всё планирование.
7 Wonders: Babel. Новое дополнение к Чудесам забито жетонами и тайлами до отказал. А я ещё боялся, что снова впарят воздух. Коробка по размеру такая же, как Ghost Stories: White Moon. Внутри удобный органайзер, в котором удобно расположились большие тайлы Вавилонской башни, огромнейшие карты проектов (130 на 210 мм!) и порядка 150 жетонов, большая часть из которых новые. Не терпится опробовать.
Battle of Five Armies. Долго ходил вокруг да около, и всё-таки решился, да выложил 65 EUR. Давно с Катей заглядывались на первую часть, но настораживали 5 часов на парию. В случае с Battle of Five Armies нам обещают такую же насыщенную атмосферу знаменитого приключения, только уложиться можно будет “всего” в пару часов. Это и стало решающим фактором в наших терзаниях.
Фигурки внутри, конечно, не такие, как у FFG и Cool Mini Or Not, но тоже вполне приятные.
Black Fleet. Внешний вид оставил двоякие впечатления. Металлические монетки и кораблики, без вопросов, здоровские. Вообще, считаю, что возможность помещать грузы/ресурсы непосредственно на транспортное средство – это + 100 к атмосфере. Но вот поле какое-то нелепое, напомнило карты сокровищ из старых советских журналов.
Colt Express. Пользовалась бешеной популярностью. Заслуга в этом обалденной трёхмерной модели поезда.
Сама же игра семейная, уровня Black Fleet, разве что немного повеселей – и темой и механикой розыгрыша карт действий. Видимо, оба этих момента и способствовали продажам – на стенде Ludonaute к выходным Colt Express был распродан.
Dungeons & Dragons: Attack Wing. Жуть какая-то. Драконы ещё куда ни шло (хоть и напоминают детские резиновые игрушки), но уровень убогости и оформления карт и жетонов зашкаливает.
Deus. Поговорим лучше о чём-то более привлекательном, например, о Deus. Возлагаю большие надежды на эту мини-цивилизацию. Должна быть обалденная реиграбельность за счёт безграничных цепочек карт.
Dragonscroll. Братья Lamont из Fragor Games, славящиеся тем, что каждый год к Эссену они делают ровно по одной игре, тираж которой расходится молниеносно уже по предзаказам, снова отличились – достаточно взглянуть на фигурки драконов и зданий их нового детища Dragonscroll. Помимо глиняных фигурок, в комплект ещё входит интересная конструкция fireball flaming tower of death, которая выступает в роли рандомайзера при запуске деревянных огненных шаров.
В Dragonscroll игроки управляют молодыми дракончиками, желающими прославиться своими злодеяниями. По ходу партии они исследуют новые тайлы местности, сражаются с магами, орками и эльфами, запускают огненные шары. И всё это, чтобы выполнить карточки заданий.
El Gaucho. Издательство Argentum Verlag, которое в прошлом году отметилось довольно посредственной (на мой взгляд) Yunnan, презентовало новинку El Gaucho (что с глазом у пастуха на обложке?).
Сперва игра показалась любопытной: оригинальный “загон” для кубиков, множество зданий, куда эти кубики можно пристроить. На деле же всё банально: абсолютно все манипуляции в El Gaucho заточены лишь на то, чтобы собирать сеты из тайлов животных. Скука.
Queen Games продолжает разочаровывать. На выставке компания представила кучу ширпотреба, который один за другим выстреливает с Кикстартера.
Интересно, что их прошлогоднего хита Dark Darker Darkest на стенде не оказалось. Видимо, они сами поняли, что игра провалилась, и решили в очередной раз не позориться.
Зато были Escape: Zombie City, Orcs Orcs Orcs, Tortuga и ещё куча проходных настолок, о которых через неделю никто и не вспомнит (как это было с Templar, Lost Legends).
Мельчают Квины, а помните, когда-то и Kingdom Builder был, и Fresco…
Evolution. Замоская Эволюция выглядит шикарно, да и, судя по отзывам (Тарас у нас тоже попробовал), с правилами они тоже неплохо поколдовали.
Только вот ценник на неё не самый адекватный. И дело даже не в компонентах, а в том, что игра из себя представляет.
Fleet Commander: 1 Ignition. Красивая дуэльная тактическая игрушка про космические сражения с быстрыми партиями и простыми правилами. Приказы своему флоту отдаются с помощью кубиков, которые позволяют перемещаться, атаковать и накапливать энергию в энергощитах. Честно говоря, не знаю, как в этом жанре можно тягаться с X-Wing, но уже одна только попытка достойна уважения.
Frankenstein‘s Bodies. Простенькая забава на составление сетов из окровавленных частей тела. Выглядит сомнительно и как-то совсем не весело. Процесс примитивный – что-то вроде взял две карты, сыграл две карты. Можно воровать части тела у соперников! Не в прямом смысле, конечно. Цена в 40 EUR более чем завышена.
Greenland. Если разберусь с правилами, обязательно напишу обзор, а пока делюсь фоткой прикольных альфа-охотников, которых можно заказать у издателя. Я, было, загорелся, но после того, как узнал, почём, отказался от этой затеи. Три таких миниатюрки в покрашенном виде обойдутся в 65 EUR.
Grog Island. В этом году я налегал на дуэльные игры, но не забывал и про игры на кубиках.
Grog Island была в списке интересующих, но его вытеснили две другие настолки, о которых поведаю ниже. Тут мне не понравилось, что в основе лежит аукцион.
Historia. Была в топе хотелок, но сыграть так и не удалось. В последний день стоял выбор, либо она, либо Hyperborea. Предпочтение отдал второй и не пожалел. Ради интереса глянул потом отзывы о Historia на BGG – пока они совсем не радужные. Помимо ожидаемых жалоб на абстрактность, многие сетуют на очевидность решений и унылый процесс, где нужно лишь передвигать маркеры по матрице технологий.
The Lord of the Ice Garden. Покрашенная демо-копия смотрелась солидно. Но опять же не внушает доверия Кисктартер. Более того, очень подозрителен на BGG наплыв десяток и девяток от одних лишь поляков. Буду следить за игрой, но боюсь, что её ждёт та же участь, что и I Am Vlad: Prince of Wallachia.
Ifrito. Коробка оформлена замечательно, но, к сожалению, восторги на этом заканчиваются. Джинны страдают острыми заусенцами от литников, а ковры-самолёты похожи не на ковры, а на невзрачные куски пластика.
По самой игре ничего сказать не могу, абстакты всё ещё не в моём вкусе.
Star Wars: Imperial Assault. Игру можно было достать чуть ли не из-под полы за 100 EUR. Напомню, что в Америке она ещё не вышла. Выглядит Imperial Assault шикарно, но так как Звёздные Войны для меня нейтральная тема, а Descent, не скажу, чтобы сильно нравился, то вряд ли я когда-нибудь доберусь до этой красоты.
Kanban: Automotive Revolution. Не сомневаюсь в годности нового творения от Vital Lacerda, но выменяв на mathtrade его же Vinhos, я решил, что с хардкорными евро пока завяжу. Тем более, что в загашнике лежит давно не игранная CO2.
Kingsport Festival. Вот честно, не понимаю, зачем было так явно копировать Kingsburg. Да ещё и оформлять его так неудачно.
La Isla. Удивила размером коробки и, вообще, своей компактностью. Выглядела простовато, думаю, что опытным игрокам, ждущим от Фельда чего-то этакого, заострять на ней внимание не стоит.
Massilia. Из двух игр от Quined Games (не путать с Queen) эта интересовала больше (кубики же), но стол с другой их новинкой Golden Ages освободился быстрей.
Так что заценить, что интересного в продаже/покупке товаров в порту Римской империи не удалось.
Magic: The Gathering Strategy Board Game. Абсолютно случайно наткнулся на пустынный уголок, в котором была разложена одна из самых обсуждаемых в последнее время новинок.
Что ж, похоже, нас ждёт старый добрый Heroscape с модульным полем и практически идентичной механикой сражений.
Фигурки так себе, разве что прозрачные смотрятся необычно.
Murano. От авторов Village. Двигаем гондолы, совершаем действия, указанные в конечных пунктах, строим стекольные мастерские, привлекаем посетителей в свои магазины, стараемся выполнить условия на карточках целей.
Mythotopia. На выставке было две версии: обычная, с картонными жетонами построек, и limited edition, где все жетоны представлены в дереве. Я взял себе вторую. В коробке лежала приятная мелочь – наклейка с номером копии и автографом автора.
Не обошлось и без косяков. Во-первых, вместо двух фишек, которые забыли положить во все коробки тиража, давали безликие плашки, закупленные издателем там же на выставке на стенде Spielmaterial. Второй недочёт: в правилах, по меньшей мере, в трёх местах фигурируют 5 стартовых карт на игрока, тогда как в комплекте их по 4. Успокоили, что в правилах ошибка, мол, 5 карт было в прототипе. Но всё равно, подозрительно, да и как-то слишком много недочётов для limited edition.
Nations: The Dice Game. Одна из двух кубиковых игр, пополнивших нашу коллекцию.
Не мог пройти мимо 40+ кастомных кубов. Тем более, что Nations – одна из любимых настолок. Коробка небольшая, можно будет целиком засунуть в старшего брата, там воздуха хватает.
Panamax. Вычеркнул из списка ещё до выставки, благо, обзоров хватало. Причина – монотонный геймплей. В игре всё упирается в доставку грузов и “толкание” кораблей. Есть какая-то минимальная фишка со спекуляциями на акциях, но это дело не спасает.
Надеялся ещё, что кубы будут как-то более интересно внедрены, а не как маркеры грузов. Зато красивая, зараза.
Pandemic: The Cure. Пандемия на кубиках. Говорят, что неплоха. Ну, настолько, насколько может оказаться неплохой кооперативка на кубах. Я прошёл мимо, надоела тема Пандемии.
Pay Dirt. От автора Alien Frontiers. Игра посвящена добыче золота. У каждого свой планшет со схематичным конвейером, группой рабочих, техникой. Каждый раунд на аукционе можно получить новое улучшенное оборудование, а также нанимать различных помощников. Загвоздка в том, что всё это делается лишь для того, чтобы просто перемещать тайлы с золотом по конвейеру, а все вышеописанные прибамбасы лишь помогают ускорить этот процесс. Boring.
С NSKN Games у меня сложные отношения, до сих пор не могу оправиться после ужасного опыта с их Exodus: Proxima Centauri. На выставке компания участвовала с двумя новинками: Progress: Evolution of Technology и Versailles.
Первая что-то типа 7 Чудес + Инновация, на перекладывание карточек, в общем.
Вторая на строительство с замаскированным под целый город ронделем, по которому двигаем своих рабочих.
Realm of Wonder. Бродилка с великолепными фигурками и крутящимися секторами поля.
Сравнивают с Талисманом, только для детей. Искренне надеюсь, что повеселей Талисмана.
Redacted. При виде коробки подумал, что внутри очередные “500 злобных карт”. На самом деле Redacted совсем не об этом.
Игра на блеф про секретных агентов, которым необходимо бегать из комнаты в комнату, искать ценную информацию, после чего смыться на вертолёте. Знакомый попробовал, сказал, что поломана.
Royals. Обновлённая версия старой игрушки на контроль территорий и сбор сетов Heads of State от ABACUSSPIELE с художествами Менцеля. Оценка прародителя еле-еле перевалила за 6 баллов, думаю, глупо ждать чего-то большего от переиздания, тем более, что изменений оно практически не претерпело.
Run, Fight, or Die!. А вот и вторая игрушка на кубиках, которую прикупил, от Ричарда Лауниуса (Ужас Аркхэма). Задача банальна – отбиваться от зомби, но процесс сдобрен всякими картами событий, находок, союзников, даже босс есть.
ПО начисляются за оставшиеся очки здоровья твоего персонажа, спасённых людишек и ранения, нанесённые боссу. Спасённые союзники не только дают плюшки, но и обладают негативными эффектами. К примеру, если тащишь с собой блондинку, то каждый ход она будет дополнительно привлекать на твой планшет по три зомби. Фигурки, кстати, неплохие, и их 60 штук.
Samurai Spirit. Кооперативная головоломка от Антуана Бозы в духе Ghost Stories, только попроще и без кубиков.
Shadows of Brimstone. Активно раздавали копии участникам Кикстартера, но и простым смертным можно было приобщиться, выложив по 100 EUR за коробку (их же сразу две выпустили). Если первые пару дней небольшое количество копий разлеталось быстро, то в конце они уже спокойненько лежали, бери – не хочу.
Был и один стол, где игру можно было попробовать.
Первые дни я ходил подслушивал правила и поглядывал на процесс, и понял, что, как бы мне не нравилась тема и фигурки, Shadows of Brimstone не сможет дать мне ничего такого, чего я не видел в Mansions of Madness или в том же Descent. Так что, я пасс.
Sons of Anarchy: Men of Mayhem. Компания Gale Force Nine, известная такими играми по сериалам, как Spartacus и Firefly, демонстрировала свою новинку по Sons of Anarchy.
Надо сказать, что в плане компонентов прогресс у них на лицо: пластиковые фишки пистолетов, сумок, миниатюрки.
У них на стенде также было много всяких дополнений и плюшек для Firefly, например, покрашенные кораблики.
The Staufer Dynasty. Новое евро от автора Hansa Teutonica. Повествует о путешествии Генри VI по землям Европы, находящимися во владении семьи Staufer. Стоит присмотреться, Hansa все хвалят.
Sushi Dice. Тема суши только набирает обороты. Вот вам, пожалуйста, игра на скоростное набрасывание кубиков с целью выполнить карточки заданий, на которых нарисованы различные блюда из морепродуктов. Я остановился на Sushi Go!, тоже про готовку суши, только на драфт.
Council of Verona. Вариация на тему Coup.
Можно было разжиться на делюксовую версию в деревянной коробке.
Wir sind das Volk!. Захотелось чего-то серьёзного и на двоих, выбор пал на Wir sind das Volk!, которая всплыла буквально накануне выставки. Стратегия для двух игроков от Histogame на карточном движке а-ля Twilight Struggle. Посвящена периоду, когда после Второй Мировой Германия разделилась на две части, Восточную и Западную, и началось противостояние систем.
Каждый из игроков берёт на себя роль одной из противоборствующих сторон и старается быстрее оправиться от последствий войны и сделать народ счастливее.
ZhanGuo. Стратегия с интересной карточной механикой от What’s Your Game?. Их прошлогодняя игра Madeira оказалась неплохой, но слишком механичной. Внешне ZhanGuo очень нравится, будут следить за отзывами.
И это только небольшая часть того, что было на выставке, не говоря уже о всяких аксессуарах, диорамах, миниатюрах, комиксах и т.д. Например, Кате очень понравились покрашенные герои из Плоского мира.
Игры, в которые играли
GodZ. На стенде Red Glove все столы с интересующей нас Super Fantasy были заняты, и мы пока решили скоротать время за GodZ. Типичная пати-стратегия на контроль территорий с активным взаимодействием. “Веселье” начинается уже с названия: все же знают, как прикольно, когда к слову добавляется буква “Z”.
Игроки управляют одним из богов, выполненным в виде больших неуклюжих миплов, и его приспешниками. Действия выбираются на персональных планшетах: есть обычные – походить, атаковать, построить город, активировать бога; а есть магические, или, как они тут называются, чудеса.
По ходу партии игроки захватывают новые территории с целью добыть ресурсы, необходимые для жизнедеятельности своих племён. Матрица активации на планшете устроена таким образом, что можно выбирать: или постепенно копить силы на более мощные действия, или совершать совсем слабые, но получать дополнительные очки. Атаки на соперников тоже поощряются случайными жетончиками победных очков. Всё заканчивается, когда кто-либо наберёт шесть жетонов ПО, после чего к результату добавляются очки за подконтрольные территории.
Партия оставила ощущение зря потраченного времени. И дело не в жанре, который мне не по душе, просто многие вещи в игре раздражают, начиная с возни с треками на планшете, заканчивая странной системой действий, когда после постепенного усиления происходит резкий сброс на начало, и тебе приходится чуть ли не пропускать ход. Кроме того, тайлы местности жутко не сбалансированы. Пока все тянули участки с одним базовым ресурсом, я умудрился вытащить один с 6 очками, что по здешним меркам довольно много.
Ладно, хватит об откровенно слабой GodZ, перейдём лучше к Super Fantasy, на которую я положил глаз уже давно.
Super Fantasy. На данный момент в серии Super Fantasy вышло уже две коробки, одна про подземелья, другая про зомби. Несмотря на то, что мне категорически не нравится подобный шуточный арт, игра заинтересовала занятной механикой активации персонажей с помощью кубов. Заключается она в том, что за кубики можно делать всё, что угодно, причём, тратить на конкретное действие разрешается любое их количество (на ход даётся 6 штук). Захотел пойти – кинул кубик и передвинул фигурку на указанное число делений. Маловато будет? Кинул ещё кубик. Нужно атаковать монстра – прикинул, сколько кубов хватит, чтобы его завалить, бросил и посчитал количество мечей. Захотел воспользоваться способностями – потратил кубы, чтобы накопить маны. Кроме того, на кубиках имеются грани со звёздочками, которые при выпадении постепенно прокачивают персонажа и активируют супер-силу того навыка, проверка которого проводится.
Игра кооперативная и проходит по сценариям. В первом нам нужно было прогуляться по кладбищу, дойти до какого-то сарая, и убить там босса. По кладбищу были расставлены надгробья, которые желательно было поскорей завалить на могилы, чтобы из них не могли вылезать зомби. За разбитые надгробья и гробы давались всякие плюшки в виде полезных зелий, оружия и т.д.
Сценарий мы завалили, так как пройти даже самый лёгкий обучающий с первого раза вдвоём довольно сложно, нужно постоянно прикрывать друг друга и действовать слаженно и тактически максимально верно, не подпуская к себе монстров, – ведь те, приближаясь, наносят раны автоматически. Понравилось, что при смерти герой не выбывает, и абсолютно ничего не теряет. Зато каждая неудача приближает команду к проигрышу. Дело в том, что на сценарий даётся определённое количество раундов, а их число сокращается после каждой смерти героя. Неплохая идея. Вообще, в игре много интересных находок, начиная со свободы выбора во время твоего хода, заканчивая системой прокачки. Super Fantasy мне понравилась, заменить бы картонки на подставках миниатюрками (сундуки, надгробья, могилы и колонны имеются же) и сделать более серьёзный арт, и получилась бы конфетка.
Isaribi. Опробовали пару японских игр, которые, как обычно, почти все были sold out.
Первая, Isaribi, посвящена тяжёлым рыбацким будням. Передвигая свои лодки, игрокам необходимо быстрее других вылавливать нужную рыбу и доставлять её покупателям. Чем дальше в море, тем ценнее улов, но так как желания клиентов зачастую непредсказуемы (карточки покупателей открываются постепенно), то ценный улов – это ещё не означает прибыль, и пока другие будут толкать дешёвую кильку, ты можешь остаться с носом. А ведь игра – гонка. Гонка, в которой в начале партии у тебя 1,5 действия (не шучу), а трюмы не такие уж вместительные (лишний улов не только скидывается, за него ещё и штраф платить нужно).
Монетки, вырученные за продажу морских обитателей можно пустить на улучшение манёвренности лодки и сетей, что позволит за один присест вылавливать больше кубиков. Можно ещё прикупить полезные карты технологий, которых, к сожалению, всего два типа.
Партия проходит в пять раундов, которые заканчиваются, когда будут удовлетворены все покупатели или выловлена вся рыба. Спасовав, игрок может выбрать одну из карт помощников с полезным свойством на текущий или последующий раунд. Допустим, подсмотреть три закрытые карты покупателей, что в конце очень полезно. Деньги, заработанные за рыбный промысел, и являются победными очками. Игра приятная, но простоватая. Могла быть ещё лучше, если бы не завышенная цена и малое число карт технологий.
Villannex. Вторая новинка из Японии – Villannex, микрогейм на 3 минуты. В начале партии всем выдаётся по 6 карт. Из них игроки выбирают по 4 и показывают их остальным. В центральной части указан модификатор ценности какого-либо ресурса или ресурсов. Может быть ещё и некое условие, чтобы этот модификатор сработал. В нижней части нарисованы ресурсы, которые эта карточка производит.
Так вот, после того, как все посмотрели карты друг друга, все тайно выбирают из четырёх две, подсовывают под них специальные карты со стрелками и одновременно вскрывают. Затем считается ценность каждого ресурса – прибавляются или в некоторых случаях отнимаются модификаторы со всех карточек на столе. Далее смотрится, кто чего произвёл (над стрелками), умножается на курс, и считаются очки.
Вот и вся игра. Задумана она так, чтобы ты примерно знал, что могут сыграть соперники, то есть предугадал, какие ресурсы они будут “обогащать”, и воспользовался этим: либо примазался, либо снизил ценность. Некоторые свойства карт заставляют рисковать, так как требуют определённого количества какого-либо ресурса на столе или сетов, но зато и очков приносят больше. В общем, скоротать 5 минут, сгодится, на это, в принципе, микрогеймы и рассчитаны. Да и задумка довольно оригинальная.
Gaïa. Этакий модифицированный Каркассон. Только миплов тут нужно выставлять не на тайлы, а на карточки городов или завершённые сеты из сыгранных карт местности. Побеждает тот, кто первым избавится от всех своих миплов. В свой ход игрок может совершить два действия, варианты следующие: либо взять одну из открытых карточек или одну с верха колоды, либо сыграть карту с руки. Если играется местность, то к полю пристраивается соответствующий тайл. Карточка в таком случае кладётся перед игроком – она пригодится для сетов. Ну, а ежели играется карта города, то она кладётся на один из тайлов согласно условиям по смежным типам местности и указанным животным. Если соблюдено, по меньшей мере, два условия, то на город выставляется один мипл. Если четыре – то сразу два. Второй способ выставить мипла – собрать перед собой набор из карт местности, указанный на одной из карточек целей.
У игры есть два режима: семейный – без взаимодействия, и продвинутый, в котором используются карты событий, добавляющие прямую агрессию. С ними можно красть у соперников карты, менять тайлы местности местами и даже разрушать целые города.
В игре есть парочка интересных идей (к примеру, игроки не только собирают сеты, но и одновременно подготавливают почву для введения в игру городов), но не более того. Причём, если семейный режим совсем простой, то продвинутый из-за мощных эффектов карт событий превращается в неконтролируемый хаос.
Lap Dance. Игра вызвала бурю негодования на BGG из-за непристойного арта и темы. Уточню, что она про менеджеров стрип-клуба, которые стараются наилучшим образом удовлетворить желания посетителей, предлагая им напитки, различные увеселительные услуги и, конечно же, девиц (а иногда и парней).
Lap Dance оказалась обычным филлером на кубиках, где нужно накидывать нужные символы, указанные на карточках клиентов. Собрать сеты помогут ещё и сыгранные с руки карты: они добавляют символы, позволяют кидать дополнительные кубы или совершать различные подлянки в стиле “отбери карту у соперника”. За сбор необходимых комбинаций игрок награждается некоторым количество баксов, дополнительными картами и жетончиками, которые дают возможность опять же заполучить символы с карт помощников.
Интересно, что филлер можно превратить в патигейм. Для этого достаточно играть с дополнительным правилом, по которому игроки должны выполнять всякие непотребности при удовлетворении желания клиента, например, кланяться, что-то кричать, хлопать, отдавать честь и т.д.
К сожалению, игра вышла абсолютно не азартной. Разных символов всего три, а источников, где их можно заполучить, более, чем достаточно, поэтому нужные комбинации накидать совсем не сложно.
Viceroy. После обзора Rahdo вокруг российского Наместника возник какой-то нездоровый ажиотаж. Вот и мы решили сыграть. Задумка с пирамидой интересная, да и комбинировать карты занятно, но воспринимается игра как-то тяжело, нет в ней логики и какой-то общей идеи что ли. Про подсчёт очков молчу, это просто ад.
Свойства привести в порядок, подсчёт упростить, и тогда и за соперниками можно будет следить и лезть на стену при финальном подсчёте не придётся.
Интересно, что на стенде Мира Хобби нас научили играть абсолютно неверно (чего стоил перл, что карты на первый и третий уровень выкладываются бесплатно). Это я узнал, полистав позже правила, ибо заподозрил что-то неладное. И, вообще, отнеслись к нам там интересно: мол, чего припёрлись, не занимайте место, в Наместника можно спокойно и в России поиграть, он там давно продаётся. Контраст на лицо.
Splendor. Начитался восторгов и отдал 25 EUR за горстку жетонов и карт. Разложили такие довольные с другом, сыграли одну партию, переглянулись. Ладно, видно, не поняли чего-то, давай, ещё разок. Повторили, снова переглянулась. Где игра? Где азарт гонки, где всё это, о чём писали уважаемые гики? Я в шоке, всем, что ли совсем разонравилось думать?
Взяли одну механику “ресурсы-карты-скидки”, нарисовали блестящих брульянтов, добавили тяжёлых покерных жетонов (ладно, тут я соглашусь, брать и сдавать обратно их удобно), упаковали всё это в громадную коробку и, на те вам, хит. Брр, скука смертная, первые ходы ещё что-то прикидываешь, а потом всё очевидно. Даже не знаю. Попробую ещё на троих-четверых, если ничего не изменится, то явный кандидат на самую низкую оценку. Пока ощущение выброшенных на ветер денег.
Limes. Фух, ладно, нужно успокоиться и рассказать о чём-то приятном. Например, о Limes, дуэльном пасьянсном Каркассоне на 15 минут, который зацепил у нас всех. Некоторые даже взяли пару копий в подарок.
У всех по семь миплов и колоде с карточками местности (их по 24 штуки). Один игрок тасует колоду, тянет верхнюю карту и называет номер оппоненту. Тот быстренько ищет такую же карту, после чего оба пристраивают её к своим владениям. Затем есть возможность поставить мипла на одну из местностей на только что выложенной карте или переместить ранее выставленного мипла на смежную территорию.
В игре четыре типа местности и, следовательно, четыре варианта, как заработать ПО. Мипл на поле приносит очки за все смежные поля. Мипл на воде – за домики на берегу всего озера. Мипл в лесу – за количество разных территорий, прилегающих к этому лесу. И, наконец, мипл в сторожевой башне даёт очки за каждый участок леса, расположенный ортогонально во всех четырёх направлениях.
Limes до безобразия простая, но, блин, каждая партия предлагает настоящий вызов как лучше пристроить карту и в какой момент выставить своих человечков. Да, это соло на двоих, и тебе абсолютно наплевать на соперника, но эти 15 минут тебе совсем не до него. Ты ждёшь с нетерпением следующую карточку и получаешь море удовольствия, когда за одну территорию удаётся заработать порядка десяти очков или побить прежний рекорд. Классный филлер.
Uruk II. Помимо Limes ещё одной незапланированной покупкой оказалась Uruk II (улучшенная версия Uruk I). Карточная игра на менеджмент ресурсов с парой изюминок. Первая – ввод карт в игру оплачивается сбросом с руки карт такого же цвета. Вторая – основной очковый багаж игрока складывается из ценности карт и зданий-модификаторов, построенных напротив. Здание первого уровня позволит получить очки, указанные на карте, а второго – удвоить их.
Первостепенная задача игроков – наладить ресурсный движок, чтобы максимально быстро адаптироваться к случайным событиям, побыстрее построить двухуровневые здания и обновлять карты, меняя их на более мощные и ценные.
В общем, неплохая игра на построение эффективных комбинаций, мне такие нравятся. Отличие от первого Uruk-а в улучшенных фишках ресурсов и более гладкой механике розыгрыша карт событий.
The Golden Ages. Вполне стандартная цивилизация, к плюсам которой можно отнести быстрое время партии. Чего-то оригинального припомнить не могу, всё позаимствовано из других игр: треки технологий, тайные цели, лидеры, даже жетончики удачных военных операций имеются, как в Эклипсе. Разве что поощрение первого спасовавшего интересно обыграно. Во-первых, каждый раз, когда до него вновь доходит очередь, он получает некоторое количество денег. Во-вторых, он выбирает дополнительный бонус за какое-то действие/условие в текущем раунде.
Игра немного не сбалансирована по части тех самых жетонов победы в бою. Разброс на них слишком велик, от 2 до 6 очков, что при общей сумме в 30-50 довольно ощутимо. Уточню, что за партию таких жетонов можно набрать 4 штуки. Ещё тут абсолютно не чувствуется кризиса, деньги льются рекой, карточки берутся за дарма, кормить никого не надо. Видимо, поэтому игра и называется “Золотые Века”.
Orléans. Очень хорошее евро с механикой bag-building. Да, вы не ослышались, сейчас в тренде не колодостроение, а формирование мешка. На Эссене было три таких игрушки: Orléans, Hyperborea и King’s Pouch. В первые две я сыграл на выставке, а третью купил для сравнения и просто из любопытства, так как она от корейского дизайнера и до боли напоминает Hyperborea, только в 2,5 раза дешевле.
В Orléans все начинают с четырьмя фишками рабочих, обозначающих членов семейства. У каждого имеется планшет с всевозможными действиями, с помощью которых можно получать новых рабочих, путешествовать по карте и собирать ресурсы, строить торговые посты и т.д. Чтобы воспользоваться действием, игрок должен выложить рядом с ним указанные жетоны рабочих. У каждого рабочего своё предназначение, поэтому многие из них не только пополняют мешок, но и приносят мгновенную выгоду. К примеру, рыцари не только пригодятся для путешествий (один из трёх жетонов, необходимых для данного действия), но и увеличат количество кубиков, которые игрок тянет из мешка в начале своего хода. Или, учёные – они позволяют заполучить один из доступных тайлов технологий или попросту дополнительных уникальных действий.
Есть тут и возможность треша ненужных карт, или в данном случае, жетонов. Некоторые действия позволяют навсегда избавиться от лишних рабочих и получить за это некий бонус.
Очки в конце игры складываются из добытых ресурсов и суммы построенных портов и жетонов горожан (их можно получить за достижения на различных треках), умноженной на достигнутый игроком модификатор на шкале религии.
Игра отлично продумана, партия прошла гладко и на одном дыхании, по времени заняла примерно полтора часа. Единственный недостаток – все копаются в собственном огороде, но это обычное дело в еврогеймах. Интересно, что после первых двух дней цену на игру подняли. Видимо, посетители распробовали, раструбили знакомым и все пошли её покупать.
Мне после первого раза в Orléans понравилось всё, за исключением одного недочёта с компонентами. На мой взгляд, вместо жетонов нужно было использовать обычных разноцветных миплов. Во-первых, жетоны быстрее придут в негодность; во-вторых, при определённой подсветке трудно разглядеть их на планшетах; в-третьих, их не удобно доставать из мешка, так как они сбиваются в кучу на дне; и в-четвёртых, механика подразумевает, что из раунда в раунд жетоны могут спокойно лежать на планшете, пока место под действием не заполнится. Так вот, когда ближе к концу партии тебе надо распределить 8 рабочих, то, сделав ошибку, трудно вспомнить, какие лежали там раньше. С миплами всё было бы гораздо проще, положил старых на бок, и никаких проблем.
Onward to Venus. Как я писал раньше, это несложная космо-стратегия, оформленная в стиле графических новелл о Докторе Грордборте – вымышленном учёном и изобретателе.
Если в Onward to Venus вы ждали от Мартина Уоллеса чего-то кардинально нового, то спешу вас разочаровать. Разве что в сражениях теперь используются кубики. А так всё по старинке, строимся (в ход можно родить до двух юнитов), летам с орбиты на орбиту, захватываем шахты и заводы, чтобы добывать больше денег на тех же солдат, ракеты и танки. Всё это разбавляем неожиданным розыгрышем карточек спец-действий и бонусов.
Есть тут и фирменные авторские уникальные события, которые появляются в игре при определённых условиях, в данном случае, в зависимости от уровня кризиса на конкретных планетах. Это может быть атака пришельцев, нападение космических пиратов и т.п. А может и не быть ничего.
Ничего плохого об игре сказать не могу. Если вам хочется агрессивной стратегии на контроль территорий и достаточно, что уникальность её заключается лишь в круглых тайлах планет, которые заменили собой игровое поле, то можете смело брать. Но только делюксовую версию с деревянными фишками, она выглядит действительно здорово.
Dice Brewing. Пивная тема и кубики – манящее сочетание. Финальная версия выглядит приятно: карточки рецептов с аппетитными бокалами разных сортов пива, персональные планшеты с действиями, куча кубов (жаль, что обычных). У игры были все шансы пополнить коллекцию, я даже почти предзаказ сделал, чуть не купил на выставке, но всё время что-то останавливало. А потом, попробовав, и вовсе отказался от этой затеи (в принципе, если бы не отказался, то всё равно не смог бы купить, так как в воскресенье она была sold out). И вот почему.
Несмотря на занятную интерпретацию кубиков в качестве ингредиентов и их применение не только в рецептах пива, но и в множестве других действий на планшете (получение других кубов, перебросы, улучшение значений и т.д.), всё планирование зачастую проходит впустую, потому как в игре процветает механика take that. Соперники могут очень просто испортить весь рецепт, убрав из него кубик или заблокировав его. Это очень раздражает, особенно, когда к этому рецепту ты шёл пару раундов. Но я понимаю, для чего это всё делалось. Если бы не подставы, то варить каждый раунд по новому сорту пива было бы совсем просто, пришлось бы менять всю игру.
Короче, есть интересные моменты, но в целом скучновато, сыграл и забыл. Кстати, пока пробовали, подошёл кто-то из Мира Хобби и завёл разговор с издателем Board&Dice о локализации. Я почему-то не удивлён.
Patchwork. А Уве то наш, Розенберг не только убер-стратегии может делать, но и филлеры. Patchwork – игрушка на двоих про штопанье одеяла. Задача игроков по истечении времени (виртуального) набрать больше всего очков. Очки даются за местную валюту – пуговицы, от которых отнимаются штрафы (а как же, Уве он и в филлерах Уве) за незакрытые на планшете участки.
Перед игрой кусочки ткани, напоминающие фигуры из тетриса, раскладываются по кругу случайным образом, после чего возле самой мелкой ставится болванчик. В свой ход игрок может взять один из трёх кусочков ткани справа от болванчика и выложить его на свой планшет, заплатив пуговицы и время. Жетончики пуговиц просто сбрасываются, а время отмечается на специальной шкале, по которой игрок передвигает свой маркер вперёд на указанной число делений.
На шкале времени имеется два типа специальных делений. Перешагнув пуговицу, игрок получает доход за пуговицы на своём планшете. А перешагнув коричневый квадратик, игрок берёт один тайл заплатки, которым тут же может “заштопать” дырку в своём одеяле. Если вы отстаёте на треке времени, то можно получить доход просто так. Для этого ставим свой маркер сразу за маркером оппонента и получаем по пуговице за каждое деление, которые прошагали (т.е, чем больше отстаёшь, тем больше монет получишь).
Сыграть было интересно, чувствуется рука мастера – механика времени и дохода работают, как часы. Неплохая головоломка и отличный подарок для слабого пола.
Wash Dash. Ребята из Ludo в этом году были заняты ребрендингом и другими проектами, поэтому на выставку приехали с одной лишь новинкой Wash Dash – детской игрой на реакцию на подобие Speed Cups.
В Wash Dash нужно вешать на прищепки бельё на специальные сушилки. Кто быстрей сделает это, как указано на карточке задания, тот и заберёт карту себе. Разумеется, есть тут и специальные карты, к примеру, “вешать одной рукой” или “цвет наоборот” (типа прищепка принимает цвет одежды, а одежда цвет прищепки).
Отрадно, что Brain Games из года в год прогрессируют. В прошлом в их играх появился классный арт, а в этом сложные компоненты. Я имею в виду массивные складные сушилки. В качестве детской забавы Wash Dash – отличный вариант. Пока стоял у стенда, наблюдал, с каким азартом играли взрослые, прищепки летели в разные стороны.
Hyperborea. Самое вкусное оставил на потом. Hyperborea хороша, лучше похожей Orléans тем, что цивилизация (какое никакое, но ощущение присутствует) с борьбой за территории и хоть и простейшими, но сражениями. Ещё один плюс – потенциально большая реиграбельность за счёт рас и большого количества карт технологий, которые позволяют плести интересные комбинации. С другой стороны, они ещё и засоряют мешок серыми бесполезными кубами, но и их можно применить в тех же технологиях.
Очки зарабатываются, как в заправском евро за множество аспектов: добытые кристаллы, подконтрольные гексы, кубики в мешке, трофеи нейтральных врагов и соперников, карты технологий и бонусы за достижения условий, которые способствовали окончанию партии.
Поначалу немного смутило то, что можно в любой момент ковыряться в мешке и смотреть, что у тебя там осталось. Потом дошло, что сделано это для того, чтобы сократить число холостых действий, стратегия всё-таки.
Мы играли в короткую версию, управились за час с небольшим. Ощущения какой-то урезанности не было, и это здорово. Подумываю о покупке.
Five Tribes. Присоединяюсь к восторгам: великолепная идея и великолепное исполнение. Игре прямой путь на вершину лучших семейных настолок. Для этого жанра она подходит идеально: красивые компоненты, одно действие в ход, победные очки за любое телодвижение. Да, чуток посчитать придётся, и может даже не все сразу поймут, как этих миплов распределять, но всего пару раундов, и всё станет на свои места.
Моё единственное опасение по части паралича анализа не оправдалось, выгодные ходы распознаются достаточно легко, да и вообще партия проходит стремительно, вчетвером уложились за час. По ощущениям типичный point salad, только красные миплы немного выбиваются со своими убийствами. Хотя с другой стороны никто не может теперь сказать, что на успехи соперников никак не повлиять.
Старые и новые знакомые
Созерцание новинок и впечатления от партий – это, безусловно интересно, но не менее ценным для меня оказалось общение с людьми.
В этом году этого общения было достаточно, начиная от коллег по цеху из России, заканчивая Томом Вэселом (The Dice Tower) и Ричардом Хэмом (Rahdo Runs Through). Том, кстати, реально большой!
Был рад снова увидеть Диму и Олю из iPadstory.ru, Дениса Лоншакова и Тарана, познакомиться с ребятами из Настолкомании, разделить партию с Юлей ака terjul из Голландии, пожать руку авторам любимых игр.
Было здорово снова собраться на коллективное фото у стенда Правильных игр, а также впервые поучаствовать в акции взаимного обмена mathrade, где гики со всего мира собираются каждый день в Галерее, ходят, как зомби, по кругу с табличками и передают друг другу игры.
Обязательно буду участвовать ещё, – наменял кучу всего, что когда-то очень понравилось, но что сам бы уже вряд ли купил.
Цена вопроса
Ну и в заключение пару цифр для тех кому интересно, во сколько обходится пребывание на Эссене и гора купленных настолок. Нам на двоих с Катей на жильё, бензин (по городу тоже передвигались только на машине), еду (пять дней) и билет на выставку (Кате студенческий за 18 евро) хватило 520 евро.
На игры на фото ниже я потратил столько же. Чуток помог сэкомонить пресс-пасс (бесплатный билет, стоянка в том же здании и кое-где скидки на игры).
Как бы итог
Вот таким вот выдался этот Эссен. Очень рад, что так сразу на свежих эмоциях и воспоминаниях добил-таки этот отчёт, теперь можно со спокойной душой рубиться в новинки и писать потихоньку обзоры.
Остался ли я доволен Spiel 2014? Ещё как! Эти пять дней были очень качественным в плане распорядка дня, не было бесцельного брожения по стендам, много чего удалось попробовать и посмотреть.
Вообще, в третий раз уже чувствуешь себя там, как дома, куда хочется возвращаться снова и снова за незабываемыми эмоциями, которые даёт тебе этот громадный конвент, посвящённый любимому хобби.
Прочитаем-прочитаем:) Несмотря на поздний час:)) Ощутить хотя бы частичку того праздника, что окружал вас – для этого чем больше статья, тем лучше:)
Надеюсь! Я пока писал – пережил, т.к. на статью ушло столько же дней, сколько длилась выставка :Р
“Уставшего после 20 км пути” – что-то близковато и чего притомился-то после всего минут 15 в машине?
Упс, 2 нолика забыл. Простительно 😛
Господи, как же долго я это читал. После таких статей у меня вновь поднимается подзабитое желание выучить английский и все-таки съездить на выставку.
Отличная статья, значительно подправила мой вишлист на ближайший год
Спасибо, отличный обзор! А что новая игрушка Бозы совсем не заинтересовала? А про Splendor что-то я расстроился… Думал будет нам счастье.
Не настолько, чтобы покупать, уж очень на Призраков похоже.
Splendor убедили сыграть большим составом, но я настроен скептически, т.к. сам процесс совсем не зацепил, бессмысленный он какой-то. Но это в нашей компании так , всем вон кругом нравится.
Спасибо, интересно! Постараемся со второй попытки попасть туда в 2015…
Splendor очень крутая игра, зря вы так.
Спасибо большое за статью!
Кратко и по делу!)
Завидки берут.
До выставки вообще не интересовался Алхимиками, но недавно осилил правила и… это кандидат на отличную детективную игру.
Гиперборея и Деус заинтересовали, но поиграть бы в это прежде чем брать.
Меня вот очень сильно Imperialism: Road to Domination привлекает. Будем ждать обзоров на БГГ.
В Deus вчера запоем сыграли две партии подряд – шикарная игра на цепочки! Надо только проверить, насколько карты сбалансированы.
Отличный обзор-отчёт, спасибо
Прочитал, спасибо большое за обстоятельный и подробный отчет. Владимир, а в Hyperborea есть какие-нибудь изюминки помимо типичных евро-механик и целей? Т.е. мы, как зачастую бывает, просто соревнуемся в построении самого прибыльного по очкам движка (с небольшими вкраплениями иных моментов, типа сражений) или есть место каким-то иным интересным решениям в процессе? Например, военной тактике и стратегии, блефу или чему-нибудь еще “не математическому”? Не знаю, понятно ли расписал то, что меня интересует, но как бы по общим ощущениям как: мы в принципе в типичный еврогейм (хоть и с нюансами) играем, или есть в Hyperborea что-то еще, на что можно обратить внимание? Если все же это по сути типичное евро, то цена просто высоковата для подобного удовольствия (хоть лично для меня в словосочетании “типичное евро” ничего ругательного нет:)), в противном случае бы заинтересовался игрой, пожалуй (ибо оформление безусловно доставляет)
Я понял вопрос. Да, Hyperborea дороговата, как ни крути. Что меня реально увлекло в нашей партии, так это куча вариантов, куда пристроить кубы. Т.е. ты как бы от них зависишь, но не стеснён рамками.
Самое интересное – это, конечно, механика формирования мешка, в остальном можно сказать, что обычное евро, если бы не карты технологий, которые позволяют творить всякие прикольные вещи (выбор большой, т.к. их всё время доступно 8 штук).
Ещё понравилось, что твоя армия не только для того, чтобы исследовать карту, занимать гексы и биться. На каждом участке есть 1 или более алтарей, куда можно зайти и получить бонус – фигурка “замораживается” там до следующего опустошения мешка. Т.е. имея, к примеру, на трёх гексов юниты, можно посылать их в алтари и мутить дополнительные цепочки действий, чередуя с действиями на планшете.
В общем, занятные нюансы есть, нужно думать самому, насколько их хватит, чтобы выложить за игру 50+ евро.
Отлично, спасибо большое за развернутый комментарий! В общем, пока что и хочется, и колется с этой игрой. Думаю, пока просто включу ее в вишлист для бггшного Санты (без особой надежды, правда, с такой-то ценой:)), а параллельно буду думать и созревать дальше.
Из остальных твоих покупок особенно интересны впечатления по Mythotopia и допу к Brugge. Вавилон тоже, но с ним я уже почти определился в положительную сторону – красивейшие, черт подери, коробка и наполнение, да и банальное “это же 7 Чудес!”))
Всем спасибо за “спасибо”, рад, что пыхтел не зря.
Круть, круть! Спасибо за интереснейший отчет! А Lewis and Clark вы тоже где-то пробовали или покупали только по обзорам?
Пожалуйста!
Только по обзорам, ни одного плохого не видел, да ещё знакомые, которые в прошлом году взяли, все, как один, хвалили. Вроде один момент там есть спорный, время партии, мол, долго иногда получается.
Спасибо, с интерсом прочитал.
По МХ – советую хитрить. Я на чемпионате мира по хоккею был одет в канадскую форму и разговаривал на английском – столько плюшек и почестей я давно не видел=) Если тебя не узнают – не пались;)
В начале года некоторые настолки из обзора интересовали, особенно Hyperborea, а сейчас вижу, что мало что интересно. Жду от игры духа приключений, а не удается. Каждый раз предлагают либо строить город, либо торговать, либо меняться карточками. Наверное, хочется бродилку или стратегию, типа Runewars, но покороче, но что-то всё нет и нет такой. Realm of Wonder, вроде бы, и про брождение, но судя по вашему отзыву, очень простая.
Есть такое. Я уже какой год жду приключенческую игру. Хочется такого классного гибрида, чтобы и подумать было где и попереживать. Но, видимо, что-то недолгое в этом плане придумать сложно.
Здорово! Как же круто – столько впечатлений за такие копейки!
Я осилил. 🙂
Конечно, посмотришь на всё это – вроде бы всего много, но такого, чтобы удивить… Тренд “собирать мешочки” – хорошо забытое старое. Когда-то в мешочки собирали квариорсов. Правда, лично мне всегда мешочки нравились больше колод, даже не для сбора. а просто для игры: например, в Сноудонии, сейчас вот в Навахо (этот проклятый зелёный кубик!).
Только сегодня услышал в первый раз про Чёрную Бороду, причём положительный отзыв. А у тебя – прохладное отношение. Возьму на заметку по причине плюрализма мнений.
Заинтересовал “тетрис” Patchwork, записал себе. Нужно будет смахнуть пыль с Аркадии, давно в тетрис не играл.
Увидел, в чём отличие Limes от Cities. Можно брать фломастер и пририсовывать башни-домики. 🙂
Льюиса с Кларком видел только со стороны. Показались накрученным еврогеймом, но играющие говорили, что это не совсем так. Будет повод – напрошусь на поиграть, с каждым упоминанием всё больше интригует.
Ах да, одним глазом увидел сегодня Гиперборею, но мнения не успел спросить, народ был весь в игре.
Вам-то хорошо в европах – сел на машину да доехал, хоть всю машину грузи. А нам как быть? На себе вези или на почту топай? Да вы там издеваетесь над нами! 🙂
Поиграв в “мешочки” понял, что очень нравится это фишка, прям какие-то новые ощущения. “Мешочки” рулят!
Да чего издеваемся-то? В прошлом году сам слал. Правда, я не знаю, сколько DHL-ом стоит отправить в Россию. Хотя да, надо ведь, чтоб дошло :Р
Посмотрел Patchwork. Коробка – один в один Марракеш. Да и на картинках видно, что можно лоскут на лоскут накладывать. Получается, это тот же Марракеш, только в профиль? Не с прямоугольными коврами, а тетрисными кусками? Странно всё это.
Нет, это не Марракеш, всё по другому. Даже не буду перечислять, что именно, потому что всё 🙂
(и куски тут нельзя накладывать)
Спасибо за отчет, эпично получилось, не зря у вас был бэдж прессы 🙂
Сыграли сегодня в Hyperborea и Mythotopia – очень положительные впечатления.
Это радует, что Mythotopia понравилась, а то пока какие-то противоречивые отзывы. Жду отчёта 😉
Расскажите потом о партии в Splendor на большее кол-во человек. Если не понравится, наверное, стоит выкинуть её из хотелок.
Все прочитал с большим интересом, спасибо, что поделились всеми впечатлениями с нами.
Ок. Ещё специально спрошу, что другие думают об игре.
О Сплендоре. “Разложили такие довольные с другом, сыграли одну партию, переглянулись. Ладно, видно, не поняли чего-то, давай, ещё разок. Повторили, снова переглянулась. Где игра? ” – один в один такие же впечатления у нас сестрой были, когда мы сели вдвоем играть в Love Letter. После второй партии я уже решила, что подарю эту странную игру. Но после того, как к нам присоединилось еще 2 человека, и начался самый смак. Думаю, и в Сплендор надо хоть пару раз сыграть полным составом.
“Я в шоке, всем, что ли совсем разонравилось думать?” Судя по тому, что Сплендор сместил Тайное послание в списках самых играемых игр на БГГ, по “сложности” процесса он как раз может быть сравним с Тайным посланием. Если что, я в Сплендор не играла, но собираюсь в ближайшее время 🙂
Обязательно сыграем. Но если в Love Letter понятно, почему втроём-вчетвером веселей, то в Сплендоре… не знаю даже. Ты просто занимаешься обменом, примитивным обменом. Смотреть, что собирают другие, абсолютно неинтересно, все карточки одинаковые, цены примерно тоже, единственная гонка – это за тайлы с важными персонами, но это мелочь по сравнению с всеобщей скукой :Р
Сыграйте пожалуйста и объясните потом, что там такого классного 🙂
Спасибо большое за подробный отчет. всю неделю ждал, каждый день проверял сайт.
На здоровье! Самому не хотелось тянуть, писал, поглядывая на новинки, но решил, что сперва закончу 🙂
Спасибо за статью =) Насколько я знаю, демонстраторы у хоббиков были местные, наёмные. Жаль, конечно, что так непрофессионально сработали…
Рада, что в Five Tribes сыграли быстро, наверное, просто у меня муж такой великий стратег, что только к пятой партии чуть быстрее думать-играть начал, хотя я уже ввела песочные часы 🙂 Игра очень нравится и выглядит просто великолепно. Кстати, не играли пока вчетвером, вдвоём у каждого не один ход, а может быть даже два хода подряд, и тут ещё куча стратегии накладывается, мне нравится.
А в Imperial Settlers сыграть не довелось? Купили по обзорам?
По поводу Splendor у меня противоречивое мнение (у меня она есть, кстати, и стоила мне намного дороже 25 евро :)). Вроде и хочется верить куче отзывов и разделять всеобщие восторги, а ещё я её купила, поэтому она должна мне нравиться (!). Но она как-то не цепляет. Она такая абстрактная и в ней такая притянутая тема, что когда я думаю о ней, то меня не тянет её разложить. Но у меня такая философия: купила, значит надо либо играть, либо продавать. Продавать пока не хочется, поэтому иногда поигрываем вдвоём с мужем, мне нравятся три колоды с разной стоимостью. Кстати, на четверых не лучше, мне понравилось меньше, чем вдвоём, посольку вдвоём это дуэль, а вчетвером не уследишь за всеми. В общем, играем нечасто, надо будет выделить время освежить впечатления.
Она и есть абстрактная. Быстрый абстрактный филлер, в которым есть где попринимать решения, разве кто- ждет от нее другого? Основные отличия при игре бОльшим составом – приходится много бронировать карты, ну и следить кто на какие бонусы нацелился. Вдвоем же такого почти нет.
Я имела в виду, что для меня слишком абстрактная. Вот Five Tribes по сути тоже чистая абстракция, но совсем не так мною воспринимается, как Splendor.
Вот и я говорю, что вчетвером у меня не получается за всеми следить, мне бы сделать то, что я хочу 🙂 Но мы, правда, вчетвером один раз играли только. Обычно на четверых мы раскладываем другие игры. А если хочется быстрого филлера – новый Август нравится мне больше.
Это который с механикой Лото? Я его взял как гейтевей для 5+ человек)
Ага, он 🙂 На двоих мне даже больше нравится, чем на компанию. Хотя простецкая, конечно.
Imperial Settlers я обязан был взять, хотя бы для сравнения, Новая Эра ведь – одна из любимых игр! 🙂
Splendor… просто ну слишком light, никак не для опытных игроков. В таких игра должен быть азарт, тут его нет. В Augustus есть и азарт и комбы, в Сплендоре нет, только уныние и карточки с цифрами :Р
Ну он лайт и есть совсем, а вот по азарту – у нас в компании очень азартно идет, тут уже на вкус и цвет)
Обидно, понимаешь, во всех компаниях пошла, а в нашей нет ;(
Ну мне кажется это вполне здоровый момент для разных компаний: у нас вот совершенно не пошла 8-минутная империя, Повелитель Токио никому не взлюбился особо. А я никак не могу заставить себя полюбить RftG, хотя в ней есть все, что я люблю, вот не интересно и все.
Ух, какой отличный отчет. Приятно было почитать.
Эпично.
В “Роскошь” имеет смысл играть ТОЛЬКО вдвоём (иначе – хаос), и со следующими домашними правилами:
1. Все колоды делятся пополам, как придётся, и играются 2 партии, очки суммируются. Поскольку цвета поделятся не поровну, с некоторыми будет напряг, и попытка первым “нащупать” правильное развитие по цветам очень азартна. И все партии будут разными.
2. При покупке можно использовать 1 карту другого игрока. Это немного выровняет шансы (когда особо ценных цветов нет на столе, поскольку их все захапал один игрок), и игра перестанет быть пасьянсом – придётся смотреть (особенно в начале игры), что строит противник, и прикидывать, как, учитывая это (какие-то цвета “брать” у него, а какие-то развивать самому), построить свою стратегию.
Ну и, конечно, игра очень динамична – только как следует наладил свой крутой “движок” по добыче драгоценностей,.а противник уже набрал 15 очков…
Это я про Splendor написал.
осилил все, крутой отчет) Надо бы убить вечер-два и написать свой)
Молодец! Кстати, что-то я запамятовал, что ты прикупил. Есть ссылка где? Может, захочу задать пару вопросов. Или просто буду знать, какой обзор можно ожидать.
wordpress нашёл этот пост по запросу “Abyss” (помню же, где-то видел у вас её) несмотря на опечатку в названии игры 🙂
Наверное, из уважения к такому большому посту 🙂