Home > Nations: The Dice Game > Nations: The Dice Game – сквозь века под грохот кубиков

Nations: The Dice Game – сквозь века под грохот кубиков

Начинаем потихоньку разгребать новинки, читать правила и, разумеется, играть – уже опробовали примерно половину привезённого. Трижды успели погонять в Nations: The Dice Game, впечатлениями от которой спешу поделиться.

Не секрет, что большие Нации – одна из моих любимых настолок. Не новость и то, что мне очень нравятся игры на кубиках. А если кубы в них ещё и кастомные (не простые шестигранники), то вообще, замечательно. Именно по этим двум причинам пройти мимо Nations: The Dice Game я просто не мог.

Компоненты и оформление

Основную ценность представляют собой 44 кубика и 72 тайла. Без них в коробке ещё имеются поля, горстка жетонов и несколько маркеров. На фоне цены наполнение смотрится довольно скромно. Причину завышенной стоимости понять можно – грех было не воспользоваться популярностью “большого брата”.

Нареканий к компонентам нет, разве что поля могли бы сделать плотней, а так нам снова втюхали хлипкие листы, которые боишься погнуть.

Ещё не очень удачно подобраны цвета игроков – красные и бордовые маркеры при неярком свете сливаются.

Кубы зато реально классные: увесистые, яркие, с тиснением и, что важно, с чёткими символами и без брака (как у халтурщиков Wizkids). Честно говоря, при виде кубиков внутренняя жаба быстро отпускает, и потраченных 32 евро становится не жалко.

Никакого органайзера в коробке не предусмотрено, но картонка внутри имеет два отделения, одно из которых идеально подходит под тайлы. Мелочь, а приятно. Кстати, вторая игра серии с лёгкостью помещается в первую, ещё и место для дополнения остаётся.

По поводу арта повторяться не буду, он полностью взят из Nations и… на любителя. Я уже как-то свыкся.

Ход игры

Партия занимает минут 20 и проходит, нет, пролетает, в 4 раунда, во время которых игроки выполняют порядка 10-12 бросков и примерно столько же покупок. Суть процесса остаётся прежней – развить свою цивилизацию. Только в нашем случае задача упрощена донельзя и осуществляется с помощью набрасывания и эффективного использования полученных результатов.

Четыре жалких раунда подразумевают, что каждая эпоха пронесётся молниеносно и оставит после себя лишь след из набора тайлов развития и одного события, за выполнение условий которого можно заработать дополнительные очки.

Тайлы различаются по типам и в зависимости от типа обладают характерными свойствами. Сила этих свойств растёт с каждым раундом, ровно, как и награда за их присоединение к своей цивилизации. Хронология прогресса такова:

Здания и военные отряды в первой эпохе предлагают по одному кубику соответствующего типа, во второй – по два вместе с базовым, в третьей – по два цветных, а в четвёртой – просто победное очко.

Чудеса помимо полезных жетончиков с каждой эпохой принесут больше очков, но для строительства потребуют больше камня.

Лидеры в первой эпохе дают один жетон переброса, во второй – два, в третьей к награде прибавляется очко, а в четвёртой – два очка и никаких перебросов.

И только колонии с течением времени не меняются, принося по одному очку и жетоны ресурсов.

Как видно, до четвёртой эпохи бонусы улучшаются, а игра постепенно готовит нас к финальному раунду, где на рынок выходят тайлы исключительно с победными очками.

Говоря о событиях, то они также понемногу усложняются, как и увеличивается количество бонусных очков за успешное преодоление голода и войны.

Теперь, собственно, как проходит игра. Для начала тайлы сортируются согласно эпохе. Затем по числу игроков некоторое количество тайлов развития выкладывается на центральное поле, а на поле подсчёта очков помещается случайный тайл события. Маркеры игроков занимают свои позиции на треке очков и науки. Первый игрок стартует с одной “книжкой”, второй – с двумя и т.д.

Цивилизация игрока начинается с планшета, на котором изображены жетоны переброса и золота, а также пять зданий со стартовыми белыми кубиками. В течение партии белые кубы можно будет заменить на специализированные и более мощные цветные. Градация по типу и символам следующая:

Тут всё просто: красные заточены на мечи, то есть военную мощь, синие – на науку и камень, а жёлтые – на золото и еду.

Раунд состоит из следующих фаз: сперва обновляется рынок и вскрывается тайл события, затем наступает ключевая фаза действий игроков, далее начисляются “книжки”, и сразу же после этого распределяются очки за науку. Принцип получения очков за науку схож с Nations – игрок получает по очку за каждого отстающего. Исключение – дуэльные партии, там второй начинает сразу с тремя “книжками”, а лидерство приносит 2 ПО.

В конце эпохи у игроков есть шанс заработать очки за сытый народ и успехи в войне. Между этим устанавливается новый порядок хода на следующую эпоху согласно количеству накопленных “мечей”.

Если обычные Нации, в принципе, уже были достаточно мирными, то эти и подавно. Война тут – это лишь ещё один способ разжиться на очки. Единственный момент, где возможно пересечение интересов игроков, это рынок тайлов развития, где соперник может умыкнуть понравившееся вам здание или Чудо.

Теперь подробнее о фазе действий. Она продолжается, пока все не спасуют, а возможных вариантов тут всего три. Следует уточнить, что первый ход в каждой эпохе начинается с бросков своих кубов и только потом выполнения действия, а дальше уже все ходят по очереди. Итак, в свой ход можно:

1. Заплатить стоимость в мечах или монетах согласно ряду, в котором лежит тайл, и пристроить его к своей цивилизации.

Здания и отряды идут на ограниченные синие места, лидер – на единственное оранжевое. Колоний можно захватывать сколь угодно, строить Чудес света – тоже, правда, “в разработке” может находиться только одно Чудо, о чём говорит коричневая рамка справа.

Если тайл даёт жетоны, то они идут в активный пул игрока и могут быть потрачены в текущем раунде. Если тайл приносит кубики, то старые кубики со здания, на которое был помещён новый тайл, возвращаются в общий запас, а новые тут же бросаются – их тоже можно сразу же использовать.

2. Построить Чудо, потратив кубики и/или жетоны, с камнем. Тут всё ясно.

3. Ну, и последнее доступное действие – переброс. За специальный жетон можно перекинуть любое количество кубов. Реализация перебросов мне понравилась. Во-первых, нет банальной механики Короля Токио с его тремя попытками, которую пихают сейчас везде, куда ни попадя. За перебросы нужно бороться, это, как ресурс, который тоже нужно добывать. Во-вторых, переброс – это отдельное действие, перед которым нужно тщательно подумать, ведь, выполняя его, игрок рискует прошляпить нужный тайл.

Вот, собственно, и всё. Кидаем кубики, чешем репу и смотрим, как лучше распорядиться тем, что выпало. С умом тратим перебросы и стараемся преуспеть во всём, чтобы с честью пережить раунд и не отстать от соперников.

Впечатления

Сразу скажу, что игра очень и очень light. Это сразу видно по свойствам тайлов и их разнообразию, вернее, не такому большому разнообразию. Тут нет возможности блеснуть какими-то хитрыми комбинациями или выбрать неординарную стратегию, это просто супер-быстрая гонка на победные очки, в которой нужно уделять внимание сразу нескольким факторам: прокачке своего запаса кубиков, получению дополнительных жетонов переброса, треку науки и событиям в конце эпохи.

Партии проходят достаточно ровно вплоть до последнего раунда, где решается судьба победителя. Если в долгих вдумчивых играх подобный момент может раздражать, то в двадцатиминутной игре на кубиках – такой расклад в самый раз. Часть удовольствия получаешь от того, что первые три эпохи успешно держишься “на плаву”, выискивая лазейки, где набрать очки. И, конечно же, ещё больше радости приносит кульминация, когда в последней эпохе удаётся всех переиграть, где-то благодаря везению, где-то благодаря умелым тактическим действиям.

Что касается интересных идей, то они, скажем так, “мелочные”, но всё же имеются. Нравится, что при покупке здания, новые кубы бросаются сразу, что очень помогает при ограниченном количестве перебросов. Повторюсь, нравится, что мало попыток перекинуть кубики, и каждая – на вес золота. Конечно, шанс неудачного броска всё равно велик, но это дело забалансировано правилом, что в любой момент базовый ресурс (золото, камень и еду) можно получить, потратив два любых кубика. И, наконец, нравится, что нужно следить за разными вещами одновременно: как поскорей обновить кубики, как пройти максимальное число событий, где достать камни на Чудо, и как не плестись в хвосте на треке науки.

Так что, не звон бросков и взаимодействие а-ля Король Токио делают игру азартной, а все эти мини-цели. Более того, обескураживающая поначалу простота после пары партий воспринимается, как должное, ведь наличие каких-нибудь уникальных свойств у тайлов и отличительных особенностей у цивилизаций навредило бы балансу, который и так весь направлен на то, чтобы минимизировать выкидоны случая, о чём поведал и сам автор. Да и зачем все эти сложности в кубиковых Нациях, когда есть простые. Более того, с первой покупкой цветного кубика или получением какого-нибудь жетона различия в путях развития намечаются сами по себе.

Короче, если ищите быструю не глупую тактическую игру-гонку с движком на кубах, советую присмотреться. Мои ожидания Nations: The Dice Game оправдала полностью, и даже немножко их превзошла благодаря паре интересных нюансов. Но предупреждаю ещё раз, глубины, атмосферы цивилизации и вариативности (на раунд тянутся 9 или 12 из 15 имеющихся на эпоху тайлов) ждать не стоит. В первую очередь это соревнование “кто лучше выкрутится” с нотками серьёзности, несложными подсчётами и характерной чертой кубиков падать не так, как нужно. К слову, тут даже просто интересно бить личные рекорды. 7.5/10 Для меня однозначно переплюнула Roll Through the Ages.

  1. terjul
    October 29, 2014 at 02:54

    Оперативненько! Спасибо за отчёт. Я эту игру купила в первый же день и судя по твоему описанию она должна мне понравиться ))

    • October 29, 2014 at 10:30

      Не за что. Было бы интересно почитать блиц-впечатления по твоим покупкам!

      • terjul
        October 29, 2014 at 17:05

        Где-нибудь в инете размещу в ближайшее время ))

  2. Огро
    October 29, 2014 at 09:47

    Кубики, кстати, обычные шестигранники, маркировка только кастомная 😉
    Не сказал бы что они яркие, скорее наоборот – блеклые, а желтые с красными (особенно красные) темноваты.
    Но это сущие мелочи, затронул их лишь поскольку ты отдельно заострил внимание 😉
    Мы сыграли в нее, как описано в отчете Майкла, днем первого дня, за столом на балкончике над входом. На мой личный взгляд она уж слишком быстрая, я бы дал ей раундов шесть. И тематика не очень прилепилась к процессу в моем сознании, игра воспринялась скорее как игра в кости с графическим оформлением, нежели строительство какой то цивилизации, и половина слов типа “засуха, война” и т.д. ваще звучали чужеродно, типа “да называй хоть Сьюзи, если угодно, делать то что надо?”.
    Но я не играл в большую игру.
    И тем не менее, как быстрый филлер, игра вполне приятна.

    • October 29, 2014 at 10:30

      Про “кастомность” я и имел в виду символы, а что ещё – 5 с половиной граней? 🙂 Тут недавно понял, что игры с кучей простых шестигранников разных цветов меня даже как-то отталкивают. Зажрался 🙂

      Ну, если захотелось больше раундов, значит, понравилась игрушка 😉 В обычных Нациях раундов было 8, по 2 на эпоху, тут вроде как логично сократили вдвое. Я бы и 6 играл с удовольствием, но, не считая первой партии, когда после пары бросков было лёгкое недоумение, что всё закончилось, и пора переходить ко второй эпохе, быстро привыкаешь и уже как-то настраиваешься на четыре. Как ты и сказал, быстрый филлер, очень быстрый.

  3. MisteriG
    October 29, 2014 at 13:44

    Кубики классные)

  4. October 29, 2014 at 13:51

    Спасибо. Порадовал обзором. Понял, что именно эта игра – не моё:)
    Она из списка: “Был бы второй чемодан…”
    То есть сыграл бы, но рад, что не купил. Да и арт у игры откровенно слабоват.

    • October 29, 2014 at 14:49

      Надо уже требовать процент с сэкономленных денег!

      • October 29, 2014 at 15:00

        Если все начнут требовать с тебя процент с игр, которые куплены по твоей наводке…
        Так за Суши Go и Limes с тебя по 1 евро. Deus я тебе прощаю – знай мою доброту:)

        • October 29, 2014 at 15:11

          🙂 Sushi Go и Limes не понравились совсем, чтоль?

      • October 29, 2014 at 15:23

        Sushi Go пока даже не распечатал:) Оставил на десерт после всех новинок. Limes понравилась! Ночью сегодня рубились. Процент зависит от потраченных денег после твоих рекомендаций, а не от “понравилась – не понравилась”…)

        • October 29, 2014 at 15:26

          Неее, так не честно, за удовольствие надо… отдавать процент 🙂

          В Sushi Go арт, кстати, похуже чем в оригинале. Там забавный такой был.

  5. Александр
    February 2, 2015 at 17:01

    Можете подсказать, необходимо ли знание английского языка для игры в версию с полем (“большую” версию)? Уж, очень она меня заинтриговала.

    • February 2, 2015 at 17:26

      В принципе, не обязательно. Там только на редких картах есть пару слов, которые можно без проблем перевести.

  1. October 29, 2014 at 17:28

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.