Run, Fight or Die! – три спасительных броска
Run, Fight or Die! (далее просто RFD) – покупка незапланированная. Просто бродил в последний день на выставке, заприметил на одном из стендов, долго ходил вокруг да около (40 евро всё-таки), и всё же решился. Трудно было противиться сразу двум моим настольным слабостям – кубикам и зомби. Вообще, если честно, я краем глаза следил за игрой на Кикстартере и параллельно почитывал отзывы. Говорили, что вроде неплохая времяубивалка.
Не думал, что когда-либо это напишу, но коробка могла быть и больше, компоненты еле помещаются. Смотрится всё неплохо: арт качественный и забавный, миниатюры детализированные. Играется ли RFD так же хорошо, как выглядит – об этом в сегодняшней заметке.
P.S. Обновил LIVE, написал кратко о других новинках Эссена, по которым обзоров ещё не было, но которые тоже успели попробовать.
Сюжет RFD банален до ужаса – выживание во время зомби-апокалипсиса. Многих, вероятно, от подобных тем уже передёргивает. Конечно, это мало кого успокоит, но есть тут и парочка неожиданных поворотов. Во-первых, перед нами не кооператив, то есть тут каждый сам за себя с возможностью гадить соперникам. А, во-вторых, помимо спасения собственной шкуры для победы игрокам необходимо выдворять из лап кровожадных монстров встретившихся на пути людишек.
Ход игры
На протяжении всей партии игроки бегут сломя голову от толпы зомби. Марафон начинается с того, что все выбирают героев.
Они по закону жанра наделены уникальными способностями (переброс, возможность лечиться и т.п.). Кроме того, на карточке героя указана некая бонусная комбинация, при выпадении которой срабатывает положительный и мощный эффект.
Каждому также достаётся персональное поле, обозначающее улицы города, кишащие зомби. Оно поделено на три зоны – ближняя к герою означает, что мертвецы уже близко и буквально наступают на пятки, остальные две – что у выживших ещё есть время, чтобы отбиться.
Остаётся лишь рассортировать карты по типам и хорошенько их помешать. Колод тут достаточно: события, локации, находки и прочее.
В завершение подготовки игроки населяют свои планшеты стартовыми зомби: 4 фигурки ставится на третью зону, 3 – на вторую и 2 – на первую.
Ход игрока начинается с бросков пяти белых кубиков и одного серого. Серый кубик указывает на случайное событие, и его эффект применяется первым. В этот момент с героем может произойти как плохое – появление дополнительных зомби, ранение; так и хорошее – возможность перевернуть кубик на любую грань или подвинуть несколько фигурок зомби назад.
После события впору решать, что делать с белыми кубиками. Их, по старинке, можно перебросить дважды. На символах остановимся подробней.
Пистолет, бита и бегущий человек нужны для борьбы с зомби. Каждый пистолет позволяет убрать одну фигурку с любого места на поле, бита – убить сразу двоих, но только в самой ближней зоне, а человек – отодвинуть одного зомби на зону назад, причём, с третьей зоны фигурка уходит в запас. Для удобства данные “боевые” символы дублируются на планшете игрока.
Другие полезные значки, книжки и поиск, работают немного иначе – чем больше их накинешь, тем лучше награда. За поиск получаем заветные карты попутчиков и локаций, а за книжки – события и находки. От числа одинаковых символов зависит сила эффекта, к примеру, много рук позволит переманить попутчика у соперника, а книжек – полечиться и даже убрать с любой зоны целую охапку зомби.
Последний символ – это зомби. При его выпадении кубик блокируется, и перебрасывать его больше нельзя (есть исключение, описано чуть ниже). В конце хода каждый такой символ привлекает дополнительного зомби на планшет игрока.
К счастью, с провальными бросками, когда выпадает несколько зомби, можно бороться. Раз за ход игрок может рискнуть и перебросить все плохие кубики, вытянув карту скрытности. Карта, конечно, почти всегда добавит на поле ещё зомби, но зато появляется шанс накидать что-нибудь полезное.
После розыгрыша фазы бросков все зомби на поле игрока двигаются на одну зону вперёд. Те, что добрались до карточки героя, наносят ему по ранению. Получается, что прозевав даже небольшое скопление монстров, можно моментально отбросить коньки. В конце хода на самую дальнюю третью зону добавляются новые зомби – стандартные 3 фигурки + по 1 за “плохие” кубики.
Как видно, задача тут не только отбиваться от постоянно пребывающих мертвецов, но и тянуть карточки предметов, локаций, попутчиков, которые позволят лучше справляться с угрозой. Иначе будет “шило на мыло” – убрал три-четыре фигурки, а они тут же вернулись обратно.
А карты тут бывают очень полезные. В находках обычно попадается всякое оружие и другие штуки – часто одноразовые, иногда на несколько применений.
Локации зачастую заставляют тащить карты событий (там шанс нарваться на неприятности 50/50), но в начале следующего дают мощный бонус, вплоть до того, что можно почистить одну зону от зомби целиком.
Попутчики – самые желанные карты, ведь на них зарабатываются почти все победные очки. Свойства попутчиков действуют постоянно, а их полезность прямо пропорциональна их ценности. Чем больше очков, тем хуже эффект, и, наоборот, те, у кого одно-два очка, дают неплохие плюшки.
Да, есть ещё специальная колода зомби-мутанта. Он что-то типа босса, который может выйти по велению некоторых карт. Мутант не двигается, но каждый ход атакует активного игрока – для этого тянется верхняя карта из его колоды. На боссе можно заработать дополнительные очки: за каждое нанесённое ему ранение (пистолетом, например) игрок получает специальный жетончик с одним очком. Мутант может появляться несколько раз за партию, число жизней обуславливается количеством игроков.
Когда все мутантские жетоны иссякнут, игра заканчивается, и игроки подсчитывают очки за попутчиков, оставшиеся жизни и за ранения босса. Ещё партия завершается, если из колоды локаций выходит карта Town Line, и у игроков на всех имеется определённое число спасённых. Кроме того, если игроку удалось единолично набрать 5 попутчиков, он сам может закончить игру, объявив финальный раунд. Ну и последний, самый частый вариант концовки – это смерть любого из героев.
Впечатления
Почерк Ричарда Лауниуса (автора Ужаса Аркхэма) виден не вооружённым глазом – его хлебом не корми, дай напридумывать всякие события, контакты и прочие колоды. Что касается самой игры, то перед нами вполне азартная кубикометалка для поклонников жанра и зомби-тематики: сугубо на фан и с кучей непрогнозируемых событий.
Оружие, попутчики, локации, карточки босса, скрытности, свойства персонажей и кубик событий однозначно вытягивают игру, в противном случае лупить зомби наскучило бы сразу. Необходимость не только бороться за жизнь, но и добывать карты подкидывает каждый ход несколько неоднозначных решений, что заставляет чесать репу и рисковать.
Если говорить о том, что мы ещё не видели в кубиковых игрушках подобного плана, то в RFD пара интересных идей имеется. Первая – это помощь при неудачном броске, а именно, возможность перекинуть “заблокированные” кубики, вытянув карту скрытности. Второй наиболее понравившийся мне момент – это свойства попутчиков, которые отлично продуманы и немного балансируют случайность их вытаскивания. Если тебе повезло и попался “жирный” на пять очков, то будь добр, считайся с его недостатком. Если очков на персонаже с гулькин нос, то держи полезное свойство. Причём все свойства тематичные и обыграны с юмором. Допустим, блондинка орёт без остановки и привлекает больше зомби, бабулька требует потратить на неё кубик с бегущим человеком, а заражённый Тим при накидывание определённого числа “плохих” символов сам обращается в зомби.
Неплохой задумкой могли бы стать мега-комбинации на карточках персонажей, но на деле накидать из пяти кубиков пять указанных символов практически невозможно (только на халяву первым броском), да и рисковать и оставлять три символа зомби – дело неблагодарное. На мой взгляд, требования к супер-комбо нужно было снизить до четырёх кубиков.
Теперь о недостатках. Конечно, рандом частенько даёт о себе знать. Порой игрока, который только и делает, что из хода в ход отбивается от полчищ зомби, становится жалко. Игра непредсказуема, и для одних партия окажется весёлой прогулкой, а для других напряжённым выживанием, без возможности отвлечься на что-нибудь другое. Да, тут есть механизмы, позволяющие в одну секунду очистить свой планшет от зомби, но они опять же подчиняются его величеству случаю.
Мне нравится, когда сложно и на волоске, и в этой игрушке этого навалом, но преодоление трудностей тут никак не поощряется. Я имею в виду то, что пока один спокойненько набирает попутчиков (а это чуть ли не единственный источник победных очков), то другой просто борется за жизнь. Мне сразу на ум приходит одно логичное правило: давать очки за убийство зомби. Но только совсем немного, например, по одному за десяток, чтобы это не стало панацеей. Тогда у того, кто испытывает проблемы, не будет ощущения впустую потраченного времени.
И последняя придирка. В комплекте всего одна памятка по символам, которая нужна тут, как воздух, ибо возможных комбинаций с книжками и поиском очень много, и запомнить их нереально. Да, эта памятка ещё и двусторонняя – реально напрягает переворачивать. Вообще, эти комбинации можно было упростить или хотя бы подчинить какой-то логике.
Конечно, указанные мной недочёты – по большому счёту, ерунда, ведь RFD – это абсолютно несерьёзная настолка. Будучи азартной и в меру оригинальной, со своей задачей она справляется. Тут просто весело бросать кубики, тянуть различные карты, смотреть, как кто-то мучается под натиском зомби, пытаясь на последнем издыхании выбросить комбинацию из трёх книжек. И радоваться, когда это ему удаётся.
Играть веселей большой компанией (максимум тут – четыре человека), но без проблем можно раскладывать и на двоих. Время партии – от 20 и… тут уже как пойдёт, может и до часа затянуться, но такое бывает редко, так как обычно всё заканчивается смертью одного из героев. Это, кстати, тоже плюс, скучать выбывшему не придётся.
Как я уже говорил, оформлена игрушка здорово, понравился стиль, в котором выполнены персонажи, и 60 детализированных фигурок, из которых одна половина – мужики, а другая – женщины. Обидно, что вместо босса идёт невзрачная картонка, и вдвойне обидно, что не доложили её из-за Кикстартера. Как говорится, зачем баловать, если можно продавать отдельно. Хорошо, что так, ведь могли вместо зомби втюхать пакетик с деревянными кубиками.
В заключение хочу сказать, что ничуть не сожалею о покупке, RFD в последнее время – одна из часто играемых у нас настолок. Да, до King of Tokyo ей далеко, и местами RFD могла быть продуманней и… дешевле, в конце концов, но она тоже довольно самобытна и главное, азартна. Короче, если тема зомби вам ещё не осточертела и нравится покидать кубы, вариант неплохой. 7/10.
В целом выглядит любопытно, жаль только рассчитана на самые маленькие компании, да и со взаимодействием тут туго, как я понял.
Да, только через карточки (“добавь другим игрокам по 2 зомби в третью зону” и т.п.) или пару комбинаций на кубах, с помощью которых можно обменять/отобрать выжившего.
симпатично, да и миниатюрки есть. Запомню. А мы сейчас в ЗОМБИ 15 начали проходить сценарии.
Как “Зомби 15”, не слишком хаотично? И сценарии хоть интересные, не одно и то же?
отыграли только 2 сценария, думаю они все похожи своей основной идеей (бей / беги). довольно весело и быстро.
Вов, привет! Немного не сообразили по пункту “5” правил. Цитата:
Character Dice Combos.
Combos often will allow
you to ignore the Zombie icons rolled in that
combo (do not place those additional Zombies
in the Hunt Phase). Non-Zombie icons rolled,
unless also ignored, can be used for both their
Combo effects and again for their normal
effects!
Это что значит?
Привет! Если кинул комбу, то символы зомби игнорятся, а все остальные символы можешь использовать дополнительно по назначению (и в комбе, и по отдельности). У них как-то корявенько написано.
Cпасибо за разъяснение. Примерно так и думали. В целом же, правила вроде и структурировано написаны, но не всегда однозначно. Будем пробовать играть!
Удачи!
Мы до сих пор достаём в качестве разгрузки мозга 🙂
И, кстати, комбу кинуть у нас так никому и не удалось, слишком рискованно из-за зомби.