Spiel – судьба трофеев прошлых лет. Часть 1.
Недавно один из читателей подал интересную идею для заметки или даже целой мини-рубрики – написать о судьбе новинок, когда-то приобретённых на выставке в Эссене (в нашем случае за 2012 и 2013 г.). Насколько оправдались ожидания или, наоборот, какие из покупок оказались провальными и не прошли проверку временем. Вот я и решил и черкнуть пару строк, тем более, что мне и самому любопытно узнать процент “эффективности” в экстремальной ситуации, то есть когда есть риск сорваться на необдуманный шоппинг. Конечно, логичней было бы подводить итоги перед каждой новой поездкой (и впредь я так и собираюсь делать), но, как говорится, хорошая мысля приходит опосля.
Начнём с нашего первого путешествия в 2012 году, когда выставка выстрелила сразу несколькими действительно громкими хитами, такими как Робинзон Крузо и Терра Мистика. Никаких подробных описаний и впечатлений не ждите, ведь почти обо всех упомянутых играх я уже писал и обзоры, и отчёты – просто краткие размышления о судьбе той или иной настолки.
Если не считать дополнения, то в 2012 году мы привезли 11 разных коробок и коробочек. Это были:
Адам Калужа со своей К2 в нашей компании зарекомендовал себя с хорошей стороны, поэтому было решено дать шанс и его второму творению. Оригинальная тема исследования пещер, механика планирования провизии и экипировки на несколько ходов вперёд, море тайлов с различными типами местности – выглядело всё, по меньшей мере, любопытно. На деле игрушка оказалась очень простой без намёка на вариативность и какие-либо стратегии: походил по округе, пока не закончилась еда, посмотрел, что нужно для преодоления оставшихся участков, вернулся на базу за необходимым снаряжением. Соперничества не ощущалось, так как все обычно разбредались по своим углам. Успех зависел лишь от того, какие тайлы придут. Короче, пару раз было интересно, но не более того. Подойдёт только для семейного досуга или совсем новичков.
Итог: покинула коллекцию.
Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island
Интересно, что Robinson Crusoe я вообще не планировал покупать. Игра была не из дешёвых, а правила я банально не осилил (понятно почему, первая редакция была никудышной). Но в последний день выставки взыграло стадное чувство: все брали, и я взял. В результате Робинзон стал для меня чуть ли не лучшей игрой года. Ну, после того, как мы разобрались с 30-страничным FAQ-ом. Скажу честно, раскладываем не часто, дополнение вообще не тронутое лежит. Но не потому, что интерес пропал, просто на партию нужно время и подходящий настрой. Мы любим наслаждаться приключением, читать весь художественный текст, нежели просто решать головоломку. Хотя и 8 партий для меня – это очень много.
Итог: одна из любимых кооперативок.
Многие хвалили Glory to Rome за процесс, но ругали за оформление. Uchronia должна была стать более привлекательной версией GtR с упрощёнными правилами. Суть такова, что с помощью карт приказов, которые одновременно являются и ресурсами, игроки строят здания с различными эффектами, пока не наберут определённое количество очков. Игра оказалась очень сухой, механичной и нудной. Всю игру ты просто перекладываешь карточки с места на место (напомню, что автор Uchronia придумал Инновацию, которую я тоже не переношу). Но самое главное, в одной партии у нас случился “полом”, вернее тупиковая ситуация, когда никто не хотел подыгрывать сопернику и скидывать карты, необходимые для строительства. Это и стало последней каплей.
Итог: покинула коллекцию.
Перед выставкой была распиарена, как “убийца 7 Чудес”, но, как я уже писал в обзоре, возможно именно это и сыграло с Among the Stars злую шутку – многие ждали улучшенных Чудес, а не просто игру с такой же механикой выбора карт. Мы втягивались постепенно, а потом как-то и не заметили, что AtS стала самой востребованной игрушкой на драфт. Преимущество её в том, что она неплохо раскладывается на двоих и требует пространственного мышления, ведь очки мы получаем за умелое сочетание карт локаций в рамках своей космической станции.
Итог: одна из любимых игр на драфт.
Жанр градостроения для меня тогда был в новинку, и Suburbia прям разогрела к нему интерес. Правда, до сих пор не вижу, кто бы мог составить ей конкуренцию именно в нише динамичных и изящных игр на выкладывание тайлов и развитие своего городка. Замечательная настолка, добавить, в принципе, и нечего.
Итог: одна из любимых евроигр.
Карточная асимметричная дуэльная игра в постапокалиптическом мире Neuroshima. К сожалению, всего с двумя фракциями. Вроде хорошо, но мало. Исчерпала себя после пары партий за каждую сторону.
Итог: покинула коллекцию.
Escape: The Curse of the Temple
Спонтанная покупка, за которую мне даже стыдно (ещё и сразу с дополнением взял). Видимо, эмоции затмили разум после пробной партии. Зато будет уроком. Теперь всегда перед приобретением прикидываю, с кем в это потом можно будет играть. Не знаю, для кого, но для опытных настольщиков Escape забава на один раз.
Итог: Катя хочет дать ещё шанс, я настроен скептически.
Хотел поддержать, так сказать, отечественного производителя, а именно, российского автора Юру Ямщикова. Понимал, что вряд ли игрушка с, по сути, одной механикой, моделирующей движение в космосе, станет любимой и, вообще, будет доставаться хотя бы периодически. Но для этого у меня был запасной вариант – подарить племянникам, когда те подрастут. Исключительно для семейного круга. Вообще, считаю, что такие занимательно-образовательные настолки неплохо бы в школах продвигать.
Итог: достанется детям.
Душа потребовала серьёзного евро. После пробы зауважал автора (недавно даже выменял его “первенца” Vinhos) – действительно классная игрушка со свежими идеями и стильным оформлением. Стоит того, чтобы собраться один-два раза в год и поиграть в меркантильных экологов.
Итог: одна из любимых сложных евроигр.
Такая же спонтанная покупка, как и Escape, только удачная. Эталон настольного минимализма, положивший начало эре микро-игр. Удивительный филлер, интерес к которому не пропадает и после сотни партий. Считаю, что эта игра должна быть в коллекции каждого настольщика. Единственный недостаток – только на четверых.
Итог: один и любимых филлеров.
Взял, как и многие, из-за шестерёнок, правила не интересовали абсолютно. К счастью, эти самые шестерёнки оказались не только диковинным механизмом, доселе не встречавшимся в настолках, но и добавили изюминки в планирование. Без них – обычное евро на размещение рабочих с технологиями, зданиями, треками и необходимостью кормить своих подопечных. Играем не часто, ибо Кате тяжело даётся: очень много вариантов развития, а тут ещё и за рабочими, которые постоянно крутятся, необходимо следить.
Итог: добротное евро + шестерёнки = достойный экземпляр в коллекции.
Как-то так. Итого: из 11 игр 5 попали в разряд любимых (почти половина, что очень даже неплохо), одна просто очень понравилась, а другие 5 можно было смело не покупать. Совсем уж провальных вроде как не было. Чего не скажешь о следующем годе, но это уже совсем другая история.
Отличная идея для статьи, такая же как и статьи “Галопом по полкам”. Всегда интересно узнать какие игры остаются на полках/столах, а какие не выдерживают проверки временем.
Спасибо, боялся, что с “Галопом” будет много пересечений, но получилось вроде нормально. Тем более, тут есть одно существенное отличие – игры, которые по той или иной причине в коллекции не задержались.
Кстати, можно написать про все игры, покинувшие коллекцию в силу своей неиграбельности, не обязательно только покупки с Эссена.
И такая идея есть. Надо добить “полки”, а потом как раз логично написать о том, что не прижилось.
Love Letter > Единственный недостаток – только на четверых.
Так можно же смешивать 2 набора и с таким же успехом смело играть бОльшим составом)
Это предложение у меня было, но я его опустил 🙂 Ведь надо второй набор (хоть это копейки, которые игра отбила уже сотню раз), и заточена она всё-таки на 4-х.
Выпустили бы с бОльшим числом ролей. Или может, есть уже? (там столько наборов повыходило, особенно “Legacy”)
Очень интересно. Вот так бы по всем годам пройтись. =)
Пройдусь. Про 2013 совсем скоро напишу. А про этот уже только через год 🙂
Хорошая статья!!!!
Цолкин – лучшая из этих всех. Только играем редко. Хочется купить доп, но скорее всего он пылится будет
Вот у меня сейчас такая ситуация. С другой стороны, если будешь играть, то уже только с допом. Я вот не помню, чтобы какое-то дополнение потом пришлось “отделять”.
Winter в New Era
Мы карты и кубик всегда используем. Город – редко.
Как всегда, новая интересная идея для цикла статей! Вот умеешь ты писать про настолки, а не лить воду на головы читателей )
Но вот почему локализовали 7 Чудес, а не Among the Stars ? В первой текста совсем нет, а для второй как раз нужен перевод. Но это, конечно, вопрос риторический )
Escape: The Curse of the Temple интересно было бы попробовать с ребенком. Сейчас у нас кубикометательные игры самые востребованные.
7 Чудес – разрекламированный хит. AtS мало, кто знает, да и цена у неё не маленькая. Кстати, мне 7 Чудес больше нравится, более динамичная + веселей, когда народу больше (в AtS уже на четверых стола не хватит). AtS больше на двоих-троих подходит.
Escape с ребёнком пошёл бы на ура, там ещё музыкальное сопровождение есть 🙂 Правда, оптимально всё же 3-4 игрока.
Хорошая идея, ретроспективы это всегда занимательно. Ждём других статей! Да, и Галопом по полкам давно не было.. %)
“Полки” вернутся позже, пока в приоритете обзоры/отчёты по новинкам Эссена 🙂
Вот не знаю откуда у меня в голове этот “дурацкий вопрос”, но всегда было интересно Suburbia и Keyflower – одного поля ягоды или все же нет? 🙂 Каюсь, не изучал правил не одной ни другой, но внешне мне нравится и та и та. И если нет – то что динамичнее?
Игры разные совсем.
В Keyflower – хитрый аукцион, много разных ресурсов, активация построек с помощью миплов, улучшения, транспортировка, много взаимодействия.
В Suburbia – просто покупка тайлов с рынка и их эффективная постройка относительно друг друга.
Вторая однозначно динамичней. Первая глубже и с более разноплановыми механиками.
Володя, спасибо! Раз вторая динамичнее – в первую очередь на нее и посмотрю пристальнее. Тем более, что первая, возможно, увидит свет в качестве локализации. 🙂
Зато первая хорошо любым составом играется вплоть до 6 😉
Вывод какой? Спонтанные покупки – зло. Плюс много игр брать тоже зло. Не выходит столько новинок, чтобы они все достойны были остаться в коллекции. Мне даже сколько ж ты “выкинул” игр после второй поездки
тут пропущено слово “интересно”
🙂
Удобное место выберите сами
🙂
(шутка)
Скоро узнаешь 🙂
Спонтанные покупки – зло, но главное же сам факт покупки: распаковка, панчинг, пробная партия. До разочарования много приятных моментов 🙂 И со всем не угадаешь, приходится рисковать. Одно дело – захватывающие правила, другое – реальный процесс. Иногда разногласия получаются очень большими.
Загаловка нэ русская, аднака
Ловкость рук… 🙂
Я почти сразу отказался от практики “останется детям”. Для детей я откладываю самое лучшее, если что-то мне кажется скучным-неинтересным-простоватым – детям такое подсовывать не буду и подавно.
Моя коллекция растёт очень медленно, но верно 🙂 В неё попадают только проверенные экземпляры, которые в ней и остаются.
Ну, у детей всё-таки другое восприятие. И, как мне кажется, Космонавты могут ещё и научить чему-то.
Кстати, что ты привёз с выставки в итоге?
Я больше по делу ездил, а не за покупками.
Попутных тоже не вышло, потому что ничего из того во что я пробовал не понравилось на столько, что б покупать.
Хотя сейчас, задним числом думаю, что кубиковые нации может было бы и поприколу иметь, а то у меня практически нет таких коротких игр.
В итоге привёз только подарки детям – миньки всякие, дракончика для малой и т.д., для себя – третий геройский пак для Дисента (на настолкомании уже вскрыл), ну и всякие штучки-дрючки, не являющиеся настольными играми.
Деловой 🙂
У меня на штучки-дрючки времени не хватило, посмотрел только мимоходом, но в следующем году планирую и под них время отвести. Кубы там всякие красивые, миньки-шминьки посмотреть.
Интересная идея. Нужно будет оценить свои забугорные заказы на предмет эффективности. Правда, когда заказываешь, то более ответственно подходишь – это ж не покупка в атмосфере всеобщей беготни. 🙂