Home > Alchemists > Alchemists – современные уроки зельеварения

Alchemists – современные уроки зельеварения

В последнее время цифровые технологии настойчиво внедряются в настольные игры. Если раньше это ограничивалось лишь дисками с музыкальным или текстовым сопровождением, лимитирующим время раунда или целой партии, то теперь повсеместно разрабатываются специальные приложения для смартфонов или планшетов, призванные не только облегчить муторные подсчёты, но и добавить некой изюминки, которая без “цифры” была бы громоздка, неудобна или вовсе невозможна.

Одна из свежих новинок, отличившихся в этом плане – Alchemists от Czech Games Edition. Для партии потребуется программка, которая случайным образом задаст формулы ингредиентам и поможет в их вычислении.

Alchemists позиционируется как игра на дедукцию и блеф, но в первую очередь, это евро на размещение рабочих (вернее, кубиков действий) со всеми из этого вытекающими, просто довольно необычное евро, особенно, на первый взгляд. Насколько удачно вписались в игру инновации, и насколько хороша Alchemists, как настолка, – об этом сегодня и поговорим.

После анонса и просмотра обзора прототипа к игре я отнёсся скептически, она мне показалась довольно заурядной, простой, а вся эта возня с телефоном не внушала доверия.

Увидев игрушку вживую, моё мнение начало меняться в лучшую сторону. Alchemists однозначно стала украшением выставки в Эссене. Тяжеленная коробка, доверху набитая картоном, яркие прозрачные кубики, реалистичные бутылочки для зелий, и всё это сдобрено великолепным артом от David Cochard, известного изумительными иллюстрациями к Dungeon Lords и Dungeon Petz.

Хоть автором Alchemists и выступает некий Matúš Kotry (это его первое творение), игра оформлена в лучших традициях евро от известного чешского дизайнера Влаады Хватила. Да что тут оформлена, некоторые моменты тут явно перекликаются с вышеупомянутыми Лордами и Петами: путники/покупатели, репутация, выставки/конференции и т.д. Так что думается мне, что Влаада довольно-таки плотно поработал консультантом.

Продолжая тему компонентов, ещё хочется отметить приковывающие взгляд навороченные ширмы, которые не только надёжно защищают ценную информацию от глаз соперников, но и имеют специальный держатель под жетончики элементов и подставку для карт, чтобы те было удобно сканировать.

Что ни говори, в разложенном виде игрушка выглядит шикарно и уже только этим свою цену отрабатывает полностью. Кстати, не смотря на здоровенные ширмы, даже при игре максимальным составом, вчетвером, она без проблем поместилась даже на нашем среднестатистическом столе.

К сожалению, не обошлось и без ложки дёгтя. Дело в том, что в первом тираже жетоны элементов по какой-то непонятной причине оказались ощутимо больше отверстий, для которых они предназначены. Конечно, можно спокойно играть, аккуратно вставляя их краешком (главное, чтобы стол никто не дёргал), а издатель, как и полагается, обещал выслать замену, но, как говорится, неприятный осадок остался. Так что, лучше, наверное, повременить с покупкой и дождаться правильных жетонов, которые появятся через несколько недель. И вообще, не торопитесь, сначала обзор дочитайте.

Коротко об игре

Итак, игроки выступают в роли горе-алхимиков, которые желают прославиться и постичь тайны зельеварения. Смешивая ингредиенты и анализируя результаты экспериментов, они стараются вычислить заветные формулы, дабы подзаработать на заблудших путниках, втюхивая им получившиеся снадобья, а также публиковать теории и участвовать в научных конференциях для повышения своего авторитета и получения грантов. Цель игры: за 6 раундов заработать больше всего очков репутации.

Ход игры

Партия начинается с того, что всем раздаются стартовые карточки, монеты, кубики действий, фишки очерёдности хода… в общем, много всего. На основное поле университета и его окрестностей выкладываются карты ингредиентов, артефактов и тайлы путников и конференций, которые одновременно являются и счётчиком раундов. На поле исследований помещаются тайлы грантов и ставятся маркеры подсчёта репутации. Затем из картонок каждый мастерит себе мега-ширму, за которой прячет листок, на котором будут отмечаться результаты экспериментов и другие наблюдения. В завершение один из игроков создаёт в приложении новую игру и называет код остальным, чтобы те могли присоединиться к партии со своими устройствами.

Каждый раунд игроки сперва выбирают, в каком порядке они будут ходить. Делают они это, выставляя по очереди свои фишки на специальный трек. Хочешь иметь преимущество – не видать тебе плюшек. Нужны дополнительные ингредиенты или карты бонусов – посторонись и пропусти других. Кстати, с “преимуществом” первого игрока тут всё тоже довольно интересно. Дело в том, что после распределения мест на треке очерёдности, игроки выставляют свои кубики действий, начиная с последней позиции, помещая их в локации на нижние незанятые клетки. Таким образом, первый игрок не только совершает все действия первым, но и перед распределением своих кубиков видит, что собираются предпринимать соперники.

Да, чуть не забыл о бонусных карточках (они достаются на треке очерёдности хода) – они очень полезны, так как улучшают эффект выбранного действия или дают какие-то одноразовые плюшки. К примеру, если вам полагается монетка, то бесплатно получаете вторую.

В общем, в свой ход игроки по очереди выставляют на поле кубики-рабочих, после чего локации разыгрываются по часовой стрелке. Рассмотрим доступные действия.

Сбор корешков и грибочков. Тут всё просто, выбираем ингредиент из тех, что доступны на рынке. Можно попытать удачу и вытянуть верхнюю карту из колоды.

Трансмутация. Сбрасываем с руки любой ингредиент и получаем одну монетку.

Продажа зелья путнику. На тайле путника указаны три типа зелий, за которые он готов заплатить сполна. Перед смешиванием необходимо выбрать, что именно будем продавать. Точное совпадение принесёт максимальное количество монет. Если предложим непонятно что, то и награда будет не такой привлекательной. Более того, за неудачные эксперименты над клиентами можно и репутацию потерять.

Если покупателя решили порадовать одновременно несколько игроков, то между ними проходят мини-торги, во время которых тайно выбираются карты ставок со скидками. Понятное дело, что путник сперва предпочтёт выслушать самое дешёвое предложение.

Покупка артефакта. Вот тут-то вырученные монетки и пригодятся. Артефакты обладают различными полезными эффектами, плюс сами по себе приносят очки или вознаграждают хозяина за некоторые достижения в конце партии. Судя по обсуждениям на BGG, и исходя из нашего опыта, в игре есть парочка чересчур полезных карт, но их без проблем можно не использовать, благо колода позволяет.

Опровержение и публикация теории. Для наглядности объясню эти действия вместе. Публиковать теории следует по нескольким причинам: для заработка очков репутации, для участия в конференциях, для получения грантов (очки + монетки) и для запутывания соперников.

Написать торию о каком-либо ингредиенте означает предположить его формулу. Для этого игрок платит монетку в банк (+ даёт по одной монете другим, если примазывается к чужой теории) и на поле исследования рядом с выбранным ингредиентом лицом вниз помещает одну из своих печатей. На печатях могут быть победные очки и знак вопроса.

Очки игрок получит в конце партии, если его теория окажется верной. С помощью печатей с вопросами игрок может выполнить требования конференции, даже будучи неуверенным в одном элементе. Вопросик ещё можно класть специально, чтобы запудрить мозги соперникам, ведь те могут поверить и начнут присоединяться к вашей теории, платя вам по монетке и тратя печати с очками впустую. Для них это окажется неприятным сюрпризом, так как если предложенная формула окажется неверной, то по вашей вине они потеряют очки репутации.

Как я уже говорил, два раза за партию тайлы конференций требуют от игроков наличия сперва одной, а затем и двух выдвинутых теорий. За это они также награждают репутацией или, наоборот, штрафуют, если печать не была выложена. Гранты выдаются за публикации теорий в смежных областях, то есть по ингредиентам, расположенным на поле исследования рядышком.

Понятно, что за шесть раундов всё не успеть, поэтому игроку приходится пристраиваться к теориям соперников, предлагать заведомо неверные варианты, и даже опровергать свои собственные труды. Для этого и пригодится действие опровержения. Игрок выбирает ингредиент, указывает, какой из трёх элементов неверный, а программка это подтверждает или нет. За верное опровержение игрок опять же награждается репутацией и возможностью выдвинуть свою теорию. Таким образом можно исправлять и свои ошибочные публикации, которые были выдвинуты ради блефа.

Ну, и наконец, два ключевых действия в игре – проверка зелья на студенте или на себе. В обоих случаях игрок берёт два ингредиента, ставит их на специальный держатель на своём планшете и сканирует с помощью программки. Получившийся результат он показывает всем, после чего помещает соответствующий жетон на пересечении двух элементов, и исключает негодные варианты для формулы.

Если кто-либо при тестировании зелья на студенте получает минус (плохое снадобье), то студенту плохеет и он отказывается работать даром – всем следующим игрокам придётся заплатить ему по монетке. Ежели игрок проверяет зелье на себе, то, в зависимости от результата, последствия могут оказаться не столь радужными, например, алхимика может на некоторое время парализовать, и в следующем раунде он будет ходить последним. Но, как говорится, наука требует жертв, и временный паралич – это ничто по сравнению с полученной информацией.

А теперь о том, как взаимосвязаны между собой элементы, и из чего состоят их формулы.

Всего есть 8 разных ингредиентов, всякие там куриные лапки, мандрагоры и т.д. У каждого ингредиента своя формула, состоящая и трёх элементов разных цветов, отличающихся полярностью и размером. Допустим, цветочек может иметь формулу, включающую в себя большой красный плюс, маленький зелёный минус и маленький синий минус.

Смешивание двух разных ингредиентов может дать 6 возможных зелий, а именно плюс или минус одного из трёх цветов. Причём, плюсы считаются полезными зельями, а минусы – зельями с негативными эффектами.

Где, собственно, дедукция? Если вы получили синий плюс, это означает, что в одном из смешанных элементов имеется большой синий плюс, а в другом – маленький. Аналогично и с минусами. Следовательно, результат позволяет сразу же исключить для этих ингредиентов все варианты с противоположным знаком и тем самым сузить круг “подозреваемых”. Грубо говоря, три удачных теста, в которых задействован один и тот же ингредиент, позволят полностью определить его формулу. Если, конечно, у вас не получилось нейтральное зелье или попросту, вода. Оно, на первый взгляд, замедляет расследование, но с другой стороны даёт дополнительную информацию о другом элементе, ведь вода получается в результате смешивания двух ингредиентов, формулы которых отличаются противоположными знаками.

Надеюсь, что вы хоть что-то поняли. Если нет, то это даже хорошо, потому как проследить логику самому очень и очень увлекательно.

Партия заканчивается по завершении шестого раунда, в котором два уже ненужных действия тестирования заменяются большой выставкой, где алхимики могут блеснуть своими знаниями и заработать дополнительные очки репутации. В конце игроки сверяют формулы с ответами и корректируют свои очки в зависимости от правильности или неправильности своих теорий. Затем они добавляют очки за артефакты, монеты, после чего определяется самый предприимчивый и успешный алхимик.

Впечатления

Замечательная игра! Во-первых, невероятные ощущения от первой партии, когда ты пытаешься понять, как всё это работает. Во-вторых, способ получения результатов с помощью телефона или планшета действительно облегчает жизнь игрокам и позволяет избежать возни с жетонами (без программки требуется отдельный игрок). Тем более, что для игры достаточно одного устройства на всех.

Кроме того, действия, свойства локаций и эффекты карточек, обыгранные с юмором, а также великолепные иллюстрации добавляют атмосферы. Смешивая корешки, публикуя теории, торгуясь с путниками, ты реально ощущаешь себя каким-то сумасшедшим учёным. В-третьих, за всеми этими инновациями скрывается действительно хорошее евро, которое не перестаёт быть интересным даже после того, как ты познал секреты приготовления зелий. Да, с опытом вся это фишка оборачивается сухим расчётом, но зато ты можешь полностью сконцентрироваться на источниках победных очков, попробовать запутать соперников своими псевдо-теориями, а также использовать действия и результаты других учёных себе во благо.

Возможностей игра предлагает немало. Можно плюнуть на тесты, налегать на артефакты и подмазываться к чужим теориям. Можно погрузиться в исследования, тщательно анализировать успехи остальных, вычислить кучу ингредиентов и подняться на грантах и финальной выставке достижений. Вообще, несмотря на якобы небольшой выбор действий, во время партии создаётся ощущение, что всё время происходит что-то интересное. Конечно, из-за этой канители со сканированием (иногда программка подолгу не может “нащупать” ингредиенты) партия затягивается на два часа и даже больше, но за всеми этими вычислениями скучать не приходится. Да и просто любопытно следить за успехами остальных, тем более, что эти успехи могут оказаться полезными.

Повторюсь, дедукция – это лишь одна из механик. Тут не следует ждать от каждой партии каких-то новых и загадочных расследований. Метод вычисления всегда один и тот же. Нужно по возможности набирать одинаковые ингредиенты и смешивать их с другими, а затем запастись наборами с уже известным результатом для продажи зелий путникам и финальной выставки.

Однозначно рекомендую попробовать. Из недостатков отметил бы время партии, 2+ часа для меня всё же многовато. Тем более, что это не какое-нибудь хардкорное евро, а игра среднего уровня сложности, ближе к семейной.

Трудности с освоением и пониманием принципов связи ингредиентов возникнут лишь при первом знакомстве. Вероятно кому-то даже потребуется целая партия, чтобы понять, что к чему, но это того стоит.

Возможно, мне хотелось бы видеть ещё парочку каких-нибудь прикольных действий или возможностей заработка очков. Хотя мы ещё не играли в “мастерский” вариант: там начинаешь с меньшим числом ингредиентов на руках, конференции требуют больше теорий, а опровергать чьи-то публикации становится сложней. Будем пробовать. А пока 8/10.

  1. November 19, 2014 at 17:34

    Всё по делу – подтверждаю:)

  2. MisteriG
    November 20, 2014 at 12:39

    Инглиша много( Грустно это)

    • November 20, 2014 at 13:04

      Я думал, для тебя 40 карт артефактов и бонусов (которые повторяются) с парой предложений – это уже пустяки 😉

      • MisteriG
        November 20, 2014 at 15:01

        Для меня да, а для остальных? Мы Legendary осваивали без всяких переводов – вроде и неплохо, но всё равно как только новая карта с новым текстом выскакивает сразу “а что это?” Да ещё забывают периодически и т.д. Терпимо, но не комфортно совсем – отвлекает от процесса(

      • MisteriG
        November 20, 2014 at 15:05

        Давай про Омегу протокол рассказывай. Я никак не могу такого рода бродилку найти интересную мне (разве что на Betrayal надеюсь). Хотя опять же английский зашкаливает(

        • November 20, 2014 at 15:42

          Я имел в виду “русификацию”, ну там, вкладыши в протекторы и т.п. Карт мало ведь.

          Про “Протокол” отпишусь, само собой. Беспокоит, что, судя по отзывам, правила там ужасные, и на партию минимум 3 часа надо.

    • November 21, 2014 at 12:31

      Минус даже не English сам по себе, а то, что за объяснением некоторых карт надо лезть в правила. Меня это в Seasons расстраивало и тут…

      • MisteriG
        November 25, 2014 at 07:54

        Вообще тогда минус-минус. Впрочем у меня хватает отличных языконезависимых новинок (для меня) на ближайшие полгода-год)) А там может и страсти поутихнут, может и не интересно будет.

  3. December 19, 2014 at 19:15

    Сегодня пришла посылка с исправленными жетонами элементов. Теперь что-бы достать жетон из держателя надо приложить силу.

    К тому же разработчики прислушались к жалобам на то, что в держателях для жетонов цвета на картонке с отверстиями и на задней картонке не совпадали и прислали наклейки исправляющие сей недостаток. Так что в следующий раз варить зелья будет ни только интересно, но и удобно =).

    • December 19, 2014 at 22:25

      Отлично, надо опробовать!

  4. VK :)
    January 11, 2015 at 00:15

    Заманчиво! А где такую игрушечку добыть? 🙂 Откуда заказывать? Подскажите для чайников 😉

    • January 11, 2015 at 12:43

      Можно тут попробовать, но с доставкой недешево получится. Во многих местах, где была адекватная цена, игра уже распродана (например, здесь), надо ждать restock или когда до наших магазинов доберётся.

      • VK :)
        January 11, 2015 at 15:00

        Спасибо!

  5. Александра
    February 6, 2015 at 02:05

    сыграли два раза, игра нравится до щенячьего восторга, но не очень понимаю, зачем выкладывать на табличку результаты смешения и как вообще можно что-то узнать из чужого результата смешивания, ингредиенты-то все равно неизвестны О_о

    • February 6, 2015 at 10:27

      Кое-что почерпнуть для себя можно. Особенно, если тщательно следить, кто какие карты берёт с рынка и какие теории выдвигает. То есть, если игрок пишет теорию с синим плюсом, а до этого намешал синий минус, то это уже как-то подозрительно, и я бы так сразу вряд ли бы присоединялся к его теории 🙂

  6. MoRPHiNe
    February 10, 2015 at 13:08

    Привет! А как часто сейчас появляется на вашем столе Alchemists? Ну в смысле реиграбельность и плотность значимых решений на партию интересуют, когда сойдет на нет первый “вау”-эффект:) Просто игра вдруг начала выглядеть привлекательно для меня (такое часто бывает, что долгое время вроде совершенно не трогает, а потом вдруг что-то щелкает – и “хочу-хочу”:)), но некоторые отзывы на БГГ таки смущают (пишут и про сомнительную реиграбельность, и про линейность и предсказуемость процесса после первых пары партий)…

    • February 10, 2015 at 14:06

      Коробка не моя, поэтому объективно судить тяжело. Друзьям недавно прислали компоненты на замену, и мы договорились как-нибудь собраться (желание есть). Они четыре партии отыграли и пока очень довольны. Говорят, что с каждой открываются новые прикольные возможности и стратегии. Линейность и предсказуемость…. думаю, на уровне обычных евро. Тут просто нужно понять, насколько интересна будет вся эта фишка с зельеварением тебе и твоей компании.

  7. Ильшат
    February 17, 2015 at 07:08

    а переводили ли текст на картах и или правила?

    • February 17, 2015 at 10:20

      На Тесере в карточке игры уже есть правила на русском.

  1. November 19, 2014 at 20:38

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.