Гластонбери – горшочек, вари!
Выкладываю небольшой обзор Гластонбери (Glastonbury), локализации обновлённого издания немецкой игры Медный котёл (Kupferkessel Co.) от российского издателя Cosmodrome Games, вставшего на путь исправления после таких нашумевших “собственных разработок”, как 500 злобных карт и Оливье.
Когда я слышу фразу, что “в этой игре мы будем варить зелья”, то почти всегда это подразумевает банальный сбор сетов. Не исключением стала и Гластонбери, только тут данная механика приправлена тремя оригинальными моментами: принципом выбора карт, запретом на просмотр своей руки и хитрым подсчётом очков.
В набор начинающего волшебника входят четыре фигурки магов и колода карт, которая преимущественно состоит из ингредиентов и заклинаний, характерных для всякого рода колдовских штучек. Задача игроков – доверху набить свой волшебный котёл различными корешками, косточками, куклами Вуду и т.д., и сварить из всего этого могущественное заклинание, которое принесёт больше всего победных очков.
Каждому участнику выдаётся деревянный болванчик, карта-памятка и уже упомянутый котёл. Ингредиенты и заклинания тщательно перемешиваются, после чего из них формируется сетка размером 6х6 карт. Получившийся магический шкаф обрамляют четыре специальные угловые карточки. Изначально они тоже были квадратными, но мы их сразу закруглили, – не зря же на них нарисована пунктирная линия.
Итак, разместив фигурки по углам карточного поля, игроки приступают к зельеварению. Правила сего действа просты до безобразия. В свой ход ты сперва двигаешь своего подопечного вокруг шкафа, а затем берёшь любую карту из ряда, напротив которого остановился. Изюм же в том, что число перемещений строго диктует верхняя карточка в котле. Получается, что беря один ингредиент, ты подготавливаешь почву для взятия другого.
Как я уже говорил, стыренный из шкафа предмет кладётся в котёл поверх остальных. Просматривать стопку запрещено, придётся запоминать, какие сеты собираешь.
Каждый тип ингредиента представлен в колоде четырьмя карточками номиналом от 1 до 4. Это важно, ибо система начисления очков тут с подковыркой – полезность сета зависит от числа карт в нём и цвета ингредиента (прямоугольника с циферкой).
Если удалось раздобыть лишь одну карту, то указанная цифра станет штрафными очками; если две, то карты не принесут ничего. Плюсовые очки начинаются лишь с трёх одинаковых предметов. В этом случае игроку полагаются очки, равные сумме цифр. Ежели получилось собрать все четыре карточки одного типа, то получишь пять очков бонусом. Но и это ещё не всё. Если цвет ингредиента совпадает с цветом игрока, то очки удваиваются! Причём, как плюсы, так и минусы.
Что касается заклинаний, то их четыре вида. Одни можно использовать только единожды (просмотреть все карты в своём котле или заставить оппонентов сбросить верхний ингредиент), другие указанное количество раз (взять любую карту из шкафа или походить повторно после бесполезной остановки рядом с угловой картой).
Да, есть ещё магический порошок со значением “0”, его можно добавить к любому набору в качестве джокера.
Вот и вся суть. Бегаем, как угорелые, вокруг шкафа, собираем карточки и активируем заклинания.
На место взятых карт тут же кладутся новые из колоды. Как только колода иссякнет, и один из игроков возьмёт последнюю карту из какого-либо ряда, то партия заканчивается. После этого игроки штудируют свои котлы и подсчитывают очки за укомплектованные и не очень сеты.
В игре ещё предусмотрен продвинутый режим с картами рецептов. Это такие своеобразные цели, которые участники, получив по две штуки в начале партии, держат в секрете. Рецепты поощряют дополнительными очками за выполнение указанных условий, которые обычно касаются лидерства в конкретных типах ингредиентов. Но есть среди них и такие, что слегка балансируют игру, поощряя отстающего. Они дают по 10 очков, если у тебя меньше всего ингредиентов, карт наивысшего номинала (с четвёрками), или наоборот, больше всего единичек.
Как вы уже поняли, для опытных игроков Гластонбери не станет каким-то открытием. Лукавить не буду, игра слишком проста, однообразна и несколько хаотична. Честно говоря, нам было более-менее интересно только с картами рецептов. В этом случае появляется выбор, гнаться ли за обычным сетом или набирать ингредиенты согласно выпавшим целям. А так, в принципе, процесс довольно тривиален: запоминай, кто на что налегает, собирай нечто отличное, да порти жизнь остальным, уводя из-под носа их цвета, дабы избежать удвоения.
Вот в качестве семейной забавы игра, можно сказать, образцовая. Механики сбора сетов и программирования фишки верхней карточкой в котле работают слаженно и гладко, плюс несут в себе некую образовательную мысль, развивающую устный счёт и память. Забавно, когда под конец партии из-за обилия типов предметов теряешь бдительность и начинаешь сомневаться в правильности своего выбора.
Картинки тоже великолепны, сомнения вызывают лишь откровенные изображения глазных яблок и костей, но, как мне кажется, современного ребёнка этим уже не испугаешь. Единственное, что после первой партии вызывает лёгкое недоумение, так это трудоёмкий подсчёт очков, который уж очень контрастирует с отточенностью идей и лёгкостью правил. А так, вполне годный филлер, с моей стороны на твёрдую шестёрку, но тут целевая аудитория несколько иная.
Похоже, что игра на уровне Сумасшедшего Лабиринта. Для домашней игры с детишками должно быть очень даже неплохо.
Владимир, спасибо за обзор!
Не за что 😉