Five Tribes: The Artisans of Naqala: как пять племён превратились в шесть
На днях преподнёс Кате небольшой презент – дополнение к её любимой игре Five Tribes под названием The Artisans of Naqala. Коробочка была тут же выпотрошена и опробована.
Оставаясь верными себе, Days of Wonder не поскупились на красивую обёртку – дополнение встречает нас не только яркой иллюстрацией сосредоточенного мага и его подруги, но и удобным органайзером. Только в данном случае он абсолютно бесполезен, так как вряд ли кто-то будет хранить новые компоненты отдельно.
Как следует из названия, доп посвящён новому фиолетовому племени ремесленников, фишки которого добавляются в мешок к остальным разноцветным обитателям султаната. Ремесленники обладают двумя свойствами. Первое схоже с особенностью старейшин (белые миплы) и визирей (жёлтые). Это означает, что снятые с поля фишки оставляются себе и в конце партии принесут очки: по 2 каждая или по 3, если у игрока их больше всего.
Второе свойство связано с другим новшеством дополнения – жетончиками ценных и магических предметов. Убирая с тайла фиолетовых миплов, игрок получает случайные жетоны предметов по числу ремесленников, после чего выбирает себе один, а остальные скидывает лицом вверх.
Предметы бывают двух типов: драгоценности, которые банально дают победные очки, и всякие уникальные магические безделушки, снабжающие хозяина полезными свойствами. Их не так много, поэтому перечислю все.
Огненный ятаган позволяет убить на одном тайле сразу двух миллов. Если это приводит к опустошению тайла, то его тут же разрешается захватить. С помощью волшебной лампы игрок бесплатно берёт себе любого джинна из доступных, либо тянет случайного с верха колоды. Заколдованной флейтой можно призвать до пяти миплов на выбранный тайл с соседних. Ковёр-самолёт во время распределения фишек позволяет бросить последнюю на любую локацию. Кольцо возрождения разрешает взять из сброса любой жетон драгоценного или магического предмета. Талисманом бури можно переместить ранее выставленного на поле верблюда на любой незанятый тайл. И наконец, рог изобилия даёт возможность восполнить ряд ресурсов и затем разложить карточки по своему усмотрению.
Стоит добавить, что все магические предметы одноразовые, но ими можно пользоваться в любой момент своего хода (правда, за ход лишь одним).
С дополнением увеличилось и игровое поле, оно теперь на целый ряд больше и представляет собой квадрат 6х6 тайлов. Среди новых локаций непроходимая пропасть (в прямом смысле); два специальных рынка, где за 4 монеты можно взять любую карточку из ряда ресурсов; и три мастерские, где дозволено обменять ремесленника или двух рабов… ой, простите, факиров на один случайный предмет. Откуда факиры, спросите вы? Кто не в курсе, Days of Wonder под натиском негодующей общественности перерисовали рабов, сделав из них факиров. Из-за этого теперь приходится считаться с разными символами. Никаких особых трудностей это не вызывает, но в целом ситуация забавная.
Да, ещё две стороны каждой мастерской помечены символом препятствия – это означает, что после подготовки на них следует поставить фишки гор, которые так же, как и пропасть, блокируют движение.
Новых джиннов четыре штуки, а если быть точным, то и вполовину меньше, так как два джинна – это перерисованные на новый лад Boaz и Kandicha. В их свойства просто добавили ремесленников.
К сожалению, символику Kandicha настолько упростили, что придётся постоянно заглядывать в памятку. Напомню, что Boaz защищает фишки игрока от асассинов, а Kandicha даёт различные плюшки за убиство миплов. В случае ремесленников – их не только оставляешь себе, но и вдогонку берёшь случайный предмет (неплохо так).
Что касается новых джиннов, то один приносит по 3 очка за каждый добытый драгоценный предмет, а второй на 2 очка повышает ценность фиолетовых фишек.
Последнее новшество – шатры. Каждому игроку достаётся по одному. Работают они так же, как и верблюды, то есть ставятся на тайл, с которого были сняты все миплы. Отличие в том, что в конце партии шатёр приносит не только очки, указанные непосредственно на подконтрольном тайле, но и по одному очку за каждый соседний красный тайл (и за себя тоже).
Кому не хватало в Five Tribes паралича анализа, могут возрадоваться – с Artisans of Naqala его стало ещё больше! Да ладно, шучу, это заморские настольщики всё жалуются на даунтайм, на самом деле всё не так уж и плохо, главное быть внимательным.
Разумеется, новые элементы слегка притормозят игру по причине дополнительных манипуляций во время подготовки, а также экстра опций, касающихся нового племени, тайлов и жетонов предметов. Поэтому, если среди ваших товарищей присутствуют склонные долго и тщательно всё просчитывать, то прежде чем брать дополнение, хорошенько подумайте, ведь с ним их ходы станут ещё длиннее.
Мне доп понравился. Более того, он меня буквально спас, так как играть с Катей в надоевшую базу уже не было сил. Плюсы его в том, что оно сравнительно недорогое, добавляет вариативности и особо не усложняет правила. Для меня приятным бонусом стало ещё и то, что все эти шатры и горы оживляют довольно сухой абстракт и придают ему чуточку атмосферы. Да и жетончики привносят случайности и интриги, а с новым цветом ремесленников стартовая раскладка получается более разношёрстной.
Кстати, когда возьмёте дополнение в руки, особо не обольщайтесь, веса ему придаёт тяжёлый блокнот, а самих компонентов тут не так уж и много. Хотя это даже хорошо, потому что они легко помещаются в базу. Жаль только, что новым тайлам не хватило места в соответствующей ячейке, было бы идеально.
Если подытожить, то коробочка полна приятных мелочей, которые вроде и не нагружают процесс, но в то же время добавляют ему глубины. Новые действия за счёт ремесленников/тайлов, хитрые комбинации с участием жетонов предметов и непроходимые участки призваны продлить удовольствие от хорошей игры. Конечно, без этого допа можно спокойно обойтись, но если вам, как и мне, база уже наскучила, то Artisans of Naqala – отличный рецепт, как её освежить.
В конце небольшое лирическое отступление, в котором хочется поделиться мыслями о дополнениях в целом. На днях как раз обсуждали данную тему со знакомым и сошлись на том, что если у тебя много игр, то дополнения покупать вообще не стоит (если это не ЖКИ, в которые часто играешь). Во-первых, после перерыва приходится вспоминать кучу правил, листая сразу несколько книжек, что очень раздражает. Во-вторых, если подключаются новички, то чтобы их не нагружать, желательно вычленить лишние компоненты, что опять-таки занимает прилично времени. В итоге, открывая шкаф и глядя на игру с парой-тройкой допов, ты понимаешь, что тебе просто лениво во всём этом разбираться, после чего берёшь с полки что-то попроще. Навеяно раздумьями о многочисленных грядущих дополнениях. Вроде бы и хочется, но в то же время вместо этого можно купить новых настолок!
o dopolnenijah – gljadja na BGG, chasto vizhu tam kult dopolnenij, hotja i sam nemnozhko etim zarazilsja. Ljublju mini-dopolnenija, kotorie pridajut raznobrazija igre. Esli dopolnenie stoit pochti stolko zhe, skolko baza, togda esche 100 raz podumaju – stoit li eto (odin primer – ja zaplatil za “Ghost Stories: White Moon” v svoe vremja pochti stolko, skolko za bazu, hotja v “Ludo” seichas eto dopolnenie mozhno kupitj za 23 evro).
Культ дополнений, культ новья – есть такое. Многие занимаются собирательством, но забывают играть 🙂
К слову, Луна – отличное дополнение, без него не представляю Ghost Stories. В своё время тоже переплатил, и нисколько не жалею.
Хм, мы играем без, и мне и так очень нравится.. Чем так нужен этот доп? Может, мне тоже надо, а я не знаю? 🙂
Там много всего классного: жители, артефакты, новые монстры, Су-Линь. Просто бить монстров не так интересно, а вот когда надо решать вопросы логистики перепуганного населения, то игра раскрывается по-новому. Да и красный монах становится чуть ли не самым полезным.
Тогда надо подумать. Вдруг муж оценит дополнение, ему тоже просто бить не так интересно %)
Спасибо за обзор!
Действительно, база после десятка партий здорово приедается и игры в FT превращаются в соревнование на внимательность. А тут жетоны должны привнести интригу и разнообразие.
Счёт улыбает, понятно, что на двоих, но всё равно ещё пара дополнений и можно догнать РЖД 🙂
Кто всё же победил?
А по поводу дополнений, соглашусь, но всё же есть игры (помимо ЖКИ) в которых без дополнений никак, т.к. они “допиливают” базу до нужного состояния. Brugge, Village, Keyflower, 7 Wonders – яркие примеры.
Пожалуйста!
В РЖД сколько там очков можно было набрать, 400, 600? Забавно, конечно 🙂
Победила дружба! (Пока Катя не видит – я. Как раз попробовал собирать ремесленников и купил пару новых джиннов).
А я посмотрела обзор на Dice Tower и не удержалась, тоже заказала :)) Едет уже ко мне. Все-таки очень люблю эту игру, за без малого год не приелась совсем, поэтому решила взять доп, чтобы еще больше продлить удовольствие.
Вот я и говорю, девчачья игра 🙂
Как ни странно, видить все эти комбинации у девушек получается гораздо лучше и быстрей.
Я торможу жутко. Катя ругалась – не верил. Так она тайно засняла на телефона, как я минут 5 думаю, а потом ещё пять раз меняю ход :Р
Мой муж так же делает, даунтаймит страшно, но я всё равно люблю эту игру 🙂
то же самое с какими-нибудь клёвыми аксессуарами: любуешься – надо брать. в корзину добавляешь – ёмаё, это же стоимость ещё одной новой игры!
Это точно. Я вот второй год жадничаю на Эссене. Там такие классные большие кубы продают, а мне всё 5 евро жалко. Ведь это почти один филлер 🙂
Es arī lēnām esmu nonācis pie secinājuma, ka bez paplašinājumiem var iztikt, tā vietā labāk jaunu spēli nopirkt. Sākumā likās – visus paplašinājumus vajag. 🙂 Tā arī Five Tribes – ļoti patīk, bet paplašinājumu neņemšu, tāpat laba spēle.
Все говорят: “Девчачья игра”, а мне нравится!:)
Доп возьму
А я к порталовскому Legacy возьму. Дождался!