The Prodigals Club – дебоширь и отрывайся!
Мой тёзка, чешский дизайнер Владимир Сухи, продолжил тему расточительства в настольных играх: в прошлом году его соревнование по быстрому спуску наследства Last Will обзавелось самостоятельным преемником под названием Prodigals Club (Клуб транжир). На минувшей неделе новинку удалось опробовать.
Игры разделяют не только похожую тему, но и механики. Из Last Will позаимствован и карточный движок, и размещение рабочих, а это почти всё. Что касается идеи, то вместо швыряния деньгами, игрокам предложат завалить выборы, распродать всё имущество и окончательно подпортить свою репутацию в глазах высшего общества. Каждый из этих способов транжирства представлен в игре отдельным модулем, состоящим из поля, набора карт и вспомогательных жетонов. В партии можно использовать любые два модуля или сразу все три.
Как и в Last Will, на каждом из полей имеются места под конкретные карты и локации, куда можно ставить свои “шапочки” и тем самым активировать указанные действия. Хоть и все модули работают по схожему принципу, у них имеются и свои отличительные особенности. Например, в случае с выборами это специальные политические жетоны, которые складываются в мозаику и снабжают игрока дополнительными символами развлечений (два одинаковых соприкасающихся значка = 1 символ для эффектов карт).
При игре с репутацией – тройной общественный трек и бабка-сплетница Беатрис, которую все ненавидят уже с первого раунда (она штрафует, если жетончики на треках соответствуют расположению, указанному на её жетоне).
Ну а последний модуль выделяется тайлами имущества – их следует выгодно обменивать и продавать.
Да, есть ещё центральное поле со своей мини-колодой и парочкой действий. Одно из них, установка новой очерёдности хода, немаловажно, ибо карты на раунд выходят случайным образом, а локации с действиями вмещают лишь по одной фишке и тут же блокируются.
Партия длится пять раундов, или до тех пор, пока кто-либо из игроков не снизит один из показателей успеха до нуля (тут, чем меньше очков, тем лучше). В начале каждого раунда обновляется рынок доступных карт и жетонов. Затем игроки по очереди расставляют свои фишки и выполняют соответствующие действия. Половина действий на поле сводится к получению карт. Эти карты разыгрываются после фазы размещения рабочих.
Карты бывают двух типов. С белой рамкой – одноразовые, после использования они сбрасываются. Это всякие события и мероприятия. Эффекты некоторых усиляются сбором сетов.
Карты с коричневой рамкой – это персонажи, их можно “заселять” на свои планшеты и активировать каждый раунд. У персонажей свойства завязаны преимущественно на символы развлечений.
Типичный эффективный ход выглядит примерно так. Например, играем с репутацией и выборами. Одним действием спускаем маркер на общественном треке на позицию со значком домика. Другим берём политический жетон и пристраиваем его к своему пазлу таким образом, чтобы получить ещё один символ домика (там уже два). Третьим действием берём с центрального поля одноразовый спец-тайл, на котором на раунд можно выбрать два виртуальных символа. Конечно же, берём два дома. Финальный штрих: в фазу розыгрыша карт активируем персонажа, отнимающего по два голоса за каждый домик. Минус 10 очков одним махом – неплохо (напомню, задача игрока набрать как можно меньше очков).
Вот примерно в таком ключе и проходит игра. Как я уже говорил, завершается партия в двух случаях: когда кто-либо дойдёт на одном из треков до нуля (или спустится ниже) или по истечении пяти раундов. Результат игрока определяется по наивысшему количеству очков среди всех модулей. Допустим, если на треке выборов у меня осталось 8 голосов, а имущества в сумме на 12 монет, то мой результат – 12. Финальный подсчёт очень понравился, он подстёгивает развиваться равномерно и требует всё время корректировать свою стратегию.
Сразу скажу, что предшественница для меня не является шедевром, просто хорошая игра с оригинальной темой разбазаривания денег. Хотя в Last Will есть запоминающиеся моменты, которыми она может похвастаться: забавные иллюстрации всяких увеселительных мероприятий; механика обесценивания и починки недвижимости; необходимость одновременного планирования доступных рабочих, очков действий и добираемых карт. К сожалению, Last Will не балует реиграбельностью, карт с по-настоящему уникальными свойствами там не так уж и много, да и связки/комбинации выходят довольно куцыми и незначительными.
Посмотрим, есть ли изменения в лучшую сторону в Prodigals Club? Во-первых, три разных модуля заметно разнообразят партии. Можно комбинировать по два, а можно использовать сразу все три для более мозголомной игры. Кстати, в правилах сказано, что Prodigals Club поддерживает в качестве дополнительного модуля и Last Will, но я бы не рискнул их смешивать – уж больно это внедрение притянуто за уши. Как мне кажется, получится совсем не элегантная каша, ведь есть отличия и в механиках, и в символике на картах.
Во-вторых, больше свободы во время своего хода. Теперь не надо планировать ни посыльных, ни очки действия. На каждый раунд у тебя есть определённое число рабочих, действия же ограничиваются картами на руках и собственным желанием их разыгрывать.
И наконец, в-третьих, комбинации теперь более сложные и закрученные, а завязаны они, в основном, на символах развлечений. Также появилось больше планирования и элемент со сбором сетов. К слову, в последних раундах, этого планирования становится выше крыши, и ходы уже длятся минут по пять (для наиболее эффективного применения карт важно продумать порядок их розыгрыша). С одной стороны это хорошо, есть где подумать, а с другой – долго ждать своей очереди.
В противовес плюсам имеются и некоторые неоднозначные моменты. К примеру, со всеми этими треками и символами игра слегка потеряла в атмосфере. Благо, шуточные картинки всё ещё остались. А вот достаточно тематичная часть с недвижимостью и усилением карт с помощью помощников отсутствует. Но это не удивительно, ведь автор старался сделать хоть и похожую по смыслу, но всё же самобытную игру.
Это я к тому, что игра воспринимается суховато, по сути мы просто набираем карточки, а потом с их помощью двигаем свои маркеры по трекам. Да, в иллюстрации и описание механик попытались вдохнуть тему, но на деле всё выглядит довольно абстрактно. Взять, допустим, эту мозаику из политических жетонов.
Если сравнить по итоговым ощущениям, то выделить какую-то одну игру сложно. Для себя не вижу смысла брать Prodigals Club, имея Last Will с дополнением, элементы которого также присутствуют в новинке. Но если пытаться оценивать объективно, то наверное посоветовал бы Prodigals Club. Три модуля решают. Сам ей поставил ровно столько же, сколько и Last Will – 7,5/10.
Мне она показалась по правилам скорее перегруженным вариантом Last Will.
На самом деле, ничего сложного. Модули отличаются только 1-2 элементами. Мы в правила в первой партии заглядывали не чаще, чем когда пробовали Last Will. Другое дело, что всё воспринимается как-то искусственно что-ли. В Last Will была цельная идея и реализация.
Я тут увидел Last Will на барахолке и не удержался. А ведь хотел купить именно Prodigals. Эх, теперь ещё больше запутался.
Случаем нет у вас правил на русском?
К сожалению, нет.