7 Ronin – Семь самураев по-польски
Небольшой обзорчик дуэльной игры 7 Ronin, повествующей о стычках между голодными ниндзя и самураями-наёмниками. Игрушка продавалась на прошлогоднем Эссене на стенде так называемого “Объединения мелких польских издательств”. Попробовать “Семь ронинов” удалось благодаря другу, который попросил привезти ему коробочку с выставки.
7 Ronin – игра ассиметричная. Один игрок управляет армией грабителей-ниндзя, напавших на ветхую японскую деревушку, а другой – семью ронинами, нанятыми для защиты мирных жителей. Задача бандитов – захватить пять локаций деревни, постепенно задавливая противника числом. Что касается самураев, то им необходимо “просто” продержаться восемь раундов.
Каждый раунд стороны пытаются предугадать действия соперника, так что, по сути, перед нами этакий мини tower defence с элементами “угадайки”.
Перед тем, как рассказать о ходе партии, пару слов об оформлении и компонентах. Понравилась коробка: она компактная, очень плотная и с такой сочной атмосферной иллюстрацией. Это вам не скучный мужик со стеклянными глазами, теребящий в руке перо или горстку монет.
Внутри тоже всё миленько и качественно. На деревяшках заострять внимание не буду, они обычные, хотя так и напрашиваются какие-нибудь мелкие кастомные миплы (может, в делюксовой версии от Grey Fox Games будут, она должна скоро выйти). А вот игровое поле и планшеты игроков внимания заслуживают. Поле прорисовано очень здорово, и в то же время на нём умело замаскированы места под кубики, указывающие на лимит ниндзя для каждой из локаций.
Касаемо планшетов – они хранятся за ширмами, выполненными в виде зарослей бамбука, и дублируют центральное поле. Но это не просто уменьшенные копии, а тематичные наброски убранства деревни.
У ронинов карта аккуратно нанесена на холст, а у ниндзя – на скорую руку расчерчена на песке, причём, лимит воинов обозначен камушками. Во-первых, стильно, а во-вторых, такое внимание к деталям заслуживает похвалы.
Ну а теперь о главном, об игровом процессе. Подготовка к партии заключается в следующем. Сперва в центр стола кладётся поле деревни, на котором располагается трек раундов. Далее каждый получает по ширме и мини-карте.
Игрок-бандит берёт себе 40 чёрных кубиков ниндзя – это, можно сказать, его армия на всю партию. Остальные 10 кубиков (подкрепление) кладутся рядом с полем.
Игроку-самураю достаётся семь цветных фишек и тайлов ронинов. На тайлах всего два параметра: способность и запас здоровья.
После подготовки всё выглядит примерно так:
Каждый раунд начинается с фазы планирования. Пока игрок-самурай тайно распределяет ронинов (в каждую локацию деревни он может поставить лишь одного), игрок-бандит выбирает, в какие регионы послать отряды.
Ограничения и условия для грабителя указаны на треке раундов: цифра – это максимальное число локаций, куда можно совершить набеги (исключение – центральная локация, туда всегда можно послать одного ниндзя); засечка-номер раунда – это минимальное количество ниндзя, которое следует выставить, а черепок – дополнительные потери для агрессора.
После того, как кубики и диски распределены, ширмы вскрываются, и все воины переносятся на центральное поле. Начинается бойня!
Сперва защитник в любом порядке разыгрывает способности своих ронинов. Затем ниндзя, находящиеся в одной локации с самураями, мутузят охрану – кубики становятся ранениями и переносятся на тайлы ронинов. И, наконец, бандиты, оставшиеся без присмотра, захватывают соответствующие локации и тут же могут воспользоваться их свойствами.
Как видно, хлопот у бандитов хватает: им нужно постараться как-то обхитрить ронинов, чтобы пользоваться свойствами локаций, плюс поскорей добивать подраненных самураев и бережно относиться к отрядам, так как их запас не безграничен. У деревенских стражей задача попроще: им следует контролировать самые опасные для них локации, а также наиболее эффективно пользоваться своими способностями.
Понятно, что способности ронинов направлены на уничтожение противника и помощь товарищам. Например, Мусаши автоматически убивает одного ниндзя своим острым мечом, Таико излечивает ранку у любого самурая, а Йобу перебрасывает бандитов в соседние локации.
С другой стороны, свойства локаций деревни здорово помогают агрессору. Допустим, захватив сторожевую башню, нинздя наносят по одному ранению самураям, находящимся в смежных локациях. А притаившись в амбаре, бандиты получают подкрепление в виде двух кубиков.
Стоит отметить, что в конце каждого раунда уцелевшие ронины возвращаются обратно за ширму, тогда как бандиты, которым удалось захватить локации, остаются на поле. Следовательно, несмотря на лимит в 1-3 ниндзя, атакующий сможет постепенно наращивать свою армию, усложняя жизнь ронинам.
Как я уже говорил, в поздних раундах отряды бандитов будут сокращаться на один кубик. Тематически это означает, что, мол, операция затянулась, и у воинов начинаются проблемы с провизией. Посему, распоряжаться ими следует с умом. Не кидать по-максимуму, а расставлять экономно, не забывая про локации, позволяющие получить подкрепление.
Партия заканчивается в пользу бандитов, как только им удаётся захватить пять локаций (или четыре, если среди них два поля), или они убивают всех ронинов. Ронины побеждают, если у них получается продержаться восемь раундов, или если армия бандитов полностью разбита.
Шедевром 7 Ronin не назову, но игрушка однозначно приятная. Играть было интересно за обе стороны. Бандитам приходится туго. Они мрут, как мухи, да и кубики постепенно заканчиваются. Отдушина наступает только, когда удаётся хоть кого-нибудь прихлопнуть. А вот сила ронинов придаёт уверенности. Их малое число сбалансировано живучестью и возможностью выставлять сразу всех. Хотя, когда раны постепенно заполняют тайлы, становится не по себе, кажется, что вот-вот наступит конец.
Быть может, стартовые раунды не такие интересные, в них соперники лишь прощупывают почву, совершая хаотичные вылазки, но ближе к середине появляется и азарт, и удовлетворение от успешных действий. Постоянные мысли игрока-бандита о том, сколько кубиков и куда выставить, для игрока-самурая компенсируются возможностью планировать и проворачивать мини-комбы за счёт свойств ронинов.
Интересно, что в первых партиях ронины у нас сливали без шансов. На это было две причины. Первая – мы ошиблись с резервом ниндзя и выдавали 45 кубиков (потому что в правилах было нарисовано, что отложить следует 5, а написано, что 10). Вторая – нам ещё не хватало опыта. Потом пришёл хозяин игры и разбил моих ниндзя в пух и прах. Просто с опытом вырисовываются определённые стратегии, какие локации и кем следует держать. Но это не значит, что ронинов нельзя перехитрить. Конечно, новичку будет сложно, но лазейки есть.
Помимо очевидного плюса в виде ассиметричности игры, то есть возможности побывать в шкуре, как бандитов, так и самураев, отмечу ещё простые правила (поначалу, правда, придётся заглядывать в памятку по символам) и время партии (15-20 минут). Ну, и оформление я уже хвалил.
От меня 7 Ronin получает 7/10. Игру можно смело рекомендовать любителям тактических противостояний с предугадыванием действий соперника. Не всё же карты шлёпать на стол. Тут вам и симпатичное поле, и ширмы, и планшетики. Такой быстренький филлер на подумать с японским колоритом.
Оформление класс! И процесс заинтересовал, звучит любопытно
Да, вот решил написать: игра неплоха, а в рунете по ней инфы нет совсем.
А точно ронинов можно ставить по одному на локацию? Смущают иероглифы “человек” на карте – от 1 до 3 в локациях. Или это подсказка, сколько может появиться бандитов в этом месте, ведь соответствует другой карте.
Точно, точно. Там просто то же самое, что и у бандитов на планшете. Чтобы было видно, сколько их может появиться. Но у одной рониншы (Тасуке) свойство, что она может находиться в одной локации с другим самураем.